Инновационный процесс

Инновационный процесс - это творческий процесс создания и преобразования научных знаний в новую продукцию, признаваемую потребителями.

Наиболее простой моделью инновационного процесса является инновационная цепь, которая представляет собой полный научно-производственный цикл, состоящий из относительно самостоя­тельных стадий и этапов (рис. 2.5.1.).

В мировой практике принято различать научную (научно-исследовательскую), научно-техническую деятельность, а также экспериментальные (опытно-конструк­торские) разработки.

Начальной стадией инновационного цикла является наука. Она обеспечивает познание объективных законов природы и превращение этого знания в научный информационный продукт, который может быть использован в производстве.

Стадия «наука» включает:

- фундаментальные исследования (ФИ), которые направлены на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности. Их непосредственной целью является описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет изучения, на основе открываемых законов.



- прикладные исследования (ПИ), которые направлены на разработку на базе открытого но­вого явления вариантов конкретных технологий и изделий, которые могут найти своих потребителей. Исследования ведутся по разным направлениям, большая часть из них прекращается. Остается вари­ант, который обеспечивает вполне ясное представление о будущей инновации (содержательная ха­рактеристика, рабочие параметры процессов или изделий, оценка будущих затрат и экономической эффективности и т. д.). Целевая направленность прикладных исследований и высокая вероятность
достижения конечных результатов позволяют организовать их выполнение на плановой основе.

- проектно-конструкторские работы (ПКР) предполагают дополнительное исследование нескольких альтернатив будущего нововведения с целью выбора окончательного варианта. Этот ва­риант детально прорабатывается: разрабатываются рабочие чертежи, изготавливается действующая модель или опытный образец изделия, проводятся его испытания и т. д. Результатом этого проекта является полный комплекс документов, необходимый для принятия решения о начале подготовки промышленного производства.

Фундаментальные и прикладные исследования, а также проектно-конструкторские разработки тесно связаны между собой и взаимно стимулируют друг друга.

Под экспериментальными разработками понимается систематическая работа, основанная на знаниях, приобретенных в результате проведения научных иссле­дований или на основе практического опыта, и направленная на обеспечение жизни и здоровья человека, получение новых материалов, продуктов и приборов, вве­дение новых технологий и их дальнейшее усовершенствование.

На стадии производства осуществляется выпуск продукции (услуг) на основе использования результатов предыдущих этапов инновационного цикла.

Эта стадия включает:

- этап освоения производства продукции (ОП), который предполагает полную информационную, техническую и организационную подготовку к промышленному производству продукции;

- собственно производство продукции (П).

На этой стадии по мере необходимости могут проводиться производственные исследования, целью которых является подготовка рекомендаций по улучшению характеристик выпускаемой про­дукции, совершенствованию технологии и организации производственного процесса, снижению за­трат на производство продукции. В ходе проведения производственных исследований могут появ­ляться идеи для будущих инноваций.

Использование новой продукции происходит в сфере потребления. Здесь выделяются два этапа:

- реализация новой продукции (Р);

- эксплуатация новой продукции потребителем (Э), который может включать послепродажное обслуживание различных технических устройств, приобретенных потребителем.

Инновационный процесс может быть рассмотрен-с различных позиций и с разной степенью детализации.

Во-первых, его можно рассматривать как параллельно- последовательное осу­ществление научно-исследовательской, научно-технической, инновационной, производственной деятельности и маркетинга. Во-вторых, его можно рассматривать как временные этапы жизненного цик­ла нововведения от возникновения идеи до ее разработки и распространения.

В-третьих, его можно рассматривать как процесс финансирования и инве­стирования разработки и распространения нового вида продукта или услуги. В этом случае он выступает в качестве инновационного проекта как частного случая широко распространенного в хозяйственной практике инвестиционного проекта.

В общем виде инновационный процесс состоит в получении и коммерциализации изобретения, новых технологий, видов продукции и услуг, решений произ­водственного, финансового, административного или иного характера и других результатов интеллектуальной деятельности.

Фундаментальные исследования (I этап) проводятся в академических институтах, высших учебных заведениях и отраслевых специализированных институтах, лабораториях. Финансирование осуществляется в основном из государственного бюджета на безвозвратной основе.

Исследования прикладного характера (II этап) осуществляются в научных учреждениях и финансируются как за счет бюджета (государственные научные программы или на конкурсной основе), так и за счет заказчиков. Поскольку результат прикладных исследований далеко не всегда предсказуем, сопряжен с большой долей неопределенности, на этом этапе и далее велика вероятность получения отрицательного (тупикового) результата. Именно с этого этапа возникает возможность риска потери вложенных средств и инвестиции в инновацию носят рисковый характер и называются рискоинвестициями, а коммерческие организации (фонды), занимающиеся рискоинвестициями, — рискофирмами (венчурными).

Опытно-конструкторские и экспериментальные разработки (III этап) проводятся как в специализированных лабораториях, КБ, опытных производствах, так и в научно-производственных подразделениях крупных промышленных предприятий. Источники финансирования те же, что и на втором этапе, а также собственные средства организации.

На четвертом этапе осуществляется процесс коммерциализации от запуска в производство и выхода на рынок и далее по основным этапам жизненного цикла продукта.

На рубеже третьего этапа и выхода на рынок, как правило, требуются большие инвестиции в производство для создания (расширения) производственных мощно­стей, подготовки персонала, рекламной деятельности и др. На этом этапе инновационного процесса реакция рынка на нововведение еще не определена и риски отторжения весьма вероятны, поэтому инвестиции продолжают носить рисковый характер. Для осуществления роста объемов производства, расширения рынков сбыта, повышение конкурентоспособности и обеспечение условий для возврата (окупаемости) риска инвестиций на этом этапе инвестиционного процесса проводится эмиссия ценных бумаг. Она позволяет привлечь дополнительные инвестиции, обеспечить их прибыльное использование при условии поддержания конкурентоспособности продукции, услуги и организации в целом. На этом инновационный процесс завершается.

При всем разнообразии форм участия организаций на рынке нов­шеств определяющим условием является объем инвестиций как в сферу научной и научно-технической деятельности, так и в процесс преобразо­вания новшеств в нововведения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: