Информационно-аналитическое обеспечение процесса государственного управления пресс-службами

Пресс-службы являются самостоятельными подразделениями раз­личных органов власти. Они действуют при Президенте, правительстве, парламенте и в регионах. Пресс-служба Президента является самостоя­тельным подразделением Администрации Президента. Руководитель Пресс-службы приравнивается по должности к начальнику управления Президента Российской Федерации.
Пресс-служба правительства входит в состав такого структурного подразделения Аппарата правительства, как Управление правительст­венной информации, образованное Постановлением правительства от 3 мая 1995 г.
В Государственной Думе проблемами информационной политики занимается Комитет по информационной политике и связи. Комитет сформирован на основе пропорционального представительства депутат­ских объединений.

В его структуре работают следующие подкомитеты:

  • • по печати и экономической поддержке СМИ;
  • • по связи и информатике;
  • • по телевидению и радио.

Пресс-служба— структурное подразделение аппарата Государст­венной Думы на правах управления.
Есть свой пресс-центр и у Совета Федерации. Пресс-центр возглав­ляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от нее
-----229-----

Председателем Совета Федерации. Руководитель пресс-центра является также пресс-секретарем Председателя Совета Федерации.
Примером региональной информационно-организационной струк­туры управления можно назвать Департамент по делам печати и ин­формации правительства Москвы, Управление по связям с обществен­ностью и прессой правительства Санкт-Петербурга и др.

Пресс-служба Государственной Думы состоит из следующих под­разделений:

  • • отдел средств массовой информации в составе,
  • • сектор парламентских корреспондентов,
  • • сектор анализа СМИ,
  • • отдел информационного взаимодействия в составе,
  • • сектор оперативной информации,
  • • сектор информационных изданий,
  • • сектор информационного обеспечения.

Телерадиослужба (на правах отдела) в составе 4 секторов и одной группы.

В задачи пресс-службы входит:

  • • подготовка и распространение в средствах массовой информа­ции официальных сообщений о важнейших мероприятиях в Государст­венной Думе;
  • • объективное информирование субъектов РФ, населения страны, зарубежной общественности о парламентской деятельности через изда­ния и телерадиослужбу;
  • • аккредитация представителей отечественных и зарубежных СМИ, освещающих деятельность парламента;
  • • взаимодействие с пресс-службами Президента, Совета Федера­ции, правительства, а также с информационными службами и организа­циями в вопросах взаимного информационного обеспечения и распро­странения решений органов государственной власти по различным ас­пектам экономической, социальной, международной, культурной поли­тики.

В практическую деятельность пресс-службы входит организация пресс-конференций, брифингов, информационных встреч фракций, ко­митетов, депутатских групп, осуществление оперативного сбора и экс­пресс-анализ материалов центральной и региональной печати, россий­ских и зарубежных информационных агентств, а также сообщений с мест, участие в организации информационного освещения проводимых Думой международных мероприятий.
-----230-----

Основные задачи Управления правительственной информации фак­тически идентичны тем, которые выполняют пресс-службы парламента.

В целом для большинства развитых пресс-служб законодательной, представительной и исполнительной власти федерального и региональ­ного уровней характерны следующие функции и задачи:

  • • разъяснение того, что сказала или сделала администрация;
  • • анализ последствий постановлений, указаний, решений и т.д., принятых администрацией;
  • • систематическая работа со средствами массовой информации (га­зеты, радио, телевидение);
  • • неформальные контакты с главными редакторами и ведущими журналистами;
  • • написание и опубликование статей;
  • • подготовка и озвучивание докладов, сообщений, рассылка пресс-релизов, опровержение негативной информации;
  • • работа с общественными организациями, политическими партия­ми и движениями;
  • • взаимодействие с лидерами «общественного мнения»;
  • • работа с предприятиями региона (реформирование, перераспре­деление собственности, налоги и др.);
  • • выявление «точек роста» плохих и критических ситуаций, тенденций;
  • • структурирование и формальное описание текущих или латент­ных проблем и ознакомление с ними администрации и общественности;
  • • владение методами психологических, социологических, полито­логических, демографических и других исследований объекта управле­ния;
  • • прогнозирование падения авторитета власти;
  • • формирование позитивного имиджа администрации;
  • • умение работать в чрезвычайных, кризисных ситуациях;
  • • руководство избирательными кампаниями и получение положи­тельных результатов.

Кроме всего вышеперечисленного, работникам пресс-служб необ­ходимо быть психологически готовыми к восприятию отрицательных событий, просчетов в действиях администрации, собственных ошибок, а также к несправедливым обвинениям со стороны общественности и средств массовой информации.

Специфика работы пресс-служб в системе государственного управ­ления связана с высокой и ответственностью и «цейтнотностью», по-
-----231-----

вышенной требовательностью и оперативностью при обработке и пре­доставлении информации лицам принимающим решения (ЛПР). Работа пресс-служб, равно как и эффективная деятельность информационно-аналитических центров, во многом зависит от возможностей пользова­ния информационно-поисковыми системами.

Создание и совершенствование работы информационно-поисковых систем (ИПС) является одним из важнейших направлений в информа­ционном обеспечении органов государственной власти ц управления. Они обеспечивают управленческий процесс, отвечают реальным по­требностям госаппарата, повышают качество и удобство работы, уменьшают ворох ненужных бумаг, повышают аналитические и управ­ленческие возможности его работников.

Сегодня в органах государственной власти и управления Россий­ской Федерации действуют крупномасштабные информационно-поис­ковые системы, которые дают возможность рассылать информацию по электронной почте, осуществлять информационный обмен с регионами, подключаться к информационным фондам других ведомств, осуществ­лять обмен информацией с зарубежными сетями.

Администрация Президента, палаты Федерального Собрания, Ап­парат правительства и органы высшей судебной власти страны имеют устойчивый обмен данными с внешними источниками информации. Их компьютерные проекты — одни из самых сложных в российской Феде­рации.

Информационно-справочное обеспечение высших органов власти осуществляется двумя основными поисковыми системами --_ «Почта» и «Контур», различающимися базами данных, источниками информации, методами доступа к информации.

Система «Почта» имеет теледоступ к источникам информации и включает в себя такие информационно-поисковые системы, как «Пра­во», «Директивные документы», «Гарант». Базы данных этих подсистем содержат нормативно-правовую информацию (более 1 200 документов).

С экономической информацией работают «Экостат», ^Социально-экономическая статистика», «Регистр промышленных предприятий». Базы данных указанных подсистем включают в себя справочно-статистическую, социально-экономическую информацию гго регионам страны, экспресс-информацию Госкомстата России, экономическую информацию по СНГ, данные о 24 тысячах промышленных предпри­ятий России и выпускаемой ими продукции.

Общественно-политическая информация представлена в «Аналити­ческих обзорах», «Оперативной информации». База данных этих под-
-----232-----

систем содержит аналитические обзоры информационного управления и пресс-службы Администрации Президента РФ, Аналитического центра при Президенте РФ, библиотеки Администрации Президента, Управле­ния Президента РФ по работе с обращениями граждан, Центра эконо­мических реформ при правительстве РФ. Сюда же входит научно-техническая информация Росинформресурса, текущие сводки Госком­стата, информация МВД РФ (оперативные сводки, борьба с преступно­стью, криминальное состояние в России), общие сводки ИТАР-ТАСС, оперативная информация МЧС, отклики региональной прессы на дейст­вия правительства по вопросам экономики.

Телекоммуникационный обмен информацией системы «Почта» с внешними абонентами происходит путем приема и оперативной пере­дачи сообщений.

Система «Контур» имеет локальный оптоволоконный доступ к ин­формации и устанавливается в соответствии с функциональными обя­занностями работников аппарата высших органов власти и управления. Содержит такие информационно-поисковые подсистемы, как «Доку­менты СНГ», «Социально-экономический мониторинг», «Чрезвычайные ситуации», «Регион», «Социальная сфера» и др. Базы данных указанных подсистем содержат тематический набор слайдов о социально-экономическом положении страны, ее развитии в региональном разрезе, о приватизации, валютном и денежном рынках, митингах, забастовках, беженцах, безработице.

К базам данных систем «Почта» и «Контур» подключены все выс­шие органы власти и управления субъектов РФ, представители Прези­дента на местах. В свою очередь, из субъектов Федерации через инфор­мационно-поисковые системы налажено поступление региональной нормативно-правовой информации, аналитической информации о раз­витии регионов, оценке и анализе общественно-политической ситуации, о социально-экономическом мониторинге, а также обзоров региональ­ных СМИ, оперативной и другой информации. При этом обеспечивает­ся невмешательство в объемы, характер и структуру информации, по­ступающей из субъектов Федерации.

Необходимость применения информационно-поисковых систем в госаппарате была вызвана следующим рядом причин:

  • • большой объем информации и постоянное его изменение привел к тому, что поиск необходимой информации для целей управления прежними методами стал делом длительным и трудоемким;
  • • сложился чрезвычайно широкий круг потребителей информации в аппарате и ее использовании в практической деятельности;
  • • возникла острая необходимость в оперативном получении точной и исчерпывающей информации;
  • • возросла потребность в интеграции информационных ресурсов.

Таким образом, актуальным стал фактор улучшения доступа всех работников госаппарата к информации, что возможно только при усло­вии развития информационных технологий и средств телекоммуника­ций.

Разработка информационных систем, внедрение информационных технологий и обеспечение их деятельности в госаппарате были возло­жены на ФАПСИ (Федеральное агентство правительственной связи и информации) в соответствии с Указом Президента РФ от 21 февраля 1994 г. «О совершенствовании деятельности в области информатизации органов государственной власти Российской Федерации». Если в начале 90-х годов главным направлением было обеспечение государственных органов оперативной связью, информатизация и компьютеризация сис­темы власти и гражданского общества, то с переходом к новому столе­тию упор был сделан на формирование национальной информационной структуры, сохранение и развитие информационных ресурсов, а также выход в мировую информационную систему Интернет, участие в "меж­дународном информационном обмене и деятельности Европейской Ко­миссии, направленной на формирование информационного общества в Европе. Дальнейшая глобализация и технологизация политического процесса еще более остро обозначила проблему информационных тех­нологий и их использование в государственном управлении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: