Образец размышления 2

М. Шолохов употребляет слова говора донского ка­зачества, чтобы отметить своеобразие жизни донских казаков: их домашнего быта, сельского труда, окружа­ющей природы. Взамен слова изба, хата он употребляет слово курень, место на дворе для скота называет базом, приусадебную рощу — левадой, сдобные сушеные булоч­ки — бурсаками. Употребляет Шолохов и местные на­речия: «Гусятки мои поблизу пасутся («Поднятая цели­на»); прилагательные «Корову мне уже трудно выдаи­вать. Пальцы неслуханные (непослушные) стали («Под­нятая целина»); глаголы «из казачьего сундука раздостал почти новые шаровары с лампасами» («Тихий дон»). Отмечает Шолохов в речи действующих лиц и особое употребление предлогов: «Вот дед, бывалоча, и сидит возле такого кустика с удочками. Разложит их штук семь — на какую за червя ловит, на какую за тесто, а за то и за живца щуку поджидает («Поднятая целина»).

Щепина Светлана,

студентка Донского

педагогического колледжа

2. Укажите метафоры, метонимии и синекдохи в следующих отрывках. Какова их роль в художествен­ной речи?

а) Дышит ароматами, поет вся земля и все живое. Солнце растит цветы в полях; поднимаются они к небу, кланяясь солнцу; молодая зелень деревьев шепчет и колышется.

(И.С. Тургенев)

б) Вся комната янтарным блеском

Озарена. Веселым треском

Трещит затопленная печь.

(А.С. Пушкин)

в) 1. Швед, русский колет, рубит, режет.

(А.С.Пушкин)

2. В лес ли заглянешь — сосна да осина.

(Н.А. Некрасов)

3. Москва праздновала победу.

3. Укажите, чем неудачны метафоры в следующих фразах:

Пресс крепостного строя выкачивал соки из крес­тьян.

Глаза его горели прежней молодостью уходящей весны.

Он всех засыпал потоком слов.

Нищий шел быстро, и его лохмотья звенели.

Вставьте вместо точек один из данных синонимов и объясните разницу в их значении.

а) Бродить, слоняться, шляться.

Костя Шишкин не мог без дела... из угла в угол. Неутомимый охотник... по полям и лесам. И страна березового ситца не заманит... босиком. (С. Есенин)

б) Испытывать, изведать, пробовать.

Разведчики... незаметно подползать к вспаханно­му полю. Летчик к концу боя... огромную усталость. Солдат... горечь поражений и радость побед.

в) Слушаться, подчиняться, покоряться.

Наш народ не... врагу. Он привык во всем старших. Чтобы командовать, надо научиться....

г) Спасти, выручить, вызволить.

Друга...— высокая честь. Воины-освободители... узников из неволи. Сам погибай, а товарища....


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: