Таможенного контроля

Таможенный контроль проводится таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле. В ст.4 ТК ТС таможенный контроль определяется как «совокупность мер, осуществляемых таможенными органами с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств – членов ТС». Несмотря на то, что в характеристику понятия «таможенный контроль», вошли особые меры – СУР, перечень других мер остался не расшифрованным. Это требует дополнительного разъяснения, с помощью каких конкретных мер, таможенные органы осуществляют свою административно-хозяйственную деятельность, исполняя фискальную, регулятивную, правоприменительную и правоохранительную функции.

Таким образом, таможенный контроль – это важнейший комплексный институт таможенного дела. В самом широком смысле таможенный контроль представляет собой вид государственного контроля, осуществляемый исключительно таможенными органами (ст. 95 ТК ТС). Обязательность его проведения вытекает из ст. 161 Федерального закона от 27.11.2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» и закрепленному в ст. 150 ТК ТС правилу, согласно которому все товары, перемещаемые через таможенную границу Таможенного союза, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств - членов Таможенного союза.

С нашей точки зрения таможенный контроль представляет собой систему мер нормативно-правового, материально-технического, научно-практического, организационно-кадрового, метрологического и экспертного характера, предпринимаемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения международных договоров и законодательства стран Таможенного союза и Российской Федерации в части:

– законности и обоснованности перемещения товаров и транспортных средств через таможенную и государственную границы стран ТС;

– соблюдения требований таможенных режимов и процедур;

– соблюдения тарифных и нетарифных мер таможенного регулирования стран ТС;

– полноты и своевременности уплаты таможенных платежей и др.

В п.13 ст.19 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» указывается на материально-технические информационные меры проведения таможенного контроля: «таможенные органы разрабатывают, создают и эксплуатируют информационные системы, системы связи и системы передачи данных, технические средства таможенного контроля, а также средства защиты информации, включая средства криптографической защиты, в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Из перечисленных категорий таможенной техники особая роль принадлежит ТСТК, поскольку с их помощью обеспечивается оперативность и безопасность, надежность и эффективность таможенного контроля, а остальные средства обеспечивают необходимые условия осуществления таможенной деятельности.

Таможенный контроль должен быть по возможности скрытным, дистанционным, оперативным (т.е. занимать мало времени) и безопасным для людей и товаров. Он, как правило, проводится на открытом воздухе при любых погодных условиях (в холод, жару, дождь, снег, и т.д.). Поэтому используемые ТСТК обязаны иметь такие конструктивные особенности и тактико-технические характеристики, которые способны обеспечить надежную работу в любых эксплутационных условиях.

Необходимость и целесообразность применения инструментальных методов с использованием ТСТК обусловливается тем обстоятельством, что органолептические способы не позволяют решать некоторые задачи таможенного контроля, например, устанавливать химический состав веществ, оценивать наличие ДРМ и степень опасности ионизирующих излучений и излучений радиотехнических средств и т.д.

Применяемые технические средства должны быть полностью укомплектованы и соответствовать требованиям нормативной и эксплуатационной документации, зарегистрированные (учтенные) или освидетельствованные (сертифицированные) Национальным органом Российской Федерации по стандартизации.

Таким образом, с помощью таможенного контроля таможенные органы осуществляют свои административно-юрисдикционные полномочия по контролю и надзору за соблюдением таможенного законодательства при перемещении товаров через границу Таможенного союза в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств - членов Таможенного союза.

Эффективная борьба с таможенными правонарушениями и контрабандой проводится путем установления достоверности и подлинности документов, представленных на перемещаемые объекты; определения соответствия товаров и транспортных средств данным, приведенным в декларирующих документах («верифицирование»); установления (в оперативных условиях) правильности классифицирования товаров согласно положениям ТН ВЭД ТС; уточнения статистических данных и данных валютного контроля, сумм начисления таможенных пошлин, взимания налогов, платежей, а также осуществление поиска тайников и сокрытых вложений в контролируемых объектах и др.

Подразделения ФТС России, в целях повышения эффективности таможенного контроля взаимодействуют с другими контролирующими государственными органами в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также с лицами, указанными в Федеральном законе ст.161.3 № 311-ФЗ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: