Пресс-службы являются самостоятельными подразделениями различных органов власти. Они действуют при Президенте, правительстве, парламенте и в регионах. Пресс-служба Президента является самостоятельным подразделением Администрации Президента. Руководитель Пресс-службы приравнивается по должности к начальнику управления Президента Российской Федерации.
Пресс-служба правительства входит в состав такого структурного подразделения Аппарата правительства, как Управление правительственной информации, образованное Постановлением правительства от 3 мая 1995 г.
В Государственной Думе проблемами информационной политики занимается Комитет по информационной политике и связи. Комитет сформирован на основе пропорционального представительства депутатских объединений.
В его структуре работают следующие подкомитеты:
- • по печати и экономической поддержке СМИ;
- • по связи и информатике;
- • по телевидению и радио.
Пресс-служба— структурное подразделение аппарата Государственной Думы на правах управления.
Есть свой пресс-центр и у Совета Федерации. Пресс-центр возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от нее
-----229-----
|
|
Председателем Совета Федерации. Руководитель пресс-центра является также пресс-секретарем Председателя Совета Федерации.
Примером региональной информационно-организационной структуры управления можно назвать Департамент по делам печати и информации правительства Москвы, Управление по связям с общественностью и прессой правительства Санкт-Петербурга и др.
Пресс-служба Государственной Думы состоит из следующих подразделений:
- • отдел средств массовой информации в составе,
- • сектор парламентских корреспондентов,
- • сектор анализа СМИ,
- • отдел информационного взаимодействия в составе,
- • сектор оперативной информации,
- • сектор информационных изданий,
- • сектор информационного обеспечения.
Телерадиослужба (на правах отдела) в составе 4 секторов и одной группы.
В задачи пресс-службы входит:
- • подготовка и распространение в средствах массовой информации официальных сообщений о важнейших мероприятиях в Государственной Думе;
- • объективное информирование субъектов РФ, населения страны, зарубежной общественности о парламентской деятельности через издания и телерадиослужбу;
- • аккредитация представителей отечественных и зарубежных СМИ, освещающих деятельность парламента;
- • взаимодействие с пресс-службами Президента, Совета Федерации, правительства, а также с информационными службами и организациями в вопросах взаимного информационного обеспечения и распространения решений органов государственной власти по различным аспектам экономической, социальной, международной, культурной политики.
В практическую деятельность пресс-службы входит организация пресс-конференций, брифингов, информационных встреч фракций, комитетов, депутатских групп, осуществление оперативного сбора и экспресс-анализ материалов центральной и региональной печати, российских и зарубежных информационных агентств, а также сообщений с мест, участие в организации информационного освещения проводимых Думой международных мероприятий.
-----230-----
|
|
Основные задачи Управления правительственной информации фактически идентичны тем, которые выполняют пресс-службы парламента.
В целом для большинства развитых пресс-служб законодательной, представительной и исполнительной власти федерального и регионального уровней характерны следующие функции и задачи:
- • разъяснение того, что сказала или сделала администрация;
- • анализ последствий постановлений, указаний, решений и т.д., принятых администрацией;
- • систематическая работа со средствами массовой информации (газеты, радио, телевидение);
- • неформальные контакты с главными редакторами и ведущими журналистами;
- • написание и опубликование статей;
- • подготовка и озвучивание докладов, сообщений, рассылка пресс-релизов, опровержение негативной информации;
- • работа с общественными организациями, политическими партиями и движениями;
- • взаимодействие с лидерами «общественного мнения»;
- • работа с предприятиями региона (реформирование, перераспределение собственности, налоги и др.);
- • выявление «точек роста» плохих и критических ситуаций, тенденций;
- • структурирование и формальное описание текущих или латентных проблем и ознакомление с ними администрации и общественности;
- • владение методами психологических, социологических, политологических, демографических и других исследований объекта управления;
- • прогнозирование падения авторитета власти;
- • формирование позитивного имиджа администрации;
- • умение работать в чрезвычайных, кризисных ситуациях;
- • руководство избирательными кампаниями и получение положительных результатов.
Кроме всего вышеперечисленного, работникам пресс-служб необходимо быть психологически готовыми к восприятию отрицательных событий, просчетов в действиях администрации, собственных ошибок, а также к несправедливым обвинениям со стороны общественности и средств массовой информации.
Специфика работы пресс-служб в системе государственного управления связана с высокой и ответственностью и «цейтнотностью», по-
-----231-----
вышенной требовательностью и оперативностью при обработке и предоставлении информации лицам принимающим решения (ЛПР). Работа пресс-служб, равно как и эффективная деятельность информационно-аналитических центров, во многом зависит от возможностей пользования информационно-поисковыми системами.
Создание и совершенствование работы информационно-поисковых систем (ИПС) является одним из важнейших направлений в информационном обеспечении органов государственной власти ц управления. Они обеспечивают управленческий процесс, отвечают реальным потребностям госаппарата, повышают качество и удобство работы, уменьшают ворох ненужных бумаг, повышают аналитические и управленческие возможности его работников.
Сегодня в органах государственной власти и управления Российской Федерации действуют крупномасштабные информационно-поисковые системы, которые дают возможность рассылать информацию по электронной почте, осуществлять информационный обмен с регионами, подключаться к информационным фондам других ведомств, осуществлять обмен информацией с зарубежными сетями.
|
|
Администрация Президента, палаты Федерального Собрания, Аппарат правительства и органы высшей судебной власти страны имеют устойчивый обмен данными с внешними источниками информации. Их компьютерные проекты — одни из самых сложных в российской Федерации.
Информационно-справочное обеспечение высших органов власти осуществляется двумя основными поисковыми системами --_ «Почта» и «Контур», различающимися базами данных, источниками информации, методами доступа к информации.
Система «Почта» имеет теледоступ к источникам информации и включает в себя такие информационно-поисковые системы, как «Право», «Директивные документы», «Гарант». Базы данных этих подсистем содержат нормативно-правовую информацию (более 1 200 документов).
С экономической информацией работают «Экостат», ^Социально-экономическая статистика», «Регистр промышленных предприятий». Базы данных указанных подсистем включают в себя справочно-статистическую, социально-экономическую информацию гго регионам страны, экспресс-информацию Госкомстата России, экономическую информацию по СНГ, данные о 24 тысячах промышленных предприятий России и выпускаемой ими продукции.
Общественно-политическая информация представлена в «Аналитических обзорах», «Оперативной информации». База данных этих под-
-----232-----
систем содержит аналитические обзоры информационного управления и пресс-службы Администрации Президента РФ, Аналитического центра при Президенте РФ, библиотеки Администрации Президента, Управления Президента РФ по работе с обращениями граждан, Центра экономических реформ при правительстве РФ. Сюда же входит научно-техническая информация Росинформресурса, текущие сводки Госкомстата, информация МВД РФ (оперативные сводки, борьба с преступностью, криминальное состояние в России), общие сводки ИТАР-ТАСС, оперативная информация МЧС, отклики региональной прессы на действия правительства по вопросам экономики.
Телекоммуникационный обмен информацией системы «Почта» с внешними абонентами происходит путем приема и оперативной передачи сообщений.
|
|
Система «Контур» имеет локальный оптоволоконный доступ к информации и устанавливается в соответствии с функциональными обязанностями работников аппарата высших органов власти и управления. Содержит такие информационно-поисковые подсистемы, как «Документы СНГ», «Социально-экономический мониторинг», «Чрезвычайные ситуации», «Регион», «Социальная сфера» и др. Базы данных указанных подсистем содержат тематический набор слайдов о социально-экономическом положении страны, ее развитии в региональном разрезе, о приватизации, валютном и денежном рынках, митингах, забастовках, беженцах, безработице.
К базам данных систем «Почта» и «Контур» подключены все высшие органы власти и управления субъектов РФ, представители Президента на местах. В свою очередь, из субъектов Федерации через информационно-поисковые системы налажено поступление региональной нормативно-правовой информации, аналитической информации о развитии регионов, оценке и анализе общественно-политической ситуации, о социально-экономическом мониторинге, а также обзоров региональных СМИ, оперативной и другой информации. При этом обеспечивается невмешательство в объемы, характер и структуру информации, поступающей из субъектов Федерации.
Необходимость применения информационно-поисковых систем в госаппарате была вызвана следующим рядом причин:
- • большой объем информации и постоянное его изменение привел к тому, что поиск необходимой информации для целей управления прежними методами стал делом длительным и трудоемким;
- • сложился чрезвычайно широкий круг потребителей информации в аппарате и ее использовании в практической деятельности;
- • возникла острая необходимость в оперативном получении точной и исчерпывающей информации;
- • возросла потребность в интеграции информационных ресурсов.
Таким образом, актуальным стал фактор улучшения доступа всех работников госаппарата к информации, что возможно только при условии развития информационных технологий и средств телекоммуникаций.
Разработка информационных систем, внедрение информационных технологий и обеспечение их деятельности в госаппарате были возложены на ФАПСИ (Федеральное агентство правительственной связи и информации) в соответствии с Указом Президента РФ от 21 февраля 1994 г. «О совершенствовании деятельности в области информатизации органов государственной власти Российской Федерации». Если в начале 90-х годов главным направлением было обеспечение государственных органов оперативной связью, информатизация и компьютеризация системы власти и гражданского общества, то с переходом к новому столетию упор был сделан на формирование национальной информационной структуры, сохранение и развитие информационных ресурсов, а также выход в мировую информационную систему Интернет, участие в "международном информационном обмене и деятельности Европейской Комиссии, направленной на формирование информационного общества в Европе. Дальнейшая глобализация и технологизация политического процесса еще более остро обозначила проблему информационных технологий и их использование в государственном управлении.