ЛЕКЦИЯ № 8
по учебной дисциплине «Механика»
(для обучения курсантов ИВС по специальности:140107 «Тепло - и электрообеспечение специальных технических систем и объектов»
Тема № 7: Растяжение и сжатие
Занятие № 3: Расчеты на прочность и жесткость
Автор: доцент, доктор технических наук, доцент
Гречин Е.Г.
Обсуждена на заседании
кафедры № 7
Протокол №
от «» 2015 г.
Тюмень – 2015
УТВЕРЖДАЮ
Профессор кафедры № 7
В. Зыкова
«» 2015 г.
ЛЕКЦИЯ № 8
по учебной дисциплине «Механика»
(для обучения курсантов ИВС по специальности:140107 «Тепло - и электрообеспечение специальных технических систем и объектов»
Тема № 7: Растяжение и сжатие
Занятие № 3: Расчеты на прочность и жесткость
Разрешаю к использованию в 2015-2016 учебном году
Профессор кафедры № 7
______________________________________________
(воинское звание, подпись, инициал имени и фамилия)
«___» _____________ 2014 г.
Разрешаю к использованию в 2016-2017 учебном году
Заведующая кафедрой № 7
______________________________________________
|
|
(воинское звание, подпись, инициал имени и фамилия)
«___» _____________ 2015 г.
СОДЕРЖАНИЕ И ПРИМЕРНЫЙ РАСЧЁТ ВРЕМЕНИ
1. ВВЕДЕНИЕ…………………………………………….…….……………5 мин
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ………………………………………………..…..........80
2.1. Первый учебный вопрос. Закон Гука. Механические свойства
материалов…………………………………………………………………….….40
2.2. Второй учебный вопрос. Расчеты на прочность и жесткость…………….40
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….5
4. ЛИТЕРАТУРА
5. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Растяжение или сжатие – такой вид деформации (нагружения) стержня, при котором в его поперечных сечениях возникает только продольная сила N.
Растягивающая сила, направленная от сечения – положительная.
Сжимающая сила направлена на сечение, она имеет знак минус.
Гипотеза плоских сечений (гипотеза Бернулли):
сечения стержня, плоские и перпендикулярные к его оси до деформации, остаются плоскими и перпендикулярными оси после дeформации (рис. 1).
Рис. 1. Сетка на образце до нагружения (а) и после нагружения (б). Распределение напряжения (в)
Из гипотезы Бернулли следует, что напряжение σ распределено по сечению равномерно рис. 1, в.
Принцип Сен-Венана: в сечениях, удаленных на расстояние, равное размеру поперечного сечения (h), напряжение распределено по сечению равномерно.
На рисунке 2, а показаны 3 способа приложения нагрузки. На рисунке 2, б показано, что на удалении на расстояние, превышающее h, напряжение одинаково во всех трех случаях. Рис. 2, в – вблизи от места приложения нагрузки гипотеза Бернулли нарушается.
Рис. 2. Гипотеза Бернулли