Стандартизация видов продукции

Для проведения практических работ в области управления качеством тех или иных объектов (продукции, услуг, процессов) все субъекты, имеющие к нему отношение, должны использовать единую стандартизированную терминологию. При стандартиза­ции терминов устанавливаются и классифицируются основные понятия, дается их однозначное толкование. Это обеспечивает взаимопонимание всех, кто профессионально занимается реше­нием проблем в области качества.

Термины в области качества продукции содержат нацио­нальные стандарты РФ — ГОСТ 15467, ГОСТ Р ИСО 9000 и некоторые другие стандарты.

Продукция (товар) - сложное многоаспектное понятие, она обладает потребительскими свойствами, совокупность которых составляет ее потребительскую стоимость (полезность). Потребительское свойство - это объективная особенность продукции, которая проявляется в процессе ее использования, потребления и эксплуатации.

Согласно общепринятому определению под продукцией понимается результат преобразования ресурсов посредством совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, или результат процесса.

Мультимножество видов продукции государственными стандартами России (ГОСТ, ГОСТ Р) и международными стандартами (ISO 9000, EN 45 000) упорядочены в определенные категории. По стандартам России, объектами, обладающими определенными потребительскими свойствами, являются продукция, услуга, интеллектуальный продукт. Каждая из категорий объектов ─ носителей качества включает следующее.

1. Продукция как материальный результат труда:

• изделие ─ единица промышленной продукции (ГОСТ 15895-77);

• материал - исходный предмет труда (ГОСТ 3.1109-82);

• сырье (рудные и нерудные полезные ископаемые) и природное топливо (нефть, газ, уголь, торф и т.д.) ─ исходный предмет труда для производства сырьевой продукции;

• продукт (пищевой, химический, биологический и др.) ─ материальный результат труда, не являющийся изделием, предназначенный для потребления или обеспечения потребления, эксплуатации и производства продукции.

2. Услуга ─ продукт, предоставляемый в виде некоторого блага, удобства и помощи. Услуга рассматривается как процесс, осуществляемый с целью предоставления удобств или оказания помощи кому-либо, или удовлетворения нужд потребителя. Услуги подразделяются напроизводственные и непроизводственные.

Непроизводственная услуга — материальная и нематериальная. Материальная услуга — это услуга по удовлетворению материальных нужд потребителя. Ее результат — преобразованная продукция. Нематериальная услуга — это услуга по удовлетворению социально-культурных нужд потребителя— физических, духовных, информационных, интеллектуальных и т.п. Объектом такой услуги является сам потребитель.

3. Интеллектуальный продукт — нематериальный результат труда, предназначенный для использования по назначению либо для обеспечения потребления, эксплуатации или производства продукции. Сюда входят:

• технологическийметод—совокупностьправил,определяющихпоследовательность и содержание технологическихпроцессовиопераций(ГОСТ 3.1109-82);

• программный продукт — средства программного, математического и алгоритмического обеспечения вычислительной техники;

• научныйпродукт(концепция,методика,организационнаясистемаи т.д.) — нематериальный результат научных исследований и разработок;

• прочиенематериальныепродукты(организационнаясистема,карта, схема и т.п.).

В соответствии с приведенным в международном стандарте ISO9000 определением термина «продукция» любой результат преобразующей деятельности есть продукция, поэтому в статус «продукция» отнесено четыре категории видов продукции:

1) оборудование (технические средства);

2) перерабатываемыематериалы(жидкость,газ,специфическиеисыпучие материалы, слитки, прутки и листыидр.)—материальнаяпродукция, получаемая путем переработки сырья в заданное состояние;

3) интеллектуальнаяпродукция—продуктинтеллектуальнойдеятельности, включающий в себя информацию,выраженнуючерезсредства поддержки; вычислительные программы, базы данных,
концепции, методики, алгоритмы и др.;

4) Услуги(разработкапроекта,снабжениекомплектующимиизделиями, выдача кредита и т.д.) — процессы, осуществляемые с целью удовлетворения нужд предприятий и организаций, материальных социально-культурных нужд потребителя.

Терминология ГОСТ Р ИСО 9000 используется организациями РФ при осуществлении деятельности в области менеджмента качества.

Термины, содержащиеся в ГОСТ 15467, связаны только с качеством продукции и не имеют отношения к качеству услуг, программных и технических средств и т. д.

Качество продукции — совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

В ГОСТ Р 50779.11 термин "качество" определен как совокупность характеристик объекта, относящихся к его спо­собности удовлетворить установленные и предполагаемые по­требности.

Свойство — объективная особенность продукции, прояв­ляющаяся при ее создании, оценке, хранении и потреблении (эксплуатации).

Свойства продукции подразделяются на простые (элемен­тарные, неделимые) и сложные (делимые на менее сложные). Простые свойства находятся на самой нижней ступени клас­сификации свойств продукции. К ним, как правило, относят свойства материалов, из которых изготовлены изделия (цвет, твердость, гигроскопичность). Сложные свойства представляют собой совокупность взаимосвязанных простых или сложных свойств. Например, сложное эстетическое свойство "информа­ционная выразительность" включает только простые свойства (знаковость, соответствие моде, соответствие стилю, оригиналь­ность), а сложное свойство "надежность" представляет собой совокупность других сложных свойств — безотказности, долго­вечности, ремонтопригодности и сохраняемости.

Количественными характеристиками свойств являются показатели качества.

Показатель качества — количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество.

Показатели качества используют при оценке соответствия продукции удовлетворяемым ею потребностям (требованиям). Они являются результатом измерения свойства, характеризуют величину свойства и имеют совершенно определенную размер­ность.

Выбор показателей при оценках качества определяется спецификой товара, его назначением, условиями эксплуата­ции и т. д. Например, такое свойство, как термостойкость, не учитывается при оценках качества эмалей для пола, но имеет большое значение для эмалей, которыми окрашивают газовые и электрические кухонные плиты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: