1. Потребители.
Взаимосвязь между ценами и количеством покупок определяется действием закона спроса и предложения и ценовой политики, а также не одинаковым ценовосприятием покупателей на различных сегментах ранка.
По ценовосприятию различают четыре категории покупателей:
- экономные покупатели – акцент на цену, качество, ассортимент. Большое влияние здесь оказывает реклама, дополнительная информация о товаре;
- персонифицированные покупатели – основное внимание уделяют сервису. Цена на втором плане;
- этичные покупатели – поддерживают покупками небольшие фирмы; большое внимание уделяют марке;
- апатичные покупатели – отдают предпочтение удобству, комфорту, независимо от цены.
2. Государственное регулирование цен.
Осуществляется по нескольким направления:
- против горизонтального фиксирования цен - сговор между производителями, оптовой и розничной торговлей об установлении фиксированных цен;
- против вертикального фиксирования цен – когда производители и оптовая торговля требуют продажи своего товара по конкретным ценам, контролирую таким образом розничные цены;
|
|
- против ценовой дискриминации и хищнического ценообразования – запрещено продавать продукцию ниже себестоимости (для защиты мелких предпринимателей), а оптовым и розничным торговцам разрешено продавать продукцию с фиксированной торговой наценкой не превышающей накладные расходы. Особенно это относится к таким товарам, как хлеб, молочные продукты, спиртные напитки, сигареты. Запрещен демпинг и спекуляция.
3. Частники каналов товародвижения.
4. Конкуренция.
В зависимости от того кто контролирует цену на рынке выделяют следующие конкурентные среды:
- среда, где цены контролируются рынком;
- среда, где цены контролируются фирмой;
- среда, где цены контролируются правительством (транспорт, связь, коммунальные услуги, продовольствие.
5. Издержки.
При ценообразовании учитываются следующим образом:
1) С ростом затрат фирма повышает цены на свою продукцию, перекладывая всю «тяжесть» их роста на плечи потребителя;
2) Фирма может частично компенсировать рост издержек за счет своих внутренних резервов;
3) Изменить сами изделия (уменьшить их размер, незначительно снизить качество за счет использования более дешевого сырья), но сохранить неизменным уровень цены (товары массового спроса на которые распространяются долговременные цены);
4) Усовершенствовать продукцию в такой степени, что рост цены не покажется покупателям чрезмерным;
5) Уменьшая издержки фирма может пойти на снижение цен или оставить их неизменными увеличивая таким образом прибыль.