Компетенция государственных органов в области административно-территориального устройства

Понятие и основные принципы административно-территориального устройства Республики Беларусь

Понятие политико-территориального устройства государства и его формы. Юридические признаки Республики Беларусь как унитарного государства

Лекция 7. Политико-территориальное устройство Республики Беларусь. Административно-территориальное устройство Республики Беларусь

ТЕМА 7. ПОЛИТИКО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Контрольные вопросы к теме № 6

Понятие беженцев, их правовой статус в Республике Беларусь

Беженец – лицо, которое не является гражданином Республики Беларусь и находится на ее территории в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований в государстве своей гражданской принадлежности по признаку расы, религии, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений и которое не может либо не желает, вследствие таких опасений, пользоваться защитой этого государства; или лицо, которое, не имея определенного гражданства и находясь на территории Республики Беларусь вследствие подобных обстоятельств, не может или не желает вернуться в государство своего прежнего, обычного местожительства в силу таких опасений.

Иными словами, беженцы – это люди, которые вынуждены разрывать связи со своей родиной, они не могут надеяться на свои правительства в плане получения правовой защиты.

Поскольку беженцы не имеют доступа к правовой и социальной защите, которую нормально функционирующее правительство должно оказывать своим гражданам, международное сообщество вынуждено осуществлять особые мероприятия в целях облегчения их сложного положения. В структуре Организации Объединенных Наций создано специальное подразделение, занимающееся проблемами беженцев, - Управление Верховного Комиссара ООН по делам беженцев. О важности и значимости этой проблемы для мирового сообщества свидетельствует и то, что по инициативе ООН ежегодно 20 июня отмечается Всемирный день беженцев.

Республика Беларусь активно сотрудничает с другими государствами, Управлением Верховного Комиссара ООН по делам беженцев, иными международными организациями в целях разрешения проблем беженцев. Органом государственного управления, обеспечивающим реализацию политики в отношении беженцев, является Департамент по гражданству и миграции МВД Республики Беларусь и его территориальные органы.

История беженцев берет свое начало с древних времен.
К примеру, еще в 695 г. до н.э. 50000 человек бежали в Египет, спасаясь от ассирийской армии царя Сеннахериба, вступившей в Иудею. В VIII-IX вв. в результате опустошительных вторжений викингов в Британию около 40000 островитян бежали во Францию. Процесс крушения под ударами варваров Великой Римской империи (410 г.) сопровождался беспрецедентным до этого передвижением масс людей – «великое переселение народов».

Уверенность в том, что именно международное сообщество, а не отдельные правительства или благотворительные организации, обязано обеспечивать защиту беженцев и находить решения их проблем, существует со времен Лиги Наций, созданной в 1919 г. В последующие годы Лига Наций учредила ряд организаций и разработала серию соглашений в целях урегулирования проблем с беженцами. Лига дала определение понятия «беженец» применительно к конкретным группам населения, которые, как считается, могут подвергнуться риску в случае возвращения на родину.

Образованная в 1945 г. Организация Объединенных Наций, пришедшая на смену Лиге Наций, с самого начала признала, что задача оказания помощи беженцам представляет собой международную проблему, и что в соответствии со своим Уставом сообщество государств должно взять на себя коллективную ответственность за тех людей, которые спасаются от преследования. В 1946 г. на своей первой сессии Генеральная Ассамблея приняла резолюцию, которая заложила основу деятельности Организации Объединенных Наций по защите беженцев.

Правовой статус беженцев на территории Республики Беларусь определяется Законом Республики Беларусь от 22 февраля 1995 г. «О беженцах», иными нормативными актами. В процессе реализации данного Закона Департамент по гражданству и миграции МВД Республики Беларусь взаимодействует с Государственным комитетом пограничных войск, Министерством иностранных дел, Комитетом государственной безопасности, местными исполнительными и распорядительными органами, на которые также возлагаются соответствующие функции в обозначенной сфере.

Пограничные войска Республики Беларусь задерживают при пересечении Государственной границы Республики Беларусь в пунктах пропуска либо вне пунктов пропуска через Государственную границу Республики Беларусь иностранцев, не имеющих разрешения на въезд в Республику Беларусь, но заявивших о желании быть признанными беженцами в Республике Беларусь и в течение трех суток уведомляют об этом территориальные органы по миграции.

Органы государственной безопасности Республики Беларусь:

· по запросу органов государственного управления по вопросам беженцев в пределах своей компетенции представляют информацию о наличии у иностранцев, заявивших о желании быть признанными беженцами, или ходатайствующих о признании их беженцами обстоятельств, исключающих предоставление им такого статуса;

· инициируют решение об утрате статуса беженца или о лишении статуса беженца.

Министерство иностранных дел Республики Беларусь, дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Беларусь:

· принимают участие в переговорах, подготовке документов и внесении предложений по заключению международных договоров между Республикой Беларусь и другими государствами в области вынужденной миграции;

· содействуют в пределах своих полномочий выполнению требований Закона, в том числе обеспечению депортации иностранцев, получивших отказ в признании их беженцами, лишенных статуса беженца, утративших статус беженца, за пределы территории Республики Беларусь.

Местные исполнительные и распорядительные органы:

· определяют места для временного поселения иностранцев, ходатайства которых о признании их беженцами зарегистрированы территориальными органами по миграции и которые не имеют возможности самостоятельно поселиться;

· оказывают помощь в интеграции иностранцев, признанных беженцами, с учетом наличия свободных рабочих мест и вакансий на рынке труда;

· предоставляют места для временного проживания иностранцев, признанных беженцами, не имеющих возможности самостоятельно поселиться.

Органы Государственной службы занятости Республики Беларусь организуют профессиональное обучение и трудоустройство иностранцев, признанных беженцами, по месту регистрации в территориальном органе по миграции и в органе внутренних дел.

Иностранец, заявивший о намерении быть признанным беженцем и достигший возраста восемнадцати лет, обязан лично или через уполномоченного на то представителя обратиться с ходатайством в письменной форме:

· в подразделение пограничных войск, или орган внутренних дел, или территориальный орган по миграции при вынужденном незаконном пересечении им Государственной границы Республики Беларусь в пункте пропуска либо вне пункта пропуска через Государственную границу Республики Беларусь в течение суток со дня пересечения Государственной границы Республики Беларусь. При наличии обстоятельств, не зависящих от него и препятствующих его своевременному обращению с ходатайством о признании беженцем, срок обращения может превышать одни сутки, но не более чем на период существования возникших обстоятельств;

· в территориальный орган по миграции по месту своего пребывания на законном основании на территории Республики Беларусь.

Подразделение пограничных войск обязано в течение трех суток уведомить о желании иностранца быть признанным беженцем ближайший территориальный орган по миграции для рассмотрения вопроса регистрации ходатайства.

Сведения о прибывших вместе с иностранцем членах его семьи, не достигших возраста восемнадцати лет, заносятся в ходатайство одного из родителей, а при отсутствии родителей – в ходатайство их законного представителя либо в ходатайство одного из членов их семьи, достигшего возраста восемнадцати лет и добровольно взявшего на себя ответственность за поведение, содержание и воспитание членов семьи, не достигших возраста восемнадцати лет.

В случае прибытия на территорию Республики Беларусь иностранцев, желающих быть признанными беженцами, не достигших возраста восемнадцати лет, без сопровождения законных представителей территориальным органом по миграции по возможности проводится их опрос, заполняется опросный лист и принимаются меры по передаче этих иностранцев органам опеки и попечительства Республики Беларусь до принятия решения об определении их правового положения.

Решение о регистрации ходатайства иностранца о признании его беженцем принимается территориальным органом по миграции в течение трех рабочих дней с момента подачи ходатайства.

Иностранцу, ходатайство которого о признании его беженцем зарегистрировано, выдается временное свидетельство о регистрации ходатайства, которое является документом, подтверждающим личность иностранца, ходатайствующего о признании беженцем.

Иностранец, подавший в территориальный орган по миграции ходатайство о признании его беженцем и получивший уведомление об отказе в регистрации ходатайства, но не использующий право на обжалование решения об отказе в регистрации ходатайства, обязан покинуть территорию Республики Беларусь совместно с членами его семьи по истечении месячного срока со дня получения уведомления об отказе при отсутствии у данного иностранца иных законных оснований для пребывания на территории Республики Беларусь.

Иностранец, ходатайство которого о признании его беженцем зарегистрировано, а также прибывшие с ним члены его семьи имеют право на:

· проживание на время рассмотрения ходатайства в местах временного поселения по направлению территориальных органов по миграции либо самостоятельное поселение в семье гражданина Республики Беларусь или постоянно проживающего в Республике Беларусь иностранца либо лица без гражданства при наличии согласия всех совершеннолетних членов семьи лица, предоставляющего жилую площадь, на совместное проживание независимо от размера занимаемой жилой площади;

· бесплатную экстренную медицинскую помощь;

· получение денежной помощи в порядке и размере, определяемых Правительством Республики Беларусь.

Иностранец, ходатайство которого о признании его беженцем зарегистрировано, а также прибывшие с ним члены его семьи обязаны:

· соблюдать Конституцию и иное законодательство Республики Беларусь;

· отбыть к месту временного поселения в течение трех суток после получения направления на временное поселение и по прибытии в течение трех рабочих дней зарегистрироваться в местном органе внутренних дел;

· соблюдать установленный порядок проживания и выполнять установленные требования санитарно-гигиенических норм проживания в месте временного поселения;

· пройти обязательное медицинское освидетельствование в порядке, определяемом Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

Процедура признания иностранца беженцем может быть остановлена на любом этапе, если в ходе рассмотрения ходатайства выяснится, что иностранец сообщил о себе заведомо ложные сведения или совершил деяние, создающее угрозу безопасности государства пребывания или общественному порядку.

Решение о признании иностранца беженцем в Республике Беларусь либо об отказе в признании его беженцем в Республике Беларусь принимается республиканским органом государственного управления по миграции на основании заключения, представленного соответствующим территориальным органом по миграции, с учетом проведенной процедуры рассмотрения ходатайства и материалов личного дела иностранца.

Иностранцу, признанному беженцем и достигшему возраста шестнадцати лет, территориальным органом по миграции выдается удостоверение установленного образца в соответствии с Положением об удостоверении беженца, утверждаемым Правительством Республики Беларусь.

Сведения о членах семьи иностранца, признанного беженцем, не достигших возраста шестнадцати лет, заносятся в удостоверение одного из родителей, а при отсутствии родителей – в удостоверение их законного представителя либо в удостоверение одного из членов их семьи, достигшего возраста восемнадцати лет и добровольно взявшего на себя ответственность за поведение, воспитание и содержание членов семьи, не достигших возраста восемнадцати лет.

При получении удостоверения национальный (гражданский) и (или) другие документы, удостоверяющие личность иностранца, признанного беженцем, остаются на хранении в территориальном органе по миграции на срок признания данного лица беженцем.

Иностранец признается беженцем на срок до трех лет. Этот срок может продлеваться на каждые последующие пять лет.

В случае, если иностранцу отказано в признании его беженцем, территориальный орган по миграции в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения об отказе вручает или направляет данному иностранцу по месту его пребывания уведомление с указанием причин отказа и порядка обжалования принятого решения, а также с разъяснением правового положения иностранца и членов его семьи.

Территориальные органы по миграции информируют органы внутренних дел о принятом окончательном решении об отказе в признании иностранца беженцем в Республике Беларусь.

Иностранец, получивший уведомление об отказе в признании его беженцем и не использующий право на обжалование решения об отказе в признании беженцем, обязан покинуть территорию Республики Беларусь совместно с членами его семьи по истечении месячного срока со дня получения уведомления об отказе, а в случае использования им права обжалования такого решения – в течение трех рабочих дней со дня получения уведомления об отказе на жалобу.

Иностранец, признанный беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи имеют право на:

· выбор населенного пункта для самостоятельного поселения по договорам найма (поднайма), аренды жилого помещения на основании удостоверения беженца;

· самостоятельное поселение в семье гражданина Республики Беларусь либо постоянно проживающего в Республике Беларусь иностранца при наличии согласия всех совершеннолетних членов семьи лица, предоставляющего жилую площадь, на совместное проживание, если при вселении беженца и членов его семьи размер жилой площади будет составлять не менее шести квадратных метров на каждого проживающего;

· получение в территориальном органе по миграции направления на временное поселение в соответствии с Положением о пребывании беженцев на территории Республики Беларусь, утверждаемым Правительством Республики Беларусь, в случае невозможности самостоятельного поселения;

· медицинскую и лекарственную помощь наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией Республики Беларусь, законами и международными договорами Республики Беларусь;

· получение содействия в направлении на профессиональное обучение или в трудоустройстве наравне с гражданами Республики Беларусь;

· работу по найму или предпринимательскую деятельность наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией Республики Беларусь, законами и международными договорами Республики Беларусь;

· социальную защиту, в том числе социальное обеспечение, наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией Республики Беларусь, законами и международными договорами Республики Беларусь;

· получение образования наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией Республики Беларусь, законами и международными договорами Республики Беларусь;

· приобретение движимого и недвижимого имущества наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией Республики Беларусь, законами и международными договорами Республики Беларусь;

· обращение с заявлением о предоставлении разрешения на постоянное жительство на территории Республики Беларусь по основаниям, не связанным со статусом беженца, или на приобретение гражданства Республики Беларусь по истечении семи лет после признания беженцем в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Беларусь;

· участие в общественной деятельности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией Республики Беларусь, законами и международными договорами Республики Беларусь;

· добровольное возвращение в государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства);

· выезд на местожительство в другое государство.

Иностранец, признанный беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи обязаны:

· соблюдать Конституцию и иное законодательство Республики Беларусь;

· при самостоятельном поселении в течение трех рабочих дней после получения удостоверения стать на учет в территориальном органе по миграции и зарегистрироваться в органе внутренних дел по месту пребывания;

· после получения в территориальном органе по миграции направления на временное поселение в течение трех суток убыть в указанный населенный пункт и по прибытии в течение трех рабочих дней зарегистрироваться в местном органе внутренних дел;

· сообщать в течение семи дней в территориальный орган по миграции и при необходимости в соответствующий орган внутренних дел сведения об изменении фамилии, имени, состава семьи, семейного положения, о приобретении гражданства Республики Беларусь или гражданства другого государства либо о получении разрешения на постоянное жительство на территории Республики Беларусь;

· сообщать в территориальные органы по миграции о намерении переменить место пребывания на территории Республики Беларусь либо выехать на местожительство за пределы территории Республики Беларусь;

· проходить ежегодную регистрацию в сроки, устанавливаемые территориальными органами по миграции.

Иностранец утрачивает статус беженца:

· после получения разрешения на постоянное жительство на территории Республики Беларусь либо при приобретении гражданства Республики Беларусь;

· если снова добровольно воспользовался защитой государства своей гражданской принадлежности;

· если, лишившись своего гражданства, снова его добровольно приобрел;

· если приобрел гражданство другого государства и пользуется защитой государства своей новой гражданской принадлежности;

· если добровольно вновь обосновался в государстве, которое покинул или вне пределов которого пребывал вследствие опасений преследований;

· если не может больше отказываться от пользования защитой государства своей гражданской принадлежности, территорию которого он вынужден был покинуть;

· если не имеет определенного гражданства и может вернуться в государство своего прежнего обычного местожительства в связи с тем, что обстоятельства, угрожавшие ему в данном государстве, больше не существуют.

Иностранец лишается статуса беженца, если он:

· сообщил заведомо ложные сведения либо предъявил поддельные документы, послужившие основанием для признания его беженцем;

· создает угрозу национальной безопасности, общественному порядку, здоровью населения Республики Беларусь.

Решение об утрате иностранцем статуса беженца или о лишении иностранца статуса беженца принимается республиканским органом государственного управления по миграции.

Иностранец, утративший статус беженца или лишенный статуса беженца, обязан покинуть территорию Республики Беларусь совместно с членами его семьи по истечении месячного срока со дня получения уведомления об утрате статуса беженца или о лишении статуса беженца.

1. Иностранный гражданин – это…

2. Лицо без гражданства – это…

3. Многогражданство – это…

4. Кому и в каком случае выдается вид на жительство в Республике Беларусь?

5. Иммиграционная виза – это…

6. Какие категории иностранных граждан и лиц без гражданства проживают на территории Республики Беларусь?

7. Назовите основные нормативные акты, регулирующие правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь.

8. Какими правами не обладают иностранные граждане и лица без гражданства?

9. В каких случаях иностранные граждане и лица без гражданства могут быть выдворены и подлежат выдворению за пределы Республики Беларусь?

10. Право убежища предоставляется…

11. Иммигрант – это…

12. Что такое иммиграционная квота?

13. Беженец – это…

14. На какой срок предоставляется статус беженца?


Основная литература по теме № 6

(нормативная)

1. Закон Республики Беларусь от 3 июня 1993 г. «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства»
(с изм. и доп. от 18 июля 2000 г.) // Ведомости Верховн. Совета Респ. Беларусь. 1993. №21. Ст.250; НРПА Респ. Беларусь. 2000. №73. 2/197.

2. Закон Республики Беларусь от 22 февраля 1995 г.
«О беженцах» (в ред. Закона от 16 июня 1999 г.) // Ведомости Национ. собрания Респ. Беларусь. 1999. №22. Ст.410.

3. Закон Республики Беларусь от 29 декабря 1998 г.
«Об иммиграции» // Ведомости Национ. собрания Респ. Беларусь. 1999. №3. Ст.35.

4. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25 октября 1999 г. №1653 «Об утверждении Положения о порядке депортации иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» // НРПА Респ. Беларусь. 1999. №84. 5/1904.

5. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25 октября 1999 г. №1654 «Об утверждении Правил пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» // НРПА Респ. Беларусь. 1999. №84. 5/1905.

6. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25 октября 1999 г. №1660 «Об утверждении Положения о видах на жительство иностранного гражданина и лица без гражданства в Республике Беларусь» // НРПА Респ. Беларусь. 1999. №84. 5/1907.


Основные понятия:

политико-территориальное устройство; унитарное государство; федерализм; конфедерация; административно-территориальное устройство (деление); административно-территориальные единицы; территориальные единицы; населенные пункты.

Прежде всего, следует отметить, что термин «политико-территориальное устройство государства» стал использоваться в литературе по конституционному праву только в последние годы. До распада СССР для обозначения рассматриваемого вопроса использовался термин «государственное устройство». Данное понятие долгое время считалось в нашей стране даже официальным, поскольку оно использовалось в Конституции СССР 1936 года. Однако, как оказалось, понятие «государственное устройство» является весьма неопределенным, не отражает существа обозначаемого им института, т.е. не акцентирует внимание на территориальном аспекте организации государственной власти. Это понятие неоднозначно воспринималось даже учеными в различных областях науки. К примеру, историки и социологи под государственным устройством понимали (и понимают) государственный строй или систему государственных органов. Конституционалисты же под государственным устройством понимают политико-территориальную структуру государства и в связи с этим стали использовать в своих трудах более точное, на их взгляд, понятие «политико-территориальное устройство». Правда в литературе иногда можно встретить и несколько иные обозначения рассматриваемого вопроса, как «территориально-политическая организация государства» или «территориальная территориальная организация публичной власти». В любом случае речь идет об одном и том же. Всеми этими понятиями обозначается структурирование государства, деление его на части, соотношение власти этих частей с центральной властью.

Подводя итог, политико-территориальное устройство государства можно определить как определенный порядок (способ) деления его территории на составные части, их правовой статус и характер взаимоотношений между центральной властью государства и властями его различных территориальных составляющих, а также между властями самих этих территориальных частей государства.

Таким образом, институт политико-территориального устройства включает следующую группу правовых субинститутов:

а) нормы, закрепляющие конкретную форму территориально-политического устройства, т.е. федерацию, унитарное государство либо автономные единицы;

б) нормы, закрепляющие вопросы компетенции структурных частей государства;

в) нормы, закрепляющие определение государственной территории, государственно-правового пространства;

г) нормы, закрепляющие взаимоотношения центральной власти и зависимых территорий, которые прямо не входят в состав государства, но связаны с ним определенными правовыми узами.

Конституции, как правило, подчеркивают неделимый характер государства и запрещают какие-либо покушения на его целостность. К примеру, в соответствии со статьей 9 Конституции Республики Беларусь, ее территория едина и неотчуждаема. Подобные нормы также следует отнести к институту политико-территориального устройства.

Существует две основные формы политико-территориального устройства государства: федеративное государство (федерация) и унитарное государство. В соответствии со статьей 1 Конституции Республики Беларусь, наше государство является унитарным.

Термин «унитарное» происходит от латинского слова (unitas) («единство»), в переводе это означает единое, слитное государство. Таким образом, унитарное государство – это единое, цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают.

Главное отличие между федерацией и унитарным государством состоит в том, что последнее непосредственно делится на административные единицы, а территория первой подразделяется непосредственно на территории государственно-подобных образований – субъектов федерации (республики, края, области – в Российской Федерации; земли - в ФРГ, штаты – в США и т.д.), а они уже, в свою очередь, могут делиться на местные (административные) единицы. Отсюда вытекает еще несколько отличий федерации от унитарного государства:

1. В унитарных государствах действует единая конституция, которая носит общенациональный характер, то есть распространяется на всю территорию страны. В федеративных же государствах, наряду с федеральной конституцией, основные законы имеют и субъекты федерации;

2. В унитарном государстве, как правило, действует единая правовая система и система законодательства, обязательная для всех граждан на территории данной страны. В федеративных государствах существует двухуровневая система законодательства и права: наряду с федеральными законами в каждом субъекте федерации действуют свои законы;

3. В унитарных государствах органы государственной власти включают только общенациональные парламент, правительство, главу государства, суды (исключение составляют единицы политической автономии, имеющие собственные органы власти). В федеративных же государствах каждый субъект федерации обладает системой органов государственной власти, аналогичной системе федеральных органов;

4. В унитарных государствах только общенациональное гражданство, в то время как в федеративных, наряду с федеральным гражданством, имеется, как правило, гражданство субъектов федерации;

5. Составные части унитарного государства (области, районы, округа и др.) государственным суверенитетом не обладают. Они не имеют самостоятельных воинских формирований, внешнеполитических органов и атрибутов государственности;

6. В унитарном государстве все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене (МИД);

7. Унитарное государство (в отличие от конфедерации) имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти
(в Республике Беларусь главнокомандующий Вооруженными Силами – Президент; непосредственное руководство осуществляет Министерство Обороны).

Таким образом, названные признаки унитарного государства в полной мере соответствуют политико-территориальному устройству Республики Беларусь, какая таковым и является.

Большинство конституций стран мира регулируют вопросы территориальной организации государства. В одних конституциях четко называется форма территориально-политического устройства и там закрепляется, что государство является, скажем, федерацией, другие фиксируют, что у них унитарное государство. Некоторые конституции прямо не обозначают устройство своего государства, но это становится ясно из содержания других статей или при анализе государственно-правовой практики.

Следует отметить и еще одно обстоятельство, имеющее отношение к унитарному государству. Речь идет о том, что входящие в его состав территориальные единицы могут отличаться своим статусом. В зависимости от этого различают: децентрализованные, относительно централизованные и централизованные унитарные государства. В децентрализованных государствах существует конституционно-правовое разделение полномочий между общегосударственными органами власти и органами власти территориальных единиц. Иными словами, в таких государствах все территориальные единицы от общинного до областного уровня являются самоуправляемыми (Франция, Япония и др.). Относительно централизованные государства предполагают наличие местного самоуправления на общинном (первичном) уровне и иногда на районном (втором) уровне. Территориальные же единицы высшего звена (к примеру, области) управляются из центра. К числу таких государств относятся Болгария, Польша и др. Централизованные государства отрицают наличие местного самоуправления вообще. Выборных органов на местах в них либо совсем нет (многие государства Тропической Африки и Азии), либо они действуют чисто формально, т.к. ни конституция, ни закон не содержат никаких гарантий самостоятельности от центра (страны тоталитарного социализма КНДР, Вьетнам, Куба). Централизованных государств сегодня в мире существует немного. Вместе с тем, в мире можно встретить и сверхцентрализованные государства, в которых произошел военный (государственный) переворот и установлен диктаторский режим. Местную администрацию в таких случаях заменяют военные лица, назначаемые вышестоящими военными властями.

Что касается Республики Беларусь, то статус составляющих ее административно-территориальных единиц имеет определенные особенности. Дело в том, что во всех из них, начиная от сельского Совета и заканчивая областным уровнем, имеются как выборные органы власти (Советы депутатов – органы местного самоуправления), так и органы назначаемые (исполнительно-распорядительные органы – органы местного управления, т.е. – исполнительные комитеты и местные администрации). С учетом сказанного, Республику Беларусь можно, пожалуй, отнести в разряд относительно централизованных унитарных государств. Компетенция местных органов власти в Республике Беларусь определяется Конституцией, Законом Республики Беларусь от
10 января 2000 г. «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», а также иными нормативными актами (вопрос о местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь будет рассмотрен в отдельной теме).

В завершение вопроса отметим, что значительное большинство современных государств – государства унитарные. Можно согласиться со встречающимся в литературе мнением, что это обусловлено наличием в унитарном государстве (в сравнении с федеративным) более удобной, простой и надежной формой связи центральной власти с местными властями. В то же время следует отметить, что даже самые децентрализованные унитарные государства имеют большую степень централизации, чем федеративные государства. Поэтому при прочих равных условиях унитаризм считается менее демократичной формой политико-территориального устройства, чем федерализм.


Отметим также, что форма политико-территориального устройства в каждой стране зависит от исторических, социальных, национальных, географических условий, а также от сложившихся традиций. При этом в большинстве государств отсутствует прямая связь между политико-территориальным устройством и национально-этническим составом населения страны. Унитарные государства могут быть многонациональными, а федеративные – однонациональными.

Кроме рассмотренных основных форм политико-территориального устройства истории известны и такие государственно-правовые образования – как конфедерации. Конфедерация – это союз самостоятельных суверенных государств, объединенных какой-либо общей целью или задачей (военный союз, экономический союз и т.д.). Конфедерации носят временный характер, это непрочное объединение. Они либо превращаются в более тесную связь – федерацию, либо распадаются, превращаясь в отдельные унитарные государства. Как отмечается в литературе, в настоящее время конфедераций в мире нет. В то же время следует отметить, что признаки конфедерации присущи ряду современных межгосударственных союзов (военный блок НАТО, Европейский Союз, Содружество Независимых Государств и др.), однако формально таковыми они не провозглашены.

В науке конституционного права, наряду с институтом «политико-территориальное устройство», изучается и близкий ему по содержанию институт «административно-территориальное устройство», в качестве равнозначного которого часто используется понятие «административно-территориальное деление». В то же время, как нам представляется, понятия «административно-территориальное устройство» и «административно-территори-
альное деление» нельзя считать в полной мере идентичными. Однако этот вопрос требует отдельного научного изучения, он скорее является дискуссионным, поэтому в целях исключения путаницы и упрощения изучения рассматриваемой темы будем условно полагать, что обсуждаемые понятия являются синонимами.

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь (ст.9) ее территория является естественным условием существования и пространственным пределом самоопределения народа, основой его благосостояния и суверенитета государства. Территория Беларуси едина и неотчуждаема. Более того, согласно Избирательному Кодексу, вопросы, могущие нарушить территориальную целостность Республики Беларусь, не могут быть вынесены даже на референдум (ст.112).

Территории современных унитарных государств и субъектов федераций, как правило, делятся на соответствующие административно-территориальные единицы, т.е. составные части. Рассматривая первый вопрос темы, мы отмечали, что существует два основных способа деления государств на их территориальные составные части, (с наличием субъектов – в федерации и при отсутствии таковых – в унитарном государстве), которые и обуславливают форму политико-территориального устройства той или иной страны. Иными словами, политико-территориальное устройство государства базируется на его административно-территориальном делении.

Что касается Республики Беларусь, то в соответствии со статьей 9 Конституции ее территория делится на области, районы, города и иные административно-территориальные единицы. Порядок же решения вопросов административно-территори-
ального устройства нашего государства определяет Палата представителей Национального Собрания (п.2 ст.97 Конституции Республики Беларусь). Наряду с Конституцией, определяющей общие начала порядка установления и изменения административно-территориального устройства, в Республике Беларусь издан ряд нормативных актов. Среди них следует назвать Закон от 5 мая 1998 года «Об административно-территориальном делении и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь», Указ Президента Республики Беларусь от 29 сентября 1998 года №468 «Об утверждении Положения о порядке решения вопросов, связанных с объединением одноименных административно-территориальных единиц, имеющих общий административный центр», постановление Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 1998 года №1238, которым утвержден ряд нормативных актов, направленных на реализацию вышеуказанного Закона, в том числе Порядок учета и регистрации административно-территориальных единиц Республики Беларусь; Порядок наименования и переименования предприятий, учебных учреждений, организаций, железнодорожных станций, аэропортов и других объектов, расположенных на территории Республики Беларусь, а также физико-геогра-
фических объектов; Положение о Топонимической комиссии при Совете Министров.

Разумное, научно обоснованное деление территории государства позволяет осуществлять в нем эффективное управление, исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории, обеспечить комплексное экономическое и социальное ее развитие.

Административно-территориальное деление территории Республики Беларусь как унитарного государства – это деление территории Республики Беларусь на определенные части в целях эффективной организации государственного управления и местного самоуправления, обеспечения законности и правопорядка, реализации прав, свобод и законных интересов граждан Республики Беларусь (ст.1 выше названного Закона).


В соответствии с Законом (ст.2) административно-территориальное устройство в Республике Беларусь основывается на принципах:

· единства и неотчуждаемости территории Республики Беларусь как естественного условия существования и пространственного предела самоопределения народа, основы его благосостояния и суверенитета Республики Беларусь;

· сочетания общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории;

· сочетания единой государственной власти Республики Беларусь, осуществление которой основано на принципе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную, с местным самоуправлением;

· осуществления местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами своих полномочий в пределах границ соответствующих административно-территориальных единиц;

· равномерности, сбалансированности и комплексности развития административно-территориальных единиц, взаимосвязи административно-территориального устройства и социально-экономического районирования;

· включения в состав территорий более крупных административно-территориальных единиц территорий менее крупных административно-территориальных единиц;

· примерного равенства размеров территории и численности населения административно-территориальных единиц одного вида;

· многообразия правовых статусов административно-территориальных и территориальных единиц в соответствии с их назначением, местными особенностями, уровнем социально-экономического развития и другими факторами;

· гласности и учета общественного мнения при решении вопросов административно-территориального устройства.

Компетенция государственных органов в области административно-территориального устройства определена Законом Республики Беларусь от 5 мая 1998 года «Об административно-территориальном делении и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь». Наиболее важные (основные) вопросы решает Президент Республики Беларусь. Так, в соответствии со статьей 8 Закона Президент Республики Беларусь по представлению Совета Министров Беларуси и с учетом мнения местных Советов депутатов:

· образует и упраздняет области и районы, устанавливает и переносит их административные центры, устанавливает и изменяет границы города Минска, областей и районов;

· присваивает наименования (переименовывает) областям, районам, городам областного подчинения, а также районам города Минска;

· принимает решения по спорам между областными Советами депутатов, связанные с вопросами административно-территориального устройства;

· относит населенные пункты к категориям городов областного подчинения, устанавливает и изменяет их границы, образует, изменяет и упраздняет районы в городах;

· принимает решения о передаче поселков городского типа и сельских населенных пунктов в административное подчинение городских Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов г. Минска и городов областного подчинения;

· объединяет с учетом мнения населения и с согласия местных Советов депутатов одноименные административно-территориальные единицы, имеющие общий административный центр, в одну. Порядок ликвидации (реорганизации) местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов соответствующих административно-территориальных единиц определяется Президентом Республики Беларусь.

В соответствии со статьей 9 Закона Совет Министров Республики Беларусь:

· представляет Президенту Республики Беларусь предложения по вопросам административно-территориального устройства для принятия соответствующих решений;

· устанавливает порядок учета и регистрации административно-территориальных и территориальных единиц;

· осуществляет контроль за учетом и регистрацией административно-территориальных и территориальных единиц;

· определяет порядок наименования и переименования предприятий, учебных учреждений, организаций, железнодорожных станций, аэропортов и других объектов, расположенных на территории Республики Беларусь, а также физико-географических объектов, осуществляет контроль за его соблюдением;

· дает согласие областным Советам депутатов на отнесение населенных пунктов к категории городов районного подчинения;

· создает Топонимическую комиссию при Совете Министров Республики Беларусь, утверждает положение о ней и организует ее работу.

Определенными полномочиями наделены также местные Советы депутатов и исполнительно-распорядительные органы. Так, статьей 10 Закона предусмотрено, что областные Советы депутатов с учетом мнения соответствующих нижестоящих Советов депутатов:

· вносят в Совет Министров предложения об изменении границ области, образовании и упразднении районов в области и изменении их границ, установлении и перенесении их административных центров, отнесении населенных пунктов к категории городов областного подчинения, образовании и упразднении районов в городах областного подчинения и изменении их границ, передаче поселков городского типа и сельских населенных пунктов в административное подчинение городских Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов городов областного подчинения, о наименовании (переименовании) областей, районов, городов областного подчинения и их районов, изменении границ городов областного подчинения, а также по межобластным спорам, связанным с административно-территориальным устройством;

· по согласованию с Советом Министров относят населенные пункты к категории городов районного подчинения;

· устанавливают и изменяют границы городов районного подчинения и поселков городского типа, решают вопросы о передаче поселков городского типа и сельских населенных пунктов в административное подчинение городских Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов городов районного подчинения;

· относят поселки городского типа к иным категориям населенных пунктов;

· образуют, упраздняют и преобразуют сельсоветы, устанавливают их границы, присваивают наименования (переименовывают) городам районного подчинения, поселкам городского типа, сельсоветам.

Областные исполнительные и распорядительные органы:

· по представлению районных и городских исполнительных и распорядительных органов осуществляют учет существующих и регистрацию образуемых в границах областей административно-территориальных и территориальных единиц, а также исключают их из учетных данных.

Согласно статье 11 Закона, районные Советы депутатов:

· вносят в областные Советы депутатов предложения об изменении границ районов и сельсоветов, отнесении населенных пунктов к категориям городов районного подчинения, поселков городского типа, о наименовании (переименовании) городов районного подчинения, поселков городского типа, сельсоветов;

· относят населенные пункты к категории сельских населенных пунктов;

· устанавливают границы, упраздняют и преобразуют сельские населенные пункты и присваивают им наименования (переименовывают);

· устанавливают и переносят административно-территориальные центры сельсоветов.

Районные исполнительные и распорядительные органы:

· представляют областным исполнительным и распорядительным органам данные по учету и регистрации административно-территориальных единиц.

В соответствии со статьей 12 Закона, городские Советы депутатов:

· вносят в областные Советы депутатов предложения об отнесении населенных пунктов к категории городов областного подчинения; вносят в областные Советы депутатов, а Минский городской Совет депутатов – в Совет Министров Республики Беларусь предложения об изменении границ города, образовании и упразднении районов в городах и изменении их границ, передаче поселков городского типа, сельских населенных пунктов в административное подчинение городских Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов.

Городские исполнительные и распорядительные органы:

· представляют в вышестоящие исполнительные и распорядительные органы данные по учету и регистрации административно-территориальных единиц.

Поселковые и сельские Советы депутатов:

· вносят в районные Советы депутатов предложения об отнесении населенных пунктов к категории городов районного подчинения и сельских населенных пунктов, о наименовании (переименовании) сельсоветов, сельских населенных пунктов, установлении их границ, установлении и переносе административных центров сельсоветов (ст.13 Закона).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow