ЗАПРЕТНОСТЬ НЕСОГЛАСИЯ
Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
- (Однажды) посланник Аллаха, (с.г.с.), сказал: «Оставьте меня, пока я не оставил вас!1 Поистине, живших до вас погубило лишь то, что они задавали множество вопросов и противоречили своим пророкам, и поэтому если я запрещу вам что-либо, то избегайте этого, а если я повелю вам что-нибудь, то выполняйте из этого то, что окажется вам по силам».
Аль-Бухари и Муслим.
Здесь речь идёт о тех же вопросах, что запретил задавать и Аллах, Который сказал:
«О те, кто уверовал! Не спрашивайте о (таких) вешах, которые огорчат вас, когда станут вам известными 1..» «Трапеза", 101
Здесь имеются в виду вопросы о том, что касается известного лишь Аллаху (гайб), а также вопросы о том, чего Он не стал затрагивать, не запретив и не вменив этого в обязанность людям. В данном случае подразумеваются вопросы, которые задавали некоторые люди во время ниспослания откровений, вследствие чего то, о чём они спрашивали, могло быть вменено в обязанность или же запрещено. Люди, спрашивавшие о подобных вещах, относились к числу тех, о ком пророк, (с.г.с.), сказал так:
|
|
«Поистине, величайшее преступление (против мусульман) совершит тот мусульманин, который задаст вопрос о чём-нибудь таком, что (прежде) не было запретным, а после этого будет объявлено запретным из-за его вопроса»2. Аль-Бухари и Муслим.
Точно так же рабу Аллаха запрещается задавать настойчивые и каверзные вопросы и запрещается ему спрашивать о пустых и незначительных вещах, не уделяя внимание важному. Такие и подобные им вопросы шариат задавать запрещает.
Что же касается того, о чём спрашивают с целью получения указаний по таким религиозным, которые имеют отношение к основам и ветвям религии, исполнению религиозных обязанностей или взаимоотношениям между людьми, то и Аллах, и Его посланник, (с.г.с.), повелевали задавать их и побуждали людей к этому, поскольку это является средством приобретения знаний и постижения различных истин.
Так, например, Аллах Всевышний сказал:
«И спроси тех Наших посланников, которых Мы направляли до тебя, разрешали ли Мы поклоняться иным богам, кроме Милосердного1» "Украшения", 45.
Можно было бы привести в пример и другие аяты.
Что же касается пророка, (с.г.с.), то сообщается, что он сказал:
«Аллах наставляет в религии того, кому желает блага».