Вопрос 2.Структура и виды федеральных органов исполнительной власти

Структура федеральных органов исполнительной власти включает конкретные органы, входящие в систему федеральной исполнительной власти и обеспечивающие реализацию Правительством РФ возложенных на него задач и полномочий. Структура федеральных органов исполнительной власти предлагается Председателем Правительства РФ не позднее недельного срока после его назначения и утверждается указом Президента РФ. Изменения и дополнения в структуру федеральных органов исполнительной власти в целях ее реорганизации также могут вноситься указами Президента РФ, которые не могут противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

Организационная структура федеральных органов исполнительной власти представляет собой центральный аппарат и территориальные подразделения.

Виды федеральных органов исполнительной власти характеризуются следующим образом.

Министерство Российской Федерации – федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в определенной отрасли или сфере деятельности, а также координирующий в случаях, установленных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, деятельность в этой отрасли (сфере) иных федеральных органов исполнительной власти. Возглавляющий его министр Российской Федерации (федеральный министр) входит в состав Правительства РФ.

Государственный комитет Российской Федерации, федеральная комиссия России – федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности. Их возглавляют соответственно председатель государственного комитета и председатель федеральной комиссии.

Федеральная служба России, российское агентство, федеральный надзор России – федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и др.) функции в установленных сферах деятельности. Должности руководителей именуются соответственно: директор федеральной службы, генеральный директор российского агентства, начальник федерального надзора.

В структуре федеральных органов исполнительной власти указами Президента РФ могут утверждаться и иные виды органов.

Федеральные министры назначаются на должности и освобождаются Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ; заместители федеральных министров – Правительством РФ, если иное не установлено федеральными законами.

Руководители федеральных органов исполнительной власти, подведомственных Президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним - Конституцией РФ и федеральными законами, назначаются на должности и освобождаются от должностей в особо установленном порядке. Назначения других руководителей федеральных органов исполнительной власти осуществляются Президентом РФ.

Федеральные органы исполнительной власти могут быть непосредственно подведомственны Президенту РФ, как, например, министерство обороны (федеральная служба налоговой полиции, федеральная служба охраны и др.), либо могут непосредственно подчиняться заместителям Председателя Правительства РФ.

Органами управления федеральных органов исполнительной власти являются коллегии, которые возглавляют руководители соответствующих министерств и ведомств. Коллегия государственного комитета состоит из руководителей всех федеральных органов, наделенных функциями в данной сфере управления (первые руководители либо их заместители). В состав коллегии могут быть включены руководители органов исполнительной власти субъектов федерации. В коллегиях некоторых госкомитетов (особенно по социальной сфере) желательно участие представителей «гражданского общества». В отличие от министерств, где решения принимаются министрами по принципу единоначалия, в госкомитетах решения принимаются коллегиально. Если член коллегии не согласен с решением, он может обжаловать его в правительство.

Федеральные органы исполнительной власти могут быть распределены по функциональной структуре государственного управления:

· правопорядок обеспечивают - МВД, ФСБ, ФСО и др.:

· оборону – Минобороны, МЧС и др.

· социальную сферу – Министерство культуры, Министерство здравоохранения и социального развития, Министерство образования и науки и др.;

· инфраструктуру – Министерство промышленности и торговли, Минтранс, Министерство информационных технологий связи и др.;

· экономику – Минфин, Министерство экономического развития и др.;

· внешние отношения – МИД, СВР и др.

В структуре федеральных органов исполнительной власти наблюдается определенная унификация. Как правило, в их состав входят такие структурные подразделения, как департаменты, управления, отделы, комитеты. Есть ведомства (например, Высший аттестационный комитет со штатной численностью 105 человек), в которых созданы только управления и отделы. В ряде органов исполнительной власти создаются инспекции (например, в Минтрансе – Ространсинспекция, в Минздраве – Госсанэпиднадзор), комиссии (в МВЭС) и экспертные советы (ВАК). При большинстве органов имеются научно-исследовательские институты.

Федеральной службой государственной статистики РФ введен в действие Общероссийский классификатор органов государственной власти и управления (ОКОГУ). Он содержит информацию об органах власти, объединениях, предприятиях и организациях, выполняющих важные экономические функции в народном хозяйстве, а также о межгосударственных органах управления, добровольных объединениях (ассоциациях) для экономического взаимодействия субъектов РФ, органов местного самоуправления.

В структуру многих федеральных органов исполнительной власти входят их территориальные органы.

Указ Президента РФ «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» от 12 мая 2008 г. № 724 (в ред. Указов Президента РФ от 30.05.2008 N 863, от 24.07.2008 N 1114) закрепил следующую структуру федеральных органов исполнительной власти:

I. Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам

II. Федеральные министерства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам

III. Федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации.

В сфере управления федеральных органов исполнительной власти находятся так называемые подведомственные организации. Они не являются подразделениями, входящими в структуру государственных органов, а занимаются всевозможными видами деятельности: от выполнения определенных функций государственного управления до коммерческой деятельности. Отсюда и разнообразие видов таких организаций: от учебных заведений до унитарных предприятий. К примеру, в Министерстве здравоохранения и социального развития только в системе Госсанэпиднадзора более 3000 учреждений с численностью около 300 тыс. человек. Некоторые организации находятся в ведении двух органов власти, например, в Министерстве образования и науке 3 таких организации (из 21).

Источники финансирования органов исполнительной власти: бюджетные (федеральные, местные), хозяйственная деятельность, внебюджетные фонды, платные услуги.

Объем и характер предметов ведения органов исполнительной власти представляют разные виды управленческих воздействий:

а) руководство;

б) составление, учреждение и выполнение программ;

в) координация;

г) прямое и косвенное регулирование;

д) содействие;

е) государственная поддержка;

ж) контроль;

з) партнерское взаимодействие;

и) принуждение.

В пределах установленных полномочий для реализации своей компетенции по соответствующим предметам ведения федеральные органы исполнительной власти издают подзаконные нормативные акты: постановления, приказы, распоряжения, инструкции обязательные для исполнения всеми физическими и юридическими лицами, которым они адресованы.

Ведущие министерства, службы и агентства органов исполнительной власти.

В области финансов, экономики и управления федеральной собственностью. В этой области действуют несколько министерств, федеральных служб и агентств.

· Министерство финансов РФ. Обеспечивает проведение единой денежной, бюджетной, налоговой и валютной политики. Координирует деятельность в этих сферах иных федеральных органов исполнительной власти.

· Министерство экономического развития. Обеспечивает разработку и реализацию государственной и социально-экономической политики.

· Министерство транспорта РФ. Обеспечивает проведение государственной политики и управления в транспортном комплексе (воздушным, морским, речным, автомобильным, городским; кроме железнодорожного).

· Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. Обеспечивает проведение государственной политики в области приватизации, осуществляет управление и распоряжение федеральной собственностью.

В области обороны, безопасности, правоохранительной деятельности.

· Министерство обороны РФ. Участвует в разработке военной политики и военной доктрины, разрабатывает федеральные программы вооружений, закупает военную технику, и т.д.

· Министерство внутренних дел РФ. Обеспечивает выполнение ФЗ «О безопасности». Осуществляет государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности; направляет деятельность органов внутренних дел.

· Федеральная служба безопасности. Обеспечивает безопасность личности, общества и государства; проводит контрразведку; борьбу с преступностью. Выявляет, пресекает, предупреждает деятельность зарубежных спецслужб. Проводит борьбу с терроризмом, осуществляет оперативно-розыскную деятельность в отношении шпионажа и коррупции.

· Министерство юстиции РФ – центральный орган уголовно-исполнительной системы, обеспечивающий функционирование судов, организующий исполнение решений судов, систематизирующий законодательство.

· Федеральная служба охраны РФ. Предоставляет объектам охраны (судьям, должностным лицам правоохранительных органов) персональную охрану, специальную связь, транспорт, а также информацию об угрозе их безопасности. Президенту РФ со дня объявления его избрания предоставляется государственная охрана, по истечению срока полномочий Президенту РФ государственная охрана предоставляется пожизненно.

В области внешних отношений.

· Министерство иностранных дел РФ. Разрабатывает общую стратегию внешней политики, реализует внешнеполитический курс РФ, координирует международные связи субъектов РФ, защищает права и интересы граждан и юридических лиц РФ за рубежом. Способствует согласованному взаимодействию органов исполнительной власти с органами законодательной и судебной власти, для того чтобы деятельность этих органов в международной деятельности обеспечивала соблюдение принципа единой внешней политики и выполнение международных обязательств РФ.

В социально-политической и социально-культурной областях.

· Министерство здравоохранения и социального развития РФ. Осуществляет руководство работой по обеспечению единой государственной политики в области здравоохранения и социального развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: