Понятие, ф-ции и принципы оплаты труда (ОТ). Основные элементы организации оплаты труда и их роль в осуществлении принципа распределения «по труду»

Особую роль в с/с матер-го стимулиров-я играет ОТ. Ч/з ОТ произв-ся оц-ка тр-го вклада, опред-ся доля к-го раб-го в получ-ом доходе. Поэтому без разр-ки и внедрения рац-й с/с матер-го стимулиров-я тр. невозм-но решить проблему повышения эф-ти пр-ва в целом.. ЗП как цена раб-й силы - это осн-ая часть ст-ти жиз-х ср-в раб-ов, распред-я м/д ними в соотв-ии с кол-ом и кач-ом затрач-го тр, реальным тр-ым вкладом и зав-щая от конеч-х рез-в работы п/п в целом.Разл-ют денежную и неденеж-ю формы ОТ. Основной явл-ся ОТ в денеж-й форме.Оплата м.произв-ся и в натурально-вещественной форме. Выд-ют след-ие основ-е ф-ции з/п: 1)Воспроизводственная – напр-на на обеспечение раб-му и его семье ур-ня жизни, достаточ-го для воспр-ва раб-й силы.2)Стимулирующая (мотивац-я) - обеспеч-ет заинтересов-ть в достиж-ии высокой ПТ,3)Регулирующая - закл-ся в воздействии мех-ма ОТ на соотнош-е м/д спросом и предл-ем раб. силы, на формиров-е числ-ти персонала,4)Социальная - способствует реал-ции пр-па соц-й справед-ти: оплата д. обеспечить к-му раб-му вознагр-е в соотв-ии с его квал-ей и тр-ым вкладом на ур-не не ниже миним-й ст-ти воспр-ва раб-й силы,5)Учетно-производственная - хар-ет меру участия живого труда в процессе образов-я цены продукта. Регул-ние ОТ в целях достиж-я соответствия м/д предл-ем труда и спросом на труд требует знания таких категорий: 1) Цена раб-й силы - ур-нь необх-х ЗТ на воспр-во раб. силы с уч-ом слож-ся в данном рег-не в опред. п-д вр-ни соотнош-я м/д спросом и предлож-ем на р-ке труда. 2) Цена труда - дает возм-ть выражать в ден.измерении различное кол-во затрач-го труда и его оплату. За ед-цу выражения цены труда м. б. принята вел-на, кот-я явл-ся производной от цены раб-й силы. Конкретное выражение цены раб-й силы - тариф-е ставки, кот-е опред-ют размер оплаты различ-х видов труда. Основ-ые пр-пы орг-ций ОТ: Учет мин-го раз-ра ОТ, устан-го гоС-ом; самостоят-ть п/п-й в вопросах орг-ции и ОТ;Обеспеч-е соц-й защищ-ти раб-ов независимо от ф-мы собственности, соотв-ие ОТ рын-й ст-ти раб-й силы; поощрение выс-го кач-ва прод-ции, труда, У; простота и доступность с/с ОТ. Организация ОТ склад-ся из нормирования труда, тарифного нормирования з/п, форм и с/с ОТ. Посредством норм-ния труда в хоз-х разраб-т научно-обоснованные нормы (выр-ки, вр-ни, обед-я, чис-ти). По тариф-й с/с осущ-ют гос-е рег-е з/п, необх-ю дифференц-ю ур-ня ОТ разных гр-п и категорий раб-ов с уч-ом их кв-ции и усл-й труда. Форма ОТ – это принятый на к-ом конкретном п/п способ, опред-я размера ОТ по рез-м выпол-я работы.Выделяют 2 основные ф-мы ОТ: сдельную и повременную. Сдельная ф-ма ОТ основана на оц-ке выполненного объёма работы или произв-ой прод-ции. При данной ф-ме оплаты прямая завис-ть м/д объемом выпл-й работы и получ-м вознаграждением. Условия сдельной ОТ:При норм-й интенсив-ти труда раб-к получает дост-но высокую з/п;Объем и кач-во выполнен-й работы зависят от инд-х или коллек-х усилий раб-щих;В пр-се труда не допуск-ся значит-х потерь раб-го вр-ни по не зависящим от испол-й причинам, Обеспеч-ся полный учет кол-ва и кач-ва вып-ной работы; Увеличение выраб-ки не приводит к снижению кач-ва работы. Нед-ток данной ф-мы - стремление испол-й сделать как можно больший объём работы, что часто приводит к снижению её кач-ва. Для устранения, негатив-го воздействия сдельной ОТ применяют различные выплаты, стимулирующие раб-в повышать кач-во.Повременная ОТ прим-ся в следующих условиях: Затруднён учёт выработки исполнителей; технолог-й процесс не позволяет раб-ку суш-но увеличить ПТ; перевыполнение н-м труда нецелес-но из-за ухудшения кач-ва работы; в теч-е раб-го дня испол-ль выполняет разные виды работ. Основ-е нед-ки данной ф-мы ОТ закл-ся в том, что она недост-но стимулирует интенсивность труда и урав-ет ОТ раб-ов, имеющ-х значит-е индив-е различия. Применение поврем-й ОТ целес-но в кол-х с выс-й степенью взаимозаменяемости.

19. сущность процесса управления производством. Необх-ть процесса управл-ия пр-вом возник-ет в любой орг-ии. Орг-ия - группа людей, согласованно взаимодейств. для достиж-ия общих целей.В орг-ию извне поступ-ют рес-сы, кот. Д. эфф-но исп-ся и преобраз-ся в рез-т. В орг-ии д. б рук-ль, кот. обесп-ет эффект-ое сочетание рес-ов орг-ии для достижен-ия цели. Рук-ль управляет (согласует и корд-ет труд отд-ых исполнит-ей в совместн. деят-ти для достижения цели).Процесс упр-ия -труд по превращ-ию неорганизов-ой толпы в сплоченную группу. Способы вып-ния процесса упр-ия:1)рынок: использ-ие эк. зак-ов, зак-ов спр. и предл; 2)иерархия, власть, объективн организ-ые отн-ния.На прак-ке не бывает т. рын регулир-ие, а исп-ся сочетан. рын мех-мов и мех-мов власти, иерархии. Особенности управления:*груд производительный,*труд воспитательный,*м/д рук-лем и работн-м д. б. завис-ть (формальная, неформальная). Рук-во - деят-ть рук-ля, направл-ая на вып-ие пр-са управ-ия для достиж цели орг-ии. Руководить можно по-разному:*методом «Проб и ошибок» (приобрет-ие опыта, но нет системного опыта);*опираясь на науку- более приемлемо. Рук-ть научно, значит рук-ть с/с-но (все важно, все взаимосв-но). Сначала теорию изучить, а потом применить на пр-ке. В чем закл. рук-во: 1) рук-ль д. придерж-ся определ-х правил: -счит-ся с колл-ом., быть демокр-ым; - быть соц-ответственным;-руководить научно;-руководить экон-чно (затр соизмерить с рез-том);-быть законопослушным и проч. 2) Технология пр-ва - последоват-ть необходимых и достаточн. дей-ий рук-ля, направл. на достижение цели:-план;-орг-ия в соотв-ии с планом (обеспечит рес-ми:трудов, финансов и т.д.);-упр-ние (реализ-ция плана: ставить задачи, контроль, регулир-ние). 3) методы:хороший рук-ль д.знать методы, уметь их применять в разных ситуациях; 4) ср-ва- облегчают работу рук-ля: комп, ср-ва связи, др.оргтехника. все ср-ва увеличивают ПТ рук-ля. Цель с/с руков-щей деят-ти-сделать орг-ию управляемой, вып-ть процесс упр-ия. Методы рук-ва пр-вом: это способы, приемы, сов-ть приемов вып-ия рук-лем своих обяз-тей. Методы: 1)общие м-ды (по способам возд-ия рук-ля на подч-го): *административные-прямое возд-ия рук-ля на подч-го: -организац-ые(должностн,регламентн,инструкционные), -распорядительные (на основе иерархии: приказы, распоряж, методы оперативно-совещат-го воздействия). *эк-ие-косвен.воздей-ие рук-ля на подчин0го, основ.на использ.объективн.матер-ых интересов людей:-матер-ное стимулир-ие, -м-ды гос.регулир-ия.,*соц-психологич.-косвенное возд-ие, основ. На объект-ых св-вах личн-ти и группы. 2)конкретные м-ды (соотв-ют ф-ям упр-ия): м-ды контроля, прин.реш-ий, отдачи приказов и распоряжений.

20. Объект, предмет и методы науки управления. Объектом науки - АПК на различных его орг-ции. Орг-ция - это гр-па людей с общими целями. Цель есть желаемый рез-т, кот-го стрем-ся добиться орг-ция. Цели упр-ия отражают предполаг-е конечные рез-ты, на достижение кот-х напра-на деят-ть аграрного пр-ва в целом, орг-ции, фирмы. Предметом науки упр-ия явл-ся:*информация;*прямая и обратная связь;*совок-сть обществ-х отн-ний, возник-х м/д людьми в пр-ссе упр-ия на разных ур-ях и различ-х звеньях соц-но-эк-й с/с;с/с упр-ия, пр-пы и закономер-ти ее построения, формиров-я и функциониров-я.Упр-ние изучает сов-ть тех-х, технолог-х, экон-х, орган-х, соц-х, психол-х, правовых отнош-й м/д людьми в пр-ссе принятия и реал-ции упр-х реш-й. Наука упр-я обобщает тех-гию упр-го труда, разрабатывает правила рац-го построения и функц-я с/с упр-я, поведения и техники работы упр-го аппарата, исп-я соврем-х технич-х ср-в упр-я, выраб-т основ-ые понятия и категории упр-ия. Предмет науки упр-ния явл-ся статистическим, застывшим или изолированным. Упр-ние неразрывно связано с изучением его динамич-го мех-ма вз/действия различ-х звеньев многообразной и сложной с/с, адаптируясь к изменяющимся усл-ям рын-го хоз-ния в АПК. Гл. методами познания в науке "упр-ния" явл-ся: иссл-ние, изучение специфики упр-я с/х-м пр-вом, выявление его закономерностей. В науке упр-ния выводы строятся на ос-ве закономерных явлений, что позв-т предвидеть практические рез-ты. Гл. м-д науки - строить предполож-я,пытающиеся уловить закономерности и завис-сть, и проверять на опыте выводы из этих предположений.З-ча науки упр-ния - систематизировать массу факторов, выявить существенные связи м/д ними, т. е. изучить закономерности развития всей совок-ти упр-х отн-ний и на этой основе сделать выводы и предложения для практики.

21. Методы руководства – способ, порядок выполнения руководителем своих обязанностей (функций). Методы руководства делятся на общие и специальные. Общие: эконом-ие, социально-психологические, администр-е. При помощи эконом-х методов руководитель создает благопр-ю эконом-ю среду, стимулирующую поведение человека на достижение общих целей. К таким методам относятся: хозрасчет, организация оплаты труда, премирование, экономическое поощрение, наказание, материальное пособие на образование, здравоохранение и т.п. К социально-психологическим методам относятся: методы формирования коллектива, соревнование, методы отдачи приказов, распоряжений, методы общения руководителя с подчиненными, методы организации труда и др. Административные методы руководства – прямое возд-ие руководителя информацией на подчиненного. Это приказы, распоряжения, указания, решения, постановления. Невыполнение подчиненным административных установок или хорошее их выполнение влекут за собой админ-ные наказания или поощрения. Специальные – методы планирования, организации и методы управления (рассматриваем методы управления).1. Методы постановки задачи (ВОПРОС 22). 2. Методы контроля. Контроль пр-ва – деят-ть руков-ля по фиксации фактического состояния пр-ва, для принятия посл-щих решений. Методы контроля опр-ся видом контроля и предметом контроля, т.е. тем, что мы контролируем. Имеется 2 вида контроля: сплошной и выборочный. При сплошном контроле изучается состояние генеральной совокупности в целом и по результатам изучения делается заключение. Сплошной контроль трудоемок. Чаще всего имеется дело с выборочным контролем.3. Методы принятия решений (ВОПРОС 23)4. Методы регулирования. Регулирования производства – деят-ть руководителя по устранению нарушающих воздействий на ход пр-ва, и восстановлению произв-го ритма, заданного рабочим планом. Регулирующая деят-ть всецело зависит от того, как оценена произв-ая ситуация руководителем и какое решение на основе оценки принято: вмешиваться в процесс или нет.Возможны в применении 2 освоенных на практике метода регулирования производства: 1) регулирование с помощью резервов; 2) регулирование путем перераспределения ресурсов.

22. Методы постановки задач. При постановке задачи решается не только информационный вопрос - довести до исполнителя задания (вид работы, сроки выполнения, оплата труда ит.п.), но и психологические – побудить работника к безусловному выполнению доведенного анализа. Зеленевский, предполагает три метода постановки задачи (авторитарный, демократический и пассивный): 1. Авторитарный. Перед подчиненным четко ставится задача (что необходимо сделать, в каком кол-ве и качестве, в какое время, на каком рабочем месте, какое вознаграждение получит исполнитель в соответствии с выполненной работой?) и строго (авторитарно) предписывает метод ее выполнения. Авторитарный метод ориентирован на наказание исполнителя. Никакой самостоятельности!!!! Приветствуется в критической ситуации. 2. Демократический. Руководитель четко доводит задание до подчиненного, но одновременно предоставляет ему право избрать методы и средства его решения. Этот метод ориентирован на поощрение работника при успешном выполнении задания. Демократический метод постановки задачи является хорошим средством развития творчества кадров, роста их профессионального мастерства. Принимается в условиях, когда в производстве выдерживается некоторый ритм. 3.Пассивный. Предполагает доведение задания на длительный период, сужение объемов контроля за деятельностью исполнителя применение проверенной системы стимулирования. Хорошей практикой постановки задачи считается умелое сочетание всех трех методов применительно к конкретным лицам и обстановке.

23 Методы принятия решения. Процесс принятия решения – это процесс выбора из возможных вариантов действий, одного, применяемого к осуществлению.Процедура принятия решения состоит из: А) анализ ситуации и выявление проблемы; Б) сбор необходимой информации для решения проблемы; в)выработка альтернативных решений; Г)обоснование критерия принятия решения; Д)выявление преимуществ и недостатков альтернативных решений, их степени соответствия критерию; Е)оценка последствий альтернативных решений; Ж)выбор лучшего решения проблемы.Процесс принятия решения – это «процесс думанья», который можно выполнять многообразие методов – их можно синтезировать в эвристические и алгоритмические. Для практического работника всю совокупность методов принятия решения полезно назвать комбинированным методом. Комбинированный метод включает в себя 1) расчетные методы; 2) вероятностно-статистические (алгоритмические); 3) эвристические, как последовательность думанья над проблемой и решением и так называемого «искусства принятия решения», как умение, руководителя действовать в неопределенных ситуациях. Искусство базируется на опыте, здравом смысле, интуиции и профессиональной культуре мышления. 3 ситуации принятия решения:- принятие решения в условиях достоверности (применяемые методы – аналитические, графические, графоаналитические); - принятие решения в условиях рынка (методы – вероятностно-статистические); - принятие решения в условиях неопределенности (методы – экспертных оценок, эвристические, основанные на теории игр). Практические методы принятия решения: (методы принятия решения с «»»» коллектива, комбинированный метод).

24. Системный подход как метод управления. Система – упорядоченная совок-ть взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, образующих единое целое, облад-х свойствами, отсутствующими у каждого из составл-х его элементов или простой их суммы. Подсистема – часть с\с, в * не менее 2-ух элементов и которые имеют свою обобщенную функцию. П\п – это социальная с\с, следовательно, к п\п нужно подходить, комплексно учитывая все свойства с\с. Свойства с\с: 1)каждая с\с обладает функциональной обособленностью; 2)функции одной с\с не может выполнять другая с\с, взаимосвязанная с ней; 3)каждый элемент с\с м. рассм-ть как самост-ю с\с со всеми свойствами; 4)всякая динамичная с\с, наход-ся в развитии, взаимодействуя с другими с\с. Она либо прогрессирует, либо регрессирует; 5) законы функционирования и развития частного (отдельного) не сводятся к общим законам целого и вытекают из них. Системный подход к управлению м.б. реализован путем формирования этапов: 1)изучение целей и функций объекта анализа и разработок его взаимодействия с окружающей средой (другими объектами) объект как целое; 2)расчленение объекта на элементы, подс\с, определение роли, места и функции элементов (подсистем), исходя из функций целого, опред-е основных отношений и связей между элементами (подсистем); 3)изучение свойств элементов, отношений между ними и закономерностей поведения элементов. Что им движет? 4)синтез свойств поведения целого (объекта), позволяющий определить его законы, управляющие поведением объекта, обеспечивающее выполнение объектом своих функций и достижение целей. С т.зр. системного подхода к управлению целесообразно рассмотреть п\п, как п\п, обладающее опр-ной внутренней структурой и функционирующее во внешней среде под влиянием присущих ей факторов, а так же факторов внутренней среды предприятия. Внутренняя среда предприятия м.б. охарактеризована через раскрытие составляющих ее ресурсов, структуру, а характеристику производственной и управленческой культуры. Внешнюю среду функционирования п\п м. рассм-ть как, совок-ть факторов прямого воздействия и далее факторов косвенного воздействия. К факторам внешней среды прямого воздействия относятся: акционеры, поставщики, потреб-ли, конкур-ы, банки, торговые п\п, органы регионального и местного самоуправления, правительственные органы. Внешняя среда косвенного воздействия: политика гос-ва, экономика страны и региона, право, экономико-географические условия; близость крупных рынков сбыта, социально-культурные факторы, конъюнктура.

25 Стиль работы руководителя. Стили руководства манера поведения руково-ля по отношению к подчиненным, позволяющая влиять на них и заставлять делать то, что в данный момент нужно. Стиль руководства – совок-ть методов, приемов и правил, прим-х руководителем постоянно при решении? управления. Он обычно определяется индивид-ми чертами хар-ра руков-ля. Стили руководства: Авторитарный (автократический) – Руков-ль все связи замыкает на себе, не терпит возражений, жестоко контролирует действия подчин-х, часто вмешивается в их работу, требует тщательно следовать наставлениям. Автократ исп-ет повышенное удовол-е от одного лишь преимущества повелевать и отдавать приказы, не выносит критику и не признает своих ошибок, может идти на риск, но весьма и весьма расчетливо. Основа – сосредоточение всей власти и ответственности в руках руководителя, что дает ему преимущество в установлении целей и выборе средств их достижения. Руководитель принимает решение в одиночку, а потом доводит до подчиненных. Доводит решения до исполнителей приказами, распор-ми. Принятие решений берет на себя или перекладывает на конкретного испол-ля. Инициативу подавать полностью. Боится квалифицированных работников, старается от них избавиться. Стиль общения - жестко формальный, необщительный. Руководитель думает, что он все знает и умеет. Характер отношений с подчиненными диктуется настроением. Считает наказание основным методом стимулирования, поощряет избранных только по праздникам. Либеральный (пассивный) – при принятии решений руков-ль ждет указаний от вышестоящего уровня управления или подчиняется решениям группы лиц и собрания не приказывает, а просит или упрашивает. Ответственность с себя снимает, отдает инициативу в руки подчиненных. Подбором кадров не занимается. Постоянно пополняет свои знания и поощряет эту черту у подчиненных. Общения боится, общается с подчиненными, только по их инициативе, допускает фамильярное обращение. С подч-ми мягок, покладист, иногда легковерен. Требует формальной дисциплины, не умеет ее обеспечивать. Использует поощрение чаще, чем наказание. Демократический (коллегиальный) - харак-ся высшей степенью децентрализации полномочий, активным участием сторонников в принятии решений, созданием таких условий, при * выполнение служебных обязанностей оказ-ся привлекательным, а достижение успеха служит для них вознаграждением. Руков-ль принимает решения, советуясь с коллективом, доводит решения до испол-ей просьбой, предложением, утверждает предложения подчиненных, распр-т ответс-ть в соотв-ии с переданными полномочиями. Поощряет инициативу, исп-т в интересах дела. Подбирает деловых, грамотных работников. Постепенно повышает свою квалификацию, учитывает критику. Стиль общения – дружески настроен, любит общаться. Ровная манера повиновения, постоянный самоконтроль. Сторонник разумной дисциплины, осуществляет разный подход к людям. Постоянно использует разные стимулы.Ярко выраженных стилей руководства в практике менеджмента встречается очень редко. Нужно говорить о преимущественном использ-ии того или иного стиля руководства специалистами. Более эффективен коллегиальный стиль руководства, не следует забывать, что часто стиль руководства вызывается обстоят-ми и произв-ой ситуацией того или иного п\п. Как правило, в коллективах с невысоким уровнем технологической дисциплины и трудовой и исполнительной имеет эффект-ть авторитарный стиль управления. Стили руководства нужно менять люди устают от авторитарного стиля, а либеральный стиль размывает линию руководства. Существует классификация стилей работы руководителя по выполнению руководителем процедуры принятия решений: волюнтаризм, авантюризм – принятие решения без практических и теоретических оснований, бюрократизм – стиль управления, отражающих волокиту, процедуры препятствования. Бюрократ - человек, который стремится затянуть время на принятие решений.

26 Сущность организации управления. Орг-я управления – деят-ть руков-ля по созданию с\с управ-я. => орг-ция управ-я состоит в опр-ний труда руков-ля по построению с/с управления. Орг-ция управ-я – с\с управления, целью * явл-ся выполнение процесса упр-я п\п-м, что в свою очередь приводит к созданию в нем социального порядка и достижению целей коллектива. С\с управ-я п\п эффективна в то случае, если она обесп-т достижение цели п\п при нормативных затратах не ее содержание и функционирование. При созд-и с\с упр-я нужно руководствоваться след-ми принципами и выполнять следующие этапы. Принципы орг-ции управ-я: 1)системный подход, как организационная точка зрения; 2) единоначалие, персональная ответств-ть и коллегиальность в деят-ти; аппарат управления д. соответ-ть целям и усл-м п\п, а не наоборот; 3) построение и корректировка систем управления – постоянный процесс: меняются цели и условия, меняется или корректируется система управления; 4) организация управления – индивидуальная для каждого предприятия задача, так как у каждого предприятия свои цели и условия; профессиональная подготовленность руководителя к организации управления; экономичность и авторитетность аппарата управления. Методика оценки эффект-ти орг-ции управ-я (вопрос 29). В качестве показ-ей эффек-ти с\с управ-я применяется три группы показ-й: (1) эконом-е, (2) соц-ые, (3) организац-е. В качестве группы экономических показателей, оценивающих эконом-ю эффект-сть управления, применяются след.:1.Работники аппарата управления (чел.); 2.Удельный вес работников аппарата управления в общей численности работающих (%); 3.Произведено валовой продукции (руб.); 4.Валовая продукция в расчете на одного работника аппарата управления (руб.); 5.Годовые издержки на содержание аппарата управления (руб.); 6.Прибыльность управления – прибыль в расчете на один рубль затрат в управлении (руб.); 7.Затраты на управление в расчете на одну тысячу валовой продукции (руб.). В качестве группы показателей социальной эффективности применяются: 1.Удовлетворенность трудом работников предприятия. 2.Текучесть кадров (коэффициент текучести). 3. Состояние дисциплины: число нарушений в расчете на одного работника. Организационный показатель – общий коэффициент организованности системы управления:, Корг = К1 * К2 * К3 * К4 * К5 * К6, где Корг - общий коэф-т организов-ти с\с управ-я; К1 – коэф-т регламентации труда в с\с упр-я; К2 – коэф-т плановости в работе; К3 – коэф-т квалификации кадров в управлении; К4 – коэф-т обеспеч-ти с\с кадрами управ-я; К5 – коэф-т социально-психолог-го климата в с\с управ-я; К6 - коэф-т орган-и труда работников аппарата управ-я. Каждый частный коэф-т равен K1-6= Фi/ Hi, где Фi- фактич-е значение регламентации, плановости, квалификации и т.д. в баллах; Hi- нормативное значение (оценка) регламентации, плановости, квалификации и так далее в баллах; i – 1…6. Идеальное значение K1-6=1,0, нормативное допустимое – 0,9. Если хотя бы один из показателей (организац-х, эконом-х, соц-х), имеет низкий уровень или негативную тенденцию, можно ставить вопрос о рационализации с\с управления: небольшие коррекции, значительные преобразования, конкретные преобразования.

27 Содержание инструкции о должн-х обязанностях. Должностная инструкция (ДИ) – это организационно-правовой документ, в * опр-ся осн-е функции, обязанности, права и ответственность сотрудника. ДИ позволяет хорошо понимать свою работу, позволяет выработать управленцу некоторый ритм в работе, начинает формироваться творческий подход к делу. А также, описание работы на должности позволяет эффективнее проводить процедуру «Введение в должность» и аттестацию. Порядок разработки и утверждения ДИ: 1. Проекты ДИ разрабатываются, после того как утверждены положения. 2. Содержание ДИ: 1. Общее положение: - категория должности (она опред-ся в соответствии с общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов); - квалификац-е требование, предъявляемое сотруднику (разраб-ся в соотв-ии с квалификац-м справочником должностей руков-лей, специалистов и др. служащих); - порядок назнач-я и освобожд-я от должности; - основополагающие организ-но-правовые документы, на основании * сотрудник осущ-ет служебную деят-ть и реализует свои полномочия; - должностные лица, * подчиняется сотрудник; - идет перечень структурных подразделений и отдельных сотрудников, непоср-но подчиненных данному сотруднику по службе; - порядок замещения сотрудников и испол-е его должн-х обязан-й при его отсутствии. 2. Должностные обязанности (Это необх-е и достаточные условия должн-го лица для решения поставл-х перед ним задач. Своего рода технология работ по должности. Составляет технологию специалист по решению своих задач: гл. экономист – своих, начальник цеха – свих, и т.д.). 3. Права (это те его действия, которые ему разрешены для выполнения его обязанностей); 4 Ответственность (устанав-т, за что он понесет администр-е взыскание); 5 Ссылка на документы, в соответствии с которой разработана ДИ; 6 Подпись руководителя структурного подразделения; 7 Согласование с юридической службой; 8 Отметка работника об ознакомлении с ДИ. 1)Проект ДИ разрабатывается совместно: начальником и подчиненным. Руководитель определяет «Общие положения», исполнитель – «Обязанности», «Права», «Ответственность». Практически каждое должностное лицо разрабатывает для себя проект ДИ. 2)Согласование содержания ДИ на уровне подразделений, службы. 3)Направление проектов ДИ на утверждение главе хозяйства, их утверждает. Зав. Канцелярией размножает утвержденные инструкции и разности их. 1 экземпляр остается в канцелярии (в дело), 2 – в отдел кадров, 3- непосредственно начальнику должностного лица, 4 – исполнителю ДИ.

28. Демократическая система управления. Признаки современной демократии. Созидательный тип орг-ции управ-я строится на современной демократии – самоуправлении. Современная демократия – смешанное правление, включающее все лучшее, что есть в монархии (единоначалие с персональной ответственностью), аристократии (ум, культура) и полной демократии (свобода, справедливость, равенство, коллективизм).Основу содержания демократического управления определяют 6 положений: 1) наличие лидера, избранного коллективом (народом), несущего персональную ответственность за судьбу п\п (страны) на установленном отрезке времени (или назначимый в соответствии с законом руководитель п\п). 2) наличие трех составл-х в системе власти: законод-й, исполн-й, судебной (контрольной). Власть одна – власть народа, но в ее структуре необходимы 3 соответствующих органа единой власти. Выборность органов власти. 3) неукоснительное подчинение закону и актам органов власти каждым работником п\п (гражданином страны). 4) возм-ть участия каждого работника через соответс-ие механизмы в упр-ии п\п (страны). 5) контроль снизу за деят-тью избранного лидера и органов власти. 6) формир-е и реальное осуществ-е орг-ии власти лидером демократического стиля руков-а.Если наше самосознание подготовлено, т.е. оно впитало суть этих положений и то, как они «работают», тогда коллектив п\п в состоянии самоуправляться. Только тогда он будет способен избрать достойного лидера, принять Устав предприятия, избрать органы управления, подчиняться закону, сознательно участвовать в управлении предприятием, контролировать действия и состояние власти и корректировать их, оценивать степень обюрокраченности управленцев и системы управления в целом. Понимание демократического управления позволяет уверенно создавать его.

29. Эффект-ть орган-ции управ-я, ее анализ. Поскольку п\п и его с\с управ-я явл-ся социально-экономическими и организац-ми с\с, вполне допустимо в качестве показателей эффектхти определить 3 группы показателей: экономические, социальные и организационные. В качестве показ-ей эффек-ти с\с управ-я применяется три группы показ-й: (1) эконом-е, (2) соц-ые, (3) организац-е. В качестве группы экономических показателей, оценивающих эконом-ю эффект-сть управления, применяются след.:1.Работники аппарата управления (чел.); 2.Удельный вес работников аппарата управления в общей численности работающих (%); 3.Произведено валовой продукции (руб.); 4.Валовая продукция в расчете на одного работника аппарата управления (руб.); 5.Годовые издержки на содержание аппарата управления (руб.); 6.Прибыльность управления – прибыль в расчете на один рубль затрат в управлении (руб.); 7.Затраты на управление в расчете на одну тысячу валовой продукции (руб.). В качестве группы показателей социальной эффективности применяются: 1.Удовлетворенность трудом работников предприятия. 2.Текучесть кадров (коэффициент текучести). 3. Состояние дисциплины: число нарушений в расчете на одного работника. Организационный показатель – общий коэффициент организованности системы управления:, Корг = К1 * К2 * К3 * К4 * К5 * К6, где Корг - общий коэф-т организов-ти с\с управ-я; К1 – коэф-т регламентации труда в с\с упр-я; К2 – коэф-т плановости в работе; К3 – коэф-т квалификации кадров в управлении; К4 – коэф-т обеспеч-ти с\с кадрами управ-я; К5 – коэф-т социально-психолог-го климата в с\с управ-я; К6 - коэф-т орган-и труда работников аппарата управ-я. Каждый частный коэф-т равен K1-6= Фi/ Hi, где Фi- фактич-е значение регламентации, плановости, квалификации и т.д. в баллах; Hi- нормативное значение (оценка) регламентации, плановости, квалификации и так далее в баллах; i – 1…6. Идеальное значение K1-6=1,0, нормативное допустимое – 0,9. Поскольку нормативное допустимое значение каждого частного коэффициента равно 0,9, то Корг = 0, 9 * 0, 9 * 0, 9 * 0, 9 * 0, 9 * 0, 9 = 0, 54. С этим значением и соединяется фактического значение общего коэффициента организованности системы управления. Теперь как сделать окончательную оценку по материалам, получ-м по всем показателям: если хотя бы один из показателей имеет низкий уровень или негативную тенденцию, можно ставить вопрос о рационализации системы управления в той или иной степени: небольшие коррекции, значительные преобразования, коренные преобразования.

30.Агропромышленная интеграция: сущность, значение, виды и формы интеграции. Агропромышленная интеграция-объединение и разв-ие в хозяйств-ном едином механизме специализир-ных с/х-ных и промышл-ых пр-тв. Создание агропром-ного союза дает возм-сть для реш-я след-щих проблем:1)сглаживание сезонности работ и занятости населения в с/х; 2)проведение децентрализации и специализации промышленности;3)при превращении с/х в разновидность промыш-го пр-ва заклад-тся основа для создания агропром-ных комбинатов и специал-ных формирований на основе вертикальной интеграции.В рез-те интеграции проявляется синергетический эффект благодаря сбалансированности, координации всех этапов пр-ва, переработки и хр-ния пр-ции, устранения потерь, повышение кач-ва пр-ции, ликвидация посреднических звеньев м/у с/х, промышл-стью и потребителями, снижение накладных и трансп-ных расходов, улучшение исп-ния тр. ресурсов, сырья и т.д. Ф-ры стимулирующие разв-ие агропром-ной интеграции:1)восстановление м/у с/х и перерабатывающей промыш-стью разрушенных производственно-хозяйственных связей;2)реал-ция пр-па выгодного обмена при продвижении продукта от произв-ля к потр-лю.3)↑ эфф-ти упр-ия собственностью в АО;4) совершенствование мех-ма координации и упр-ия в АПК;5)несовпадение п-да пр-ва и раб. п-да, что ↓ эфф-сть деят-ти с/х пр-ва.6)улучшение жизни сел-го населения, сокращение оттока молодежи из деревни, улучшение их жилищных и культурно-бытовых усл-ий.7)↑ ПТ, потр-сть повышать эфф-сть пр-ва, равномерное поступление ден. д-дов в теч. года.8)более полное исп-ние ср-в пр-ва, ↓ аморт-ных расх-в на ед-цу пр-ции или работы, ускорение оборачиваемости ср-в, затрач-ых на приобретение техники. Т.о, в основе агропром-ной интеграции лежит сов-сть естественных, соц-ых, организ-ных, эк-их, техн-их, технол-их. Ф-ры, сдерживающие разв-ие агропром-ной интеграции:1)спад пр-ва и разрушение мат-но-техн-го потенциала п/п АПК;2)отсутствие паритета цен на пр-цию с/х и матер-но-техн-ие ресурсы;3)низкая инвестиционная акт-сть в отраслях АПК;4)недостаточный ур-нь гос. подд-ки с/х-го товаропроизв-ля;5)неудовл-ное финн-ое сосояние с/х п/п. Виды:1)Горизонтальная интеграция - это организ-ное объединение пр-ств к п/п-ий, действовавших до их. объединения в одной и той же отрасли с/х или промыш-сти, производящих однородную пр-цию или выполняющих однородные операции по их пр-ву.2)Вертикальная интеграция - организ-ное объединение п/п и пр-тв, действовавших ранее в смежных и вз/связанных отраслях пр-ва нли обслуживания. Происходит объединение как минимума 2-х последовательных стадий пр-ва пр-ции.Общее м/у этими 2 интеграциямн объединение происходит по признаку общности с т.з. пр-ва н сбыта пр-ции, У.3)Смешанная интеграция- объединение п/п не имеющих м/у собой к-л связи производственного или функционального хар-ра. Происходит расширение номенклатуры Т, производимых отд-ными п/п-ми, орг-цию внутри их новых видов пр-ств и т.д. Проявляется в развитии пр-ва строит-ых мат-лов в с/х п/п-ях, орг-ции пром-ных цехов для пр-ва комплектующих деталей и узлов к Т народного потр-ния и производственно-технического назначения и т.д.Формы:1)Агропром-ное п/п - форма орг-ции пр-ва, при * коллектив людей обладает необходимыми ср-ми пр-ва с целью получения с/х-ой и промыш-ной пр-ции, т.е. в рамках единого х-ва объединены пр-во с/х-ой и промыш-ной пр-ции. Все структурные подразделения имеют статус внутрихозяйственных подразделений и не им. права юр. л. К ним отн-ся колхозы, межхоз-ные п/п, совхозы, птицефабрики и т.д. Критерии отнесения хозяйств к агропромышленным формированиям: наличие на промышленном подразделении постоянного штата раб-ков, уд. вес переработки с.-.х. сырья отрасли, процентное соотношение с.-х. и промышленной пр-ции в общем объеме его пр-ва, уд. вес з-т тр. на промыш-ую деят-сть в годовых з-тах тр.колл-ва.2)Агропромышленный комбинат - форма орг-ции пр-ва упр-ния, при к-й объединены под общим рук-вом несколько специализированных п/п и производств различных отраслей с/х и промышленности, тесно связанных м/у собой в территориальном, технико-экономическом, технологическом и организационном отн-нии. Некоторые п/п, входящие в состав комбината, сохраняют юр. самостоятельность, др. приобретают статус производственных подразделений, но все работают по единой программе. 3)Агропромышленное объединение – производс-ный комплекс самостоятельных в юрид-ком и хоз-ном отношениях рационально специализированных с/х-ых, перерабатывающих, промышленных и др. п/п, занимающихся переработкой, пр-вом, хранением и торговлей с.-х. пр-ции. 4)Районные производ-ные агропром-ные объединения., создаются в границах административного района. Входят в них совхозы, колхозы, строительные, заготовительные, перерабатывающие а обслуживающие п/п-я, расположенные на терр-рии одного р-на.

31.Пути и прин-пы формир-я и функцион-я агропром-х формир-й. 1.Строительство новых гос.агропромыш-х формирований. «+» на стадии тех.-эк-го обоснования можно предусмотреть оптимальные их размеры, современную технику, технологию и орг-цию пр-ва. «-«большие единовременные капиталовложения и их комплексность. 2. Объединение сущ-их с/х и промышленных пр-ий. «+» не требует крупных капиталовложений. «-«несоответствие пр-ых мощностей интегрируемых пр-ий, их принадлежность к разным ведомствам и т.д., недоступен всем пр-ям. 3. Развитие промышленной д-ти в колхозах, совхозах я постепенное превращение их в агроп-ые формирования. «+» не требует крупных капиталовложений и доступен широкому кругу хозяйств. Принципы функц-ия агропромыш-х формирований. Порядок организация АПФ зависит от пути его создания.1.Строительство новых. Обязательно необходимо разработать технико-эк-ое обоснование на основе проектного задания, где определены основные показатели объема валовой и товарной продукции, размеры капиталовложений. Расчетные данные оформляются соответствующим документом, который служит основанием для принятия решения о создании АПФ. 2 Межведомственные АПО орг-ют свою деят-ть по пр-ву определенного вида продукта, его обработке и сбыту и выполняет функции координации работы взаимосвязанных пр-ий и орг-ий. Районные АПО создаются по решению местных органов я соответствующих ведомств, к * относятся объединяемые пр-ия.3.О развития промышленной деят-ти в колхозах рассматривается и решается общим собранием колхозников. В совхозе пр-ые подразделения создаются приказом руководителя пр-ия. При всех формах организации необходимо соблюдать общие принципы создания АПФ; добровольность, эк-ая обоснованность, территориальная обобщенность, соблюдение договорных обязательств, материальная заинтересованность работников к общее управление производством.

32. Механизм создания и функционирования сельского кооператива. С/х кооператив – организация, созданная с/х товаропроизводителями на основе добровольного членства для совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанный на объединении их имущественных и паевых взносов в целях удовлетворения материальных и иных потребностей. С/х потребительский кооператив – некоммерческая организация, созданная ФЛ и ЮЛ, которые обязательно должны участвовать в организации хозяйственной деятельности. Цель – переработка с/х продукции, которая произведена членами кооператива, сбыт, оказание услуг и т.д. Член кооператива – Ф и ЮЛ, удовлетворяющее уставу кооператива, внес пай в паевой фонд, несущий субсидиарную ответственность по обязательствам кооператива. Ассоциированный член – Ф и ЮЛ, внесшее паевой взнос, по которому оно получает дивиденды, и несущий риск убытков в пределах своего взноса. Субсидиарная ответственность – ответственность членов кооператива, возникающая в случае невозможности кооператива в установленные сроки удовлетворить претензии кредиторов. Пай – часть имущества кооператива, которая отражает размер участия члена кооператива в образовании имущества кооператива и учитывается в стоимостном выражении. Пай складывается из паевого взноса и приращенного пая. Приращенный пай – часть пая члена К, сформированная за счет кооперативных выплат и в погашаемом порядке, предусмотренном уставом. Дивиденд – часть прибыли К, которая выплачивается по дополнительным паям в соответствии с Уставом. Неделимый фонд кооператива – часть имущества К, сформированная за счет паевых взносов членов и ассоциированных членов и не подлежащая разделу на паи в период существования К. Осн-е треб-я для создания с/х кооператива:добровольность членства в кооперативе; взаимопомощь и обеспечение эконом-й выгоды для членов кооператива; распр-е прибылей и убытков К между членами с учетом их личного трудового участия; ограничение в участии в хоз. деят-ти кооператива лиц, не явл-ся их членами; огранич-е дивидендов по дополн-м паевым взносам членов и паевым взносам ассоциированных членов К; управление К на демократических началах: 1 член-1 голос; доступность инф-ии о деят-ти К для всех его членов. Порядок образования К.: 1) создается организационный комитет, куда входят лица, желающие вступить в К. 2) комитет разрабатывает технико-экономическое обоснование деятельности К, которое включает размер паевого фонда и источники формирования средств К. 3) комитет разрабатывает проект Устава; 4) комитет принимает заявления о вступлении в члены К. 5) комитет организует первое общее собрание членов К. 6) первое общее собрание принимает решение о приеме в члены К., утверждается Устав, избираются органы управления К; 7) кооператив подлежит гос. регистрации в порядке, установленном для ЮЛ. 8) кооператив является созданным с момента регистрации.

33. Виды и порядок создания с/х кооперативов. СХПК – кооператив, созданный гражданами для совместной деятельности по производству, переработке и сбыту с/х продукции, основанный на личном трудовом участии. Является коммерческой организацией. Виды:с/х артель, рыболовецкая артель, кооперативное хозяйство. Артель – К., созданный для совместной деятельности по производству, переработке и сбыту с/х продукции путем добровольного объединения имущественных паев. Кооперативное хозяйство – К., созданный главами КФХ или гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.Число членов СХПК д.б. не менее 5. не менее 50% работ должно выполняться членами СХПК. Потребительские К. – некоммерческая организация, которая в зависимости от вида деятельности м.б. сбытовая, перерабатывающая, снабженческая, кредитная, страховая.Кредитные К.образуются для кредитования и сбережения денежных средств членов данных К.Число членов потребительского К. д.б. не менее 2ЮЛ или 5ФЛ. Не менее 50% работ должно выполняться членами К. Союзы или ассоциации К. Кооперативы самостоятельно или совместно с другими ЮЛ в целях координации деятельности, предоставлении и защиты имущественных интересов могут на договорной основе объединяться в форме союза или ассоциации. Союз или Асс. являются некоммерческой организацией. Члены сохраняют свою самостоятельность и права ЮЛ.Порядок образования К.: 1) создается организационный комитет, куда входят лица, желающие вступить в К. 2) комитет разрабатывает технико-экономическое обоснование деятельности К, которое включает размер паевого фонда и источники формирования средств К. 3) комитет разрабатывает проект Устава; 4) комитет принимает заявления о вступлении в члены К. 5) комитет организует первое общее собрание членов К. 6) первое общее собрание принимает решение о приеме в члены К., утверждается Устав, избираются органы управления К; 7) кооператив подлежит гос. регистрации в порядке, установленном для ЮЛ. 8) кооператив является созданным с момента регистрации.

34. Закономерности, принципы и функции государственного прогнозирования и планирования. Осн-е методологические принципы план-ия: 1) Научности. Плановые документы разрабатываются на основе глубокого познания и исп-я законов обществ-го развития, и прежде всего эконом-х законов, макроэкономических теорий, достижения НТП, математики, кибернетики и др. наук; 2) Социальной направленности и приоритета обществ-х потребностей – в планир-ии следует исходить из интересов человека и общества. Удовлетворение потребностей населения д.б. исходной позицией общегосудар-х планов; 3) Повышение эффект-ти обществ-го пр-ва – все цели и задачи планир-я д. осущ-ся с наименьшими затратами; 4) Пропорциональности и сбалансированности. Реализация этого принципа предполагает: - эквивалентность обмена рез-ми произв-ной деят-ти во всех сферах пр-ва; - равновесие совок-го спроса и совок-го предл-я по всему н\х обороту; - рациональное отношение между разумными потребностями и всеми имеющимися ресурсами.Сбалансированное социально – эконом-е развитие д.обеспечивать соответствие в потенциальных уровнях функционирования отд-х сфер, отраслей, и оптимальное удовлетв-е производств-х и непроизвод-х потребностей общ-ва; 5) Приоритетности – первенство, в к-л открытии, изобретении или как преобладающее значение чего-либо. Необходимость выбора приорит-х направлений в развитии экономики обусловлена огранич-тью ресурсов и неотложных решений важнейших проблем; 6) Согласования краткосрочных и перспективных целей и задач – сочетание текущих целей и задач социально – эконом-го развития страны с достижением научно обоснов-х стратегических целей, позволяет добиться их непротиворечивости и однонаправленности. Принципы прогнозирования: 1) системности – исслед-е колич-х и качест-х закономерностей в эконом-х системах, построение такой логической цепочки исслед-я, согласно которой процесс выработки и обосн-я любого решения отталкивается от опр-я общей цели с\с и подчинения достижению этой цели деят-ти всех входящих в нее подсистем; 2) научной обоснованности – прогнозы д. базироваться на прим-ии научного инструментария, глубоком изуч-и достижений отеч-го и заруб-го опыта формир-я прогнозов; 3) адекватности – харак-т не только процесс выявления, но и оценку устойчивых тенденций и взаимосвязей в развитии н\х и создание теоретических аналогов реальных эконом-х процессов с их полной и точной имитацией; 4) альтернативности – опр-ие одной из двух или нескольких возможных взаимоисключающих путей развития хоз-ва для целенаправленности. Функции прогноз-я: 1) научный анализ эконом-х, соц-х, научно-технических процессов и тенденций; 2) исслед-е объективных связей социально-эконом-х явлений развития н\х в конкр-х усл-х в опред-м периоде; 3) оценка объекта прогноз-я; 4) выявление объект-х альтернатив эконом-го и соц-го развития; 5) накопление научного материала для обоснованного выбора определенных решений. Функции планир-я: 1) руководство – предусматривает обоснование стратегии, тактики, целей и задач п/п, оценку и анализ вн. и вн. среды, распределение им-хся ресурсов, орг-ию и контроль выполнения намеченных планов; 2)обеспечения – устойчивые виды деят-ти, выполняемые на п/п, непосредственно для пр-ва Т и У; 3)координации – предполагает увязку планов на всех уровнях планир-я п/п в целом и каждого подразделения; 4)контроля – выявление дополн-х резервов для выпол-я плановых заданий, отклонений в плановых показ-х.

35. Методология планирования. Это с\с подходов, принципов, показателей, методик и методов разработки и обосн-я плановых решений, а так же логика план-я. Принципы планирования – основные исходные положения, правила, формирования, обоснования и организации разработки плановых документов. Осн-е методологические принципы план-ия: 1) Научности. Плановые документы разрабатываются на основе глубокого познания и исп-я законов обществ-го развития, и прежде всего эконом-х законов, макроэкономических теорий, достижения НТП, математики, кибернетики и др. наук; 2) Социальной направленности и приоритета обществ-х потребностей – в планир-ии следует исходить из интересов человека и общества. Удовлетворение потребностей населения д.б. исходной позицией общегосудар-х планов; 3) Повышение эффект-ти обществ-го пр-ва – все цели и задачи планир-я д. осущ-ся с наименьшими затратами; 4) Пропорциональности и сбалансированности. Реализация этого принципа предполагает: - эквивалентность обмена рез-ми произв-ной деят-ти во всех сферах пр-ва; - равновесие совок-го спроса и совок-го предл-я по всему н\х обороту; - рациональное отношение между разумными потребностями и всеми имеющимися ресурсами.Сбалансированное социально – эконом-е развитие д.обеспечивать соответствие в потенциальных уровнях функционирования отд-х сфер, отраслей, и оптимальное удовлетв-е производств-х и непроизвод-х потребностей общ-ва; 5) Приоритетности – первенство, в к-л открытии, изобретении или как преобладающее значение чего-либо. Необходимость выбора приорит-х направлений в развитии экономики обусловлена огранич-тью ресурсов и неотложных решений важнейших проблем; 6) Согласования краткосрочных и перспективных целей и задач – сочетание текущих целей и задач социально – эконом-го развития страны с достижением научно обоснов-х стратегических целей, позволяет добиться их непротиворечивости и однонаправленности. Методы планирования – составная часть методологии – совок-ть способов и приемов с помощью * обесп-тся разработка и обоснование плановых документов.Балансовый метод, нормативный, программно – целевой.Методология планир-я закрепляется в нормат-х докум-х, в методических указаниях, положениях, рекомендациях к составлению планов, формах, показателях планов их обоснование. Показ-ли планов - форма колич-го выражения приним-х плановых решений.Посредством применения, одного к-л показ-ля можно охаракт-ть отд-е явление, процесс, его сторону. Народное хозяйство – сложный механизм, где происходят многообразные эконом-е явления и процессы их взаимосвязи, поэтому содержание плана отражается с\с показ-ей. Все плановые показ-ли по своему значению, содержанию и форме можно подразделить на качеств-е и колич-ые; натур-е и стоим-е; абсол-е и относит-е; утверждаемые, индикативные и расчетные; систематические и индивидуальные. С\с показ-лей не может быть неизменной.Составная часть методологии планир-я – методическая (совок-ть конкретных способов и приемов эконом-х, технико – эконом-х и экономико – математ-х расчетов, необх-х для разработки отд-х видов, разделов и показ-й плана, координации и увязки с рынком., анализа вып-я плана и др. целей).Важнейшим элементом методологии является логика. Логика планир-я – с\с представлений о последовательности и этапах проведения плановых расчетов; упорядоченная последовательность и обоснованность действий связанных с разработкой планов. Технология планир-я – совок-ть процедур сбора, обработки и исп-я планово – эконом-й инф-ии.Главной идеей логики планир-я выступает опр-е исходного пункта, от * нач-ся планир-е, * подчиняется весь процесс разработки планов.

36. Организация прогнозирования и планирования. В переводе с греч-го «прогноз»- предвидение, предсказание о развитии ч-л, основанное на опр-х фактич-х данных. Прогноз - научно обоснов-е суждение о возм-х состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках его осущ-ния. Прогноз-ние - это составление прогноза развития, становления, расспрос-я ч-л (науки, отрасли пр-ва) на основании изучения тщательно отобранных данных. Планир-е – это процесс подготовки управл-го решения, основ-й на обработке исх-й инф-ии и вкл-щий в себя выбор и научную подготовку целей, опр-ние средств и путей их достижения посредством сравн-ной оценки альтерн-х вариантов и принятия наиболее приемлемого из них в ожидаемых условиях развития. 1)Прогноз-ние осущ-ся так: а) форм-ся с\с целей п\п, их описания, выявляются основные способы достижения целей, ориент-ся и устанав-ся потребности в ресурсах; б)дается комплексная оценка оптимальной эффект-ти исп-ния ресурсов. Заканч-ся прогноз-е оформлением прогноза как документа, носящего рекоменд-ный характер. 2)Планир-е осущ-ся таким образом: а) цели конкретизируются; б) цели описываются количественно; в) цели увязываются со сроками. 3) Орг-ция осущ-ся с помощью: а) создания соответс-х подразделений п\п; б) решения задач эффект-го сочетания всех элементов пр-ва для достижения наивысшей эффект-ти, безоп-ти и привлекательности условий работ. 4) Координация осущ-ся с помощью согласования во времени и простр-ве действий для выполнения плана; 5) Учет осуществляется через фиксацию полученных результатов; 6) Аналитический контроль осуществляется сравнением полученных результатов с плановыми, выявление отклон-й, выявление причин, их обуславливающих; 7) Регулир-е осущ-ся через разработку и осущ-ние мер по устранению нежелат-х отклонений; 8) Анализ и оценка рез-ов связаны с аналитической работой. При помощи оценки получ-х рез-тов получают необх-ю инф-ию для прогноз-я.

37.Класс-ция и сущ-ть осн-ых м-дов прогноз-ния. Всю совок-ть м-дов прогноз-ния можно сгруппировать по признакам: -по степени формализации; -общему принципу действия; -способу получения и обработки инф-ции; -по направлениям и назначению прогнозир-ия; -по процедуре получения параметров прогнозной модели и др. Н-р, по принципу обработки инф-ции: 1. статистич-ие м-ды – объединяют м-ды обработки колич-ной инф-ции по принципу выявления содержащихся в ней матем-ких законом-тей развития и матем-их взаимосвязей харак-тик объекта с целью получения прогнозных моделей. 2. м-ды аналогий – направлены на выявление сходства в закономерностях развития процессов и на этом основании строить прогнозы. 3. опережающие м-ды – базир-ся на опред-ых принципах спец. обработки научно-технич-ой инф-ции, реализ-щих в прогнозе ее св-во опережать равитие объекта прогнозир-ния. Наибольшее распространение имеет группировка методов прогнозир-ия по степени формализации, в соотв-ии с которой все м-ды делятся на интуитивные (м-ды экспертных оценок) и формализованные. 1. Интуитивные м-ды как научный инструмент решения сложных неформализованных проблем позволяют получить прогнозную оц-ку состояния развития объекта в будущем независимо от инф-ной обесп-сти. М-ды экспертных оценок основаны на мнении 1 или неск-их спец-тов о перспективах развития науки и техники. Сущ-ют области науки и техники, где невозможно исп-ть др. м-ды прогнозир-ия, т.к. научно-технич. развитие зависит от применяемых решений, чем от технич-их возможностей. 1. м-ды индивид-ых экспертных оценок: *м-д интервью осущ-ся непосредственный контакт эксперта со специалистом по схеме «вопрос-ответ». Вопросы относ-но перспектив развития прогнозир-го объекта. *аналитический м-д- это логический а-з какой либо прогнозир-ой ситуации, составляются докладные записки. *написания сценария – предполагает устан-ние логической последов-сти событий для того, чтобы показать как из сложившейся ситуации может развертываться будущее состояние. 2. м-ды коллективных экспертных оценок: * м-д «комиссий» - спец-ты при принятии решений влияют друг на друга так, чтобы компенсировать свои ошибки. «+»: 1).если состав комиссии тщательно подобран и в нее включены лица, яв-щиеся высококлассными спец-тами, то общее кол-во инф-ции, кот. располагает группа гораздо больше инф-ции, кот. вадеет каждый из членов в отдельности. 2).коллективная ответств-сть экспертов. «-»: 1).группа спец-тов м. оказать сильное давление на др. членов, вынуждая одного согласовываться с большинством. 2).часто берет верх не обоснованность, а кол-во замечаний «за» и «против». 3).сущ-ное влияние на принятие прогноза м. оказать профессионал или спец-т с даром убеждения. * «м-д Дельфи» характериз-ся 3-мя особ-тями: а)ананимностью; б)возможностями исп-ния рез-тов предыдущего тура опроса; в)возм-ть обр-ки разл-ых точек зрения на ЭВМ. Он осущ-ся путем опроса группы спец-тов с помощью серии анкет, в кот. не только задаются вопросы, но и имеется инф-ция о степени согласованности мнений членов группы. Каждое последующее представление анкеты на рассмотрение наз-ся туром опроса, а коллектив экспертов – жюри. * м-д «коллективной генерации идей» (мозговая атака) вкл-ет 2 эл-та: 1)выявление вероятных варивнтов развития объекта прогнозирования и их оценка. Сначала активизируется творческий потенциал спец-тов, затем следует процесс разрушения критики идей спец-тов и формулир-ся контридея. Это ведет к получению продуктивных рез-тов. * м-д морфологического а-за – упорядоченный сп-б рассмотрения объекта и получения систематизир-ой инф-ции по всем вариантам его развития. 2. Формализованные м-ды базир-ся на матем-ой теории, кот. обеспечивает повышение достоверности и точности прогнозов, сокращая сроки их вып-ния, облегчают деят-ть по обр-ке инф-ции и оц-ке рез-тов. * м-ды экстраполяции. Экстраполяция – нахождение по ряду данных ф-ций др. ее значений, наход-ся вне этого ряда. Он предполагает, что сущест-ий темп технич-го развития сохраняется и в будущем. В зависим-сти от устан-ой закономерности прогноз ведется по линейному закону. Большое значение при исп-нии м-да имеет выбор и обоснование параметров прогноз-го объекта. Они д.б. измеримыми, комбинир-ми и по возм-сти харак-ть обобщенную ф-цию. Необходимо иметь данные о прошлом развитии этих параметров. * м-ды матем-го моделирования. Предполагает построение моделей реально сущ-щих предметов и явлений. Модель-схема, изображение, описание какого-либо явления или процесса в природе и общ-ве. Содержание процесса моделирования явл-ся: конструированные модели на основе предварительного изучения объекта, выделение его сущест-х харак-к или признаков; теоретический и экспериментальный а-з модели; сопоставление рез-тов моделирования с фактическими данными об объекте; корректировка и уточнение модели.

38.Класс-ция и сущность основных м-дов планир-ия. Методы планир-ия – это совок-ть способов и приемов, с помощью кот. обеспечив-ся разработка и обоснование плановых документов. К основным м-дам план-ия относятся балансовый, нормативный, программно-целевой. 1.Балансовый м-д - состоит в установлении пропорций м/д потребностями в рес-сах и возможном их покрытием. Применение этого м-да предусм-ет составление балансов в виде таблиц, состоящих из двух частей: расходной (потребляемость) и приходной (наличие и поступление). По содержанию балансы делятся на 3 группы: 1)натуральные – с/х угодья, техника, семена, удобрения, движение поголовья, получение и распределение продукции и т.д. 2)стоимостные – доходы и расходы. 3)баланс труда – потребность и наличие трудовых рес-сов. Расч-ют прогнозные, плановые и отчетные балансы. Прогнозные позволяют правильно обосновать расч. пок-ли план-ых заданий на представленный п-д. В плановых расчетах они уточняются, проводится их технико-эк. обоснование. Отчетные балансы – это база для разр-ки основных направлений развития предприятия на плановый период. 2.Расчетно-конструктивный – предусматривает несколько вариантов решения той или иной плановой задачи, из которых выбирают наилучший для конкретных условий предприятия. Его используют при обосновании специализации производства, сочетании отраслей, рациональной струк-ры посевов, выборе эфф-ных севооборотов. 3.Нормативный м-д – м-д разработки планов, основанный на использовании научно-обоснованных, прогрессивных норм и нормативов. Норма – мах-ая вел-на расхода произв. рес-сов на производство ед-цы продукции. Норматив – поэлементная составляющая нормы, харак-щая степень использования рес-са или его удельного расхода на единицу измерения (продукции, работы, объема и т. д.). Нормативный м-д исп-ют при планировании кол-ва и затрат основных видов мтериальных рес-сов. Предусматривает исползование групповых, индивид-ых нормативов, включающих совок-ые затраты труда и средств на 1 га посева, на ед-цу продукции. Их разрабатывают на основе единичных норм и нормативов, таких как нормы высева, расход удобрений, выработки. Метод повышает степень обоснованности планов, упрощает работу и сокращает время на их составление. 4.Программно-целевой м-д - это м-д разработки плановых решений, вкл-щий выявление важнейших научно-технических и соц.-экономических проблем развития предприятия, определение конкретных целей, детализированных выявлений проблемы и разработку мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей оптимальными путями. Этот м-д позволяет увязывать цели плана с рес-ми, путем разработки целевых программ. При его исп-нии опред-ся цели, ср-ва, исполнители и рес-сы. Реал-ся м-д путем разработки научно-технических программ. 2 вида программ: 1)целевые комлексные научно-технич-ие – реал-ция кот. в ближайшем будущем м. дать значительный эффект. 2)программы по решению важнейших научно-технических проблем. Этот м-д осущ-ся при исп-нии балансовых расчетов, нормативной базы и с/с плановых показателей и сочетает в себе различные м-ды планирования. 5.Экономико-матем-ие методы (теория игр, математ. статистика, матем-ое программирование) – с их помощью определяют оптимальную специализацию, структуру посевных площадей, состав МТП и т.д.

39. Содержание и орг-ция внутрихоз-го планир=-я на п\п АПК. В практике с\х произв-ва распространено внутрихоз-ое план-ие, близкое к планированию «сверху вниз». Этапы план-ния: 1. Подготовительный период; 2. Разрабатывают годовой план п\п в целом. В нем рассч-т все пок-ли работы п\п, предусм-е структурой плана. Разр-ку плана осуществляют группы специалистов соответ-й отрасли и вида деят-ти, каждая из * работает по своим ресурсам и в тесном контакте и под руководством эконом-ой группы. Планово – экономический отдел п\п опр-т объемы ТП и доводит их до отраслевых произв-х отделов п\п. Произв-е отделы сост-т проекты отд-х разделов плана. После разр-ки разделов плана произв-ся их взаимная увязка, а при необх-ти – корректировка по ресурсам и срокам выполнения запланир-х мероприятий. Очередность разработки разделов плана зависит от производ­-го направления хозяйства. 3. Разработка и оформление планов для структурных под­разделений п\п. В основе планов — принцип распр-я объема произв-й продукции, * рассчитан ра­нее в годовом плане п\п Основа разр-ки планов развития внутрихоз-х подразд-й — их произв-й потенциал и объем ТП на предстоящий период, * доводится администрацией п\п. В связи с этим руководство п\п, его эконом-й отдел в лице маркетинговой служ­бы д. заранее опр-ть состав и объем ТП, заключить на нее договоры с госуд-ми и коммер­ческими организ-ми. В таких усл-х планы подразд-й разраб-т их руков-во с участием трудовых коллективов и спец-в пр\п, с тем чтобы не допустить наруше­ния единого технолог-го цикла. К разработке планов кол­лективы подразд-й д. подходить творчески. При нали­чии допол-х ресурсов и возможностей они могут само­стоятельно решать вопросы о составе и объемах сверхдоговорной продукции. Принципиально новое в данной форме внутрихоз-го планирования — ее демократизм, обеспеч-мый передачей значит-й части функций на уровень произв-х под­разделений. Такая орг-ция плановой работы способ-т повышению компетенции и ответ-ти руков-лей и специалистов подразд-й, делает ее более конкретной и це­ленапр-ной. Руководство произв-х подразделений (бригадиры, заведующие фермами, начальники участков, цехов и т. д.) принимает непосредс-ое участие в разработке годо­вых и оперативных планов по подведомственным им подразделе­ниям и несет ответст-ть за своевр-ое их доведение до трудовых коллек-в и последующее выполнение, способствуя тем самым переходу подразделений на эффек-е самоуправле­ние. 4. Осущ-ся освоение плана — доведение его до каж­дого подразделения и контроль за его выполнением

40.Стратегическое планирование (СП) на п/п. СП – комплекс решений и действий по разработке стратегий, необходимых для достижения целей орг-ции, п/п. Гл. задача – обеспечить гибкость и нововведения в деят-ти орг-ции, необх –мые для достижения целей в изменяющейся среде. В рамках СП решаются 4 задачи: 1) распределение рес-сов – вкл-ет распред-ие ограниченных рес-сов п/п, таких, как дефицитные кадры(управленческий персонал и спец-ты, технологии, финансовые рес-сы). 2) адаптация к внешн. среде – п/п-ям необх-мо адаптироваться к благоприятным внешним возможностям, опасностям, выявить альтернативы и обеспечить


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: