Запрет впадать в гнев

Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, Ска­зал:

- Однажды к пророку, (с.г.с.), явился какой-то человек, который сказал: "Дай мне совет". Он сказал: «Не гневайся». После этого тот неоднократно повторил (свою просьбу, но каждый раз пророк, (с.г.с.), говорил: «Не гневайся».

Таким образом, сначала этот человек посчитал, что совет пророка(с.г.с.), относится к чему-то частному, тогда как он хотел получить универсальное наставление, в связи с чем и повторял свою просьбу. Однако после того, как пророк, (с.г.с.), несколько раз дал ему один и тот же ответ, он понял, что эти слова относятся ко всем случаям, и это соответствует действительности.

В словах пророка, (с.г.с.),: «Не гневайся» содержатся два важ­ных веления.

Во-первых, он велит делать то, что приводит к желаемому, придерживаться благонравия, кротости и терпения и приучать свою душу переносить те обиды, которые могут наносить челове­ку люди своими словами и поступками. И если рабу Аллаха удастся достичь этого, он переносит приступы гнева с помощью своего благонравия и противопоставляет им кротость, терпение и знание том, что это приведёт к хорошему исходу. Дело в том, что веление делать что-либо в то-же время является и велением делать то, без чего этого достичь невозможно. С другой стороны, запрет на что-либо представляет собой веление делать нечто противоположное, а также делать то, что поможет рабу Аллаха избежать совершения запретного, и веление, о котором идёт речь, как раз и является таковым.

Во-вторых, он велит человеку не обнаруживать свой гнев, ес­ли он овладеет им, поскольку в большинстве случаев человек не в состоянии не поддаваться гневу, но он может не проявлять его. Это значит, что, если человеком овладеет гнев, он не должен ни говорить, ни совершать того запретного, к чему гнев будет подтал­кивать его. Если же человек удержит себя от вредных проявлений гнева, это будет означать, что он будто бы и не гневался. В свою очередь, это позволит разуму и сердцу раба Аллаха обрести совершенную силу, относительно чего пророк, (с.г.с.), сказал:

«Не тот силён, кто побеждает часто, силён лишь тот, кто (способен) владеть собой в гневе» [1], А ль-Бухари и Муслим.

О совершенстве силы раба Аллаха свидетельствует его способ­ность не давать силе страсти и силе гнева доводить его до дурного, и направлять две эти силы к тому, что может принести пользу в религиозных и мирских делах, а также к отражению того вредо­носного, что они в себе заключают.

Лучшим из людей является человек, желания и устремления которого соответствуют тому, что принёс с собой посланник Аллаха, (с.г.с.), а гнев направлен на то, чтобы истинное одержало победу над ложным. Худшим же из людей является тот, кто поддаётся влиянию своих желаний и своего гнева, а силу и мощь дарует один лишь Аллах.

[1] Этот хадис передаётся со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Ал­лах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: