Этот великий хадис содержит в себе указание на такую степень величия Творца, что это невозможно ни постичь разумом, ни выразить словами.
В этом хадисе посланник Аллаха, (с.г.с.)поведал нам, что Алл ах. будет говорить со всеми людьми без участия посредников и спросит каждого обо всех его делах: хороших и дурных, мелких и крупных, давних и недавних, о тех, которые рабы Его запомнят, и о тех, которые они позабудут. Величие Аллаха таково, что Он может одновременно сотворить всех людей и всех их наделить средствами к существованию, и Он может одновременно воскресить их, и Он может одновременно потребовать отчёта у всех людей. Благословен Тот, Кому принадлежат величие, слава и безмерная власть!
И когда Аллах станет требовать у них отчёта, не будет рядом с рабом его ни помощников, ни детей, ни богатств. Каждый предстанет пред Ним в одиночку в том виде, в котором Он сотворил его в первый раз, а справа и слева человека будут окружать его дела, требующие воздаяния благом или злом, и перед ним окажется огонь, к которому он будет вынужден подойти1, но сможет ли он уйти от огня? Это станет возможным только по милости Аллаха и лишь в том случае, если окажутся у человека в запасе такие дела, благодаря которым он получит надежду на спасение.
Вот почему пророк, (с.г.с.), побуждал членов своей общины попытаться защититься от огня хотя бы с помощью чего-нибудь незначительного наподобие половинки финика, а если у человека не найдётся и этого, то - с помощью благого слова.
В этом хадисе говорится о том, что благодеяния, оказываемые людям, будь то материальная помощь нуждающимся или благие слова, относятся к числу наиболее действенных средств спасения от огня. Это значит, что рабу Аллаха не следует пренебрегать даже малым из того, что одобряется шариатом; что же касается благих слов, то к ним относятся и искренние советы людям, когда советчик учит их тому, чего они не знают, и направляет их к тому, что пойдёт им на пользу в их религиозных и мирских делах.
Благим словом является и то, что в сочетании с радостными известиями' радует и веселит сердца.
Благими являются и слова поминания Аллаха и хвалы Ему, а также упоминания о Его установлениях и законах.
Короче говоря, каждое слово, приближающее человека к Аллаху и приносящее пользу рабам Аллаха, относится к числу благих слов.
Аллах Всевышний сказал:
«К Нему восходит благое слово, а возносит его праведное Дело...» "Создатель", 10.
Аллах Всевышний также сказал:
«... но праведные дела (, плоды которых) вечны, лучше пред Господом твоим по награде и (на них) лучше (возлагать) надежды». «Пещера" 46.
И здесь как раз и имеются в виду любые слова и дела, приближающие человека к Аллаху и приносящие пользу людям, а Аллах знает об этом лучше.
1 Здесь имеются в виду известия о милости Аллаха, которая будет оказана тем, кто покается и станет повиноваться Аллаху и Его посланнику.
1 То есть с помощью хотя бы самого незначительного подаяния.
1 Здесь имеются в виду известия о милости Аллаха, которая будет оказана тем, кто покается и станет повиноваться Аллаху и Его посланнику.