1. Проблемы и пути развития творческого мышления.
2. Личностные особенности творческого человека.
3. Средства развития мышления.
4. Сравнительный анализ мышления человека и машины (ЭВМ).
ЛИТЕРАТУРА
I
Брунер Д.С. Психология познания. За пределами непосредственной информации. — М., 1977. (Мышление. Образование понятий: 131—210. Восприятие и мышление: 211—241.)
Исследования мышления в советской психологии. — М., 1966. (Культурно-историческая теория мышления Л.С.Выготского: 123— 174. О роли ассоциаций в процессах мышления: 388—436.)
Лурия АЛ*. Язык и мышление. — М., 1979. (Развитие понятий и методы их исследования: 67—90. Внутренняя речь и ее моз-
говая организация: 135—146. Язык и дискурсивное мышление. Операция вывода: 251—264.)
Мелхорн Г., Мелхорн Х.-Г. Гениями не рождаются. Общество и способности человека: Книга для учителя. — М., 1989. (Развитие интеллекта — настоятельная потребность времени: 5—12. Что такое интеллект: 13—21. Факторы, условия и факты развития интеллекта: 33—37, 50—82. Интеллект и развитие способностей: 110—135.)
|
|
Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. — М.,
1981. (Интеллект и другие психические процессы: 109—134.) Одаренные дети. — М., 1991. (Структуры интеллекта. Модель Гилфорда: 216—220.)
Петухов В.В. Психология мышления: Учебно-методическое пособие. — М., 1987. (Мышление как предмет психологического изучения: 5—11. Мышление как процесс решения задач: 11—20. Основные теории мышления: 20—51. Направления эмпирического исследования мышления: 51—77. Продуктивное мышление: 84 — 88.)
Психолингвистика. Сборник статей. — М., 1984. (Генетический аспект языка и мышления (Ж.Пиаже): 325—335.)
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. — Т. 1. — М, 1989. - С. 360-400.
II
Анастази А. Психологическое тестирование. — Кн. 2. — М.,
1982. (Природа интеллекта: 308—316.)
Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. — Т. 2. — М., 1979. (Память и мышление: 118—341.)
Боно Э. Рождение новой идеи. О нешаблонности мышления. — М., 1976. (Что такое нешаблонное, творческое мышление: 11—18. Как рождается творческая мысль: 19—23. Что мешает мыслить нешаблонно: 24—33. Принципы нешаблонного мышления: 63-101.)
Вертгеймер М. Продуктивное мышление. — М., 1987. (Динамика и логика продуктивного мышления: 5—26, 269—298.)
Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. — Т. 3. — М.,
1983. (Развитие речи и мышления: 254—273.)
Выготский Л. С. Собрание сочинений. В 6 т. — Т. 2. — М., 1982. (Мышление и речь: 5—361. Мышление и его развитие в детском возрасте: 395 — 415.)
Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. — Т. 6. — М.,
1984. (Речь и практическое мышление: 6—37.)
Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. — М., 1972. (Проблема обобщения в обучении: 10—27. Критический анализ эмпирической теории мышления: 79—111, 186—247. Диалектике-материалистическая теория мышления: 248—331.)
|
|
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. — М., 1986. (Диалектике-материалистическая теория мышления: 96—102, 104—111.)
Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей. — М., 1985. (Абстрактное мышление у детей: 90—102.)
Исследования мышления в советской психологии. — М, 1966. (Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий: 236—277.)
Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. — М., 1981. (Мышление и его виды: 8—17. Продуктивное и репродуктивное мышление: 17—25.)
Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. - Т. П. - М., 1983. (Мышление: 79-92.)
Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. Введение в психологию. — М., 1974. (Мышление. Решение задач и принятие решений: 473—520.)
Общая психология. — М., 1986. (Мышление: 322—347.)
Петухов В.В. Психология мышления: Учебно-методическое пособие. — М., 1987. (Формирование понятий: 77—84.)
Познавательные процессы и способности в обучении. — М., 1990. (Мышление: 101—121.)
Теплов Б.М. Избранные труды: В 2 т. — Т. 1. — М., 1985. (Ум полководца. Практическое мышление: 223—305.)
Тихомиров O.K. Психология мышления. — М., 1984. (Виды мышления: 7—10. Развитие мышления: 211 — 231. Теории мышления: 232—254.)
Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. — М., 1981. (Мышление (УДжемс): 11—20. Психология мышления (О.Кюльпе): 21—27. Продуктивное мышление (КДункер): 35—47. О действенном и наглядно-образном мышлении (Д.Брунер): 87—96. Творческое и критическое мышление (ГЛиндсей и др.): 149—152. Этапы творческого мышления (Р.Вудвортс): 255—257. Основные направления экспериментального изучения творчества (Х.Е. Трик): 298—304.)
III
Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. — М., 1980. (Память и мышление: 362—427.)
Беспалов Б.И. Действие. Психологические механизмы визуального мышления. — М., 1984. (Наглядно-образное, визуальное мышление: 73 — 182.)
Блейхер В.М., Бурлачук Л.Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. — Киев, 1978. (Теоретические проблемы исследования интеллекта: 25—46. Методы исследования интеллекта. Тесты Векслера, Амтхауэра, Равена: 46—79.)
Брушлинский А.В. Продуктивное мышление и проблемное обучение. — М., 1983. (Мышление. Определение и виды: 6—34. Проблемная ситуация. Виды проблемности: 34— 44, 52— 70. Прогнозирование: 44 — 52.)
Васильев И.А., Поплужный В.Л., Тихомиров O.K. Эмоции и мышление. — М., 1980. (Эмоции и мышление: 20—70.)
Веккер Л.М. Психические процессы: В 3 т. — Т. 2. Мышление и интеллект. — Л., 1976. (Мышление как проблема психологии: 14 — 28. Свойства процессов мышления: 28—109. Закономерности мышления: 109—191. Уровни организации мыслительных процессов: 192—275. Интеллект: 276—340.)
Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. — М., 1982. (Психосемантика и мышление: 184—248.)
Видинеев Н.В. Природа интеллектуальных способностей человека. — М., 1989. (Язык как средство мышления и общения: 50— 112.)
Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся. — М., 1989. (Развитие образного мышления: 193— 213.)
Галин АЛ. Личность и творчество. Психологические этюды. — Новосибирск, 1989. (Психологическое описание творчества: 64—102.)
Гальперин П.Я., Котик Н.Р. К психологии творческого мышления // Вопросы психологии. — 1982. — № 5. — С. 80—84.
Гончаров B.C. Типы мышления и учебная деятельность: Пособие к спецкурсу. — Свердловск, 1988. (Типы мышления: 14—38.)
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. — М., 1986. (Теоретическое мышление: 118—132.)
Зак А.З. Как определить уровень развития мышления школьников. — М., 1982. (Особенности эмпирического и теоретического мышления: 8—33.)
Зак А.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. — М., 1984. (Общая характеристика теоретического мышления: 7—30.)
Ильясов И.И. Структура процесса учения. — М., 1986. (Виды познания (эмпирическое, теоретическое): 100—116.)
|
|
Исследование развития познавательной деятельности. — М., 1971. (Мышление детей школьного возраста в разных культурах: 272-306.)
Исследование речевого мышления в психолингвистике. — М., 1985. (Знаковые опосредователи мышления: 51—72. Внутренняя речь: 99 — 116.) Проблемы речевого мышления: 12—31. Вербальное мышление: 72—85. Переход от мысли к слову: 85—99. Национально-культурные аспекты речевого мышления: 184 — 202.)
Исследования мышления в советской психологии. — М., 1966. (Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий: 236 — 277.)
Келасьев В.Н. Структурная модель мышления и проблемы генезиса психики. — Л., 1984.
Клике Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта. — М., 1983. (Интеллект человека. История становления: 127—166. Творчество как феномен: 265—288. О биологической и социальной обусловленности человеческого интеллекта: 17-126.)
Коршунова Л.С., Пружинив Б.И. Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения. — М., 1989. (Воображение и мышление: 122— 138.)
Коул М., Скибнер С. Культура и мышление. Психологический очерк. — М., 1977. (Культура и мышление: 124—152, 174—208.)
Леонтьев АЛ. Избранные психологические произведения: В 2 т. — Т. II. — М., 1983. (Опыт экспериментального исследования мышления: 72— 78.)
Никифорова О.И. Исследования по психологии художественного творчества. — М., 1972. (Образное мышление. Воображение: 4—50. Об интуиции: 50—64.)
Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. — М., 1969. (Природа интеллекта: 61—76. «Психологиямышления» и логика: 76—108. Интеллект и восприятие: 109—142. Интеллект и движение: 142—172. Формирование мышления: 173—210. Социальные факторы интеллектуального развития: 210—221.)
Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. — М., 1977. (Теория деятельности и вопросы развития мышления: 6—24. Средства и способы мыслительной деятельности: 35—69. О двух типах мышления, природном и предметном: 69—75. Общая характеристика наглядно-действенного мышления: 78—93, 252—263. Общая характеристика наглядно-образного мышления: 133—162, 252—263.)
|
|
Подольский А.И. Становление познавательного действия. Научная абстракция и реальность. — М., 1987.
Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. Проблемы па-леопсихологии. — М., 1974. (Генезис речи и мышления: 380—485.)
Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. — М., 1976. (Язык, речь и мышление: 165—173.)
Смирнов АЛ. Проблемы психологии памяти. — М., 1966. (Понимание и запоминание. Соотношение процессов: 137—198. Мышление и память. Приемы и процессы осмысленного запоминания: 198-299.)
Тихомиров O.K. Психология мышления. — М., 1984. (Мышление и сознание: 34—86. Эмоции и мышление: 87—106.)
Ушакова Т.Н. и др. Речь человека в общении. — М., 1989. (Память в структуре речемыслительной деятельности: 61—98.)
Холодная М.А. Интегральные структуры понятийного мышления. — Томск, 1983.
Хомский Н. Язык и мышление. — М., 1972. (Вкладлингвистики в изучение мышления. Прошлое, настоящее и будущее: 12—121.)
Якиманская И.С. Знание и мышление школьника. — М., 1985. (Основные функции знаний в развитии мышления: 11 — 27.)
Глава 12. РЕЧЬ