III. Изучение фондов и проведение научных консультаций по фондовым материалам

Мы не случайно объединили вместе эти два направления фон­довой работы, поскольку второе невозможно без первого: для того, чтобы консультировать, нужно изучить и знать предмет консульта­ции. Изучение музейных материалов идет практически на всех ста­диях музейной работы и включает в себя определение (атрибуцию), классификацию, систематизацию и интерпретацию предметов.

Определением (атрибуцией) музейного предмета называется выявление всех присущих ему признаков, выражающих разные сто­роны содержания этого предмета. Такими признаками являются материал, форма, размер, вес, цвет, тема, сюжет, техника исполнения, авторство, время и место создания и бытования, отношение к собы­тию или явлению, принадлежность конкретному лицу и т.д.

Классификацией музейных предметов называется разделение всего объема хранящихся в музее предметов на группы по призна­кам (общая классификация) или по одному признаку: хронологичес­кому, географическому, авторскому и т.д. (частные классификации) или же установление отношения музейных предметов к темам про­фильных дисциплин (тематическая классификация) или к сферам общественной жизни (отраслевая классификация).

На основании классификаций, принятых в том или ином музее, посредством составления различных картотек производится группи­ровка музейных предметов, то есть осуществляется их систематизация. Определение (атрибуция) и систематизация музейных пред­метов позволяют осуществить их интерпретацию как источников знаний и эмоций.

Важнейшим элементом научно-фондовой работы является оп­ределение подлинности предмета. Подлинность доказывается сопо­ставлением всех признаков музейного предмета, находящихся в неразрывном единстве. Именно нарушение такого единства и может дать музейному исследованию основание и повод к сомнению в под­линности изучаемого предмета.

Высокая степень изученности музейных фондов позволяет со­трудникам фондовых отделов проводить консультации по хранящим­ся в музее материалам. Консультации могут быть чрезвычайно раз­нообразны, они, как правило, даются сотрудникам не только данно­го музея (экспозиционерам, экскурсоводам и др.), но и представите­лям других музеев, библиотек, архивов, работникам вузов и школ, специалистам различных областей науки, техники и искусства, кра­еведам, студентам, школьникам и многим, многим другим.

Консультации могут быть как общего характера, то есть раскры­вающие в обзорном плане содержание, состав и структуру фондов музея, так и тематические, помогающие выявить музейный матери­ал по определенной теме. Часто консультации характеризуют конкретное музейное собрание или коллекцию, а иногда отдельный пред­мет или группу предметов. Комплексные консультации могут содержать в себе элементы всех названных консультаций в их самом разнообразном сочетании. Но так или иначе консультационная работа является одним из наиболее значимых направлений научно-фондовой деятельности музея, решающим параллельно и культурно-просветительские задачи.

В настоящем очерке, освещающем главные аспекты научно-фондовой деятельности музея, мы не ставили и не могли ставить своей целью раскрыть все подробности, детали и нюансы многосложной и разнообразной фондовой работы, которая является базовой для музейной жизни вообще. Мы стремились не столько научить решать проблемы фондовой работы, каждая из которых заслуживает изло­жения в отдельном, только ей посвященном учебнике или монографии, сколько "спровоцировать" музейщика к перманентному и непрекращающемуся самообразованию и шлифовке своих знаний и навыков, поиску специальной литературы, постоянной учебе у своих более опытных и маститых коллег. Таким и только таким способом можно продвинуть музейное дело вперед, убедив современное общество в простой и очевидной истине: нельзя строить день сегодняшний и трезво смотреть в будущее, не зная и не уважая опыта своих предшественников, не изучив наследия прошлых эпох, не сделав для себя правильных выводов.

Литература:

1. Актуальные проблемы фондовой работы музеев. М., 1979.

2. Вопросы охраны и использования памятников истории и культуры. М, 1990; 1992.

3. Изучение и научное описание памятников материальной культуры: Сб. ст. / Сост. и науч. ред. A.M. Разгон, Н.П. Финягина. М., 1972.

4. Изучение музейных коллекций / Сост. и науч. ред. УМ. Полякова. М., 1974 (Сб. науч. тр. / НИИ культуры. Вып. 21).

5. Инструкция о порядке хранения, учета и выдачи документальных и библиотечных материалов, имеющих во внешнем оформлении или приложении к ним материальные ценности. М.,1974.

6. Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, нахо­дящихся в государственных музеях СССР. М., 1984.

7. Кучеренко М.Е. Научно-фондовая работа в музее (Методическое пособие в помощь молодому специалисту). М., 1999.

8. Музееведение. Проблемы использования и сохранения музейных ценностей. М., 1985 (Сб. науч. тр. / НИИ культуры).

9. Музей и современность. Комплектование музейных коллекций. М., 1982.

10. Музейные термины. Терминологические проблемы музееведения. М., 1986 (Сб. науч. тр. / ЦМР).

11. Правила работы музеев по учету и организации хранения письменных документов Государственного архивного фонда СССР. М., 1990.

12. Финягина Н.П. Состав и структура музейных фондов, содержание фондовой работы // Музейное дело в СССР (Сб. науч. тр. / ЦМР). М., 1975.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: