Глава 11 Основы полноты сознания

Внимание подобно лучу прожектора. То, чему мы уделяем внимание, формирует наш мозг. Следовательно, контроль над вниманием может оказаться одним из простейших способов изменить свой мозг и, соответственно, психику. Внимание можно тренировать и укреплять, как любую другую ментальную способность. Полнота осознания – это хорошо контролируемое внимание.

В этой и следующей главах описано множество способов такой тренировки. Но давайте сначала посмотрим, как мозг обращает внимание.

Наш осознающий мозг

Чтобы помочь выжить животному – сложно устроенному животному, такому, как мы с вами, – мозг управляет потоком внимания. При этом должен соблюдаться баланс между тремя потребностями: удержание в голове актуальной информации, изменение содержания сознания и выбор значимых стимулов.

1) Удержание нужной информации - оперативная память ограничена (извне или изнутри)

2) мозг должен постоянно обновлять записи на этой доске, заносить на нее новую информацию независимо от того, приходит ли она извне или из глубин сознания.

3) в мозг встроена потребность в стимуляции. Вероятно, она развилась в процессе эволюции – наших предков это подталкивало к поиску пищи, пары и прочих ресурсов. Потребность в приходящих извне новых стимулах настолько глубока, что у человека лишенного этого начинаются галлюцинации. (В эксперименте по сенсорной депривации [40] добровольцев помещают в особую ванну с водой температуры тела, в помещении, где царит абсолютная темнота и тишина.) Галлюцинации начинаются просто потому, что мозгу необходимо постоянно получать какую-то информацию извне

Установление неврального баланса

Мозг постоянно устанавливает баланс между тремя перечисленными аспектами внимания. Посмотрим, как он это делает.

Когда вы удерживаете что-то в поле своего сознания, области коры, поддерживающие оперативную, или «рабочую», память (основной элемент школьной доски), остаются относительно стабильными. Чтобы сохранять эту стабильность, существует нечто вроде ворот, которые защищают оперативную память от любой протекающей через мозг новой информации.

Пока ворота закрыты, вы сосредоточенно думаете о чем-то одном. Но если вдруг появляется новый значимый стимул – резкий звук или птичий щебет, он распахивает ворота и впускает новую информацию, обновляя тем самым содержание рабочей памяти. Потом ворота опять закрываются, и другая информация остается снаружи. На самом деле все это, конечно, гораздо сложнее.

Пока то, что содержится в оперативной памяти, достаточно стимулирует мозг, он с постоянной периодичностью вырабатывает дофамин, который и держит ворота закрытыми для «лишней» информации. Но если стимулирование значительно падает, активность вырабатывающих дофамин нейронов замедляется, позволяя воротам открыться и впустить новую информацию. С другой стороны, скачок в производстве дофамина – реакция на появление новых возможностей или угрозы – тоже открывает ворота.

Эта гениально простая система удивительно результативна. Тодд Брейвер и Джонатан Коен (Draver and Cohen, 2000) приводят такой пример.

Представьте себе обезьяну, которая сидит на банановом дереве и жует его вкусные плоды.

Наличие желанной пищи поддерживает постоянный уровень дофамина и сосредоточивает внимание обезьяны на ветках этого дерева. Но когда бананы кончаются, удовольствие и, соответственно, уровень дофамина снижаются, и в рабочую память проникают мысли о том дереве. А может быть, просто другая обезьяна появляется поблизости, тогда благодаря появлению нового стимула количество вырабатываемого дофамина мгновенно возрастает, и ворота осознания распахиваются.

КАК ПОДДЕРЖИВАТЬ ПОЛНУЮ ОСОЗНАННОСТЬ ПРОИСХОДЯЩЕГО В НАСТОЯЩИЙ МОМЕНТ (упражнения)

• Делая что-либо, не торопитесь. Меньше говорите. По возможности делайте в данный момент что-то одно – сведите количество параллельных дел к минимуму.

• В течение всей дневной активности ощущайте свое дыхание и время от времени фокусируйтесь на нем.

• Расслабьтесь, погрузившись в спокойное ощущение присутствия других людей.

• Используйте обычные события – телефонный звонок, поход в ванную или за стаканом воды как «сигналы», напоминающие вам о должной сосредоточенности.

• Во время еды подумайте минуту о том, как появилась ваша пища. Если, например, вы сосредоточитесь на куске пшеничного хлеба, вы можете представить, как пшеницу вырастили, скосили, обмолотили, смололи в муку, испекли и отвезли в магазин – и все это для того, чтобы она попала на ваш стол в виде хлеба. Вы можете вообразить очень многое всего за несколько секунд. Можете представить людей, которые помогли превратить пшеницу в хлеб, их орудия труда и технологии и даже как наши предки много веков одомашнивали дикие растения.

• Упрощайте свою жизнь. Жертвуйте малыми радостями ради больших.

Бодрствование и настороженность (упражнения)

Допустим, вы достаточно отдохнули, тогда вам помогут поддерживать бдительное внимание еще несколько факторов.

• Сидите прямо. Такая поза активизирует ретикулярную формацию – внутреннюю структуру в стволе мозга, связанную с бодрствованием и осознанием. Она следит, чтобы вы были настороже, то есть были внимательны. (Вот вам неврологическая подоплека известного требования учителей: «Дети, сидите прямо».) По этой же причине во время медитации наставники рекомендуют уподобить свой позвоночник натянутой вертикальной оси.

• «Светлый ум

• Кислород для нервной системы

Старайтесь сохранять состояние покоя

Осознавайте свой организм как целое

ПРЕБЫВАНИЕ В ГЛУБОКОМ ПОКОЕ СОЗНАНИЯ (упражнения)

• Расслабьтесь с закрытыми или открытыми глазами. Сосредоточьтесь на том, что вы просто есть здесь и сейчас, ощущая свое умиротворенное дыхание. Наблюдайте, как отдельные дыхательные ощущения приходят и уходят. Установите четкую разницу между наблюдателем и наблюдаемым.

• Наблюдайте поток объектов сознания, но не входите в него. Не гонитесь за ментальными пряниками и не убегайте от ментальных кнутов. Пусть через экран вашего сознания приходят мысли, эмоции, ощущения и так далее, но не идентифицируйтесь с ними и не принимайте их за само сознание. Просто отмечайте, что на экране сознания идет некий «фильм».

• Пусть воспоминания приходят и уходят – не пытайтесь влиять на них, устранять их. Объекты сознания (его содержание) могут быть вам приятны или неприятны; примите эти предпочтения тоже лишь как объекты сознания. Убедитесь, что любое содержание сознания имеет временную природу: объекты сознания приходят и уходят.

• Пребывайте в настоящем моменте. Отбросьте прошлое, не думайте о будущем. Принимайте только данный «момент сейчас», не пытаясь связать его со следующим. Сосредоточьтесь на том, что есть, не вспоминая прошлое и не строя планы на будущее. Вам ни к чему не надо стремиться, ничего не надо делать, ни о чем не надо думать.

• Отмечайте чистое пустое пространство между объектами сознания. Это позволяет отличить само сознание (пространство) и его содержимое (объекты). Например, сознательно вызовите какуюто мысль, скажем, «дыхание есть момент настоящего», и отметьте то пустое пространство, которое было прямо перед этой мыслью, и то, что будет сразу после нее. Вы увидите некую спокойную готовность, неиспользованный потенциал, плодородную пустоту.

• Отметьте пространственные свойства сознания. Оно безгранично, исполнено покоя и тишины. Сознание – абсолютная пустота, пока в нем что-нибудь не появится. И притом оно достаточно велико, чтобы вместить что угодно. Сознание всегда присутствует, всегда здесь, неизменно. Содержимое сознания никогда не затрагивает его, ментальные объекты пролетают сквозь него как метеоры. Но не путайте идею сознания – еще один его объект – с самим сознанием. Постоянно возвращайтесь к исконному ощущению своего существования, простому присутствию в настоящем, раскрываясь перед безграничным, бесконечным.

• Осторожно исследуйте другие свойства сознания. Доверяйте своим непосредственным чувствам, а не цепляйтесь за концептуальные представления. Возможно, вы ощутите сознание как световое сияние. Возможно – как само сочувствие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: