Слухи как технология информационного воздействия. Специфика их использования в СМИ

Использование данной технологии имеет смысл выделить отдельно так, как она реализуется в результате применения комплекса различных приемов. Существует также ряд предпосылок социально-психологического характера, которые способствуют возникновению и распространению слухов среди людей. Психологические механизмы возникновения и распространения слухов давно привлекают внимание исследователей. Как правило эффект от использования ложной информации носит кратковременный характер, в основном в тот период, пока пропагандистское воздействие осуществляется в условиях дефицита информации.

Живучесть и восприимчивость к слухам, в значительной степени определяется тем, что они является легко доступным способом удовлетворения информационных потребностей человека, т.е. потребностей в информации, необходимой для социальной ориентации и организации своего поведения. Эмоционально негативные переживания сопровождают человека если у него нет информации о происходящих событиях, т.е. когда он находится в состоянии своеобразной “информационной неопределенности”, “информационного дефицита”. Вот этот информационный дефицит и помогают нейтрализовать слухи. Таким образом, человек субъективно ощущает себя информированным, но в то же время его поведение объективно начинает попадать в определенной степени в зависимость от конкретных слухов. Психологической основой для возникновения слухов является, в частности, искажение информации при устной передаче ее людьми друг другу. Причем, чем длиннее “цепочка”, чем большее количество людей участвует в передаче сведений не подкрепленных достоверными данными официальных источников информации, тем значительнее искажаются эти сведения.

Проведенные специалистами эксперименты показали, что характер этих искажений непосредственно связан с имеющимися у людей социальными установками, так называемыми предиспозиционными факторами - человек подсознательно настроен воспринимать в первую очередь именно то, что он ожидает. Кроме этого искажение также определяется особенностями и механизмами человеческого восприятия и отношений между людьми в процессе общения.

К другим причинам объективного характера, способствующим возникновению и распространению слухов, относятся следующие психологические факторы, способствующие искажению информации при ее передаче “из уст в уста”: ограничение оперативной памяти человека, не позволяющее удержать большое количество информации; трудность в подборе точных семантических эквивалентов обозначения предметов и событий, о которых идет речь, а потому происходит постепенная подмена смысла; “домысливание” фрагментов отсутствующей информации, когда для придания ей стройности и достоверности приходиться додумывать недостающие детали; отсутствие критичности, что приводит к одностороннему восприятию без уточняющих вопросов в сомнительных деталях получаемой информации.

Среди социальных причин, порождающих, слухи в первую очередь необходимо выделить отсутствие или дефицит информации по волнующим людей проблемам или событиям, а также недостаточную оперативность, запаздывание в подаче информации.

Содержанием слухов чаще становится информация, удовлетворяющая потребности людей, которые неудовлетворены иными способами. Неудовлетворенность и ожидание удовлетворения выступают в качестве основных мотивов для восприятия и передачи воспринятой информации. По происхождению или источнику возникновения слухи могут быть стихийными или умышленно фабрикуемыми и целенаправленно распространяемыми.

Система слухов - предназначена для распространения информации любого толка и создание определенного настроения среди населения. Посредством слухов возможно отыгрывать клеветнические материалы или самим распространять “темы” снижающие рейтинг оппонента. Через сеть “слухи” задаются информационные поводы, которые в дальнейшем отыгрываются в СМИ. Пример – “Население говорит что………, а правда ли это?.”

Все слухи обсуждаются и получают четкую территориальную привязку по распространению и идеологическую направленность. Система слухов работает как в обычных условиях, так и в ходе выборов.

Основные направления Создание благоприятных условий для ведения пропаганды и агитации в пользу кандидата. Повышение рейтинга кандидата. Своевременная отработка информационных поводов. Привлечение внимания к нашим изданиям. Создание условий для опровержения клеветнических нападок со стороны оппонентов. Искусственное создание информационных поводов как для защиты так и для нападения. Посредством слуха возможно введение населения в заблуждение. Дискредитация наших противников.

Распространение слухов Непосредственные места работы. Садовые участки, дачи если есть. Соседи по дому, знакомые. Любые мероприятия посещаемые “Слухачами”. В сети "Интернет" - специальные сайты.

Принцип работы Задается тема “слух”. Прописывается сценарий. Инструктор и сценарист прорабатывают возможные варианты подачи слуха. Выезд на территории и сбор людей для проведения занятий по обучению методикам подачи слуха. Инструктаж по порядку работы с заданным слухом. Определяется время действия слуха. Проводится практическое занятие.

Формы распространения Рассказ одного другому о том, что он где-то слышал или читал (в случае “читал” по заданию указывается издание). Обмен мнением о прочитанном “материале” в удобной для нас форме (по необходимости указывают издание). Рассказ что я слышал от своего знакомого о…………ТЕМА. (Форма рассказа по секрету. Я первый узнал из достоверных источников, это точно проверено.). Доверительная беседа с друзьями и знакомыми и перевод разговора на заданную тему с высказыванием НАШЕГО МНЕНИЯ, НАШЕЙ ИНФОРМАЦИИ. В беседе с домашними и близкими родственниками - Я ехал и слышал в транспорте что спорили или говорили о ………. ТЕМА.

Одна из задач распространителей слухов, выявить наших активных сторонников и привлечь их в наши ряды для дальнейшей работы.

Дополнительно под каждый слух прописывается сценарии и формы распространения.

За основу типологии слухов берутся следующие две характеристики: информационная и экспрессивная. Первая характеристика, определяет собой объективную степень достоверности, а вторая - общий тип эмоциональной реакции, на которую рассчитан и которую вызывает слух при его восприятии людьми, - желание, страх или враждебность.

В соответствии с информационной характеристикой слухи подразделяются на четыре основных типа: абсолютно недостоверные слухи; недостоверные слухи с элементами правдоподобия; правдоподобные слухи; достоверные слухи с элементами неправдоподобия.

Используя экспрессивную характеристику и вызываемую общую эмоциональную реакцию слухи, слухи подразделяются на следующие типы: слухи-желания, когда распространяемая информация имеет целью или объективно приводит к разочарованию по поводу несбывшихся в последующем ожиданий и вызывает соответствующую деморализацию людей; слухи-пугала, распространение которых наиболее эффективно и имеет благоприятную психологическую основу в среде с преобладающими настроениями тревоги, неуверенности и страха и обычно существенно деморализует людей, блокирует реализацию ими своих социальных обязанностей и дезорганизует целесообразную деятельность; разобщающие агрессивные слухи, вносящие разлад во взаимоотношения людей, нарушающие привычные социальные связи и организационно-структурные образования подозрительностью и взаимным недоверием, неприязнью и ненавистью к отдельным лицам или группам людей.

По степени влияния на психику людей слухи также подразделяются на: будоражащие общественное мнение определенных групп людей, но не вызывающие явно выраженных форм асоциального поведения; вызывающие антиобщественное поведение некоторой части определенных социальных групп; разрушающие социальные связи и организационно-управленческие отношения между людьми и выливающиеся в массовые беспорядки, панику и т.п.

Вывод - слухи являются эффективным средством ведения информационной войны во всех сферах (политической, дипломатической, финансово-экономической, военной)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: