double arrow

МУЗЕЕФИКАЦИЯ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫХ И ПРИРОДНЫХ ОБЪЕКТОВ

ГЛАВА VI

Определение музеефикации. Немного истории. Ансамблевые и средовые музеи. Музеефикация памят­ников архитектуры. Музеефикация памятников архео­логии. Музеефикация памятников науки и техники. Музеефикация ландшафтов, среды, нематериальных объектов наследия. Экомузеология.

Музеефикация - направление музейной деятельности и ох­раны памятников, сущность которого - преобразование истори­ко-культурных и природных объектов в объекты музейного по­каза с целью максимального сохранения и выявления их исто­рико-культурной, научной, художественной ценности и включе­ния их в актуальную культуру.

Формулируя понятие "музей" многие авторы (в основном зару­бежные) до сих пор ограничивают сферу деятельности этого инсти­тута "движимыми объектами". А недвижимые музеефицированные памятники музееведением зачастую игнорируются или рассматри­ваются маргинально. До сих пор учебные программы большинства кафедр музееведения и тексты учебных пособий посвящены рассмот­рению фондовой, экспозиционной, выставочной работы, то есть ра­боты с коллекциями, а проблемам "приспособления памятников ар­хитектуры под музеи" отводится более чем скромное место. Про­блемы музеефикации памятников археологии, ландшафтов, терри­торий практически вообще не находили отражения в учебной лите­ратуре по музееведению; проблемы недвижимого наследия гораздо чаще обсуждаются не музееведами, а специалистами по охране памятников и архитекторами, для которых "приспособление под му­зейное использование" - одна из возможных форм использования памятника.

В предшествующих главах уже отмечалось, что важной тенден­цией развития современного музейного мира является неуклонно возрастающий "удельный вес" музеев, созданных на основе музеефицированных памятников, которые становятся все более много­численными и посещаемыми среди общего числа музеев. Такие му­зеи в 1987 г. исследователи предложили называть "ансамблевыми". Однако музейная жизнь быстро меняется, и вскоре классификация, основанная на подразделении на музеи "коллекционного типа" и "ан­самблевого типа", оказалась недостаточной. Появились термины "средовой музей", "музей традиции", относящиеся к музеям, зани­мающимся музеефикацией историко-культурной и природной сре­ды, нематериальных объектов наследия. Все более острыми и акту­альными становятся проблемы грамотного использования передаваемых музею ценных в историческом и художественном отношении зданий, территорий, ландшафтов: проблемы их отбора, сохранения в музейных условиях, методов интерпретации, совмещения с музей­ными функциями и т.п.

Понятие "музеефикация" употреблял в своих работах еще Ф.И. Шмит, но чаще в 1920-е годы использовались другие определе­ния, например, "приведение в музейное состояние". Утвердился тер­мин в советском музееведении после Великой Отечественной вой­ны в период широкомасштабных работ по реставрации историко-культурного наследия и организации музеев-заповедников. Актив­ную разработку этого понятия в СССР можно объяснить специфи­ческими условиями, в которых происходило у нас превращение па­мятников в музеи: ни в одной другой стране не стояла задача преоб­разования в музеи столь большого числа памятников заброшенных, руинированных, используемых под склады, мастерские и т.п. Кроме того, за рубежом, как правило, грань между памятником, используе­мым по изначальному назначению, и музеем-памятником более тон­кая, значительное число памятников истории и культуры совмеща­ют первоначальные функции с музейным использованием (замки, особняки, мемориальные здания, сохранившие старинную обстанов­ку, владельцы которых практикуют их показ посетителям в опреде­ленное время; храмы, монастыри, ратуши, залы парламентов и т.п., в перерывах между выполнением основной функции выполняющие роль музеев). В России такая "частичная" (т.е. не требующая полно­го изъятия памятника из среды бытования) музеефикация в настоя­щее время также применяется все чаще, особенно по отношению к культовым памятникам, находящимся в "совместном использовании" у музея и религиозной общины.

Сегодня можно встретить в литературе как более широкое, так и более узкое толкование термина "музеефикация". В широком смыс­ле "музеефикация" означает музейное использование любого объек­та, движимого или недвижимого, который изымается из среды бы­тования и помещается в особую, искусственную культурно-истори­ческую среду, создаваемую музеем. В музейной теории и практике термин музеефикация чаще используют в более узком смысле при­менительно к недвижимым памятникам, превращаемым в музейные объекты непосредственно на месте бытования; в этом случае "му­зейная среда" создается в них и вокруг них, а сам памятник стано­вится главным экспонатом возникающего музея.

Одна из терминологических проблем, связанных с музеефикацией, - какой памятник следует называть "движимым"? Граница между "движимыми" и "недвижимыми" объектами все более раз­мывается. Архитектурные памятники перемещаются с места на ме­сто, в музеях под открытым небом из них формируют коллекции, строят систематические или тематические экспозиции. Можно ли транспортное средство назвать "недвижимым"? А ведь крейсер "Ав­рора" или пароход "Святитель Николай" в Красноярске считаются объектами музеефикации. Исторический поезд и трамвай, продол­жающие выполнять свои функции в условиях музея (когда само выполнение функции - элемент демонстрации и интерпретации) - безусловно, музеефицированные памятники. В связи с совре­менным расширением понятия "памятник" и вхождением все но­вых и новых "нетрадиционных" объектов действительности в круг музейных интересов, чрезвычайно увеличился круг объектов музеефикации. Кроме недвижимых памятников, объектами музее­фикации могут быть памятные места, не имеющие статуса памят­ника культурные и природные объекты, нематериальные объекты наследия.

Музеефикация сегодня осознается как оптимальный путь сохра­нения и использования памятника. В большинстве случаев памятни­ки не изымаются из своего окружения и не перемещаются, но превра­щаются в музеи непосредственно на месте их существования. Музеефицированое наследие связано со своим краем, со своим обществом и средой бытования. Его ценность неизмеримо падает при изъятии и переносе в другое место, рвутся взаимосвязи, уменьшается информа­ционный потенциал. В то же время сами памятники являются осно­вой формирования культурно-исторической среды региона, самоиден­тификации местного социума. И для этого сообщества музеефикация даже не столь значи­тельных в масштабах страны культурных ценностей приобрета­ет огромное значение, более того, грамотно музеефицированные памятники раскрыва­ют значение регио­нальной культуры в более широком масш­табе. Примером может служить Швеция: очень большое (свыше 1000) число музеев под открытым небом говорит не столько о зна­чительно большем, чем в других странах, количестве особо ценных объектов культуры, сколько о высокой оценке своей культуры (и, ста­ло быть, самооценке) народа и уважительном отношении к своему прошлому.

Общепризнанно, что генетически музей вырос из стремления че­ловека к коллекционированию. Но столь же давно людям было прису­ще стремление сохранять объекты, представляющиеся важными для общественной памяти сообщества. Сначала они существовали в виде святынь, реликвий, объектов поклонения и паломничества. В процес­се становления исторического сознания такими реликвиями, облада­ющими особой ценностью для общества, все чаще становятся объек­ты, аккумулирующие историческую память. Этот интерес, это стрем­ление к поклонению наравне с собирательским интересом участвовал в формировании "музейной потребности" человека.

О зарождении музеефикации можно говорить, когда стремление общества к сохранению памятника реализуется путем размещения около него или в нем музея. Пинакотека (хранилище картин), возник­шая в северном крыле Пропилеев Афинского Акрополя, - один из наи­более ранних прообразов использования древнего и чтимого здания в целях размещения произведений искусства. Однако этот пример, как и использование старинных зданий (замков, дворцов, монастырских и церковных ризниц) для сосредоточения в них объектов коллекцио­нирования зачатками музеефикации считать нельзя из-за отсутствия отношения к самому памятнику как к культурно-исторической ценно­сти. Первые декреты об охране памятников появляются в эпоху Ре­нессанса (распоряжение 1347 г. Кола ди Риенцо об охране памятников Древнего Рима). Когда в 1711 г. начинаются раскопки Геркуланума, а в 1748 - Помпеи, погибших при извержении Везувия в 79 г., выявлен­ные археологами постройки оставались открытыми в качестве объек­тов осмотра. Практика не засыпать, но оставлять доступными для обо­зрения обнаруженные при раскопках недвижимые объекты, дополня­емая в дальнейшем организацией в отдельном помещении экспози­ций из найденных движимых памятников, может считаться отправ­ной точкой развития музеефикации памятников под открытым небом. В России первым известным декретом об охране памятников стал Указ Петра I о сохранении остатков судов Переславльской флоти­лии; однако восемь десятилетий прошло с того момента до 1803 г., когда на Плещеевом озере близ Переславля Залесского на деньги владимирского дворянства был построен павильон для сохранения и экспонирования "дедушки русского флота" - ботика Петра I и ос­татков других судов. По-видимому, древнейшим фактом "протомузеефикации" в России следует считать покупку Екатериной I у нарвского ремесленника Иогана Луде дома, в котором неоднократно останавливался Петр I. Здание было превращено в мемориальный музей, в XIX в. в нем экспонировались личные вещи Петра, доку­менты и материалы, относящиеся к Северной войне. В 1825 г. был приобретен и превращен в мемориальный музей дворец в Таганро­ге, в котором умер Александр I. В 1872 г. был выкуплен у владель­цев, а в 1885 г. превращен в музей, дом купцов Гутманов в Вологде, где неоднократно останавливался Петр I. Другие старейшие дома-музеи России: дом-музей П.И. Чайковского в Клину (1894), Л.Н. Тол­стого в Москве и Петербурге (1911), М.Ю. Лермонтова в Пятигорске (1912). К ранним попыткам музеефикации в России следует отнести музеи, организо­ванные на местах раскопок греческих колоний (Николаев - 1806, Феодосия-1811, Керчь -1826). В XIX в. складывается инте­рес общества к па­мятникам архитек­туры и начинает реализовываться стремление закреп­лять некоторые ме­мориальные места - территории, связанные с историческими собы­тиями. Не являясь в полной мере музеефикацией, такие попытки слу­жили подступом к ней. Деятельность по "мемориализации" прово­дились на полях русской боевой славы - Куликовом и Бородинском. После 1917 г. в России начинается массовая музеефикация, свя­занная с изменением культурной парадигмы, утратой огромным чис­лом памятников своих изначальных функций, угрозой гибели, нависшей над целыми пластами русской культуры. В условиях отчуж­дения объектов от изначальных функций превращение в музеи ста­ло оптимальным путем включения в новую культуру, а для многих памятников - единственной возможностью спасения.

В результате музеефикации возникают разные виды ансамбле­вых и средовых музеев. Их можно разделить на три основные груп­пы: музеи-памятники, музеи под открытым небом и экомузеи.

Музей-памятник - это музей, создаваемый на основе отдель­ного памятника истории и культуры. По статусной позиции музеи-памятники могут быть самостоятельными музейными учреждения­ми (Исаакиевский собор и крейсер "Аврора" в Петербурге), филиа­лами (Покровский собор в Москве - филиал ГИМ, Подводная лодка С-56 - филиал музея Тихоокеанского флота во Владивостоке), вхо­дить в качестве объектов показа или "отделов" в состав музеев-запо­ведников, музейных объединений (Музей церковного искусства в Тотьме - в составе Тотемского музейного объединения, церковь Спаса на Ильине улице в Новгороде - в составе Новгородского объединен­ного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника). Для нашей темы эти юридические различия значения не имеют. В соответствии с современным пониманием памятника, к музеям-памятникам можно также отнести и все музеи, возникшие в резуль­тате музеефикации комплексных памятников, то есть усадеб, монас­тырей и т.п. В повседневной практике термин музей-памятник при­меняется редко, как правило, только в отношении действительно единичных памятников архитектуры, превращенных в музеи. Чаще используются более конкретные определения видов музеев, входя­щих в эту обширную группу.

Дом-музей - мемориальный музей, посвященный деятелю куль­туры, историческому лицу, государственному или общественному деятелю, созданный на основе дома, где проживал данный человек. Дома-музеи сегодня составляют самую многочисленную группу сре­ди музеев-памятников. Музей-квартира решает проблемы мемори-рования на основе квартиры. Музей-мастерская - мемориально-художественный музей-памятник, посвященный выдающемуся деятелю изобразительного искусства и созданный на основе музеефикации его мастерской. В отличие от дома-музея, главная тема музея-мастерской - процесс творчества, творческая "кухня" мастера.

Музей-усадьба создается на основе музеефикации всего архи­тектурно-ландшафтного, хозяйственного, бытового комплекса, ко­торый составляет историко-культурный феномен усадьбы. Подав­ляющее большинство музеев-усадеб - мемориальные разных про­филей (литературно-мемориальные, художественно-мемориальные, историко-мемориальные и др.). Немного­численные музеи-усадьбы, типологи­чески родственные дворцам-музеям, та­кие, как Архангельс­кое, Кусково, Остан­кино относятся по профилю, как прави­ло, к историко-художественным. Некото­рые музеи-усадьбы получают статус му­зеев-заповедников ("Ясная Поляна", "Тарханы", "Мелихово" и др.).

Дворец-музей - историко-художественный музей ансамблево­го типа, созданный на основе городского или загородного дворцово­го ансамбля. Главенствующую роль играет сохраненный или вос­созданный целостный архитектурно-художественный и декоратив­ный ансамбль.

Музей-храм - архитектурно-художественный музей, созданный на основе музеефикации единичного культового памятника. Музей-монастырь охватывает замкнутый архитектурный ансамбль монас­тырских построек, которые используются, как правило, под различ­ные исторические и художественные экспозиции, в той или иной степени связанные с данным монастырем. Сегодня весьма распространенной формой становится использо­вание культового па­мятника совместно музеем и церковью (Соловецкий монас­тырь в Архангельской области, Кирилло-Белозерский монастырь в Вологодской облас­ти и др.).

Менее многочис­ленны в России другие виды музеев, возника­ющие на основе от­дельных и комплексных памятников: музей-завод, музей-шахта, музей-верфь, музей-корабль и др. Такие музеи, чрезвычайно попу­лярные за рубежом, в России появились сравнительно поздно. В на­стоящее время существуют завод-музей и музей-рудник в составе Нижнетагильского музея-заповедника горнозаводского дела Среднего Урала, музеефицирован ряд кораблей: крейсер "Аврора" и подвод­ная лодка Д-2 (С.-Петербург), пароход "Святитель Николай" (Крас­ноярск), научно-исследовательское судно "Витязь", корабль "косми­ческого слежения" "Космонавт Пацаев" и подводная лодка Б-413 (Калининград), подводная лодка С-56 (Владивосток) и др.

Для музея под открытым небом определяющей характеристи­кой является тот факт, что его основное экспозиционное простран­ство расположено вне стен зданий. Как уже говорилось (см. "Клас­сификация музеев"), понятие "музей-заповедник" относится к ста­тусной позиции музея; это - юридический статус, присваиваемый музею указом соответствующих государственных органов. Однако в сознании как музейных работников, так и широкой публики, эти наи­менования ассоциируются с музеями под открытым небом, сохраня­ющими в целостности живой фрагмент историко-культурной и природной среды, т.е. со средовыми музеями. На практике не все такие музеи, осуществляющие функцию "заповедания", имеют юридичес­кий статус музея-заповедника.

Любой ансамблевый музей, например, музей-монастырь, заклю­чает в себе две составляющих: музей под открытым небом, каковым является сам музеефицированный ансамбль, и музейные экспози­ции в интерьерах. Музей-усадьба также всегда име ет в своем составе экспо­зицию в интерьерах и экспозицию под открытым небом, в качестве которой выступает территория усадебного комплекса. Сады и парки могут входить составной частью в музей-усадьбу, а могут иметь характер самостоятельных музеев. "Сады-музеи" известны с античной древности: именно в садах располагались святи­лища муз и читали свои лекции Платон и Аристотель. В эпоху Ре­нессанса музеем, наполненным античной скульптурой, и одновре­менно школой были сады Медичи при монастыре Сан-Марко. Ста­рейший из сохранившихся садов и парков России - Летний сад Пе­тербурга - с самого начала задумывался как сад-музей искусств с экспозицией под открытым небом. Отнюдь не все музеи-сады и музеи-парки возникают в результате музеефикации исторических садов и парков. Значительная часть создается как экспозиции под открытым небом (экспозиции "скульптуры в пленэре", экспозиция минералов в Екатеринбурге, экспозиция памятников техники в Ниж­нем Тагиле).

Особым случаем музея под открытым небом являются музеи типа "скансен", созданные на основе свезенных из разных мест на спе­циально отведенную территорию памятников деревянной архитектуры. По профильной принадлежно­сти они являются, как правило, ар­хитектурно-этнографическими. Ра­ботая с территориями и архитектур­ными памятниками, эти музеи отно­сятся к средовым. Но по типу орга­низации работы с наследием, при ко­тором историко-культурные объекты музейного значения отбираются и изымаются из среды бытования, пе­реносятся в музей и организуются в экспозицию по воле музейного спе­циалиста, они приближаются к му­зеям коллекционного типа.

Экомузей - это музей живой ис­тории, существующей in situ. Его со­здателями и сотрудниками являются местные жители. Термин "экомузей" предложил Ю. де Варин Боан в 1971 г. для определения музеев, провозгласивших целью комплексное со­хранение историко-культурного наследия и природных ландшафтов в совокупности с оптимальным развитием природной и культурной сре­ды в соответствии с местной спецификой. Основой создания экомузея является сложная комплексная музеефикация различных объектов.

Нетрудно заметить, что практически все рассмотренные музеи комплексные. В наиболее сложных из них, таких, как музеи-усадь­бы, экомузей, музейный работник сталкивается с необходимостью решать проблемы музеефикации типологически разных объектов, требующей разных подходов и методов. Так, при работе в усадьбе приемы и методы музеефикации усадебного дома будут такими же, как в доме-музее, музеефикация парковой части территории усадь­бы и ее хозяйственной части потребуют совершенно разных подхо­дов. Основным критерием при определении подхода к музеефикации является не вид музея, но тип музеефицируемого объекта.

Поэтому далее будут рассмотрены пять групп таких объектов: па­мятники архитектуры и градостроительства; памятники археологии; памятники науки и техники; ландшафты, среда; нематериальные историко-культурные объекты.

Памятники архитектуры и градостроительства - наиболее часто встречающиеся сегодня объекты музеефикации. Музеефикация памятника архитектуры и градостроительства неразрывно связана с его реставрацией. Во многих случаях (осо­бенно при подготовке памятника к демонстра­ции в качестве самосто­ятельного объекта му­зейного показа) музее­фикация в основном сводится к реставрации. Такой сложный, требу­ющий специальных знаний и профессионального опыта процесс, как реставрация, может выполняться только высококвалифицированны­ми специалистами-реставраторами, а роль в нем музея сосредоточена в основном на фазе интерпретации музейными средствами. Однако желательно, чтобы в штате музея, ставящего задачу музеефикации ряда объектов, был компетентный специалист, способный входить в твор­ческий коллектив проектировщиков и непосредственно участвовать в реставрационном проектировании на всех его этапах. Но даже при отсутствии архитектурного отдела или отдела памятников сотрудни­ки музея должны участвовать в обсуждении судьбы реставрируемого объекта на всех этапах. Поэтому для музейного работника необходи­мы хотя бы самые общие представления о современных принципах и методах реставрации.

Основной принцип реставрации, сложившийся на сегодняшний день в международной практике, был сформулирован в так называемой Венецианской хартии - резолюции II Международного конгрес­са архитекторов и технических специалистов по историческим па­мятникам, состоявшемся в Венеции в 1964 г. Он определяет цель реставрации как охрану дошедшего до нас памятника и выявление его исторической и эстетической ценности с одновременным его укреплением. "Реставрация прекращается там, где начинается гипо­теза", - провозглашает Венецианская хартия.

Такой подход сформировался в результате почти вековой теоре­тической и практической разработки. Сегодня этот принцип соблю­дается не всегда. Отступление от Венецианской хартии было вызва­но, в первую очередь, расширившимся за последние десятилетия пониманием термина "памятник", включившего не только единич­ные памятники архитектуры, но целые ансамбли, крупные градост­роительные образования, фрагменты среды, что поставило перед реставраторами новые задачи. Сегодня на смену представления о реставрации как о "гомогенном", т.е. цельном, однородном процес­се, пришло понимание реставрации как сложного, неоднородного процесса, расчлененного на различные виды деятельности ("теория дискретной реставрации"). В соответствии с ней реставраторы име­ют право использовать разные методы. Реставрационный метод - образ действия реставратора, который, используя различные приемы реставрации, достигает определенной цели.

Основными реставрационными методами являются консервация и аналитический метод, как исключение допускается синтетический метод.

Консервация - самый строгий реставрационный метод, в осно­ве которого — утверждение ценности памятника со всеми наслоени­ями, появившимися за время бытования. Под консервацией понима­ют также определенный этап процесса реставрации, на котором обес­печивается стабилизация состояния и сохранность материальной основы памятника, и весь комплекс мер, направленных на это. К консервационным мерам относятся мероприятия по временной защите сооружений, находящихся в аварийном состоянии, укрепление фун­даментов и несущих конструкций, структурное укрепление кладки, стабилизация температурно-влажностного режима. Для ряда объек­тов (памятники глубокой древности, памятники, в которых поздней­шие перестройки и наслоения представляют значительный интерес (стены и башни Московского Кремля), памятники, сами структур­ные элементы которых являются произведениями декоративно-при­кладного или изобразительного искусства (Дмитровский собор во Владимире, особняки стиля "модерн"), консервация признается не только желательным, но единственно возможным методом. Консервационные работы проходят с соблюдением принципа максималь­ного сохранения подлинного материала памятника, а если замена поврежденного материала является неизбежной, она осуществляет­ся строительными методами, приближенными к методам, применяв­шимся при возведении памятника. Из восстановительных методов допустим лишь анастилоз - установка упавших древних деталей на место. Если памятник подвергся сильным искажениям, реставрато­ры стремятся выявить и сделать доступными для обозрения наибо­лее важные с исторической и художественной точки зрения фраг­менты, не допуская удаление "патины времени". При консервации руин, устраивая водоотводы, защитные покрытия по периметру стен, смотровые площадки, проводя закрепление плана частично сохра­нившегося сооружения путем выведения над уровнем земли стен, заполнения утрат кладки, обозначения мест несохранившихся эле­ментов, реставратор также стремится сохранить живописность руин, ощущение древности, которые являются важным фактором их эмо­ционального и эстетического восприятия. Однако сегодня нередки случаи отступления от рассмотренных принципов: воссоздание па­мятников древнего Болгара (Татарстан), более чем произвольная ре­конструкция Золотых ворот Киева и т.п.

Аналитический метод (фрагментарная реставрация) рассмат­ривает памятник прежде всего как исторический источник. Он до­пускает внесение осторожных изменений в историческую ткань па­мятника с применением щадящих средств. Уже П.П. Покрышкиным этот метод был определен следующим образом: "Встречаются, ко­нечно, на памятнике такие наслоения, которые необходимо удалить; при этом первоначальное или вообще интересное в памятнике не все­гда открывается в целости, - в этом случае поневоле возникает вопрос частичной реставрации". Применение этого метода бывает обуслов­лено также стремлением закрепить и сохранить исчезающую форму, следы которой обнаружены на памятнике, дать более полное и нагляд­ное представление об архитектуре сооружения, заполнить лакуну в тектонической схеме памятника. Иногда фрагментарная реставрация необходима для обеспечения сохранности памятника. Отличие этого метода от целостной реставрации не столько количественное, сколько качественное, целевое: целью фрагментарной реставрации становит­ся более полное выявление особенностей архитектуры, конструктив­ных особенностей, строительной истории памятника.

В процессе фрагментарной реставрации выделяют два этапа. 1-й этап - раскрытие памятника, то есть удаление поздних, иска­жающих его и не представляющих конструктивной и историчес­кой ценности элементов. Решение о раскрытии принимается сове­том высококвалифицированных специалистов при наличии неопро­вержимых доказательств того, что удаляемые фрагменты не таят в себе в скрытом виде остатков ценных позднейших наслоений и что их удаление действительно раскроет сохранившиеся ценные ран­ние фрагменты. Раскрытие недопустимо, если оно угрожает сохран­ности памятника. 2-й этап - восстановление утраченных элемен­тов. Оно осуществляется на основании бесспорных доказательств, полученных в результате натурного исследования памятника. Ис­торические источники, в том числе изобразительные, помогая в изучении памятника, не являются сами по себе непосредственным источником для восстановления элемента, т.к. исторической цен­ностью обладает не только сам авторский замысел, но и его интер­претация при воплощении в натуре. Одно из основных требований аналитического метода - умение вовремя остановиться, дабы не уничтожить ощущение подлинности и не придать зданию облик новодела.

Синтетический метод (целостная реставрация) провозглашает право реставратора на восстановление "первоначального" или "оптимального" облика памятника с использованием гипотез и анало­гий. Он преследует цель раскрытия особенностей и выявления су­щественных черт древнего сооружения как памятника истории ар­хитектуры. К сожалению, как в прошлом, так и сейчас, этот метод выливается порой в неоправданные стилизаторские фальсификации. В каких случаях синтетический метод признается допустимым? В первую очередь, целостная реставрация широко применяется в отношении памятников, подвергшихся разрушению сравнительно недавно, как правило, в результате стихийных бедствий или воен­ных действий, и по-прежнему остающихся в сознании современни­ков как бы "реально существующими". Характерным примером слу­жит возрождение древнерусских памятников Новгорода и пригоро­дов Петербурга, разрушенных фашистами. Во-вторых, нередко ре­шение о целостной реставрации принимается, исходя из градостро­ительных интересов (когда утраченный или сильно искаженный па­мятник играл ключевую роль в ансамбле).

Какие критерии лежат в основе определения метода реставрации? Музеефицируемый объект всегда обладает различными аспек­тами исторической ценности, среди которых можно выделить опре­деляющий. Объект может представлять ценность как памятник ис­тории материальной культуры ("археологическая ценность"), как памятник истории искусства ("архитектурная ценность"), как мемо­риальный объект ("мемориальная ценность"), как памятник быта, этнографии и т.п. Важно решить - какой из этих аспектов будет до­минировать и в первую очередь выявляться при музеефикации. От этого будет зависеть выбор реставрационного метода. С этими же критериями связаны основные подходы к дальнейшему экспониро­ванию. Принципы отбора памятников для музеефикации - сложная, не до конца решенная проблема.

В зависимости от доминирующего аспекта ценности памятника определяются основные критерии ценности, требования к музеефицируемому объекту. Аутентичность (подлинность) выдвигается в качестве основного требования по отношению к объектам, представ­ляющим ценность, прежде всего в качестве документа истории материальной культуры. Достоверность может стать основным требова­нием в отношении памятников культуры, истории архитектуры, ме­мориальных памятников. Требование художественной полноценно­сти выдвигается в отношении памятников, признаваемых обществом прежде всего произведениями искусства.

Выбор между аутентичностью и достоверностью - одна из глав­ных проблем современной реставрации. Эту разницу должен не про­сто понимать, но чувствовать музейный работник, принимающий, наряду с реставраторами, участие в определении судьбы музеефицируемого объекта. Подлинность, аутентичность - основное требо­вание по отношению к памятникам материальной культуры. Изме­нения, которым подвергается архитектурный объект за время своего бытования, лишают зачастую его облик характерных черт эпохи его создания или "оптимальной" эпохи, но не лишают объект его подлинности. Стремление восстановить памятник или его части в пер­воначальном виде приводят к значительной потере подлинных час­тей и замене их современной подделкой.

При необходимости восстановить памятник, важный для истории архитектуры, требование подлинности может уступить место требо­ванию научно обоснованной достоверности, и тогда ставится вопрос о целостной реставрации. В отдельных случаях, если здание характе­ризует важный этап в истории общей культуры и для общества важно, чтобы зафиксированный этим памятником этап сохранился в памяти, а также если разрушенный памятник играл важную роль в качестве градостроительной доминанты, требование достоверности может при­нять форму требования восстановления памятника (особенно недав­но разрушенного) в виде научно обоснованной копии.

В качестве особого случая рассматривают здания из недолго­вечных материалов (например, деревянные оштукатуренные уса­дебные дома эпохи классицизма). Они не считаются памятниками материальной культуры, и при их реставрации достаточно часто применяется метод целостного восстановления. Многочисленные, восстановленные "на оптимальную дату", дома-музеи, музеи-усадь­бы - тому примеры. Однако их многочисленность должна настораживать музейного специалиста. Поня­тием "подлиннос­ти" нельзя пренебрегать. Следует различать реконструк­ции, основанные на достоверных дан­ных (пушкинское "Михайловское", уничтоженное в 1918 г. было восстановлено на основе многочисленных изобразительных и письменных источников), и реконструкции, являющиеся "приблизительными", гипотетичес­кими новоделами (пушкинское "Захарово", переставшее существо­вать еще в XIX веке, было отстроено к юбилею поэта в 1999 г. на основе исследований фундамента и текста купчей, по проекту ти­пового дома, какой, по мнению реставраторов, мог здесь существо­вать в начале XIX века).

Требование художественной полноценности предполагает вос­становление объекта как произведения искусства. По современным представлениям, такая реставрация возможна лишь в очень редких, исключительных случаях. Она предполагает художественное осмыс­ление реставратором облика здания, максимально приближенное к его первоначальной трактовке, и компиляцию архитектурных форм соответствующего периода и стиля.

Требование художественной полноценности памятника не рав­нозначно требованию эстетической выразительности, т.е. способно­сти вызывать у человека определенные ощущения и эмоции: силь­нейшее эстетическое воздействие могут оказывать и перестроенные, и руинированные сооружения. Требованием эстетической вырази­тельности связано с ревалоризацией - возвращением памятнику его утраченной в сознании общества ценности. Ревалоризация является важнейшей предпосылкой включения памятника в актуальную со­временную культуру.

Исследования объекта, предшествующие созданию реставраци­онного проекта, включают следующие обязательные процедуры, которые должны найти отражение в соответствующих документах.

1. Историко-библиографические и архивные исследования, включая сбор иконографического материала, преследуют цель мак­симально полного выявления истории строительства, перестроек, бытования памятника, всего круга связанных с ним событий, и пред­ставляют собой сложный творческий процесс. Представляется, что на этом этапе участие научного коллектива музея может быть самым активным. Именно музейные работники, свободно владеющие ма­териалом, чувствующие его, глубоко заинтересованные в максималь­ном раскрытии информационного потенциала памятника не только для его реставрации, но и последующей интерпретации, способны найти, выявить данные и факты, которые могут ускользнуть от со­трудника реставрационной бригады.

2. Натурное исследование реставрируемого памятника ставит основной целью "прочтение" памятника как документа истории и культуры и длится все время, пока идут проектные и реставрацион­ные работы. В нем можно вычленить три основных этапа: первич­ный визуальный осмотр, предпроектное исследование и реставра­ционное исследование, проводимое уже в процессе реставрацион­ных работ.

Для дальнейшего экспонирования памятника бывает исключи­тельно важно закрепить доказательства подлинности сохранивших­ся или достоверности восстанавливаемых деталей. Поэтому исход­ные зондажи, раскрывшие детали, послужившие в дальнейшем ос­новой для фрагментарной или целостной реставрации, следует ос­тавлять открытыми и обеспечивать их доступность для осмотра и соответствующую интерпретацию. Желательно их экспозиционное выделение освещением, ограждением, сопровождение научно-вспо­могательными и текстовыми материалами, подчеркивающими экспозиционность и намеренность такого решения. В противном случае облик памятника приобретает оттенок незавершенности, пребы­вания в состоянии "вечной реставрации", что значительно снижает производимое им эстетическое впечатление.

В результате натурного исследования составляется подробный отчет, содержащий, помимо текста, многочисленные подробные чер­тежи, схемы, картограммы, зарисовки, фотографии.

3. Раскопки, или комплекс археологических работ на памятни­ке, являются частью общего натурного исследования и преследуют цель выяснения конструктивных особенностей и состояния фунда­мента, цоколя, нижних частей стен, возможно сохранившихся толь­ко под землей элементов декора, планировки прилегающей террито­рии и т.п. Археологические работы на памятнике имеет право про­водить только специалист, имеющий "открытый лист".

4. Фиксация и обмеры. Фиксация архитектурного объекта про­водится путем воспроизведения в целом и по частям на рисунках, акварелях, при помощи фотосъемки, снятия прорисей и эстампажей с отдельных элементов. Важнейшей частью этих исследований является проведение обмеров и изготовления по ним чертежей.

5. Композиционный и формальный анализ объекта предус­матривает изучение исторического фона создания памятника, худо­жественной культуры, мировоззрения, строительной техники соот­ветствующего периода, установление аналогий.

Основным документом всего процесса реставрации является реставрационное задание, выдаваемое органами охраны памятни­ков, составленное на базе предварительных исследований. Последу­ющие исследования ложатся в основу реставрационного проекта - обширного комплекта документации, который проходит согласо­вание органов охраны памятников и утверждается организациями, финансирующими работы. Особо пристальное внимание музей дол­жен проявить к проекту приспособления.

В музееведении принято различать два типа музеефикации па­мятника: 1) памятник "как музей" - то есть превращение памятника в самостоятельный объект музейного показа с целью раскрытия его информационного потенциала, выявления историко-культурной ценности и включе­ния в актуаль­ную культуру; 2) памятник "под музей", что пре­дусматривает приспособление памятника под музейное ис­пользование. В первом случае тема экспозиции в памятнике и вокруг него по­священа исклю­чительно самому памятнику, а сдержанность оформления сводит к минимуму вторжение в его облик. Во втором случае экспозиционер более свободен в выборе темы и архитектурно-художественного ре­шения экспозиции; степень этой свободы зависит в первую очередь от историко-культурной ценности памятника (чем она выше, тем бережнее должны быть действия экспозиционера, строже и осмот­рительнее подход к решению экспозиции), а также от степени со­хранности интерьера. В памятник исключительной историко-художественной ценности недопустимо привнесение какого-либо чуж­дого ему экспозиционного материала.

Между этими двумя полюсами - множество промежуточных форм смешанной музеефикации, когда в памятник, экспонируемый "как музей", привносятся дополнительные экспозиционные комп­лексы (выставка деревянной скульптуры в церкви Ризпрложения Московского Кремля) или в приспособленном под экспозицию ин­терьере выделяются фрагменты реконструированных интерьеров или целые залы (двусветный зал дворца Алфераки в Таганроге, приспо­собленного под историко-краеведческую экспозицию). Нередко зда­нию возвращаются те или иные изначальные функции, которые становятся неотъемлемой частью процесса музеефикации и одновре­менно музеефицированными нематериальными историко-культурны­ми объектами (возобновление театральных представлений в усадь­бе Останкино в Москве, торговли в музее "Лавка Чеховых" в Таган­роге, богослужений в музеях-храмах).

Одна из сложных проблем, встающих перед экспозиционерами - соотнесение архитектурного памятника и проектируемой в нем экспозиции.

Основное правило музейного работника, приступающего к про­ектированию экспозиции в памятнике - "не навреди". Историческая, мемориальная, научная, художественная ценность памятника при со­здании экспозиции должны возрастать, информационный потенциал - раскрываться. Это достигается путем соблюдения целого ряда "эти­ческих принципов". Попытаемся сформулировать некоторые из них.

Уважительный и тактичный подход экспозиционера к архитек­турному объекту проявляется прежде всего в том, что планируемая экспозиция с идеологической точки зрения не должна вступать в противоречие с историко-художественным образом здания. Тема бу­дущей экспозиции может не иметь к истории памятника никакого отношения, но она не должна вступать в противоречие с моральными устоями той культуры, которая стоит за памятником, воплощена в нем, - иначе весь процесс музейной коммуникации окажется пост­роен на недопустимых диссонансах, приводящих к резкому непони­манию и неприятию экспозиции значительной частью субъектов музейной коммуникации. Самые вопиющие примеры такого рассог­ласования - атеистические или "дарвиновские" экспозиции в быв­ших храмах, столь характерные для недавнего прошлого. Но не ме­нее нелепа и оскорбительна была бы выставка икон в мемориальном доме, связанном с памятью деятеля революции или ученого-атеис­та. Всегда надо помнить: музей не судилище, не место "выяснения отношений" - это дискредитирует саму идею музея.

Всюду, где возможно, следует выявить архитектурные достоин­ства самого памятника и его информационный потенциал. Восстановленные росписи, выявленные светом или иными средствами, информация о памятнике, тактично введенная в ткань основной экс­позиции, оставленные открытыми и проаннотированные зондажи, шурфы, реставрационные раскрытия и т.п. заставят посетителя об­ратить внимание на памятник не только как на оболочку экспози­ции, но как на самоценный и важный экспонат.

Важный момент-тактичность оформления экспозиции. Специ­алисты различают три типа оборудова­ния по его отноше­нию к памятнику: стилизованное, ней­тральное, контраст­ное. Приступая к ра­боте, экспозиционер должен иметь в виду: только очень талантливый дизай­нер способен пост­роить экспозицию по принципу стилизации или контраста, не уродуя при этом интерьер старинного зда­ния и не впадая в безвкусицу. Если вы не уверены в ожидаемом ре­зультате - остановитесь на нейтральном решении, призванном свес­ти к минимуму современное вторжение в живую ткань памятника.

Музеефикация интерьера памятника "как музея" применяется чаще всего к усадебным домам, дворцам, мемориальным и культо­вым памятникам. Моделирование типологического интерьера про­водится также в музеях деревянной архитектуры, "музеях купечес­кого быта", "городского быта" и др. историко-бытовых и этнографи­ческих музеях.

Во дворцах и усадьбах сама театрализованность и парадность быта, сосредоточение художественных ценностей изначально при­давали интерьерам репрезентативный, "музейный" характер, что облегчило их переход "в музейное состояние". Дворец русской зна­ти всегда выполнял репрезентативную функцию и изначально был рассчитан на некий ограниченный круг "экскурсантов". В ряде слу­чаев во дворце еще при владельцах создавался музей (например, музей оружия в Гатчине), устраивались выставки, особое внимание уделялось мемориальным вещам и комнатам, проводились экскур­сии. С 1870-х гг. существовала система билетов и пропусков, книги регистрации посетителей, путеводители. В усадьбах просвещенных российских дворян своеобразные "музеи" начали формироваться еще в XVIII в., что было связано с почитанием предков, рода, прошлого, обязательным увлечением "высоким" искусством, свойственными менталитету дворянства. В усадебных домах сосредоточивались га­лереи родовых портретов, фамильные реликвии, собрания произве­дений искусства, с XIX в. - естественнонаучные и археологические коллекции. Со 2-й пол. XIX в. усиливается "музейный" элемент в усадьбах, некоторые усадебные собрания оформляются по типу музейных и оказываются доступны более широкому кругу лиц. Неко­торые владельцы стали выделять специальные дни и часы для ос­мотра усадеб публикой, иногда посетителям даже предоставлялись экипажи. В усадьбах появляются мемориальные комнаты, посвящен­ные знаменитым людям.

Полностью музеефицированные дворцы-музеи появились в 1918-19 гг. До 1928 г. были музеефицированы дворцы Строгановых, Шу­валовых, Юсуповых в Петрограде, дворцы Петергофа, Гатчины, под Москвой - Останкино, Кусково, Архангельское и др. На их базе со­здавались историко-бытовые музеи, в первую очередь выполнявшие задачу сохранения художественных сокровищ in situ. С конца 1920-х начала 30-х гг. часть дворцов была закрыта, часть использована "под музеи". В процессе реставрации после Великой Отечественной вой­ны заново было осмыслено значение дворцов и их собраний, зало­жены теоретико-методологические основы их изучения, сохранения, репрезентации.

Для большинства дворцов-музеев основным требованием музеефикации является максимально точная реставрация, культура рес­таврационного проекта, максимально полное восстановление деко­ративных ансамблей интерьеров. Во дворцах-музеях пригородов Пе­тербурга, под­вергшихся раз­рушению в годы Великой Отече­ственной войны, дополнительной темой к "воссоз­данию картины мира" является деятельность реставраторов: так, тайна исчез­новения и ежед­невный кропот­ливый труд по воссозданию Янтарной комнаты на многие годы стали ведущей те­мой экспозиции и экскурсии в этом зале Царскосельского дворца. Элементы театрализации, оживления бывают уместны, как, напри­мер, изредка проходящие по залам дворцов "имитаторы" в кринолинах и париках. Возможность "погружения" в атмосферу театрализо­ванной парадной жизни дворца дает практика реконструкции или моделирования традиций. Исключительно удачным и уместным при­мером может служить возрождение театральных постановок в му­зее-усадьбе "Останкино" (Москва).

Ежегодно возникает значительное количество мемориальных домов-музеев. Только кропотливая предварительная работа может привести к созданию мемориального музея, который станет, действи­тельно, явлением культуры данного места. По словам Е.К. Дмитрие­вой, "в идеале рождению каждого мемориального музея должно пред­шествовать возникновение особого мемориального пространства, "ос­вященного духом" великого человека". Подготовка к музеефикации начинается со сбора материала, связанного с пребыванием интересующего лица в крае, изучения мемориальных мест и предназначенного к музеефикации дома: его архитектуры, истории бытования и пере­строек, степени сохранности, круга людей, обитавших в нем или так или иначе связанных с ним. Выявляется период жизни и деятельности меморируемого лица, который был связан с местом. Обширный доку­ментальный материал, сборы которого нередко занимают многие годы и продолжаются уже после открытия музея, дает возможность экспозиционерам быть документально точными, не допускать приблизи­тельности, гипотетичности. Натурные исследования дома ведут рес­тавраторы совместно с сотрудниками музея.

Важнейший этап - комплектование экспозиционных материа­лов, которые наполнят мемориальное пространство и станут осно­вой будущей экспозиции. Основу составят мемориальные вещи, если таковые удастся собрать. Как правило, для этого предпринимаются расследования перипетий судеб предметов, находившихся в доме, ведется выявление и кропотливая работа с их возможными облада­телями. Музеи устанавливают и поддерживают связь с родными и потомками меморируемого лица и его близких, друзей. Только бла­годаря длительной работе сотрудников Самарского дома-музея А.Н. Толстого с А.А. Первяковой, а Музея-усадьбы А.С. Пушкина в Берново Тверской области - с потомком Вульфов были обнаружены и приобретены бесценные мемориальные предметы, ставшие осно­вой экспозиций.

Размещение музея в доме, бывшем обиталищем человека, пред­полагает и организацию экспозиционного пространства по типу жилой среды. В XX веке сложилась определенная устойчивая схема организации экспозиции мемориальных домов-музеев. Как прави­ло, в ней выделяются две составляющих: в одной части дома созда­ется специфическая мемориальная среда, в той или иной степени приближенная к своему прообразу - человеческому дому - и при­званная раскрыть существенные стороны личности, образа жизни, вкусов и предпочтений, "творческой лаборатории" хозяина; в дру­гой части создается экспозиция, сообщающая сумму сведений о меморируемой личности, ее биографии, вехах творчества и т.п. Эта часть экспозиции носит характер историко-биографический, историко-литературный, историко-культурный и т.п. Иногда выделяется еще одна структурная часть экспозиции, посвященная непосредственно самому дому (или шире - усадьбе), истории его строительства, рес­таврации, другим владельцам и обитателям. Тенденцией последних десятилетий является стремление сохранить следы всей длительной истории мемориального дома и раскрыть в экспозиции все периоды его существования. Стремление к полной реконструкции на "опти­мальную дату", каковой для мемориального дома всегда является время жизни в нем меморируемой персоны, сегодня уступает место пристальному интересу ко всем временным "слоям" его бытования, к максимальному сохранению подлинности.

Степень свободы экспозиционера, работающего в мемориаль­ном доме, зависит в первую очередь от сохранности мемориальных интерьеров. При высочайшей степени подлинной мемориальности (какую являет, например, дом Л.Н. Толстого в Хамовниках) любой произвол недопустим и единственно возможный путь создания экс­позиции - тщательное определение и сохранение места каждого пред­мета, каждой мелочи как драгоценного подлинного свидетельства. Этот метод сродни консервации. Такой уровень мемориальное™ возможен лишь там, где мемориальная среда была зафиксирована сразу после отъезда или смерти хозяина. Другой метод построения экспозиции, сопоставимый с фрагментарной реставрацией, приме­няется в частично сохранившемся мемориальном пространстве и является наиболее распространенным. Он основан на тщательном изучении источников и реконструкции интерьеров с использовани­ем аналогий, типичных и типовых предметов, реже воспроизведе­ний. В этом случае от такта, опыта и знаний музейных специалистов будет зависеть судьба музея, который может стать точным и досто­верным воссозданием мемориальной среды, а может превратиться в грубую фальсификацию или лишенный индивидуальности новодел. Третий вариант - мемориальные стены лишены какого-либо напол­нения, мемориальная обстановка отсутствует и принципиально не воспроизводима. В этом случае задача экспозиционера - найти экс­позиционные средства для воссоздания образа хозяина, времени его жизни в доме, эмоционального настроя и т.д.

В мемориальной части экспозиции нежелательно присутствие каких бы то ни было "музейных посредников": даже текст анно­тации может восприниматься как нечто чужеродное, нарушаю­щее гармонию и разрушающее образ. Для наталкивания посети­теля на правильные выводы и соображения применяется "скры­тая экспозиция". Это документы, книги, изобразительные источ­ники, необходимые для раскрытия тех или иных фактов жизни "героя" экспозиции, но включенные в предметный ансамбль: пор­треты и фотографии близких людей, гостей, бывавших в доме, наиболее важные для понимания творческого пути рукописи, раз­ложенные на столе кабинета и т.п.

Историко-биографическая часть экспозиции представляет со­бой совсем иной тип музеефикации - приспособление памятника под музейную экспозицию, хотя и непосредственно связанную с самим памятником. Здесь свобода творчества экспозиционера гораздо боль­шая. Как правило, сегодня создатели таких экспозиций стремятся не просто сообщить в них определенную сумму информации, но экс­позиционными средствами создать образ великого человека, его твор­чества, его духовных поисков, компенсируя тем самым "бытовизм" мемориальной среды, зачастую повествующей о повседневном быте великого человека, но крайне мало раскрывающей его сложный ду­ховный мир и творческие искания. Поэтому экспозиция этой части нередко строится по образному методу (музей-квартира М. Зощенко в Петербурге, музей А. и М. Цветаевых в г. Александрове), приобре­тает смысл "экспозиции-метафоры".

Специфическими объектами музеефикации являются памятни­ки культовой архитектуры. Сегодня в РФ подавляющую часть по­добных объектов составляют памятники православного наследия. Основная часть музейных объектов - памятников мусульманской культовой архитектуры - сосредоточена в республиках Татарстан и Дагестан.

Проблема музейного показа культовых памятников имеет мно­жество аспектов - юридических, экономических, этических, теоло­гических; мы рассмат­риваем ее в рамках му­зееведения. Сложность взаимоотношений му­зеев и церкви требует от музейных работни­ков знания научно-обо­снованной историчес­кой картины музеефикации храмов и монас­тырей. В истории их развития можно выде­лить этапы, различающиеся по цели и мето­дам музеефикации, динамике изменений сети музеев-храмов и монастырей.

Период до 1917 года - предыстория музеефикации культовых зданий. Развитие храма и музея как взаимосвязанных феноменов культуры, складывание в обществе тенденции понимания храма как музея и музея как храма подводит исследователя к осознанию зако­номерности музейного использования памятников культовой архи­тектуры как части культурного наследия. Секуляризация русского общества в XIX в. вела к тому, что, с одной стороны, ряд культовых зданий утратил свои функции, с другой - мемориальное, художественное, историко-культурное значение ряда храмов в глазах части об­щества начинает преобладать над их культовой функцией. Во мно­гих христианских странах аналогичный процесс привел в XX в. к логичному и постепенному усилению "музейной функции" и пре­вращению ряда старинных храмов в музеи. Случаи музеефикации утративших культовые функции храмов в конце XIX века указывают на то, что и в России определенная часть архитектурных памятни­ков православия без революционного насилия постепенно перехо­дила бы в разряд музейных объектов.

Для музеев-храмов Октябрьская революция явилась важнейшим рубежом. За несколько последующих лет было музеефицировано не менее полутора сотен храмов. В "насильственной музеефикации" пер­вого десятилетия советской власти следует выделять 2 компоненты: действительно насильственное закрытие властями множества церк­вей и монастырей, и стремление интеллигенции к их сохранению в музейных условиях. Это стремление "зафиксировать" разрушаемую культуру православия приводит к преобладанию соответствующего экспозиционного метода; для перевода храма "в музейное состояние" часто достаточно было смены вывески. Этот опыт заслуживает не толь­ко достойного места в истории музейного дела, но и внимания со сто­роны современных экспозиционеров-проектировщиков. Не менее ва­жен и интересен позитивный опыт взаимодействия музеев и церкви по сохранению православного наследия в экстремальной ситуации, многочисленные примеры которого показывают понимание священ­нослужителями спасительной миссии музеев.

Максимальное развитие сети музеев-храмов и музеев-монасты­рей приходится на 1924-25 гг. За последующие полтора десятилетия сеть музеев-храмов и музеев-монастырей была буквально разгром­лена. Период 1927-41 гг. характеризуется тем, что уже сами "музеи-храмы" объявляются идеологически вредными "рассадниками ре­лигиозных настроений", закрываются, а часто уничтожаются физи­чески. Что касается сохранившихся, наблюдается стремление все дальше уводить музей "в бывшей церкви" от изначального образа культового интерьера, отделяя историко-культурное и художественное значение храма от религиозно-символического и функциональ­ного. В интерьер вводится все больше дополнительного интерпре­тирующего материала преимущественно антирелигиозной направ­ленности, устраиваются чуждые памятнику экспозиции.

В годы Великой Отечественной войны вновь изменяется отноше­ние общества к религии и к национальному культурному наследию и создаются предпосылки для восстановления и развития на новом уров­не сети музеев-храмов и музеев-монастырей, которые музеефицируются теперь преимущественно как памятники архитектуры и мону­ментальной живописи, нередко восстановленные из руин. Особое зна­чение для сохранения и музеефикации культовых памятников имела организация с конца 1950-х гг. сети музеев-заповедников.

Новый этап музеефикации культовых памятников начинается с рубежа 1970-80-х гг. С одной стороны, планируется музеефикация "в качестве самостоятельных объектов показа" значительного числа культовых памятников, с другой — нарастает неудовлетворенность существующими экспозиционными подходами. Экспозиционеры стремятся понять особенности процесса восприятия посетителями интерьера музея-храма, оценить возможности воздействия на этот процесс, определить границы допустимого вмешательства.

Эти разрозненные наблюдения, эксперименты, проекты, в ос­новном оставшиеся нереализованными, отнюдь не утратили своего значения и не востребованы по сей день. Исследования влияния музеефикации на восприятие памятников показали, что целый ряд важ­ных характеристик интерьера (подлинность, древность, художествен­ная ценность) не воспринимаются в действующем храме. Из этого следовал важный вывод о необходимости сохранения ценных с ар­хитектурно-художественной точки зрения памятников в качестве храмов-музеев. Аудитория музея-храма шире, раскрываемый инфор­мационный потенциал значительнее и многограннее. Для многих посетителей приобщение к ценностям православной культуры воз­можно только в музейной экспозиции.

Однако в процессе музеефикации памятник культовой архитек­туры теряет по сравнению с действующим в эмоциональности, ин­тимности интерьера, воспринимается более холодным, рациональ­ным. Для восполнения этих потерь при экспонировании необходи­мо реконструировать не только архитектурные формы и убранство интерьера, но хотя бы частично атмосферу его эмоционального воз­действия.

Исчезновение музеев-храмов как особого типа музеев со свое­образной историей, традициями, выработанными экспозиционными приемами стало бы невосполнимой утратой для музейного мира Рос­сии и культуры в целом. В сложившейся ситуации эта группа музе­ев-памятников требует бережного сохранения и развития, главным образом, в плане создания научно обоснованных экспозиционных решений, адекватных современной социокультурной ситуации и наи­более полно и многогранно раскрывающих потенциал каждого му­зея-храма для максимально широкой аудитории. В настоящее время есть примеры удачного опыта совместного использования культо­вых памятников музеем и общиной.

Технические средства в интерпретации памятников архи­тектуры. В два последних десятилетия XX века сложились новые перспективные подходы к экспозиционному показу памятников ар­хитектуры с использованием технических средств. Одним из новых подходов к решению проблемы экспонирования культовых интерье­ров стал так называемый "аудиовизуальный (АВ) показ" - экспониро­вание интерьера с помощью аудиовизуальных технических средств, выполняющих роль музейных посредников. Примеры таких экспо­зиционных решений немногочисленны, но опыт этот перспективен и заслуживает изучения.

Рассмотрим один из наиболее удачных в нашей стране приме­ров аудиовизуального показа архитектурного интерьера. Первая по­пытка восстановления эмоционального воздействия, целостности и синтетичности интерьера православного храма при помощи новых технических средств была предпринята сотрудниками музея "Мос­ковский Кремль" совместно с авторским коллективом Всесоюзного НИИ технической эстетики при музеефикации церкви Ризположе-ния в Кремле. Авторы исходили из предоставляемой АВ-средствами возможности показать синтетический характер художественного ре­шения интерьера древнерусского храма со свойственной ему специ­фикой световых и акустических особенностей. Новизна подхода по­требовала нетрадиционной методики работы над проектированием экспозиции. На подготовительных этапах были исследованы акус­тические особенности интерьера и особенности светораспределения на период средневековья и на сегодняшний день, написан режиссер­ский сценарий, разработана и создана аудиовизуальная установка.

Наиболее важная роль отводилась исследованию и реконструк­ции световой среды храма, которые позволили смоделировать тра­диционную систему освещения с помощью современных техничес­ких средств. Дневному свету отводилась роль постоянного фоново­го освещения. Частичное экранирование световых проемов прибли­зило уровень освещенности естественным светом к условиям функ­ционирования храма при слюдяных (нередко подкрашенных) окончинах. Основную активную функцию призваны были выполнять реконструированная система традиционного искусственного осве­щения и система высвечивания отдельных объектов направленным светом. Система искусственного освещения храма включала пани­кадило, "тощие" свечи, индивидуальное освещение икон иконоста­са свечами или лампадами. При этом была учтена психология вос­приятия современного зрителя, чьи представления о достаточности освещенности значительно превосходят существовавшие в прошлом, и световой поток каждой электрической свечи был установлен в 2-3 раза превосходящим световой поток настоящей восковой свечи. Это позволило, восстановив атмосферу таинственной сумрачности, обеспечить необходимую комфортность осмотра и сохранить вос­приятие освещения интерьера как торжественного и праздничного. Если описанная система служила в основном целям научной реконструкции, то система высвечивания объектов направленным светом является уже чисто музейным средством активизации зри­тельского восприятия. С этой целью был сконструирован подвиж­ный "световой маркер" - источник, дающий узкий пучок света, спо­собный перемещаться с одного объекта на другой, меняя при этом свой диаметр. Передвигаясь в сумраке с иконы на икону, высвечи­вая ту или иную фреску, фокусируясь в узкий пучок на наиболее важных деталях, световой маркер концентрирует внимание зрите­ля на тех фрагментах интерьера, о которых согласно сценарию со­общается информация, и позволяет рассмотреть их и запомнить. Наличие световой указки и контрастные изменения освещенности не искажают восприятия интерьера, так как являются временным фактором; после отключения приборов восприятие интерьера фор­мируется только традиционной системой освещения. Кроме систе­мы освещения, представляющей совершенно новый, не применяв­шийся до сих пор прием экспонирования интерьера, аудиовизуаль­ный показ памятника предусматривает наличие системы звуковос­произведения, системы демонстрации слайдов и системы автома­тического управления техническими средствами. Программа пока­за сопровождается речью и хоровым пением, которое, являясь обя­зательной составной частью синтеза искусств средневековья, одновременно позволяет выявить и раскрыть акустические свойства интерьера. Дополнительный материал по истории и архитектуре памятника был введен в систему АВ-показа в виде слайдпрограм-мы, которая демонстрировалась в начале сеанса в притворе храма и выполняла роль вводного раздела.

Попытки решения проблем экспонирования интерьера при по­мощи аудовизуальных средств были сделаны уже в конце 1980-х го­дов при музеефикации церкви Вознесения в Коломенском (Москва) и Дмитриевском соборе Владимира.

Сама гипотетичность предположений об изначальном облике ныне пустого и белого интерьера церкви Вознесения делала особен­но привлекательной для их наглядного показа подвижную, изменчи­вую, не закрепленную в постоянных формах структуру АВ-показа. Она позволяла бы не только объяснить зрителям, каким мог быть интерьер в XVI веке, но и построить на глазах у зрителей при помо­щи света и цвета наглядную реконструкцию, не вторгаясь при этом в реально сохранившуюся ткань памятника.

В проекте АВ-показа Дмитриевского храма г. Владимира воз­никла еще одна плодотворная идея: включение в систему АВ-показа не только интерьера, но и внешних форм памятника. Очевидно, что для экспонирования Дмитриевского храма с его уникальными фрес­ками и белокаменным резным декором она была особенно актуаль­на. Световой маркер, соединенный с фонограммой лекции, давал возможность максимального раскрытия информационного потенци­ала памятника, а музыкальное сопровождение и общая подсветка в вечерние часы делали восприятие более эмоциональным.

Как уже отмечалось, частичное или полное реальное воссозда­ние памятника по мнению большинства исследователей является слишком радикальной мерой и может применяться только в исклю­чительных случаях. Стремление максимально сохранить все следы исторического бытования архитектурного объекта, неудовлетворен­ность односторонностью, необратимостью метода реконструкции, ведущей к утрате памятником не только его подлинности, но и многоаспектности, вылилось в 1990-е годы в поиски новых подходов к экспозиционной интерпретации с помощью новейших технических средств несохранившихся памятников.

В 1990-х годах за рубежом возникает метод, получивший назва­ние "ненавязчивой интерпретации". В основе этого подхода - при­менение исключительно консервационных мер к материальному ос­татку памятника и виртуальное восстановление исторической эво­люции его архитектурных форм. Метод применяется к руинированным памятникам архитектуры и памятникам археологии. Интерпре­тация таких памятников в форме, интересной для широкой публики - задача, которую пытаются решить многие музеи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: