Когда коммуникативные посылы партнеров по общению исходят от одинаковых ролевых позиций, идут параллельно к таким же позициям, то говорят о пристройке «рядом». Например, ученик подходит после урока к учителю и спокойным голосом, корректно просит проверить у него решенную в классе задачу. Учитель, просмотрев решение этой задачи, также корректно и спокойно, по-деловому комментирует положительные моменты работы ученика, отмечает отдельные недочеты в оформлении задачи и предлагает ученику исправить их. Очевидно, спокойный тон разговора, корректное обращение друг к другу, деловая заинтересованность ученика и учителя свидетельствуют о том, что каждый из них строит общение в данной ситуации с ролевой позиции Взрослого и направляет свои коммуникативные посылы на Взрослого своего партнера. Их коммуникаты проходят параллельно, на одном уровне. Партнеры как бы пристраиваются рядом друг к другу. Аналогично можно говорить о пристройке «рядом», когда коммуниканты проходят соответственно на уровнях Родитель—Родитель, Дитя — Дитя. Читатель имеет возможность подобрать для этих рисунков свои примеры.
|
|
До тех пор пока партнеры обмениваются взаимодополняющими коммуникативными посылами, общение между ними будет протекать гладко. При этом второму партнеру может не понравиться та ролевая позиция, с которой его принуждает общаться первый партнер. Он, например, не хотел бы, чтобы к нему пристраивались сверху по схеме
Родитель —Дитя, поскольку такая пристройка создает у него недовольство и вызывает внутреннюю неудовлетворенность. Однако если он пошлет свой ответный коммуникат по схеме Дитя — Родитель, т.е. параллельно первому коммуникату, то он тем самым согласится с отведенной для него ролевой позицией Дитя. По крайней мере в первый момент его коммуникат не будет перечеркивать или уходить от коммуниката партнера. И пока партнеры обмениваются такими коммуникатами, их общение будет гладким.
Если же будет нарастать внутренняя неудовлетворенность второго партнера той ролевой позицией, с которой он вынужден общаться, то это может привести к ее изменению. Он, например, может воскликнуть: «Да что Вы меня как маленького все учите, да учите! Я уже не ребенок! Сам знаю, как поступать! Надоели Ваши нравоучения!» Тем самым партнер перейдет в общении с ролевой позиции Дитя на ролевую позицию Родителя. Его коммуникативный посыл перечеркивает первый коммуникат, и общение перестает быть гладким.
Мы не склонны утверждать, что гладкое общение является исключительно правильным общением. Здесь необходимо отметить, о какой гладкости идет речь.
|
|
Внешне видимая гладкость общения заключается в том, что партнеры обмениваются взаимодополняющими коммуникативными посылами, которые хорошо видны и понятны как самим партнерам, так и сторонним наблюдателям их общения. В одних ситуациях первый партнер пристраивается «сверху»: приказывает, наставляет или даже ругает своего собеседника, а тот покорно выслушивает и соглашается. В других ситуациях первый партнер пристраивается «снизу»: просит, уговаривает, умоляет, а собеседник в ответ занимает более высокую ролевую позицию и поучает, делает ему одолжение, командует. В третьих ситуациях партнеры взаимодействуют с одинаковых ролевых позиций. Во всех случаях ответные коммуникаты дополняют первые коммуникативные посылы и за счет этого создают визуальную гладкость общения.
Однако эта внешне видимая гладкость далеко не всегда соответствует гладкости внутренней: психологической и нравственной.
Порой школьники дают такие советы своему товарищу, допустившему бестактность по отношению к учителю: «Да извинись ты перед ней. Попроси прощения. Скажи, что больше этого не повторится. А то ведь она потащит тебя к директору, вызовет родителей в школу. Зачем тебе лишние неприятности?». И «просвещенный» школьник «робко» подходит к учительнице, «смущенно» просит прощения, «искренне» заверяет педагога, что подобное с его стороны больше не повторится.
Внешне процесс общения протекает довольно корректно: ученик с ролевой позиции Дитя направляет свой коммуникативный посыл на ролевую позицию Родителя своего учителя. Всеми своими средствами (робкой походкой, смущением, извинениями) он демонстрирует учителю пристройку «снизу». И если педагог направит ответный коммуникативный посыл параллельно коммуникату ученика (пожурит его, сделает назидание на будущее, простит), то внешняя гладкость общения будет обеспечена.
Но можно ли говорить о психологической и нравственной гладкости их общения? Очевидно, нет, так как в данной ситуации школьник будет испытывать определенное психическое напряжение, связанное с искусственным удерживанием себя на ролевой позиции Дитя. Как никто другой, он испытывает существенные нравственные неудобства, связанные с неискренней демонстрацией своего смущения, робости и покорности. Ведь все это ему придется пропустить через себя, через свое сознание, свои чувства, свою совесть. А это довольно серьезное испытание для растущей личности.
Да и педагоги, как правило, улавливают степень искренности школьника в подобных ситуациях и принимают извинения учеников с определенной натяжкой, выдавая им своеобразный нравственный аванс.
Как видим, внешняя сторона общения не отражает в полной мере тех психических процессов и состояний, которые испытывает каждый из партнеров. Отсюда следует, что внешне видимая гладкость общения должна восприниматься педагогами как надводная часть айсберга: на нее можно смотреть, ее можно потрогать, на нее можно опереться. В процессе общения она имеет существенное, но далеко не исчерпывающее значение.
Опора при анализе взаимодействия людей на внешние признаки позволит ответить на вопросы: что происходит в их общении? С каких ролевых позиций они обмениваются коммуникативными посылами и куда направляют их?
Но ориентация лишь на внешние проявления не позволит получить ответы на вопросы: почему это происходит? Почему общение протекает именно таким образом? Для этого необходим более глубокий анализ и ситуации, и личностных особенностей общающихся, и многих других факторов.
Очевидно, что в профессионально-педагогическом общении учитель использует самые различные пристройки: и «сверху», и «рядом», и «снизу». Повседневная педагогическая действительность постоянно создает для него ситуации, в которых ему приходится пристраиваться «сверху», чтобы отчитать нерадивого ученика или пресечь проявления грубости в классе. В общении с учениками, являющимися его союзниками и друзьями, учитель будет сам пристраиваться «рядом» и предлагать своим партнерам использовать такую же пристройку. А в некоторых случаях ему придется, выслушивая нелестные отзывы и упреки в свой адрес со стороны завуча или директора школы, оправдываться и объясняться перед начальством, используя для этого пристройку «снизу».
|
|