Выбор друзей

Сообщается, что Абу Муса Аль-Аш'ари, да будет доволен им Аллах, сказал: "Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

Поистине, праведный товарищ и дурной подобны продавцу мускуса и (человеку) раздувающему кузнечные меха. Что касается продавца мускуса, то он либо подарит тебе (что-нибудь из своего товара), либо ты купишь у него что-то, либо ощутишь от него аромат. Что же касается раздувающего меха, то он либо прожжет твою одежду, либо ты ощутишь от него зловоние.

Аль-Бухари и Муслим

Этот хадис побуждает к выбору праведных друзей и предостерегает от общения с неправедными.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) привел два вышеупомянутых примера, поясняя, что общение с праведным товарищем при всех обстоятельствах приносит тебе выигрыш и благо, так как он подобен продавцу мускуса, и ты получишь пользу от того, чем он обладает, либо получив это в подарок, либо купив его товар. По меньшей же мере ты будешь радоваться все то время, пока сидишь с ним, ощущая аромат мускуса.

Что же касается блага, которое раб Аллаха может получить благодаря праведному товарищу, то оно лучше благоуханного мускуса, так как он либо научит тебя тому, что принесет тебе пользу в религиозных и мирских делах, либо даст тебе искренний совет, либо предостережет тебя от того, что может тебе повредить, если ты не откажешься от этого, и он будет побуждать тебя повиноваться Аллаху, делать добро родителям и поддерживать связи с родственниками, станет указывать тебе на твои недостатки и призывать тебя к благонравию, давая тебе пример собственными словами и поступками. Человеку свойственно брать пример со своего собеседника и друга, а присущие людям от рождения свойства и их души ведут друг друга либо к благому, либо к дурному.

Наименьшая польза, которую может принести тебе праведный товарищ и которой ни в коем случае не стоит пренебрегать, состоит в том, что благодаря ему ты будешь удерживать себя от дурного и прегрешений из уважения к дружбе, желания превзойти его в благих делах и стремления возвыситься над злом. И ты будешь стремиться делать это, чтобы он продолжал защищать тебя и в твоем присутствии и в твое отсутствие, чтобы его любовь и его обращения к Аллаху с мольбами за тебя при жизни и после твоей смерти приносили тебе пользу.

От всего дурного, что было упомянуто нами, ты окажешься не в состоянии защититься самостоятельно, а кроме того, благодаря хорошему товарищу ты станешь поддерживать связь с людьми, общение с которыми принесет тебе пользу, и ты будешь заниматься полезными делами.

Всего полезного, что приносит дружба с праведными товарищами, невозможно даже перечислить, но каждому достаточно помнить, что о нем судят по тому, с кем он водит дружбу, и что он будет брать пример с того, кого любит.

Если же говорить о дружбе с дурными людьми, то результаты ее прямо противоположны тому, о чем мы упоминали выше. Они всегда приносят вред тем, кто дружит и общается с ними, и очень многих они привели к гибели либо сознательно, либо даже сами не подозревая об этом.

Вот почему одно из величайших благодеяний, которые Аллах оказывает верующему рабу, состоит в том, что Он помогает ему поддерживать общение с хорошими друзьями; а если Аллах подвергает человека испытанию дружбой с дурными людьми, то это становится наказанием.

Хорошие друзья приводят раба Аллаха к самым высоким вершинам, а плохие приводят его к нижайшему. Благодаря хорошим друзьям он приобретает полезные знания, достойные нравственные качества и совершает праведные дела, что же касается друзей дурных, то они лишают его всего этого.

Аллах Всевышний сказал:

В тот День, когда станет кусать (себе) руки несправедливый, восклицая: "О, если бы избрал я путь вместе с посланником! О, горе мне! О, если бы не брал я себе в друзья такого-то! Он увел меня от Поминания 245 после того, как оно пришло ко мне!" Шайтан (всегда) оставляет человека без помощи.

Различение, 27-29

245 Имеется в виду Коран.

ХАДИС ШЕСТИДЕСЯТЫЙ

бдительность верующего

Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

- Посланник Аллаха, (с.г.с.), сказал: «Верующего не ужалят дважды из одной и той же норы». Апь-Бухари и Муслим.

Пророк, (с.г.с.), привёл этот пример для того, чтобы показать, что верующий человек отличается совершенной осторожностью и бдительностью и что вера удерживает верующего от совершения того дурного, которое наносит ему вред. Если же он всё-таки со­вершает нечто подобное, то стремится поскорее покаяться и снова вернуться к Аллаху.

Покаяние будет полным в том случае, если человек впредь ста­нет остерегаться того, что привело его к совершению греха. Это подобно положению того, кто некогда засунул руку в нору и был укушен змеёй, после чего он уже не протягивает руку к этой норе, памятуя о том, что случилось с ним в первый раз.

И подобно тому как вера побуждает человека исполнять свои религиозные обязанности, вызывая в нём огорчение в связи с каки­ми-либо упущениями в этом, точно так же она удерживает его и от совершения дурного, а если он всё-таки допускает это, то стремит­ся впредь не повторять подобного и не возвращаться к этому.

Этот хадис побуждает проявлять решительность и проница­тельность во всех делах, что требует знания обо всём полезном, чтобы заниматься этим, и знания всего вредоносного, чтобы избе­гать этого.

Кроме того, этот хадис побуждает избегать и всего сомнитель­ного, так как приближение к этому может привести и к дурному.

Необходимо принимать во внимание всё, что приводит к дурно­му, и поэтому Аллах предостерегает верующих от возвращения к греховному, которое шайтан украшает перед людьми.

Аллах Всевышний сказал:

«Аллах увещает вас, чтобы вы никогда не возвращались к подобному, если вы верующие».

Свет", 17

Вот почему покаявшиеся из числа ощутивших вкус зла ненави­дят дурное в большей степени, более настойчиво предостерегают от него других и больше опасаются его сами, ведь они на собст­венном опыте убедились в его отвратительных последствиях.

ХАДИС ШЕСТЬДЕСЯТ ПЕРВЫЙ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: