Современные трудовые коллективы разных типов с полным основанием можно отнести к институтам, которые самым существенным образом влияют на социально - культурную среду региона. Трудовой коллектив как социальный институт обладает необходимыми материальными, финансовыми, кадровыми ресурсами, силой общественного мнения. Для того, чтобы полнее представить характер и возможности влияния этого института на проведение ежедневного, воскресного, выходного и отпускного досуга работающих, необходимо уяснить некоторые особенности социального статуса современного трудового коллектива, неформальных ассоциаций работников, нарождающихся предпринимательских структур, целого ряда других инициативных форм экономических отношений.
Осуществляя классификацию трудовых коллективов, функционирующих в современном обществе, социологи берут за основу два важнейших критерия: сферы их функционирования и формы собственности, на которых базируется их деятельность.
Таблица 2
|
|
Классификация трудовых коллективов
а) типологический признак: сфера функционирования
Сферы, в которых функционирует коллектив | Виды трудовых коллективов |
1. Управление | Управленческие |
2. Материальное производство | Промышленные, сельскохозяйственные, строительные, транспортные |
3. Торговля, общественное питание, бытовое обслуживание | Обслуживание |
4.Образование, здравоохранение, физкультура и спорт | Педагогические, лечебные, оздоровительные |
5. Наука, искусство и культура | Творческие (научные, информационные, художественные) |
6. Армия | Военные |
Таблица 3
б) типологический признак: форма собственности
Форма собственности | Виды трудового коллектива |
1. Государственная | Государственные организации и предприятия |
2. Кооперативная, акционерная | Акционерные предприятия и организации сферы досуга |
3. Частная, индивидуальная, семейная | Частные (приватизированные) предприятия и организации, осуществляющие деятельность на индивидуальной или семейной основе |
4. Смешанная | Совместные предприятия и организации |
Кроме того, трудовые коллективы со сходными сущностными чертами и исходным социальным положением могут входить в один из следующих типов: первый тип - остропроблемные, отстающие в экономическом отношении коллективы; второй тип объединяет стабильные, развивающиеся коллективы.
В условиях приватизации, перехода к частной собственности на средства производства, образования различных фирм, коммерческих центров, корпораций и т. п. все большее развитие получает "фирменное" обслуживание - удовлетворение интересов и потребностей членов коллектива в тех или иных видах социально - культурной деятельности, предоставление фирмой своим сотрудникам целого комплекса услуг социально - культурного содержания: организации посещения выставок, концертов, спектаклей, спортивных соревнований, проведения спортивно-оздоровительных мероприятий, вплоть до отдыха в здравницах, использования спортивных площадок, саун и т. д.; содействия в приобретении видеокомплексов, аудиосистем и других предметов домашней "индустрии досуга". Однако подчеркнем, что уровень "фирменного" социально - культурного обеспечения зависит не только от социально - экономического положения коллектива, эффективности его трудовой деятельности, но и от определенного уровня коллективного мышления, ценностей и социальных норм, проявляющихся в коллективных интересах.
|
|
Социально взвешенная политика трудового коллектива в сфере культуры и досуга определяется сущностными чертами этого коллектива. Прежде всего, коллектив выступает в качестве носителя групповых целей, определенных принципов деятельности и поведения, этических и эстетических норм и ценностей. Уровень коллективного сознания, как важнейшего фактора, определяющего его отношение к культуре, включает в себя нравственные установки и мотивы поведения.
Организация корпоративных мероприятий
Корпоративное мероприятие– это действие организатора, направленное на сплочение своего коллектива в целях достижения больших успехов в основной деятельности.
Корпоративные мероприятия способствуют сплочению коллектива, повышению мотивации сотрудников, внедрению требуемых моделей поведения, информированию персонала, а также формированию планов и подведению итогов. Это особенно важно в связи с тем, что в последнее время наметилась тенденция рассматривать сотрудников компании как внутренних клиентов, о которых необходимо заботиться.
Все корпоративные мероприятия отличаются по трем признакам: повод и цели, количество гостей, бюджет. Их можно считать основополагающими для определения масштаба события. Цели мероприятий должны меняться последовательно и попутно решать задачи кадровой политики (таблица 4).
Таблица 4
Этапы развития компании и цели корпоративных мероприятий
Этапы развития компании | Цели мероприятий |
1. Рождение компании | Знакомство сотрудников, введение норм поведения, ценностей и целей организации |
2. Развитие компании | Сплочение команды, мотивация |
3. Первые результаты | Выявление «своих героев», декларирование модели поведения в команде, обозначение новых «вершин» |
4. Ротация персонала | Обучение, совмещенное с праздником (полная погруженность в атмосферу компании) |
5. Юбилей | Объединение, укрепление корпоративного духа |
6. Результаты | Демонстрирование ценности и значимости вклада каждого сотрудника, поощрение, стимулирование; официальная поддержка инициативности |
Некоторые компании проводят обучение персонала за рубежом, в этом случае сам процесс профессиональной подготовки выступает как поощрение. Такую же роль выполняют приглашения на некоторые статусные мероприятия в организациях с большим числом сотрудников. Если цель корпоративного события – внедрение социальной политики компании, то обычно проводятся праздники спортивного характера, либо вечера для ветеранов – родственников работников организации, либо детские праздники (1 июня, 1 сентября). В любом случае, непременное условие таких встреч – участие сотрудников компании в развлекательной части.
Подчеркнем, что повод и цель мероприятия – не одно и то же. Точное определение целей торжества – это, во-первых, следование генеральной стратегии кадровой политики предприятия и, во-вторых, рациональное распределение бюджета.
|
|
Планируя корпоративное мероприятие, важно назначить организаторов и подготовить все составляющие:
· календарный план;
· концепцию;
· место проведения;
· меню;
· приглашения;
· сувениры.
По окончании мероприятия оценивается его эффективность.
Корпоративные мероприятия в Государственном учреждении «Управление противопожарной службы и гражданской защиты» г. Сыктывкара Республика Коми проводятся:
· для стимулирования чувства коллективизма;
· раскрытия творческих способностей у сотрудников;
· отдыха;
· улучшения атмосферы в коллективе (снятие стресса, напряженности в межличностных отношениях).
Следствием проведения такого мероприятия является не только укрепление командного духа, но и поощрение стремления сотрудников к карьерному росту в учреждении за счет новых идей и стимула к работе, причем необходимое условие – совместное участие в нем сотрудников организации. Оно обладает также функциональной обособленностью и является дополнением к традиционному процессу работы.
В зависимости от цели, поставленной организаторами, корпоративные мероприятия подразделяются на:
· деловые (собрания коллектива, встречи, съезды);
· популярные (благотворительные и рекламные акции);
· развивающие (тренинги, семинары, конференции);
· командообразующие (курсы, совместные походы);
· спортивные (соревнования, турниры, забеги);
· развлекательные (корпоративные праздники и вечеринки, внутрифирменные лотереи и розыгрыши, шоу, концерты, клубы по интересам, выезды на природу);
· торжественные (юбилеи, вручение наград и т.д.).
По составу участников корпоративные мероприятия в учреждении разделяются:
· на внутренние (закрытые) – принимают участие только сотрудники учреждения;
· семейные – к участию допускаются члены семей сотрудников учреждения;
· открытые – с участием приглашенных лиц (деловых партнеров, представителей власти, средств массовой информации).
|
|
По месту проведения:
· на собственной территории (конференц-зал, банкетный зал, актовый зал, кабинет);
· выездные (гостиница, пансионат, дом культуры, теплоход).
По типу организации корпоративные праздники в государственном учреждении можно условно разделить на:
Банкетные мероприятия. Это самый часто встречающийся тип организации праздника. Выбирается по причине своей «традиционности», привычности. Проводится в ресторанах, банкетных залах. Надо сказать, что в специфичных российских условиях организовать его так, чтобы консолидирующим фактором стал фактор корпоративности, а отнюдь не алкоголь, порой непросто. При выборе этого типа праздника особое внимание следует уделить программе банкета, разнообразив её включениями развлекательных мероприятий на корпоративную тематику, как-то: шутливые викторины по истории организации и блеф-туры по специфике занятий, несерьезные награждения «ярких» сотрудников организации забавными призами и тому подобное.
Загородные мероприятия. К праздникам такого типа можно отнести, как выезды «на шашлыки» всем коллективом фирмы, так и развернутые «дни организации», которые могут занимать целый уикенд и обычно проходят в пригородных пансионатах, гостиницах. Как правило, все они проводятся не в банкетных условиях и включают в себя спортивные или околоспортивные состязания. Роль еды и алкоголя в этих мероприятиях не столь довлеющая, как в «банкетных» построениях. Проводятся такие праздники обычно поздней весной и летом.
Семейные мероприятия. Отличительной особенностью таких мероприятий является приглашение членов семей сотрудников организации. Как и «загородные» мероприятия, «семейные», за редким исключением, проводятся на открытом воздухе. Крупные (особенно производственные) предприятия проводят такие праздники на своей территории. Правильно спланированное торжество такого типа включает в себя: короткую экскурсию по производству (офису) – домочадцам сотрудников рассказывают и показывают где и как работают их родственники; развлекательную либо соревновательную программу.
Причем следует упомянуть, что если речь не идет об устройстве семейных стартов (типа «Мама, папа, я - спортивная семья»), необходимо
разделить праздник на два потока: детская программа и взрослая программа. Пересечение и временное слияние этих «потоков» не исключается и даже желательно, но, важно понимать, что, по сути, это разные программы. Попытки построения компромиссной, сводной программы и для взрослых и для детей, особенно при количестве гостей, исчисляющимся сотнями, заранее проигрышны.
Презентации. Данный вид праздника, как правило, посвящается открытию организации, филиала, продвижению нового бренда и пр. Если презентация не направлена на случайную публику, то подобный тип торжеств обычно не имеет развлекательной программы, а имеет четкую линию выступлений и речей, и помимо членов коллектива на мероприятии присутствуют пресса, потенциальные и реальные партнеры или потенциальные клиенты.
Концертная, конкурсная программа. Упор делается на «корпоративные» конкурсы и викторины, эстрадные номера становятся дополнительным «украшением». Стоит добавить, что «концертный» вариант подразумевает необходимость установки сценического
помоста и звуковой аппаратуры достаточной мощности.
Поход в театр всем коллективом. Поход в театр всем коллективом. Из зрителей нет ни одной незнакомой личности. Прогуливаясь в антракте в фойе, все друг другу раскланиваются, приветливо улыбаются. Ощущение возвышенности гарантировано.
Корпоративная спартакиада. Праздник начинается с зажигания «Олимпийского огня». Затем формируются команды, и проводится веселая жеребьевка. Соревнования проходят с соблюдением всех олимпийских ритуалов. Спортивные состязания проходят по различным спортивно-развлекательным конкурсам. После завершения соревнований – церемония награждения.
Победившее подразделение получит «Олимпийский кубок» с памятной надписью и логотипом фирмы. Все остальные участники соревнований будут награждены специальными медалями и кубками с шутливыми титулами и ироничными званиями.
В этом случае возможна организация турнира по одному или нескольким видам спорта. Причем соревнования могут проводиться, как по «олимпийским» (футбол, волейбол, бег), так и по «не-олимпийским» (пейнтбол, гонки на водных мотоциклах, футбол в воде) видам спорта. Возможна организация судейства, проведения «чемпионата фирмы» и т. п.
Есть ряд сюжетов, пользующихся особой симпатией:
· «Оскар» - награждение сотрудников в разных номинациях.
· «Пионерский лагерь», «Пионерская зорька» - возвращение в детство (летняя тема).
· «О спорт! Ты - мир!» - спортивные соревнования, Олимпиада, пейнтбол, боулинг и т.п.
· Национальные вечеринки (украинская, коми, татарская и т.д.).
· ТВ-программы («Поле чудес», «Угадай мелодию», «Слабое звено», «Кто хочет стать миллионером», «Самый умный», «Фабрика звезд», «КВН», «Форт Баярд»).
· Дискотека 80-х.
· Корпоративный мюзикл/капустник.
Любую тему можно интересно и оригинально обыграть. Главное - активизировать коллег, привлечь к игре как можно больше сотрудников. С этой целью следует заранее продумать роли для всех приглашенных; подготовить номера - сольные или исполняемые всем отделом; идеальный вариант команды - микс из сотрудников разных подразделений (что как раз и будет представлять собой тимбилдинг).
В успешности корпоративного мероприятия многое решает корректно составленный план подготовки мероприятия, к тому же он позволяет сэкономить и время, и деньги. Важно назначить ответственного за каждый пункт программы. Особо следует продумать ход масштабно отмечаемых праздников. К примеру, наша организация заботится о проведении корпоративного Нового года уже в июле.
Итак, рассмотрим пункты, которые важно учесть, планируя организационное мероприятие:
1. Определение следующих факторов:
· повод и цели мероприятия;
· бюджет;
· дата проведения;
· количество гостей.
2. Выбор места проведения:
· осмотр (свет, звук, гримерные, электричество, гардероб и туалетные комнаты);
· бронирование;
· определение координатора по площадке;
· тест-драйв» - посещение площадки во время проведения на ней мероприятия.
3. Развлекательная часть:
· согласование и утверждение сценария;
· определение координатора по развлекательной части;
· выбор ведущего;
· выбор номеров и артистов для развлекательной части;
· репетиция развлекательной программы с участием сотрудников (каждая группа выступающих репетирует отдельно, при этом «включается» соревновательный дух).
4. Стол:
· выбор ресторана/кафе/кейтеринга;
· определение координатора;
· составление и утверждение меню;
· дегустация и согласование сервировки стола;
· решение вопроса с алкоголем.
5. «Детали»: приглашения, телефонные звонки. Разработка дизайна и изготовление приглашений, визиток на стол.
6. Сувениры. Определение количества призов и т.д., если предполагаются конкурсы; закупка или изготовление призов и сувениров.
Накануне праздника – проведение генеральной репетиции всего мероприятия. Артисты в ней могут не участвовать - они обязаны знать свои роли отлично (ведь их работа оплачивается).
После определения повода и целей торжества следует решить, кто будет заниматься организацией праздника. Возможных вариантов немного: сотрудники компании или внешнего провайдера - event-агентства, либо же задача решается совместными усилиями (таблица 5). Таблица 5
Организация корпоративного мероприятия
Организация мероприятия | Преимущества | Недостатки |
Своими силами | · соответствие результата ожиданиям и целям; · экономия денег; · соответствие корпоративной культуре; · самореализация сотрудников, участвующих в подготовке и проведении праздников | · большие затраты сил, времени; · частые конфликты из-за нечетко расписанного функционала; · отсутствие необходимого опыта и связей |
С помощью event-агентства | · креативность; · профессиональный подход; · экономия времени; · престижность; · ответственность провайдера (есть с кого спросить} | · дороговизна услуги (иногда неоправданная); · несоответствие корпоративной культуре; · невовлеченность сотрудников компании в процесс; · проблема неправильного выбора подрядчика; · формализм мероприятия |
Место проведения зависит от многих факторов: сезон, статус мероприятия, количество гостей, бюджет и др. В теплое время года предпочтительны открытые площадки, в холодное - решающим фактором становится количество приглашенных. Главное - при выборе места обратить внимание на следующие моменты:
· вместимость зала;
· его вид, эстетика;
· наличие удобств;
· если это открытая площадка - возможность перемещения под крышу в случае непредвиденных погодных условий;
· сцена;
· световое и звуковое сопровождение (требует ли это дополнительных затрат);
· танцпол;
· подсобные помещения для кейтеринга (с подводом электричества на 220 и 380 Вт);
· охрана;
· местонахождение;
· безопасность участников/зашита от несчастных случаев.
Хорошее меню для любого торжества - это половина успеха. Конечно, и перечень блюд, и сервировка зависят от суммы, которой располагают организаторы. Но также в этом вопросе важно учитывать следующее:
· возрастной состав участников;
· продолжительность мероприятия (если программа длительная, а сервировка предполагает отсутствие сидячих мест, то будет много недовольных).
Меню обязательно предварительно согласовать с рестораном. Следует помнить, что среди гостей могут быть вегетарианцы, мусульмане, евреи и православные, соблюдающие пост, поэтому следует позаботиться о них.
Вид сервировки выбирается в зависимости от нескольких условий. К примеру, фуршет уместен на пресс-конференциях, презентациях нового товара или услуг. Банкет - самая торжественная и дорогая сервировка на статусных мероприятиях, например, юбилее компании или ее руководителя.
Наибольшей популярностью сегодня пользуется шведский стол с посадкой. Эта сервировка, во-первых, дает гостям возможность выбора блюд; во-вторых, вполне подходит для длительных вечеров; в-третьих, экономически выгодна. При этом цель такого мероприятия может быть какой угодно.
Чтобы организация торжества была безупречной, следует тщательно подготовить приглашения. При этом важны следующие моменты:
· внешний вид приглашения должен отражать статус и стилистическую направленность мероприятия;
· приглашения необходимо рассылать, как минимум, за 3 недели до дня проведения праздника. После этого нужно сделать 2 телефонных звонка: за 2 недели - с вопросами о том. было ли получено приглашение и планируют ли гости прийти; и за несколько дней до события - для подтверждения присутствия;
· в приглашении должны быть указаны: дата, время, регламент мероприятия, адрес и схема проезда (в идеале), на сколько персон рассчитано приглашение (одну или две);
· пригласительные билеты должны интриговать и создавать настроение. Важно, чтобы у получателя возникло стойкое ощущение, что если он не придет, то пропустит главный праздник в своей жизни. В некоторых организациях к приглашениям на корпоративное торжество присоединяют лотерейные купоны.
Если серьезно подойти к подготовке приглашений, то можно считать, что вовремя пришедшие, одетые соответственно статусу мероприятия и с хорошим настроением гости - гарантированы. Они будут особенно довольны, если организация побеспокоится об их доставке до места назначения - от работы, либо от ближайшей остановки (самые распространенные варианты). Некоторые организаторы составляют расписание рейсов автобуса, и каждый отдел приезжает в указанное в пригласительном билете время. Таким образом, можно избежать толкотни и суеты.
Следующий пункт, который необходимо продумать, - памятные сувениры. Удивить офисными подарками сегодня трудно, поэтому предпочтительнее дарить что-то нестандартное. Главное - сувенир должен вызывать улыбку.
Заканчивать официальную часть мероприятия принято за два часа до оговоренного в пригласительных билетах времени. Традиционно последние «аккорды» вечера - награждения по результатам лотерей и конкурсов. В приглашении на праздник должно быть указано расписание всех интересных событий вечера, а также время его окончания. Нелишним будет побеспокоиться о дежурстве милиции, скорой помощи, дополнительной охраны.
Чтобы провести следующее торжественное событие на высоком уровне, нужно подвести итоги предыдущего. Это поможет не только в качественном развитии корпоративной «индустрии» проведения праздников, но и в достижении управленческих целей.
Во-первых, результаты должны оценить сами организаторы, ведь только они знают, получилось ли то, что было задумано.
Во-вторых, нужно поинтересоваться мнением участников мероприятия, т.е. гостей. Для этого эффективно использовать анкету, содержащую 8-10 вопросов (не больше). Можно попросить сотрудников оценить прошедшее событие по нескольким критериям по 5-балльной шкале. Желательно оставить пустые строки для дополнительных высказываний. Если анкета будет анонимной, то возможность получить достоверную, эмоциональную оценку увеличится. В противном случае велика вероятность социально-ожидаемых ответов.
Для укрепления отношений в коллективе и решения кадровых управленческих задач желательно, чтобы организаторы праздничных мероприятий делали акцент на формировании корпоративных традиций. При этом важную роль играют желание придумывать праздники и создавать высокий эмоциональный настрой.