С позиций работы с требованиями основными средствами, которыми оперируют гибкие методологии, являются:
-карты представления системы,
-истории пользователей,
-приемочные тесты,
-CRC-карты.
Поясним их детальнее.
Карта представления в определенной степени напоминает документы "видения". Это текст размером в 20-30 слов, умещающийся на небольшой (размером с визитную) карточке.
Истории пользователей (user story) очень сильно напоминают краткие описания вариантов использования. Особенности историй пользователя - в том, что они
- во-первых, должны быть действительно краткими (также умещаться на карточке),
- во-вторых - в том, что это - действительно истории пользователей, т.е. рассказы о том, как они планируют использовать систему.
Использование историй пользователя исключает ситуацию, когда аналитик что-то придумал (домыслил) за пользователя, т.к. эти артефакты создают сами пользователи.
Истории пользователя должны иметь осмысленные наименования и номера.
Приемочные тесты обычно пишут на обратной стороне карты с соответствующей историей пользователя. Шаблон, используемый в методологии XP, содержит 3 предложения:
- Установка (контекст; инициирующее событие),
- Операция (функция с количественными характеристиками),
- Подтверждение (результаты исполнения функции).
CRC-карты (Класс-Ответственность-Кооперация) можно было бы назвать аналогом прототипа.
Как и предыдущие 3 артефакта, представляют собой небольшие карточки, в заголовке которых представлено название класса, а ниже - таблица в две колонки.
В левой колонке перечислены ответственности (т.е. высокоуровневый взгляд на его методы) класса.
В правой - классы, состоящие в кооперации с рассматриваемым классом.
Планирование на основе требований на примере XP
Планирование включает следующие работы:
-оценивание,
-планирование версий и итераций.