Найдите метонимию в текстах. Какое качество речи реализуется в ее использовании?

Только слышно на улицах где-то одинокая бродит гармонь. (М.Исаковский)

Апрель ударил голубым крылом о городскую чер­ствую дорогу. (М. Исаковский)

Красных дней в жизни Силантия не было, а с этих пор и вообще наступили одни черные дни. (А. Иванов)

Янтарь в устах его дымился. (А. Пушкин)

Театр уж полон, ложи блещут. (А. Пушкин)

10. Прочитайте следующие высказывания. Согласи­тесь с ними или возразите. Ответ аргументируйте.

Логика не признает половинчатости точно так же, как солнце не признает огонька свечи.

(В. Гюго)

Язык готовых выражений, штампов... тем плох, что в нем утрачено ощущение движения, жеста, образа. Фразы такого языка скользят по воображению, не зат­рагивая сложнейшей клавиатуры нашего мозга.

(Л.Н. Толстой)

Кто хочет говорить красиво, тому надлежит сперва говорить чисто и иметь довольство пристойных и из­бранных речей к избранию своих мыслей.

(М.В. Ломоносов)

Главное достоинство речи: ясность для слушателя, округленные периоды, счастливый выбор метафор и фигур, чистота, полнота и благозвучие.

(Е. Фуке)

Не говори всего, что знаешь, но знай все, что гово­ришь.

Слова — жемчуг, но когда их много, они теряют цену.

Веревка хорошо, когда длинна, а речь — когда ко­ротка.

В длинной беседе быть — ума купить, а в глупой и свой растерять.

Слово не стрела, а сердце язвит.

(Пословицы)

11. Прочитайте текст. По каким законам, по мнению Чуковского, происходит передача языкового насле­дия из поколения в поколение?

Ребенок учится языку у народа, его единственный учитель — народ... взрослые, в сущности, являются только посредниками между детьми и народом... Нельзя забывать, что взрослые с самого рождения ребенка щед­ро снабжают его такими корнями, флексиями, пристав­ками, суффиксами, которые будут служить ему до кон­ца его дней. Все эти морфемы народны, и, таким обра­зом, дети, принимая языковое наследие предков и даже создавая из предоставленного им материала свои соб­ственные слова и речения, тем самым приобщаются к народному творчеству, ибо ни один из неологизмов ребенка никогда не выходит за рамки, установленные народной традицией... Например, детские глаголы намакаронился, отскорлупатъ, замолоточитъ и пр. скон­струированы по тому же принципу, по какому русские классики создавали такие слова, как стушеваться, озакатитъ, тагдалиниться, выгруститъ.

Этого не могло бы случиться, если бы дети и писа­тели не пользовались однородными приемами построе­ния слов — теми, какие внушены им народом.

Лекция 6


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: