По изучению дисциплины

Квалификационные требования, предъявляемые к студенту, определяют степень усвоения им изученного материала.

Преподавание учебного спецкурса «Особенности судебного разбирательства гражданских дел» предусматривает изучение перечня нормативных и литературных источников, посвященных вопросам судебной защиты гражданских прав, свобод и законных интересов.

При чтении лекций важно раскрыть сущность правовых институтов, относящихся к охране гражданских прав, свобод и законных интересов в условиях состязательности и равноправия сторон и в соответствии с видами судопроизводства, вытекающих из гражданских правоотношений. При чтении лекций особое внимание уделяется основным методологическим и наиболее сложным вопросам гражданского процессуального права, а также практики его применения при рассмотрении различных дел.

Целью семинарских занятий является не только контроль знаний студентов, но и привитие навыков устных публичных выступлений, обоснования своей позиции, формирование умений участвовать в полемике, выдвигать аргументы и отстаивать свою точку зрения, применять полученные знания для решения практических вопросов.

Также целью семинарских занятий является закрепление материала, который дается студентам на лекциях, и материала, изученного в ходе самостоятельной подготовки. Именно семинарские занятия во многом обеспечивают должное знание дисциплины и успешную сдачу зачета. Проведение семинаров призвано также определить уровень знания каждым студентом пройденного материала. На семинарских занятиях проводятся контрольные проверки знаний студентов (текущий контроль, рубежный контроль). В процессе самостоятельной подготовки к семинарским занятиям необходимо учесть следующее.

Семинарское занятие, как правило, складывается из двух частей: обсуждения теоретических вопросов и решения задач. Все это требует соответствующей самостоятельной подготовки студентов.

Для обсуждения теоретических вопросов студенту следует обратиться к содержанию лекционного материала, изучить соответствующую специальную литературу, положения закона, постановлений Пленумов Верховного Суда РФ (СССР – в части не противоречащей действующему законодательству). При изучении теоретических положений целесообразно обращение к рекомендованной литературе, как основной, так и дополнительной, а также к периодическим изданиям, например таким как «Российский судья», «Судья», «Мировой судья», «Законность», «Российская юстиция» и другим изданиям.

Для студентов обязательно решение тестов и задач к практическим занятиям (семинарам), выполнение письменных работ.

В целях эффективности практических занятий по данному спецкурсу требуется особо тщательная, кропотливая и творческая работа преподавателя к его проведению, с тем, чтобы пробудить интерес к преподаваемому курсу у студентов. Хорошо продуманные и правильно заданные вопросы на практическом занятии побуждают студентов к активной работе. Следует исходить из того положения, что многие из участников семинара уже в той или иной форме встречались с элементами защиты и охраны гражданских прав в суде. Поэтому постановкой вопросов следует выяснить представления студентов об основаниях, способах и формах этой защиты.

На семинары выносятся вопросы, требующие углубленного изучения понятий, процедур, особенностей толкования действующего законодательства и применения его в практической деятельности. Подготовка студентов к семинарским занятиям включает (в том числе в виде докладов) ознакомление: с соответствующими разделами учебников, пособий, нормативными источниками и рекомендуемой правовой литературой, судебной практикой.

Интересным методом работы на практическом занятии является ознакомление студентов с конкретными гражданским делами.

Другой прием, способствующий активизации студентов при проведении занятий, заключается в использовании и составлении в ходе занятия графических схем по рассматриваемой теме или отдельному вопросу.

Составление графических схем по каждой из тем курса и по отдельным изучаемым вопросам призвано разнообразить учебный процесс и ориентировать на углубленное изучение предмета. Данный методический прием укладывается и в систему непрерывного контроля и самоконтроля знаний. Он призван активизировать творческий потенциал обучаемого, способствовать познанию его собственных склонностей, помочь овладеть новыми знаниями и навыками.

При использовании данного метода возрастает нагрузка на преподавателя. Он должен стимулировать учебу студента путем формулирования новых заданий и вопросов, хорошо представлять, что нужно отразить в графической схеме, и при необходимости быть готовым к появлению неожиданного вопроса или возникновению дискуссии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: