М. Шолохов употребляет слова говора донского казачества, чтобы отметить своеобразие жизни донских казаков: их домашнего быта, сельского труда, окружающей природы. Взамен слова изба, хата он употребляет слово курень, место на дворе для скота называет базом, приусадебную рощу — левадой, сдобные сушеные булочки — бурсаками. Употребляет Шолохов и местные наречия: «Гусятки мои поблизу пасутся («Поднятая целина»); прилагательные «Корову мне уже трудно выдаивать. Пальцы неслуханные (непослушные) стали («Поднятая целина»); глаголы «из казачьего сундука раздостал почти новые шаровары с лампасами» («Тихий дон»). Отмечает Шолохов в речи действующих лиц и особое употребление предлогов: «Вот дед, бывалоча, и сидит возле такого кустика с удочками. Разложит их штук семь — на какую за червя ловит, на какую за тесто, а за то и за живца щуку поджидает («Поднятая целина»).
Щепина Светлана,
студентка Донского
педагогического колледжа
2. Укажите метафоры, метонимии и синекдохи в следующих отрывках. Какова их роль в художественной речи?
|
|
а) Дышит ароматами, поет вся земля и все живое. Солнце растит цветы в полях; поднимаются они к небу, кланяясь солнцу; молодая зелень деревьев шепчет и колышется.
(И.С. Тургенев)
б) Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
(А.С. Пушкин)
в) 1. Швед, русский колет, рубит, режет.
(А.С.Пушкин)
2. В лес ли заглянешь — сосна да осина.
(Н.А. Некрасов)
3. Москва праздновала победу.
3. Укажите, чем неудачны метафоры в следующих фразах:
Пресс крепостного строя выкачивал соки из крестьян.
Глаза его горели прежней молодостью уходящей весны.
Он всех засыпал потоком слов.
Нищий шел быстро, и его лохмотья звенели.
Вставьте вместо точек один из данных синонимов и объясните разницу в их значении.
а) Бродить, слоняться, шляться.
Костя Шишкин не мог без дела... из угла в угол. Неутомимый охотник... по полям и лесам. И страна березового ситца не заманит... босиком. (С. Есенин)
б) Испытывать, изведать, пробовать.
Разведчики... незаметно подползать к вспаханному полю. Летчик к концу боя... огромную усталость. Солдат... горечь поражений и радость побед.
в) Слушаться, подчиняться, покоряться.
Наш народ не... врагу. Он привык во всем старших. Чтобы командовать, надо научиться....
г) Спасти, выручить, вызволить.
Друга...— высокая честь. Воины-освободители... узников из неволи. Сам погибай, а товарища....