Башмаки начала XVIII века черные, тупоносые, с квадратноватыми носами, обычно с довольно высокими каблуками, с длинным языком, по сторонам разреза, спереди, имели 2, реже 4 дырочки для завязывания шнурками. Во флоте этот разрез обычно застегивают на пряжку, однако такие же башмаки с пряжками любили носить офицеры и дворяне (не столько из-за удобства, но и, не в меньшей степени, за возможность украсить пряжку чеканкой, золотом и камнями). Конструктивно башмаки представляют собой головку сапога, а потому все что говорилось для конструкции сапог применимо и к ним.
К сказанному ранее следует лишь добавить, что кожаные подошвы снашиваются тем быстрее, чем каменистее дорога и тяжелее вес пешехода. Учитывая, что пехота того времени все расстояния покрывала пешком таща на себе ранцы, и все что солдат не доверит обозу, то подошвы солдатских башмаков просто «горели». В принципе, каждый солдат должен был уметь быстро подшить новую подошву, достав запасную из ранца. Это обстоятельство, в отличие от дворян и придворных офицеров, делало не практичным употребление тонких однослойных подошв, поэтому добротная походная солдатская подошва была наборной и около 1 см толщины. Однако кроме практичности существовала и мода. В петровское время башмак на квадратной толстой подошве был в моде и у дворян. Но ни во флоте, ни при дворе такой толстой подошвы башмакам не требовалось, и как только мода прошла, они исчезли из обихода, замененные почти тапочками с пряжками. Среди немногочисленных музейных единиц башмаков середины 18 столетия, принадлежащих дворянам и придворным офицерам мы уже не находим башмаков с толстыми подошвами. Однако, для солдатских башмаков и сапог толстая подошва была необходима, и в армии эта особенность задержалась надолго.
|
|
Список литературы
Общие сведения
1. С.Карпущенко «Быт русской армии» Москва. Военное издательство 1999.
2. И.Голыженков, Б.Степанов Энциклопедия военного костюма. «Европейский солдат за
3. 300 лет 1618-1918» М. Изографус, ЭКСМО-Пресс, 2001.
4. Л.Е.Шепелев «Чиновный мир России XVIII – начало XX в.» «Искусство – СПБ» 1999.
5. С.В. Волков «Русский офицерский корпус» М. Воениздат. 1993
6. 5.«Военная униформа» Наглядный словарь. Пер. с англ. Москва. «Слово» 2001.
7. М.Н.Мерцалова «Костюм разных времен и народов» т.III и IV. Чарт-пилот. Санкт-Петербург.2001
8. 7.Р.М.Кирсанова «Костюм в русской художественной культуре». из-во «Большая российская энциклопедия» Москва. 1995
9. 8.Р.М. Кирсанова «Сценический костюм и театральная публика в России XIXвека» из-во «Артист.Режиссер.Театр.» 2000.