Разграничение полномочий федеральных органов управления и субъектов Федерации в области охраны здоровья граждан

В Российской Федерации в настоящее время в зависимости от вида собственности и подчиненности различают три системы здравоохранения:

- государственную;

- муниципальную;

- частную.

Государственная система здравоохранения Российской Федерации:

1. Министерство здравоохранения РФ;

2. Министерства здравоохранения республик в составе РФ;

3. Органы управления здравоохранения субъектов РФ;

4. Российская академия медицинских наук, сокращенно РАМН;

5. Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора РФ;

6. Лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ), находящиеся в государственной собственности;

7. Научно-исследовательские учреждения (НИУ);

8. Образовательные учреждения;

9. Фармацевтические предприятия и организации;

10. Другие предприятия и организации, создаваемые другими министерствами и государственными организациями РФ.

Все эти организации, относящиеся к государственной системе здравоохранения, являются юридическими лицами и в своей работе руководствуются законодательством РФ, правовыми актами субъектов РФ и нормативными актами органов управления этой системы.

Муниципальная система здравоохранения Российской Федерации:

1. Муниципальные органы управления здравоохранения;

2. Муниципальные учреждения, находящиеся в муниципальной собственности.

Учреждения и организации, находящиеся в ведении муниципальной системы здравоохранения также являются юридическими лицами. В своей деятельности они руководствуются не только обязательными для них нормативными актами органов управления здравоохранения РФ, но также и актами органов местного самоуправления. При составлении бюджета этих учреждений и организаций учитываются бюджеты всех уровней, в том числе и муниципального.

Частная система здравоохранения:

1. Учреждения, находящиеся в частной собственности;

2. Физические лица, занимающиеся частной как практической, так и частной медицинской деятельностью и фармацевтической деятельностью.

Деятельность субъектов частной системы здравоохранения также осуществляется в соответствии с теми же нормативными и законодательными актами, по которым работают государственная и муниципальная системы здравоохранения.

Все учреждения и организации существующих систем здравоохранения имеют право заниматься своей деятельности только лишь при наличии лицензии.

Лицензия должна быть на избранный вид деятельности.

Если учреждение или организация оказывает помощь по нескольким профилям, то в лицензии обязательно указывается каждый вид деятельности отдельно.

В соответствии с приказом МЗ РФ и социального развития № 229 от 03 июня 2003 г. «Единая номенклатура государственных и муниципальных учреждений здравоохранения» в номенклатуру государственных и муниципальных учреждений здравоохранения отнесены следующие учреждения:

1. ЛПУ;

2. Учреждения здравоохранения особого типа:

а) Центр контроля качества и сертификации ЛС;

б) Центр сертификации;

в) Центр фармацевтического надзора;

г) Информационно-методический центр по экспертизе, анализу и маркетингу;

д) Контрольно-аналитические лаборатории;

3. Учреждения Госсанэпиднадзора и гигиенического образования;

4. Аптечные учреждения.

Полномочия федеральных органов управления и субъектов Федерации в области охраны здоровья разграничены.

В сфере охраны здоровья проведение федеральной государственной политики возложено на Правительство Российской Федерации, в состав которого входит Министерство здравоохранения РФ, выполняющее функцию ЦО управления. Поэтому органы управления здравоохранением республик, краев, областей, кругов и городов Москвы и Санкт-Петербурга подчиняются Министерству здравоохранения РФ.

Ранее Министерство здравоохранения само определяло и проводило политику в области обеспечения населения и ЛПУ ЛС и само же осуществляло контроль за выполнением этих функций, но с 2004 года произошло разделение в этом вопросе и теперь функция контроля возложена на специальную службу – Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.

В регионах руководство здравоохранением возложено на различные организации: в некоторых областях и краях руководство здравоохранением области или края возлагается на министерство здравоохранения, входящее в состав Правительства; в других – комитет по здравоохранению, или департамент охраны здоровья. Иногда вопросами здравоохранения на уровне области или края занимается главное управление здравоохранения. Необходимо подчеркнуть, что в системе органов управления здравоохранения существует особенность - двойное подчинение.

Что это значит? Это означает, что общие вопросы деятельности рассматриваются, а также решаются на уровне Правительства региона или территории и подчиняется соответственно региональное министерство здравоохранения с одной стороны своему Правительству, а по непосредственным вопросам здравоохранения с другой стороны – Министерству здравоохранения РФ. Например, Министерство республики Татарстан подчиняется Правительству Татарстан и одновременно Министерству здравоохранения РФ.

Существует и межрегиональный уровень управления. Например, Самарская область входит в Приволжский Федеральный округ и соответственно контроль в этом округе по реализации государственной политики в сфере здравоохранения выполняют представители Министерства здравоохранения в этом Федеральном округе. Необходимо также отметить, что представители Министерства здравоохранения Федеральных округов обязаны оказывать содействие в вопросах координации деятельности федеральных учреждений и организаций здравоохранения субъектам РФ, например, в Приволжском округе всем областям и другим субъектам РФ, входящим в его состав, в том числе и Самарской области. Кроме того, представители Министерства здравоохранения этих округов принимают также участие в подготовке и проведению коллегий Министерства здравоохранения РФ. Ответственны они и за выполнение работ по реализации федеральных и региональных проектов, например, национальных проектов по вопросам здравоохранения и других целевых программ, а также задач, связанных с территориальными фондами ОМС.

Существующая в России централизованная система управления здравоохранением, в которой участвуют и федеральные органы управления, решает важные государственные проблемы, к которым можно, например, отнести создание государственного резерва ЛС или например, опять же государственную программу по борьбе с ВИЧ–инфекциями, или другие программы, затрагивающие национальные проекты «Здоровье» в сфере здоровья граждан России. Кроме централизованной системы управления в России существует и децентрализованная система управления здравоохранением. Эта система решает проблемы здравоохранения и в том числе и фармацевтической службы совместно с территориальными органами власти.

К Федеральным государственным учреждениям, отвечающим за вопросы, связанные с ЛС относятся следующие организации и учреждения:

1. Консультативно-методический центр лицензирования Федеральной службы по надзору (ФГУ КМЦЛ) осуществляющий свою деятельность с 2003 года.

2. Учебно-методический центр дополнительного профессионального образования специалистов здравоохранения ФГУ КМЦЛ Росздрава.

3. ФГУ НЦЭСМП – научный центр экспертизы средств медицинского применения Росздравнадзора.

4. Центр по сертификации ЛС МЗ РФ и социального развития РФ.

5. ОУ системой сертификации ЛС – МЗ РФ.

6. Центральный орган по сертификации (ЦОС) ЛС, к которому относятся:

6.1. Центр по сертификации ЛС;

6.2. Государственный научно-исследовательский институт (НИИ) по стандартизации и контролю лекарственных средств МЗ и социального развития РФ.

В настоящее время наблюдается переориентация управления с отраслевого, которое ранее преобладало, на территориальное. Кроме того, в результате реформирования системы охраны здоровья происходит перераспределение функций управления между различными уровнями этого управления. Такое перераспределение особенно касается муниципального уровня, значение которого постепенно возрастает. На уровне муниципалитета в настоящее время решается много задач, в частности: развитие системы здравоохранения муниципалитета на подчиненной ему территории, а также обеспечение доступности оказания медико-социальной и медикаментозной помощи в полном гарантированном объеме. Муниципалитет отвечает и за вопросы контроля качества оказания, как медико-социальной, так и медикаментозной помощи организациями всех видов систем здравоохранения и частными предпринимателями, расположенными на его территории и подчиненными ему. Кроме того, на муниципальном уровне решаются вопросы и санитарно-гигиенического образования населения подведомственной муниципалитету территории.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: