Сообщается, что Абу Муса Аль-Аш'ари, да будет доволен им Аллах, сказал: "Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
Поистине, праведный товарищ и дурной подобны продавцу мускуса и (человеку) раздувающему кузнечные меха. Что касается продавца мускуса, то он либо подарит тебе (что-нибудь из своего товара), либо ты купишь у него что-то, либо ощутишь от него аромат. Что же касается раздувающего меха, то он либо прожжет твою одежду, либо ты ощутишь от него зловоние.
Аль-Бухари и Муслим
Этот хадис побуждает к выбору праведных друзей и предостерегает от общения с неправедными.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) привел два вышеупомянутых примера, поясняя, что общение с праведным товарищем при всех обстоятельствах приносит тебе выигрыш и благо, так как он подобен продавцу мускуса, и ты получишь пользу от того, чем он обладает, либо получив это в подарок, либо купив его товар. По меньшей же мере ты будешь радоваться все то время, пока сидишь с ним, ощущая аромат мускуса.
|
|
Что же касается блага, которое раб Аллаха может получить благодаря праведному товарищу, то оно лучше благоуханного мускуса, так как он либо научит тебя тому, что принесет тебе пользу в религиозных и мирских делах, либо даст тебе искренний совет, либо предостережет тебя от того, что может тебе повредить, если ты не откажешься от этого, и он будет побуждать тебя повиноваться Аллаху, делать добро родителям и поддерживать связи с родственниками, станет указывать тебе на твои недостатки и призывать тебя к благонравию, давая тебе пример собственными словами и поступками. Человеку свойственно брать пример со своего собеседника и друга, а присущие людям от рождения свойства и их души ведут друг друга либо к благому, либо к дурному.
Наименьшая польза, которую может принести тебе праведный товарищ и которой ни в коем случае не стоит пренебрегать, состоит в том, что благодаря ему ты будешь удерживать себя от дурного и прегрешений из уважения к дружбе, желания превзойти его в благих делах и стремления возвыситься над злом. И ты будешь стремиться делать это, чтобы он продолжал защищать тебя и в твоем присутствии и в твое отсутствие, чтобы его любовь и его обращения к Аллаху с мольбами за тебя при жизни и после твоей смерти приносили тебе пользу.
От всего дурного, что было упомянуто нами, ты окажешься не в состоянии защититься самостоятельно, а кроме того, благодаря хорошему товарищу ты станешь поддерживать связь с людьми, общение с которыми принесет тебе пользу, и ты будешь заниматься полезными делами.
Всего полезного, что приносит дружба с праведными товарищами, невозможно даже перечислить, но каждому достаточно помнить, что о нем судят по тому, с кем он водит дружбу, и что он будет брать пример с того, кого любит.
|
|
Если же говорить о дружбе с дурными людьми, то результаты ее прямо противоположны тому, о чем мы упоминали выше. Они всегда приносят вред тем, кто дружит и общается с ними, и очень многих они привели к гибели либо сознательно, либо даже сами не подозревая об этом.
Вот почему одно из величайших благодеяний, которые Аллах оказывает верующему рабу, состоит в том, что Он помогает ему поддерживать общение с хорошими друзьями; а если Аллах подвергает человека испытанию дружбой с дурными людьми, то это становится наказанием.
Хорошие друзья приводят раба Аллаха к самым высоким вершинам, а плохие приводят его к нижайшему. Благодаря хорошим друзьям он приобретает полезные знания, достойные нравственные качества и совершает праведные дела, что же касается друзей дурных, то они лишают его всего этого.
Аллах Всевышний сказал:
В тот День, когда станет кусать (себе) руки несправедливый, восклицая: "О, если бы избрал я путь вместе с посланником! О, горе мне! О, если бы не брал я себе в друзья такого-то! Он увел меня от Поминания 245 после того, как оно пришло ко мне!" Шайтан (всегда) оставляет человека без помощи.
Различение, 27-29
245 Имеется в виду Коран.
ХАДИС ШЕСТИДЕСЯТЫЙ
бдительность верующего
Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
- Посланник Аллаха, (с.г.с.), сказал: «Верующего не ужалят дважды из одной и той же норы». Апь-Бухари и Муслим.
Пророк, (с.г.с.), привёл этот пример для того, чтобы показать, что верующий человек отличается совершенной осторожностью и бдительностью и что вера удерживает верующего от совершения того дурного, которое наносит ему вред. Если же он всё-таки совершает нечто подобное, то стремится поскорее покаяться и снова вернуться к Аллаху.
Покаяние будет полным в том случае, если человек впредь станет остерегаться того, что привело его к совершению греха. Это подобно положению того, кто некогда засунул руку в нору и был укушен змеёй, после чего он уже не протягивает руку к этой норе, памятуя о том, что случилось с ним в первый раз.
И подобно тому как вера побуждает человека исполнять свои религиозные обязанности, вызывая в нём огорчение в связи с какими-либо упущениями в этом, точно так же она удерживает его и от совершения дурного, а если он всё-таки допускает это, то стремится впредь не повторять подобного и не возвращаться к этому.
Этот хадис побуждает проявлять решительность и проницательность во всех делах, что требует знания обо всём полезном, чтобы заниматься этим, и знания всего вредоносного, чтобы избегать этого.
Кроме того, этот хадис побуждает избегать и всего сомнительного, так как приближение к этому может привести и к дурному.
Необходимо принимать во внимание всё, что приводит к дурному, и поэтому Аллах предостерегает верующих от возвращения к греховному, которое шайтан украшает перед людьми.
Аллах Всевышний сказал:
«Аллах увещает вас, чтобы вы никогда не возвращались к подобному, если вы верующие».
Свет", 17
Вот почему покаявшиеся из числа ощутивших вкус зла ненавидят дурное в большей степени, более настойчиво предостерегают от него других и больше опасаются его сами, ведь они на собственном опыте убедились в его отвратительных последствиях.
ХАДИС ШЕСТЬДЕСЯТ ПЕРВЫЙ