Только слышно на улицах где-то одинокая бродит гармонь. (М.Исаковский)
Апрель ударил голубым крылом о городскую черствую дорогу. (М. Исаковский)
Красных дней в жизни Силантия не было, а с этих пор и вообще наступили одни черные дни. (А. Иванов)
Янтарь в устах его дымился. (А. Пушкин)
Театр уж полон, ложи блещут. (А. Пушкин)
10. Прочитайте следующие высказывания. Согласитесь с ними или возразите. Ответ аргументируйте.
Логика не признает половинчатости точно так же, как солнце не признает огонька свечи.
(В. Гюго)
Язык готовых выражений, штампов... тем плох, что в нем утрачено ощущение движения, жеста, образа. Фразы такого языка скользят по воображению, не затрагивая сложнейшей клавиатуры нашего мозга.
(Л.Н. Толстой)
Кто хочет говорить красиво, тому надлежит сперва говорить чисто и иметь довольство пристойных и избранных речей к избранию своих мыслей.
(М.В. Ломоносов)
Главное достоинство речи: ясность для слушателя, округленные периоды, счастливый выбор метафор и фигур, чистота, полнота и благозвучие.
|
|
(Е. Фуке)
Не говори всего, что знаешь, но знай все, что говоришь.
Слова — жемчуг, но когда их много, они теряют цену.
Веревка хорошо, когда длинна, а речь — когда коротка.
В длинной беседе быть — ума купить, а в глупой и свой растерять.
Слово не стрела, а сердце язвит.
(Пословицы)
11. Прочитайте текст. По каким законам, по мнению Чуковского, происходит передача языкового наследия из поколения в поколение?
Ребенок учится языку у народа, его единственный учитель — народ... взрослые, в сущности, являются только посредниками между детьми и народом... Нельзя забывать, что взрослые с самого рождения ребенка щедро снабжают его такими корнями, флексиями, приставками, суффиксами, которые будут служить ему до конца его дней. Все эти морфемы народны, и, таким образом, дети, принимая языковое наследие предков и даже создавая из предоставленного им материала свои собственные слова и речения, тем самым приобщаются к народному творчеству, ибо ни один из неологизмов ребенка никогда не выходит за рамки, установленные народной традицией... Например, детские глаголы намакаронился, отскорлупатъ, замолоточитъ и пр. сконструированы по тому же принципу, по какому русские классики создавали такие слова, как стушеваться, озакатитъ, тагдалиниться, выгруститъ.
Этого не могло бы случиться, если бы дети и писатели не пользовались однородными приемами построения слов — теми, какие внушены им народом.
Лекция 6