Милосердие по отношению к людям

Сообщается, что Джарир бин Абдуллах, да будет доволен им Аллах, сказал:

- Посланник Аллаха, (с.г.с.) сказал: «Всемогущий и Великий Аллах не помилует того, кто не проявляет милосердия к людям». Аль-Бухари и Муслим.

Прямой смысл данного хадиса указывает на то, что Аллах не помилует такого человека, который сам не проявляет милосердия к людям, подразумевается же в нём то, что Аллах помилует проявляющего к ним милосердие, о чём посланник Аллаха, (с.г.с.), прямо говорит в другом хадисе:

«Милосердный помилует милосердных, так будьте же мило­сердны к тем, кто на земле, и вас помилует Тот, Кто на небе­сах.» Аль-Хумайди, Ахмад, Абу Дауд и ат-Тирмизи.

Таким образом, проявление рабом Аллаха милосердия по отно­шению к людям является одной из основных причин проявления милости Аллаха по отношению к нему самому и приносит ему много блага и в мире этом, и в мире вечном, в то время как отсут­ствие милосердия становится одним из основных препятствий для проявления милости Аллаха. А между тем раб Аллаха крайне нуж­дается в Его милости и не может обойтись без неё ни единого мгновения, поскольку лишь благодаря этому он имеет возмож­ность благоденствовать и избегать всевозможных бедствий.

Если же он хочет сохранить и увеличить её, пусть делает всё то, благодаря чему он сможет снискать милость Аллаха, и что объеди­няется в словах Всевышнего, который сказал:

«Поистине, милость Аллаха близка к творящим благое!!»

"Преграды", 56.

Имеются в виду творящие добро среди рабов Аллаха и творя­щие добро для рабов Аллаха, ибо благодеяния, оказываемые лю­дям, являются одним из проявлений милосердия раба Аллаха по отношению к ним.

Милосердие, присущее рабу Аллаха, бывает двух видов.

Первым видом его является милосердие врождённое, которым Аллах наделил некоторых своих рабов изначально, сделав их сердца сострадательными, милостивыми и ощущающими жалость по отношению к людям, в силу чего они по мере своих> возможно­стей старались приносить им пользу. За свои дела они заслужили похвалу и награду, а за то, чего они не сумели сделать, они заслу­живают оправдания, и может быть так, что Аллах за их искренние намерения записал им совершение тех дел, совершить которые на самом деле они оказались не в состоянии.

Вторым видом является то милосердие, которое рабы Аллаха вырабатывают в себе различными путями. В результате это каче­ство становится присущим его сердцу, а раб Аллаха узнаёт, что оно является одним из величайших и совершеннейших нравствен­ных качеств и борется со своей душой, стараясь выработать его в себе. И он узнаёт о той награде, которую Аллах назначил за это, узнавая и о том, что в случае отсутствия милосердия он лишится этой награды. Вследствие этого у него возникает желание снис­кать милость своего Господа и он обращается к тому, что позволит ему достичь этого. И он узнаёт о том, что воздаяние будет соответ­ствовать делам и что Аллах связал верующих между собой узами религиозного братства и любви, повелев им быть любящими друг друга братьями и отвергнуть несовместимые с этим ненависть, вражду и отсутствие согласия.

И раб Аллаха продолжает узнавать о том, что может помочь ему обрести это великое качество, и старается придерживаться его до тех пор, пока сердце его не наполняется милосердием и жа­лостью к людям, и сколь же превосходной является эта достойная черта и это великое и совершенное качество!

Милосердие, скрытое в сердцах, проявляется также в поступках и речах человека, что находит своё выражение в его стремлении делать людям добро, приносить им пользу и отвращать от них всё вредоносное и неприятное.

Признаком наличия милосердия в сердце раба Аллаха является то, что он желает блага всем людям вообще, но особенно верую­щим, и не желает того, чтобы их постигло зло или чтобы что-ни­будь причинило им вред, а степень его милосердия определяется тем, насколько сильно он желает одного и не желает другого.

И если случается так, что у человека умирает кто-нибудь из тех, кого он любит, или же любимого постигает какое-нибудь несчастье, в результате чего чувство милосердия заставляет любящего скор­беть, то это достойно похвалы и не противоречит ни необходимости проявлять терпение, ни удовлетворённости решением Аллаха. Сообщается, что, когда пророк, (с.г.с.)заплакал из-за смерти сына его дочери, Са'д, да будет доволен им Аллах, спросил его: "Что же это, о посланник Аллаха2?!" И тогда пророк, (с.г.с.), дал ему ответ, который должен служить назиданием людям. Он сказал:

«Это - милосердие1, которое вложил в сердца рабов Своих Аллах, Который помилует только милосердных из числа рабов Своих!» Аль-Бухари и Муслим.

А когда умер его сын Ибрахим3, пророк, (с.г.с.), сказал:

«Глаза плачут, а сердце скорбит, но мы не говорим ничего, кроме угодного Господу нашему, (хотя,) поистине, мы опечалены разлукой с тобой, о Ибрахим!»4 Аль-Бухари и Муслим.

То же самое относится и к проявлению жалости и нежности по отношению к малым детям. Желание порадовать детей объясняет­ся милосердием, тогда как отсутствие внимания и нежности по от­ношению к ним говорит о чёрствости, грубости и жёсткости. Сообщается, что, когда однажды один из таких чёрствых бедуинов увидел, как пророк, (с.г.с.), и его сподвижники целуют своих маленьких детей, он сказал: "У меня есть десять детей, но я никогда не поцеловал ни одного из них!" В ответ ему пророк, (с.г.с.), сказал:

«Что же я могу сделать, если Аллах лишил твоё сердце милосердия?»5 Муслим.

Подтверждение всего этого каждый может увидеть и в повсе­дневной жизни. Так, например, если человек хорошо ухаживает за своим скотом, Аллах ниспосылает ему в этом благо, что же касает­ся тех, кто что-либо делает плохо или совершает грехи, то они бу­дут наказаны и в этой жизни, и в жизни будущей.

Это объясняется тем, что в сердце первого скрываются чёрст­вость, жёсткость и зло, а в сердце второго - милосердие нежность и сострадание, в силу чего он готов спасти каждого, кого только может, в то время как из-за своего жестокосердечия второй готов погубить всех людей.

И мы просим Аллаха даровать нашим сердцам милосердие, ко­торое позволит нам снискать милость Аллаха во всех её проявле­ниях и ощутить жалость ко всем созданиям Аллаха и приведёт нас к проявлению Его щедрости, поистине, Он - Великодушный, Щед­рый!

________________________________________________________________________________________

1 Это хадис, передаётся со слов Абдуллаха бин Амра бин аль-Аса, да бу­дет доволен им Аллах. Ат-Тирмизи, считал его достоверным.

1 Са'д, да будет доволен им Аллах, был удивлён тем, что пророк, (с.г.с.) всегда говоривший своим сподвижникам о необходимости проявлять терпение и смиряться с предопределённым, плачет.

1 Слово "рахма" (милосердие) образовано от глагола "рахима" - про­являть милосердие; проявлять жалость; щадить; прощать. Таким образом, в зависимости от контекста это слово может переводиться по-разному.

2 Этот хадис передаётся со слов Усамы бин Зайда, да будет доволен им Аллах.

3 Последний сын пророка, (с.г.с.) от египетской наложницы Марии, умерший в младенческом возрасте.

4 Этот хадис передаётся со слов Анаса бин Малика, да будет доволен им Аллах.

5 Этот хадис, передаётся со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: