Охрана и реализация объектов промышленной собственности

Показатели Годы
           
Подано заявок на изобретения            
Зарегистрировано патентов на изобретения            
Подано заявок на полезные модели            
Зарегистрировано патентов на полезные модели            
Подано заявок на промышленные образцы            
Зарегистрировано патентов на промышленные образцы            
Зарегистрировано товарных знаков            
Использовано изобретений, полезных моделей и промышленных образцов            
Зарегистрировано лицензионных договоров и договоров на уступку прав           295а

В инфраструктуру национальной системы охраны объектов интеллектуальной собственности входит Республиканское унитарное предприятие интеллектуальной собственности (РУПИС), созданное в 1994 г.

В период функционирования РУПИСа при Государственном патентном комитете основными его задачами были подготовка и повышение квалификации кадров по вопросам охраны промышленной собственности, оказание информационных и патентных услуг юридическим и физическим лицам Республики Беларусь.

С изменением структуры республиканских органов управления и расширением функций Национального центра интеллектуальной собственности на РУПИС возложены функции управления на коллективной основе имущественными правами авторов произведений науки, литературы и искусства илиих правопреемников, а также содействие авторам или их правопреемникам в передаче прав на использование произведений.

Важное место в инфраструктуре национальной системы охраны объектов интеллектуальной собственности принадлежит Республиканской научно-технической библиотеке (РНТБ). РНТБ выполняет функции центрального хранилища информации для ознакомления общественности с патентами на изобретения, полезными моделями, промышленными образцами и товарными знаками. Государственный патентный фонд, функционирующий в составе РНТБ, является единственным в республике центром, который располагает полным фондом патентной документации. Деятельность фонда по обеспечению потребителей патентной информацией включает:

· формирование (комплектование, учет, обработку и организацию) патентного фонда, состоящего из источников патентной информации и литературы по вопросам изобретательства, патентного дела и патентной информации;

· формирование средств патентного поиска в виде классификационных материалов по всем объектам промышленной собственности и справочно-поискового аппарата (СПА);

· организацию системы обслуживания, обеспечивающей доступ к использованию как источников информации, так и сведений правового характера, обусловленных действием патентного законодательства, их изменений, происходящих в процессе делопроизводства по заявкам на объекты промышленной собственности;

· предоставление информационных продуктов и услуг.

7.3. Организация работы по правовой охране промышленной собственности

В целях организации работы по правовой охране промышленной собственности, соблюдения норм законодательства в этой области, проведения эффективной инновационной и коммерческой политики на предприятиях, в организациях и учреждениях Республики Беларусь создаются патентные подразделения.

Основными задачами патентного подразделения являются:

· выработка и проведение патентной и лицензионной политики предприятия как составной части его научно-технической и инновационной стратегии; развитие на предприятии изобретательского творчества и принятие мер по использованию объектов промышленной собственности в хозяйственной деятельности;

· стимулирование изобретательской деятельности, охрана прав и интересов авторов и лиц, содействующих созданию и использованию объектов промышленной собственности;

· содействие разработке объектов техники и технологии на высоком научно-техническом уровне и выпуску продукции, конкурентоспособной на мировом рынке;

· выявление объектов промышленной собственности и обеспечение их правовой охраны в республике и за рубежом.

В целях выполнения основных задач в области охраны промышленной собственности патентное подразделение предприятия:

· организует патентно-информационную работу, обеспечивает работников предприятия патентной информацией по тематике проводимых и перспективных работ;

· комплектует при необходимости патентный фондпредприятия и организует работу с ним, в том числе на основе внедрения автоматизированных систем патентной информации;

· принимает участие в подготовке договоров на создание (передачу) научно-технической продукции по вопросам, относящимся к его компетенции, и контролирует их выполнение;

· проводит патентные исследования, осуществляет контроль за патентной чистотой выпускаемой продукции;

· принимает участие в подготовке договоров с авторами о передаче предприятию прав на созданные ими объекты промышленной собственности, готовит предложения о целесообразности использования прав на получение патентов, переданных предприятию его работниками;

· оформляет и подает в Национальный центр интеллектуальной собственности заявки на выдачу патентов на изобретения, промышленные образцы, регистрацию иных объектов промышленной собственности;

· ведет делопроизводство по заявкам, готовит жалобы в Апелляционный совет и заявления в Верховный Суд Республики Беларусь;

· разрабатывает соглашения о размере денежной компенсации за использование изобретений в период их временной правовой охраны;

· контролирует своевременность уплаты патентных пошлин и сборов, готовит предложения о прекращении поддержания патентов в силе;

· принимает участие в решении вопросов о целесообразности зарубежного патентования, готовит материалы для передачи их патентным поверенным, ведет переписку с ними, контролирует уплату пошлин в иностранной валюте;

· выявляет факты нарушения патентов, принадлежащих предприятию, принимает участие в разрешении возникающих в связи с этим конфликтов и споров, в том числе судебных;

· готовит предложения о передаче прав на патент другому физическому или юридическому лицу и соответствующий договор для регистрации его в Национальном центре интеллектуальной собственности;

· принимает меры по разработке товарных знаков, их регистрации, продлению их действия и внесению изменений в регистрацию товарного знака, а также регистрации лицензионных договоров и договоров об уступке товарного знака;

· принимает меры по обеспечению правовой охраны товарного знака в странах предполагаемого экспорта продукции предприятия;

· принимает меры по предотвращению незаконного использования товарного знака предприятия на внешнем и внутреннем рынках для возмещения причиненного такими нарушениями материального ущерба;

· готовит предложения о покупке лицензии либо предоставлении принудительной лицензии, технико-экономические обоснования продажи лицензий, решения о предоставлении открытой лицензии;

· участвует в переговорах о заключении лицензионных соглашений, соглашений о передаче технологий, иных результатов научно-технической деятельности;

· вносит совместно с другими службами предприятия предложения по отнесению научно-технической и иной информации к коммерческой тайне предприятия;

· ведет учет и предоставляет статическую отчетность по изобретательству.

С принятием патентных законов в Республике Беларусь появилась необходимость в подготовке и аттестации патентных поверенных, основная функция которых — оказание физическим и юридическим лицам Республики Беларусь и зарубежных государств услуг по правовой охране объектов промышленной собственности.

В соответствии с Положением о патентных поверенных Республики Беларусь, утвержденным постановлением правительства, в качестве патентного поверенного может быть аттестован и зарегистрирован гражданин Республики Беларусь, который:

· имеет постоянное местожительство в Республике Беларусь, высшее образование в области технических, естественных или юридических наук, не менее чем трехлетний стаж практической работы в области охраны промышленной собственности, непосредственно связанной с оформлением или рассмотрением заявок на получение охранных документов на объекты промышленной собственности и поддержание их в силе, а также с защитой полученных на них прав;

· обладает знанием законодательных и иных нормативных актов Республики Беларусь, международных договоров, необходимых для осуществления деятельности по защите прав на объекты промышленной собственности, и соответствующими навыками их практического применения, подтвержденными результатами квалификационного экзамена.

Патентный поверенный оказывает физическим и юридическим лицам Республики Беларусь и зарубежных государств (в дальнейшем — доверители) следующие услуги:

· дает консультации по вопросам правовой охраны изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, товарных знаков, сортов растений, топологий интегральных микросхем и других объектов промышленной собственности;

· выполняет поручения доверителей и оказывает практическую помощь в оформлении заявок на получение охранных документов на объекты промышленной собственности;

· дает консультации и представляет доверителей при реализации права распоряжения охраняемыми объектами промышленной собственности, в том числе при заключении лицензионных договоров, а также при передаче неохраняемых технических достижений;

· представляет доверителей в Национальном центре интеллектуальной собственности, судах и других органах, в компетенцию которых входит решение соответствующих вопросов;

· дает консультации по вопросам оспаривания охранных документов на объекты промышленной собственности, выданных третьим лицам;

· осуществляет другие виды консультационной деятельности,непротиворечащие действующему законодательству, а также представительство в области промышленной собственности.

Отношения между патентными поверенными и доверителем регламентируются договором поручения (доверенностью), оформленным в соответствии с законодательством.

Аттестация и регистрация патентных поверенных осуществляется Национальным центром интеллектуальной собственности. Для проведения этой работы создается аттестационная комиссия.

Аттестационная комиссия:

· рассматривает заявления кандидатов в патентные поверенные, при необходимости проводит с ними собеседование и принимает решение о допуске их к квалификационному экзамену, которое оформляется протоколом за подписью председателя и секретаря аттестационной комиссии;

· утверждает программу, правила проведения квалификационного экзамена и экзаменационные задания;

· назначает и утверждает состав экзаменационной комиссии и организует проведение квалификационного экзамена;

· рассматривает результаты квалификационного экзамена и принимает решение об аттестации кандидатов в патентные поверенные.

С кандидатов в патентные поверенные взимается сбор за аттестацию и пошлина за регистрацию.

Национальный центр интеллектуальной собственности регистрирует патентных поверенных в Реестре, выдает свидетельство и публикует информацию о регистрации патентного поверенного в официальном бюллетене.

Профессиональная деятельность патентного поверенного заключается в обеспечении полноценной охраны и эффективной реализации прав на объекты промышленной собственности и отдельные объекты авторского права. Как показывает мировая практика, привлекать патентного поверенного к ведению дел по заявкам на изобретения и полезные модели целесообразно уже на стадии их выявления по материалам решения технической проблемы. По заявкам на промышленные образцы участие патентного поверенного необходимо при составлении описания художественного или художественно-конструкторского решения внешнего вида изделия. В ходе совместного анализа заявителем и патентным поверенным обозначаются основные притязания по предполагаемому для охраны объекту, определяется объем прав, решаются вопросы зарубежного патентования, проводится предварительное определение соответствия решения критериям патентоспособности.

Патентный поверенный несет ответственность за правильное оформление и комплектность материалов заявки, следит за своевременной уплатой пошлин и соблюдением сроков ответов на запросы или решения экспертизы. Особенно важно участие патентного поверенного при обсуждении и внесении изменений в формулу изобретения и полезной модели. Законом «О патентах на изобретения, полезные модели и промышленные образцы»
(ст. 17) предусмотрена возможность внесения исправлений и уточнений в материалы заявки на изобретение, не изменяющие сущности заявленного решения, до принятия патентным органом решения о выдаче или об отказе в выдаче патента. По заявкам на полезные модели и промышленные образцы заявитель может вносить исправления и уточнения в течение двух месяцев с даты подачи заявки. Участие патентного поверенного необходимо при регистрации товарного знака или знака обслуживания, причем опыт патентного поверенного играет большую роль, начиная со стадии утверждения дизайнерского решения знака и определения классов товаров с учетом пригодности для бизнеса. Поверенный по товарным знакам активно участвует в решении проблем, возникающих в ходе экспертизы и регистрации знака (готовит ответы на запросы экспертизы, дает рекомендации заявителю при выявлении тождественного или сходного знака, проводит анализ правовой ситуации, связанной с известным знаком, предпринимает ответные меры в случае опротестования и т.д.), консультирует относительно использования знака, предпринимает меры по защите прав владельца знака в случае их нарушения, подготавливает договоры по уступке прав и лицензионные договоры.

Не случайно во всех странах мира для регистрации и коммерческого использования знаков привлекают патентных поверенных, полагаясь на их высокую квалификацию и умение находить оптимальные решения с позиции интересов своих клиентов.

Действующее законодательство Республики Беларусь, как и многих стран мира, предоставляет право создавать общественные объединения патентных поверенных. Такие объединения в виде ассоциаций действуют и в ряде стран СНГ (Россия, Украина, Беларусь, Казахстан).

Основные задачи ассоциации — это участие патентных поверенных в совершенствовании законодательства по объектам промышленной собственности, обмен опытом, предотвращение конфликтных ситуаций, защита интересов своих членов, обмен информацией.

Кроме национальных ассоциаций имеются международные организации, в которые входят патентные поверенные, представители патентных ведомств, судьи. Белорусская ассоциация является членом крупнейшей международной организации по проблемам промышленной собственности — Международной ассоциации по охране промышленной собственности (AIPPI).

Опыт участия в работе ассоциаций, накопление информации о проблемах, возникающих в повседневной работе патентных поверенных, путях их решения, оказывают несомненную пользу становлению института патентных поверенных в Беларуси.

Контрольные вопросы к теме 7

1. Дайте определение интеллектуальной собственности.

2. Как классифицируются объекты интеллектуальной собственности?

3. Что такое промышленная собственность?

4. В чем заключается цель патентования?

5. Что представляет собой оценка интеллектуальной собственности?

6. Для чего используется лицензионный договор?

7. Что такое роялти?

8. Что такое паушальный платеж?

9. С какой целью на предприятии проводится оценка интеллектуальной собственности?

10. Охарактеризовать структуру управления интеллектуальной собственностью в Республике Беларусь.

11. Описать основные функции, выполняемые Национальным центром интеллектуальной cсобственности Республики Беларусь.

12. Описать структуру Национального центра интеллектуальной собственности Республики Беларусь.

13. Охарактеризовать основные задачи патентных подразделений организаций Республики Беларусь.

14. Описать основные функции патентных поверенных.


Тема 8. Инновационная инфраструктура
и методы государственной поддержки
ее развития

Лекция 8. Инновационная инфраструктура и методы государственной поддержки ее развития

Основные понятия:

инновационная инфраструктура, технополис, научный (технологический) парк, наукоград, инновационный бизнес-инкубатор, коммерческий парк, промышленный парк, исследовательский центр, инновационный центр, Белорусский инновационный фонд (Белинфонд), транснациональные корпорации.

8.1. Понятие, характеристика и элементы инновационной инфрастуктуры

Становление и рост наукоемких отраслей в отдельных странах происходят на фоне острой конкурентной борьбе на мировом рынке, ибо крупные масштабы производства и сбыта являются необходимым условием накопления средств для дальнейшего развития исследований и разработок (ИР). В борьбе победителями оказываются страны и корпорации, не просто обладающие мощным научно-техническим потенциалом, но и умеющие эффективно его использовать, т.е. трансформировать новые научные идеи и открытия в коммерческую продукцию, быстрее других и с меньшими издержками проходить цикл «наука – производство – сбыт».

За последние два десятилетия к мероприятиям центральных правительств, направленным на ускорение НТП, активно подключились местные власти различного уровня. В ряде стран центры активности, связанной со структурными сдвигами в экономике, отчетливо сместились «вниз» – в штаты, земли, префектуры и т.п. Наряду с национальными программами разрабатываются многочисленные региональные программы модернизации местного хозяйства; создаются исследовательские, информационные, консультативные центры, фонды развития; происходят изменения в налоговой политике, направленной на привлечение национального и зарубежного капитала в регион. Все это ради перевода экономики на наукоемкую основу, обеспечения экологической безопасности, увеличения занятости, повышения деловой активности и уровня жизни населения.

И хотя основными «локомотивами» НТП были и остаются крупные исследовательские центры фундаментальных и прикладных наук, университеты, государственные институты, лаборатории промышленных концернов и корпораций, полностью сохраняется и даже возрастает значение малых и средних образований (фирм, организаций, компаний и т.д.) в структуре научно-технического и промышленного потенциала.

Задачей государственной научно-технической политики является создание благоприятных условий для осуществления инновационной деятельности посредством развития инновационной инфраструктуры.

Инновационная инфраструктура – это совокупность материальных, технических, организационных и иных средств, обеспечивающих информационное, экспертное, консалтинговое, маркетинговое, финансовое, кадровое и другое обслуживание инновационной деятельности и предназначенных для создания благоприятных условий осуществления инновационной деятельности.

Услуги, оказываемые для осуществления и поддержания инновационной деятельности, оказываются через научно-технические парки и инновационные центры, инновационные фонды и другие организации, осуществляющие и поддерживающие инновационную деятельность, которые могут выступать как адаптеры, инноваторы, реципиенты и др.

Объективная необходимость создания инновационной инфраструктуры обусловлена рядом причин. Во-первых, только относительно недавно технологическое развитие достигло такого уровня, при котором стало возможно реально эффективно формировать инновационную инфраструктуру. Во-вторых, возникла экономическая необходимость в технологическом трансфере, коммерциализации результатов научно-технических разработок, создании других механизмов доведения высоких технологий и научно-технической продукции до конкретного потребителя. В-третьих, уровень сделанных ранее теоретических разработок позволил положить новые методические подходы для решения поставленных задач.

Инновационная инфраструктура играет особую роль в распределении риска между участниками инновационного процесса.

Следует отметить, что создание инновационной инфраструктуры зависит от уровня технологического и экономического развития национальной экономики. В странах, имеющих развитую производственную инфрастуктуру, наблюдается процесс софтизации («soft infrastructure» в отличие от «hard infrastructure»), характеризующийся повышением роли невещественных, нематериальных факторов производства, информатизацией общества. Софтизация переплетается с сервизацией – опережающим развитием сферы услуг. Таким образом, формируются реальные возможности создания сети консалтинговых, инжиниринговых, сервисных, информационных услуг, способствующих поддержке инновационных процессов.

В условиях трансформационного общества инновационная инфраструктура должна способствовать вхождению науки в рыночную среду, развитию предпринимательства в научно-технической сфере, поэтому ее формирование во многом определяется состоянием рыночной инфраструктуры. В целом инновационная инфраструктура представляет собой организационную, материальную, финансово-кредитную, информационную базу для создания условий, способствующих эффективной аккумуляции и распределению средств и оказанию услуг для развития инновационной деятельности, технологического трансфера, коммерциализации научно-технической продукции в условиях повышенного риска.

В задачи инновационной инфраструктуры входят:

· отбор проектов на основе системы объективной экспертизы;

· создание благоприятных стартовых условий для развития малых инновационных, технологически ориентированных фирм;

· поддержка венчурных проектов;

· система участия в разработке перспективных научно-технических направлений;

· поддержка механизмов взаимодействия с крупными центрами (в том числе типа франчайзной системы);

· формирование материально-технической базы для создания и развития малых инновационных фирм, включая лизинг высокотехнологичного оборудования;

· аккумуляция финансовых ресурсов, создание инновационных, инвестиционных, венчурных фондов, инновационных банков и др.;

· создание информационных сетей, обеспечивающих развитие малых фирм, возможность их подключения к международным сетям;

· получение высококвалифицированного консалтинга, инжиниринга, аудита, контроллинга, рекламы, экспертных услуг с целью создания конкурентоспособной наукоемкой продукции, высоких технологий и продвижения их на рынок, в том числе мировой;

· развитие страхования инновационных проектов, государственное страхование иностранных инвестиций, вкладываемых в развитие инновационной деятельности;

· помощь в получении информации об иностранных партнерах, заключении контрактов, в том числе международных, подача заявок в международные фонды и организации, участие в международных программах;

· помощь в проведении конверсии;

· обучение предпринимательству в научно-технической сфере.

Базируясь на данных положениях, формируется инновационная инфраструктура, состоящая из следующих взаимоувязанных элементов:

1. Организационной структуры (администрация) малого инновационного бизнеса (это может быть комитет по науке и технологии, союзы и ассоциации предпринимателей и т.д.), которые обеспечивают поддержку малых научных и инновационных фирм. Основные их функции заключаются в разработке и реализации программ поддержки и развития инновационной деятельности, соответствующих законодательных актов, определении ее места в общей стратегии развития; обосновании потребности в материальных и финансовых ресурсах, государственных средствах, необходимых для реализации поставленных задач; создании механизма взаимодействия малых инновационных фирм с крупными организациями, участии в республиканских программах, косвенном воздействии на инновационные процессы (льготное налогообложение, финансирование, кредитование, создание специальных фондов и т.д.).

2. Финансово-кредитных институтов, обеспечивающих аккумуляцию ресурсов и их распределение по субъектам инновационной деятельности, а также финансовую поддержку перспективных проектов (создание инновационных, инвестиционных, венчурных фондов, банков и др.).

3. Страховых компаний, фирм, обеспечивающих снижение потерь от рисковых операций, а также привлечение инвестиций в научно-техническую сферу.

4. Информационных сетей, позволяющие определить перспективные направления развития инновационной деятельности, технологический трансфер, коммерциализацию результатов научно-технических разработок.

5. Системы сервисного обслуживания инновационных фирм, осуществляющих экспертизу проектов, консалтинг, инжиниринг, аудит, контроллинг, рекламу и другие услуги.

6. Различных форм обучения предпринимательству в научно-технической сфере (учебные заведения, специальные курсы обучения, факультеты, семинары, симпозиумы и т.д.).

В условиях трансформационного общества инновационная инфраструктура должна явиться: 1) источником распространения моделей рискового мышления; 2) зоной, способной снизить повышенный риск, неопределенность инновационных процессов; 3) средой, благоприятствующей рисковой деятельности. При этом в качестве последней она может выступать как в отношении отдельного хозяйственного субъекта (фирмы), так и целого региона.

Развитие элементов инновационной инфраструктуры приводит к снижению «Sovereign risk» – риска, связанного с предоставлением кредитов иностранным государствам; «Transfer risk» – риска, отражающего возможность сократить величину перевода иностранным компаниям прибыль за границу; «Contry risk» – риска вероятности того, что государство может не выполнить свои обязательства по отношению к инвесторам и кредиторам (Робоч Дж., Рут.Ф и др.), или изменению других «правил игры» для субъектов хозяйствования.

Инновационная инфраструктура должна обеспечить обучение принятию решений в условиях риска, формирование менталитета, благоприятствующего развитию предпринимательства в научно-технической сфере. Обучение должно помочь в приобретении навыков в составлении бизнес-плана, оценке рынка, получении кредитов.

Менеджеры, обслуживающие венчурные фирмы, должны снизить риск в особо опасных «точках роста». В задачи менеджеров инновационных структур типа «технопарк», «бизнес-инкубатор» входит выработка общей стратегии развития инновационных структур и отдельных фирм с учетом инвестиционного и политического риска в регионе, на рынке которого будет работать фирма (рис. 8.1).


Рис. 8.1. Стадии роста высокотехнологичных фирм

В условиях трансформационного общества инновационные структуры типа «технопарк», «бизнес-центр» призваны оказывать поддержку как антрепренерам, так и интрапренерам.

Инновационная инфраструктура снижает риск, аккумулируя финансовые ресурсы, действуя как инвестиционный механизм инновационных процессов, объединяя капиталы институциональных инвесторов в ассоциированные; при этом не только финансируются высокие технологии и наукоемкое производство, но и берется плата за риск, т.е. риск выступает в качестве объекта купли-продажи.

Инновационная инфраструктура распределяет риск по следующим направлениям: а) между участниками инновационной деятельности; б) по фазам инновационной деятельности; в) между институциональными инвесторами и государством; г) снижает риск инвестирования в данном регионе.

Таким образом, инновационная инфраструктура ориентирована на развитие соответствующего менталитета, проведение институциональных изменений в обществе, затрагивающих значительное число субъектов, стимулирует развитие экономики за счет наукоемких производств, повышает эффективность на основе высококвалифицированного менеджмента и маркетинга, тщательного и объективного отбора проектов и их коммерциализации. Создаются условия мотивации всех субъектов венчурной деятельности; формируется производственно-технологическая среда, обеспечивающая развитие рыночных отношений.

8.2. Технопарки: понятие, классификация
и характеристика основных групп

Организации типа «научные парки», впервые появившиеся в США в 50-х гг. и довольно долго остававшиеся специфичным американским феноменом, в 70-е гг. начали возникать в Западной Европе, а в последнее десятилетие «парковая волна» охватила практически все развитые государства мира и многие развивающиеся страны (Индия, Малайзия, Таиланд и др.). Сегодня общее число разнообразных парков исчисляется тысячами; функционируют национальные и международные ассоциации этих организаций; проводятся посвященные им конференции, семинары и симпозиумы; парки стали объектом многочисленных исследований экономистов, социологов и науковедов.

Все это свидетельствует о проявлении глубоких объективных закономерностей, определяющих характер и направление общественного развития на современном этапе.

Впервые слово «парк» было использовано в 1951 г. для обозначения инновационного объекта в США, штат Калифорния, округ Санта-Клара, городок Пало-Альто, где расположен один из самых известных крупных американских университетов – Стэнфордский.

С одной стороны, научными парками называют целые территории – «Силиконовую долину», «Шоссе-128» и много других районов в США; Центральную Шотландию и «Коридор-М4» в Великобритании и т.д. С другой стороны, можно встретить научный парк в виде одного небольшого здания, где разместилось несколько фирм, занятых далекими от основных наукоемких технологий делами. Кроме того, появилось много терминов, обозначающих различные варианты научных парков или близких к ним по замыслу организации: технополис, технопарк, промышленный парк, инновационный парк, инкубатор. Часто вместо слова «парк» используют слово «центр» с теми же приставками: технологический центр, инновационный центр и т.п. Разнобой в терминологии несколько затрудняет анализ и обусловливает необходимость четкой классификации парков.

Классифицировать научные парки можно по разным параметрам – по масштабам, целям, по степени «наукоемкости», по составу участников и т.д. Проще всего использовать в качестве основного классификационного признака масштаб, поскольку от него зависят и многие другие особенности, которые при желании можно использовать для выделения подгрупп или подтипов внутри основных группировок. Если воспользоваться таким подходом, то все многообразие парков достаточно естественным образом распределяется по четырем категориям.

I. Регион науки – крупный научно-производственный комплекс с развитой инфраструктурой сферы обслуживания, охватывающий значительную территорию, границы которой приблизительно совпадают с административными границами подразделения типа района или округа. Другими словами, это район или округ, в экономике которого главную роль играют исследовательские центры, разрабатывающие новые технологии, и производства, основанные на применении этих новых технологий. В составе комплекса функционируют: по крайней мере, один большой вуз (чаще несколько); исследовательские государственные и частные учреждения национального масштаба; промышленные корпорации или их отделения, специализирующиеся на производстве новейшей наукоемкой продукции; научные парки, инкубаторы с их малыми фирмами, а также малые и средние фирмы вне парков; полный набор учреждений производственного и бытового сервиса: от банков и страховых компаний до театров и стадионов. Регион обладает развитой сетью современных коммуникаций с другими областями страны и международных. Основной задачей такого формирования является развитие и применение объемов исследования.

Большинство таких регионов являются весьма привлекательными с точки зрения природных условий: красивые ландшафты, водоемы, чистый воздух – важные составляющие «качества жизни», а высокое «качество жизни» относится к числу обязательных условий возникновения и развития региона науки.

II. Технополис – научно-производственный комплекс с развитой инфраструктурой сферы обслуживания, охватывающий территорию отдельного города. Другими словами, город, в экономике которого главную роль играют исследовательские центры, разрабатывающие новые технологии, и производства, эти технологии использующие. В составе технополиса функционируют те же компоненты, которые мы отмечали выше для региона науки.

III. Научный (технологический) парк – научно-производственный (как правило, территориальный) комплекс, включающий в себя исследовательский центр и примыкающую к нему компактную производственную зону, в которой на условиях аренды размещаются малые наукоемкие фирмы. Однако современные средства коммуникаций (в т.ч. Интернет, E-mail и др.) позволяют объединить пространственно разрозненные элементы технопарка в одно целое и, не собирая их территориально, так, что можно ожидать появления своего рода «виртуальных» объединений в качестве самостоятельных и влиятельных сегментов. Научные парки многообразны и по размерам, и по условиям функционирования, и по составу клиентов-арендаторов, и по другим параметрам. Зачастую вариации терминологического характера (не научный, допустим, а исследовательский парк, технологический парк или даже промышленный) несут определенную смысловую нагрузку. Они обычно отражают некоторый набор требований, предъявляемых к фирмам-арендаторам, чаще всего – тот уровень производственной деятельности, который считается для клиентов данного парка приемлемым. Теоретически в исследовательских и большинстве научных парков фирмы, как правило, собственно производством не занимаются. Свои идеи и разработки они доводят только до стадии образца, прототипа. Если же переходят к изготовлению серии, то организуют его вне парка на контрактной основе или создают производственный филиал. В технопарках не возбраняется мелкосерийное производство, а в промышленных вообще не накладывается каких-либо ограничений на масштабы изготовления. На практике четкие границы между видами производств установить трудно, многое зависит от конкретного вида продукции. Кроме того, коммерческие соображения часто заставляют администрацию парков отступать от установленных канонов, а то и вовсе от них отказываться. Так что если требуется отнести тот или иной парк к определенной узкой категории, судить о нем только по названию нельзя, необходима более полная информация.

IV. Инкубатор – здание или несколько зданий, где на ограниченный срок размещаются вновь создаваемые малые фирмы-клиенты. Инкубаторы часто называют также инновационными центрами. Как правило, они создаются как один из компонентов научного парка, его начальная ступень, но бывает, что организацией инкубатора дело и заканчивается. Таким образом, инкубатор можно рассматривать либо как зародыш парка, либо как усеченный его вариант. Задача инкубатора – дать возможность только что возникшей фирме встать на ноги, технически окрепнуть, обрести финансовую прочность и найти свое место на рынке. На это ей обычно отводится 2--3 года, иногда до 5 лет. По истечении установленного срока она должна покинуть инкубатор. Удачливые клиенты, сумевшие хорошо поставить дело, арендуют более просторные помещения либо на территории парка, частью которого является инкубатор, либо вне его. Неудачники просто выбывают из игры.

В научной литературе используются еще такие понятия организационных форм, как коммерческий, промышленный парки.

Коммерческий парк занимается производством различного рода коммерческой деятельностью, административными работами, организацией выставок, реализацией продукции. Такой структуре не требуется близкое расположение субъектов научной деятельности.

Промышленным парком или промышленной зоной обычно называют сосредоточение предприятий, которым государство оказывает поддержку путем создания выгодных условий их размещения (транспортная инфраструктура, льготная аренда, налоговые льготы, инженерные сети и т.п.). Сроки размещения в промышленных парках, как правило, не ограничиваются.

Представленная выше классификация построена по принципу, близкому к модульному. Основным, опорным «модулем» в этой системе является собственно научный парк, т.е. третья «ступень» классификации схемы. Поэтому для нее и сохранилось это ставшее уже классическим название. Основным же данный модуль можно считать потому, что в его составе присутствует полный комплект всех необходимых и достаточных для возникновения анализируемого явления компонентов, представляющих науку, производство, сферу управления, финансы. На этом уровне уже в достаточной мере проявляется распределение ролей между перечисленными компонентами, формы и методы их взаимодействия, специфические задачи, решаемые каждым из них. Наращивание, увеличение числа «модулей», и соответственно, расширение масштабов компонентов естественным образом приводят нас к технополису, а затем и к региону науки. Отсутствие того или иного компонента – к инкубатору или иным «зародышевым» формам.

В Республике Беларусь начало формированию элементов инновационной инфраструктуры было положено Указами Президента Республики Беларусь «О стимулировании создания и развития производств, основанных на новых и высоких технологиях», «О государственной поддержке малого предпринимательства» и Программой развития научно-инновационной деятельности в Республике Беларусь. Однако работы в этом направлении разворачиваются крайне медленно, хотя база (в виде неэффективно используемых площадей и оборудования многих НИИ и КБ) для их создания имеется. Сформулированные сегодня цели и приоритеты технопарков, в том числе и перспективные, отражают лишь наше осознание действительности на данный момент времени. По мере развития инновационного процесса и экономики страны в целом приоритеты деятельности технопарков могут существенно изменяться.

В соответствии с белорусским законодательством научно-техническим парком (далее технопарком) является организация, способствующая развитию предпринимательства в научно-технической сфере путем создания благоприятных условий для осуществления инновационного процесса – от полека (разработки) новшества до выпуска нового образца товарной продукции (технологии).

Основными задачами и направлениями деятельности технопарка являются:

· участие в разработке и реализации программ и инновационных проектов;

· выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выпуск наукоемкой продукции;

· предоставление на договорной основе субъектам инновационной деятельности лабораторных и экспериментально-производственных площадей, оборудования для выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

· оказание субъектам инновационной деятельности научно-технических и других услуг;

· анализ, отбор инновационных проектов, оценка коммерческого риска инновационных предложений, маркетинг, поиск партнеров и источников финансирования, содействие в страховании проектов;

· содействие привлечению иностранных инвестиций и технологий, заключению международных контрактов, способствующих выходу наукоемкой продукции на внешний рынок;

· создание информационной базы, банка научно-инновационных предложений и системы передачи инновационных проектов для их промышленного использования;

· обучение инновационному менеджменту, маркетингу наукоемкой продукции, организации ее производства.

Источниками финансирования деятельности технопарка являются:

· доходы от собственной деятельности;

· бюджетные средства, выделяемые в установленном порядке для выполнения инновационных проектов и программ;

· кредиты банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;

· инвестиции, в том числе иностранные;

· другие источники, не запрещенные законодательными актами Республики Беларусь.

Технопарковые структуры в Беларуси начали создаваться с 1993 г., когда Комиссия Президиума Совета Министров Республики Беларусь по научно-техническому прогрессу поддержала инициативу создания технопарка при Белгосуниверситете. В январе 1994 г. Научно-технологический парк при Белгосуниверситете был официально зарегистрирован. В 1993 г. был учрежден технопарк в Могилеве. В настоящее время в Республике Беларусь действует два технопарка.

Основные проблемы, с которыми приходится сталкиваться при создании технопарков в республике, это: отсутствие стартового и оборотного капиталов; трудности в получении вновь создаваемым предприятием каких-либо льгот и кредитов для начала инновационной деятельности; отсутствие фондов и государственных программ поддержки инновационного бизнеса.

В целом импульс инновационному предпринимательству в республике должно дать именно развитие соответствующей инфраструктуры данного вида бизнеса. Поддержка же отдельных инновационных фирм в результате оказывается менее эффективной, чем вложения средств в инфраструктуру, так как именно она может дать долгосрочный эффект и может способствовать генерированию непрерывного воспроизводства субъектов малого и среднего инновационного предпринимательства.

Важнейшими характеристиками технопарка являются: структура научного (технологического) парка, его состав и функции его основных компонентов и действующих лиц.

8.3. Основные компоненты технопарков и их функции

Основными компонентами парка являются: территория и здания; научно-исследовательский центр с его кадровым и научным потенциалом; промышленные предприятия и фирмы, преобразующие научный потенциал исследовательского центра в рыночную продукцию; административно-управленческая структура, обеспечивающая функционирование всего комплекса как единого целого; учреждения инфраструктуры поддержки – производственной и бытовой.

При создании научного (технологического) парка в качестве исследовательского центра могут выступать: высшее учебное заведение (университет), государственная научно-исследователь-
ская лаборатория или институт, научно-исследовательское подразделение организаций государственного или частного сектора. Самый распространенный на Западе вариант связан с университетами, где крупные вузы традиционно являются не только учебными заведениями, но и ведущими центрами фундаментальной и прикладной науки.

Исследовательский центр является ключевым элементом научного (технологического) парка, что следует из самой идеи создания таких организаций и из тех целей, которые они преследуют: организационными, экономическими, политическими и административными (в хорошем смысле слова) мерами подстегнуть, интенсифицировать процесс разработки и, что еще важнее, реализации новых наукоемких технологий в целях экономического роста. Чтобы использовать достижения науки, их нужно, прежде всего, иметь. Создаются же они, как правило, в исследовательских центрах, и это само по себе ставит такие центры в положение ведущего компонента паркового комплекса.

Вряд ли сегодня найдется в развитых странах университет или научный центр, который сопротивлялся бы участию в решении проблем ускорения экономического роста. Наоборот, это стало хорошим тоном, достоинством, гарантирующим благожелательное отношение государства и общественности. А одной из наиболее очевидных форм доказательства эффективности университета, научного центра, их активной общественной позиции стало создание при них научного парка, техноцентра, бизнес-инкубатора.

Исследовательский центр выполняет в составе технопарка следующие функции:

· является источником технических идей, реализуемых фирмами-клиентами парка, и в значительной мере кадров, занятых как на этих фирмах, так и в руководстве парком;

· выступает в качестве владельца или совладельца парка, как правило, через специально созданную для руководства парком фирму, обладающую всеми правами юридического лица;

· проводит конкурсный отбор фирм-клиентов, для чего организуется коллегиальный орган типа консультативного совета, тщательно анализирующий заявки претендентов, оценивающий перспективность и реальность их идей и часто обладающий правом вето на прием;

· организует квалифицированную консультативную помощь клиентам парка силами персонала исследовательского центра по техническим, юридическим, финансовым и прочим проблемам;

· предоставляет клиентам на льготных условиях право пользования библиотекой, лабораторным оборудованием, испытательной аппаратурой, компьютерными мощностями, включая доступ к компьютерным информационным сетям вплоть до международных, другими объектами своей инфраструктуры;

· обеспечивает частично или полностью клиентов парка бытовыми услугами (столовой, рекреационными сооружениями, залами для совещаний и конференций) на тех же правах, на которых ими пользуются сотрудники центра.

Нередки случаи, когда университет совместно с другими участниками предприятия создает специальный денежный фонд венчурного капитала, где клиенты могут получить кредит, если им трудно это сделать вне парка из-за высокой степени риска, связанного с перспективами реализации их идей. Иногда фирма, руководящая парком, является одновременно пайщиком части фирм-клиентов и, следовательно, кровно заинтересована в успехе последних.

Некоторый оттенок благотворительности во взаимоотношениях парка с его клиентами не должен никого вводить в заблуждение. Парк – предприятие коммерческое, рассчитанное на получение в долгосрочной перспективе прибыли и живущее в конечном счете по законам современного цивилизованного рынка, где, помимо конкуренции, много общих целей, взаимных интересов и связей, предполагающих и элементы взаимопомощи, а не только корыстные.

На протяжении последних десятилетий корпоративная замкнутость академического сектора преодолевается под давлением общей тенденции к консолидации научно-технического и производственного потенциалов в национальных масштабах, обусловленной острой конкуренцией на мировом рынке передовых технологий. Выразителями этой тенденции и инициаторами мер, направленных на сближение и взаимодействие науки и производства, выступает государство, проводящее своего рода политику «кнута и пряника». С одной стороны, оно уменьшает, порой довольно резко, так называемые «общие» субсидии университетам (деньги, выделенные на содержание вуза как такового) и государственным НИИ, а с другой – расширяет финансирование различных конкретных программ совместной деятельности университетов, НИИ и промышленности. Широко используются такие формы, как предоставление правительством «посевных» или «семенных» денег (seed money), а также «паритетное» финансирование. В обоих случаях правительственные субсидии предоставляются на условиях привлечения к данному проекту дополнительных средств от частного сектора (при «паритете» – не менее 50 %).

Весьма эффективным средством вовлечения научных центров в процесс коммерциализации результатов ИР является предоставление им права продажи таких результатов, полученных в ходе работы, выполнявшейся на государственные средства (США), или создание специальных организаций-посредников, занимающихся лицензированием университетских разработок (Англия).

В Республике Беларусь в развитии инновационной деятельности важную роль играют инновационные центры.

Инновационный центр представляет собой специализированный инкубатор малого предпринимательства, в котором субъектам инновационной деятельности дается возможность использовать и разрабатывать новые технологии и другие новшества, которые позволили бы им в будущем развить собственное производство.

Основной задачей инновационного центра является оказание субъектам инновационной деятельности услуг как общего характера, включающих в себя помощь в предоставлении информации, проведении консультаций экспертов, использовании телефонной и факсимильной связи, так и специализированного финансового и коммерческого характера.

Правовой режим инновационного центра определяется законодательством о малом предпринимательстве в Республике Беларусь.

За площади общественных, административных и переоборудованных производственных зданий, сооружений, помещений и прилегающих территорий, находящихся в государственной собственности, арендуемые научно-техническими парками, инновационными центрами, в первые два года со дня заключения договора аренды к базовым ставкам арендной платы применяются понижающие коэффициенты, устанавливаемые законодательством.

Государство является одним из наиболее влиятельных действующих лиц во всех аспектах создания и развития научных парков, хотя в большинстве стран оно не выступает как непосредственный инициатор и участник того или иного конкретного паркового комплекса. Исключение составляет правительство Японии с его программой технополисов. Но отсутствие в правительственных программах США, Англии или, допустим, Швеции проектов, прямо и исключительно нацеленных на создание парков, не означает отсутствия помощи центральных ведомств в решении этой проблемы. В специальных программах просто нет необходимости, поскольку существует много других, более широких, под действие которых подпадают и мероприятия, связанные с организацией парка. Сюда относятся и программы поощрения развития новых технологий, и программы содействия кооперации между академической наукой и промышленностью, и программы помощи отсталым или переживающим наибольшие трудности в связи с реконструкцией структуры промышленности районам и городам, и, наконец, весь комплекс проектов, защищающих и поддерживающих малый бизнес.

Трудно найти парк, при создании которого в той или иной мере не использовалась бы государственная помощь. Достаточно указать, что, например, в Великобритании более половины научных парков построены так называемыми агентствами развития (Development agencies) – государственными организациями, созданными для оказания содействия сельскохозяйственным районам и районам с высоким уровнем безработицы в организации современной промышленной базы (такие агентства есть в Англии, США, Шотландии, Уэльсе и Северной Ирландии). А первые инкубаторы в США вообще финансировались Национальным научным фондом. К тому же надо учитывать, что, помимо помощи паркам, правительство предоставляет льготы и субсидии их клиентам на индивидуальной основе как малым наукоемким фирмам. Среди работающих в парке консультантов обычно бывает специалист, занимающийся только вопросами использования правительственных схем поощрения малого бизнеса. Этих схем так много, что самим предпринимателям разобраться в них
трудно.

Во всех передовых странах местные органы управления отчаянно конкурируют друг с другом, стремясь создать либо завлечь к себе как можно больше новых предприятий, научных и иных центров, национальных или зарубежных, с выгодными условиями экономической деятельности (налоги и пр.), преимуществами близкого соседства с себе подобными (эффект агломерации), красотами природы, если таковые имеются, и качеством жизни (жилье, транспорт, инфраструктура услуг и развлечений).


Научные парки хорошо вписываются в стратегию регионального развития, поэтому местные власти:

· поддерживают инициативу создания парка, предоставляют участок, частично финансируют строительство или гарантируют заем, передают под реконструкцию старые здания, входят в наблюдательный совет или орган управления парком;

· при отсутствии инициативы со стороны сами проявляют ее и строят парк, привлекая других участников на паевых началах или на каких-то иных условиях, но это все же редкость. Чаще всего местная власть выступает в качестве доброжелательного патрона и партнера.

Специфическая роль крупного частного капитала. Относительно научных парков крупным частным фирмам и концернам места не так уж много. С точки зрения вложений в недвижимость парк мало привлекателен, так как он не соответствует обычным для данной сферы капитала критериям: перспективы быстрого роста арендной платы, быстрое заполнение зданий, отсутствие специальных требований к занятиям клиентов, длительные сроки лицензионных договоров с солидными, прибыльными фирмами. Так что, за редким исключением, частные фирмы в строительстве парков до недавнего времени не участвовали. Известны лишь немногие парки при исследовательских центрах частных компаний и несколько случаев строительства или финансирования парков банками с рекламной целью.

Другое дело – взаимоотношения крупных фирм с клиентами парка как с конкретными малыми наукоемкими предприятиями. Здесь связи возникают довольно часто. Банки и венчурные финансовые организации кредитуют находящиеся в парке компании на обычных основаниях. Клиенты, добившиеся хороших результатов, часто продают свое дело крупному концерну, который способен поставить производство на широкую ногу. Бывает, что концерны покупают не только удачливые, но и обанкротившиеся по причине коммерческой некомпетентности, однако создавшие перспективные разработки фирмы и дают им возможность довести свои изобретения до стадии рыночной продукции. В особо активно работающих парках, ориентированных на новейшие технологии, крупные фирмы часто создают свои небольшие отделения или филиалы.

При решении задач, стоящих перед парком, его клиенты являются главными действующими лицами. Их успех определяет успех всего предприятия и в коммерческом плане, и в научно-техническом. Поэтому к претендующим на место в парке фирмам предъявляются определенные требования. Теоретически основным исходным критерием является принадлежность фирмы к категории «наукоемких», разрабатывающих новые технологии и изделия в областях, причисляемых сегодня к главным направлениям научно-технического прогресса (высокие технологии -- high technologies). Однако критерий высокой технологичности трудно определить достаточно четко даже применительно к крупным предприятиям, не говоря уже о мелких.

Естественно, что при отборе клиентов парка просто полагаются на суждение членов наблюдательного совета или иного органа, которому отбор поручен. Совет же заботит не сколько «чистота породы» фирмы-клиента, сколько перспективность ее разработок с точки зрения коммерческой, рыночной. На практике именно этот критерий выходит на первый план. В парках с хорошей репутацией, куда стремятся попасть сотни, а то и тысячи начинающих предпринимателей, есть возможность широкого выбора, что позволяет успешно сочетать оба требования – как «наукоемкое», так и высокой вероятности удачи на рынке. Но очень часто выбор невелик, а то и вовсе отсутствует. Оставлять готовые площади незанятыми крайне нежелательно, ведь надо возвращать затраты на строительство, отдавать кредиты и выплачивать проценты по ним, иметь средства на эксплуатацию. Поэтому среди клиентов многих парков можно встретить фирмы, не имеющие к «высоким технологиям» никакого отношения, как бы широко это понятие ни толковалось.

Есть определенные расхождения теории с практикой и в отношении «происхождения» фирм, населяющих научные парки. Исходная посылка создания парка при исследовательском центре -- это создание условий для коммерциализации его фундаментальных разработок. Стало быть, основной контингент клиентов для создания фирм должен формироваться из числа сотрудников центра, профессоров, аспирантов, просто выпускников (в случае университета). Тем более, что, по оценке некоторых специалистов, среди академических и университетских ученых не менее 10–15% являются потенциальными предпринимателями, а научная работа вырабатывает у специалистов ряд качеств, весьма полезных в мире бизнеса. Каких именно?

Во-первых, ученый-предприниматель обладает глубокими техническими знаниями в своей узкой области и в нескольких смежных областях, приобретенными за годы научной работы. Специалисты, ушедшие в промышленность сразу после вуза и занимающие руководящие административные посты, практически не могут позволить себе такую роскошь. Стало быть, ученый-предприниматель гораздо лучше знает продукцию, с которой имеет дело.

Во-вторых, ученый обычно хорошо знаком с методиками анализа числовых данных и компьютерной техникой. Поэтому овладеть финансовой стороной дела, бухгалтерией и маркетингом в масштабах небольшой фирмы для него особого труда не составляет. Правда, для верной оценки ситуации необходим коммерческий опыт, приходящий лишь с годами. Тут ученому для начала нужна помощь, но ее легко можно получить от банка или консультативной фирмы или в том же технопарке.

В-третьих, современные исследования, как правило, выполняются не одним человеком, а группой специалистов. Руководство такой группой требует способностей и навыков очень близких к тем, что нужны бизнесмену. Разница лишь в степени коммерческого риска: в НИИ и в университете ученый от такого риска довольно надежно застрахован, а в роли предпринимателя постоянно ему подвергается, так что нужна определенная психологическая перестройка, нужно обрести уверенность в своих способностях на новом поприще.

Наконец, в-четвертых, ученый-предприниматель, даже если он формально уходит из научного учреждения, сохраняет связи и возможности, которых нет у обычного бизнесмена. Это контакты со своими бывшими студентами и аспирантами, которых можно привлечь к работе на своей фирме или, напротив, использовать в качестве покупателей ее продукции; это лаборатории и библиотека, которыми можно пользоваться бесплатно или по сниженным расценкам; это возможность «держать руку на пульсе» научно-технического прогресса в интересующих фирму областях знаний.

Однако несмотря на сказанное выше и на своего рода «зеленую улицу», открытую в парках для сотрудников НИИ и университетов, желающих заняться бизнесом, выходцев из исследовательских центров среди фирм-клиентов не так уж много. Например, в Великобритании, по данным Национальной ассоциации научных парков, они составляют около 20%, причем этот показатель колеблется от парка к парку в довольно широких пределах. Подавляющее большинство фирм попадает в парк не из центров фундаментальной науки, а со стороны.

Сделанные выше оговорки не меняют того факта, что, в общем и целом «наукоемкий» профиль большинства фирм, попадающих в научные парки, выдерживается. От 60 до 70% общего числа клиентов можно отнести к фирмам, ориентированным на передовые технологии. И этот показатель является типичным для всех стран.

Помимо «наукоемкости» есть у расположенных в парках компаний и другие характерные особенности. Если сравнить в целом «парковый» контингент предприятий с аналогичными по размерам и профилю деятельности фирмами вне парков, то, по данным ассоциации, он заметно отличается рядом существенных показателей. На территории парков моложе и сами фирмы, и их владельцы. Около трети предприятий основаны здесь людьми в возрасте до 35 лет (вне парков – 19%). Среди основателей фирм, расположенных в парках, гораздо выше процент обладателей ученых степеней (52% имеют степень бакалавра и 40% – более высокие степени; вне парков, соответственно, 41 и 16%). Рост числа работающих на молодых фирмах в парках превышает 100% в год (вне парков – 50%); у них значительно выше затраты на исследования и число фирм, получающих патенты.

Но, наверное, самый главный показатель – это низкий уровень неудач и прекращение деятельности в первые годы существования среди клиентов парков по сравнению с предприятиями малого бизнеса в целом. Прекращают свою деятельность всего несколько процентов «парковых» фирм.

8.4. Источники финансирования инновационной деятельности в Республике Беларусь

Финансовая поддержка инновационной деятельности может осуществляться через следующие инновационные фонды:

· Белорусский инновационный фонд;

· инновационные фонды республиканских органов государственного управления, объединений, организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, областных и Минского городского исполнительного комитетов;

· венчурные фонды.

Создание Белорусского инновационного фонда (далее Белинфонда) как одного из важных элементов инновационной инфраструктуры предполагает существенное государственное участие в формировании и осуществлении научно-технической политики и представляется вполне обоснованной мерой для стран с переходной экономикой. Наряду с патентным ведомством, технопарками и другими организациями Белинфонд является серьезной составляющей инновационной инфраструктуры.

Белинфонд является государственной организацией, созданной Советом Министров Республики Беларусь. Основной задачей Белинфонда является финансовая поддержка инновационных проектов вплоть до промышленного освоения результатов исследований и разработок, высокоэффективных изобретений, имеющих важное значение для народного хозяйства. Белинфонд призван содействовать созданию и развитию в республике новых высокотехнологичных производств, поддерживать инфраструктуру рынка технологий. К задачам Белинфонда относятся привлечение иностранных инвестиций и создание совместных производств в области наукоемкой продукции и новейших технологий. Кроме того, Белинфонд имеет право поддерживать информационное обеспечение инновационной деятельности, издание каталогов, литературы, проведение выставок, конференций и других научно-практических мероприятий.

Белинфонд может создавать в установленном порядке филиалы и представительства, принимать долевое участие в создании и деятельности хозяйствующих субъектов, обеспечивающих развитие инфраструктуры республиканского рынка технологий. Текущую исполнительную деятельность осуществляет дирекция Белинфонда под руководством Правления (новое название Правления – Попечительский совет), состав которого утверждает Совет Министров Республики Беларусь.

Белорусский инновационный фонд реализует механизм возвратного беспроцентного долгосрочного кредитования субъектов хозяйствования, осуществляющих научно-техническую деятельность и преследующих цель коммерциализации результатов исследований и разработок. Источниками средств фонда являются республиканский бюджет, выделяемый на финансовую поддержку инновационных проектов по приоритетным направлениям, добровольные отчисления министерств, объединений, предприятий и отдельных граждан, поступления от уставной деятельности фонда и от хозяйствующих субъектов за предоставленные им кредиты, банковские проценты за использование временно свободных средств.

Средства фонда выделяются заявителю инновационного проекта на принципах долевого (до 50% общей стоимости проекта) финансирования и могут быть направлены на цели, связанные с организацией и проведением научных исследований и разработок.

Другими направлениями деятельности фонда являются промышленное освоение результатов НИОКР, изобретений, создание или содействие созданию новых и высокотехнологичных производств, выставочное, информационное и маркетинговое обеспечение инновационной деятельности.

В настоящее время Белинфонд является еди


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow