Трудовой коллектив как социальный институт

Современные трудовые коллективы разных типов с полным основанием можно отнести к институтам, которые самым существенным образом влияют на социально - культур­ную среду региона. Трудовой коллектив как социальный институт об­ладает необходимыми материальными, финансовыми, кадровыми ре­сурсами, силой общественного мнения. Для того, чтобы полнее пред­ставить характер и возможности влияния этого института на проведе­ние ежедневного, воскресного, выходного и отпускного досуга рабо­тающих, необходимо уяснить некоторые особенности социального статуса современного трудового коллектива, неформальных ассоциа­ций работников, нарождающихся предпринимательских структур, це­лого ряда других инициативных форм экономических отношений.

Осуществляя классификацию трудовых коллективов, функцио­нирующих в современном обществе, социологи берут за основу два важнейших критерия: сферы их функционирования и формы собственности, на которых базируется их деятельность.

Таблица 2

Классификация трудовых коллективов

а) типологический признак: сфера функционирования

Сферы, в которых функциониру­ет коллектив Виды трудовых коллективов
1. Управление Управленческие
2. Материальное производство   Промышленные, сельскохозяйственные, строительные, транспортные
3. Торговля, общественное пита­ние, бытовое обслуживание Обслуживание
4.Образование, здравоохране­ние, физкультура и спорт Педагогические, лечебные, оздоровительные
5. Наука, искусство и культура   Творческие (научные, информационные, художественные)
6. Армия   Военные

Таблица 3

б) типологический признак: форма собственности

Форма собственности Виды трудового коллектива
1. Государственная Государственные организации и предприятия
2. Кооперативная, акционерная   Акционерные предприятия и организации сфе­ры досуга
3. Частная, индивидуальная, семейная Частные (приватизированные) предприятия и организации, осуществляющие деятельность на индивидуальной или семейной основе
4. Смешанная Совместные предприятия и организации

Кроме того, трудовые коллективы со сходными сущностными чертами и исходным социальным положением могут входить в один из следующих типов: первый тип - остропроблемные, отстающие в эконо­мическом отношении коллективы; второй тип объединяет стабильные, развивающиеся коллективы.

В условиях приватизации, перехода к частной собственности на средства производства, образования различных фирм, коммерческих центров, корпораций и т. п. все большее развитие получает "фирмен­ное" обслуживание - удовлетворение интересов и потребностей чле­нов коллектива в тех или иных видах социально - культурной дея­тельности, предоставление фирмой своим сотрудникам целого ком­плекса услуг социально - культурного содержания: организации посещения выставок, концертов, спектаклей, спортивных соревнований, проведения спортивно-оздоровительных мероприятий, вплоть до от­дыха в здравницах, использования спортивных площадок, саун и т. д.; содействия в приобретении видеокомплексов, аудиосистем и других предметов домашней "индустрии досуга". Однако подчеркнем, что уровень "фирменного" социально - культурного обеспечения зависит не только от социально - экономического положения коллектива, эф­фективности его трудовой деятельности, но и от определенного уровня коллективного мышления, ценностей и социальных норм, проявляю­щихся в коллективных интересах.

Социально взвешенная политика трудового коллектива в сфере культуры и досуга определяется сущностными чертами этого коллек­тива. Прежде всего, коллектив выступает в качестве носителя группо­вых целей, определенных принципов деятельности и поведения, эти­ческих и эстетических норм и ценностей. Уровень коллективного соз­нания, как важнейшего фактора, определяющего его отношение к культуре, включает в себя нравственные установки и мотивы поведе­ния.

Организация корпоративных мероприятий

Корпоративное мероприятие– это действие организатора, направленное на сплочение своего коллектива в целях достиже­ния больших успехов в основной деятельности.

Корпоративные мероприятия способствуют сплочению коллектива, повышению мотивации сотрудников, внедрению требуемых моделей поведения, информированию персонала, а также формированию планов и подведению итогов. Это осо­бенно важно в связи с тем, что в последнее время наметилась тенденция рассматривать сотрудников компании как внутренних клиентов, о которых необходимо заботиться.

Все корпоративные мероприятия отличаются по трем признакам: повод и цели, количество гостей, бюджет. Их можно считать основополагающими для определения масштаба события. Цели мероприятий должны меняться последовательно и попутно решать задачи кадровой полити­ки (таблица 4).

Таблица 4

Этапы развития компании и цели корпоративных мероприятий

Этапы развития компании Цели мероприятий
1. Рождение компании Знакомство сотрудников, введение норм поведения, ценностей и целей организации
2. Развитие компании Сплочение команды, мотивация
3. Первые результаты Выявление «своих героев», декларирование модели поведения в команде, обозначение новых «вершин»
4. Ротация персонала   Обучение, совмещенное с праздником (полная погруженность в атмосферу компании)
5. Юбилей Объединение, укрепление корпоративного духа
6. Результаты Демонстрирование ценности и значимости вклада каждого сотрудника, поощрение, стимулирование; официальная поддержка инициативности

Некоторые компании проводят обучение персонала за рубежом, в этом случае сам процесс профессиональной подготовки выступает как поощрение. Такую же роль вы­полняют приглашения на некоторые статусные мероприятия в организациях с боль­шим числом сотрудников. Если цель корпоративного события – внедрение социаль­ной политики компании, то обычно проводятся праздники спортивного характера, либо вечера для ветеранов – родственников работников организации, либо детские праздники (1 июня, 1 сентября). В любом случае, непременное условие таких встреч – участие сотрудников компании в развлекательной части.

Подчеркнем, что повод и цель мероприятия – не одно и то же. Точное опреде­ление целей торжества – это, во-первых, следование генеральной стратегии кадровой политики предприятия и, во-вторых, рациональное распределение бюджета.

Планируя корпоративное мероприятие, важно назначить организаторов и подго­товить все составляющие:

· календарный план;

· концепцию;

· место проведения;

· меню;

· приглашения;

· сувениры.

По окончании мероприятия оценивается его эффективность.

Корпоративные мероприятия в Государственном учреждении «Управление противопожарной службы и гражданской защиты» г. Сыктывкара Республика Коми проводятся:

· для стимулирования чувства коллективизма;

· раскрытия творческих способностей у сотрудников;

· отдыха;

· улучшения атмосферы в коллективе (снятие стресса, напря­женности в межличностных отношениях).

Следствием проведения такого мероприятия является не только укрепление командного духа, но и поощрение стремле­ния сотрудников к карьерному росту в учреждении за счет новых идей и стимула к работе, причем необходимое условие – совместное участие в нем сотрудников организации. Оно обладает также функциональной обособленностью и является дополнением к традиционному процессу работы.

В зависимости от цели, поставленной организато­рами, корпоративные мероприятия подразделяются на:

· деловые (собрания коллектива, встречи, съезды);

· популярные (благотворительные и рекламные акции);

· развивающие (тренинги, семинары, конференции);

· командообразующие (курсы, совместные походы);

· спортивные (соревнования, турниры, забеги);

· развлекательные (корпоративные праздники и вечеринки, внутрифирменные лотереи и розыгрыши, шоу, концерты, клубы по интересам, выезды на природу);

· торжественные (юбилеи, вручение наград и т.д.).

По составу участников корпоративные меропри­ятия в учреждении разделяются:

· на внутренние (закрытые) – принимают участие только со­трудники учреждения;

· семейные – к участию допускаются члены семей сотрудни­ков учреждения;

· открытые – с участием приглашенных лиц (деловых парт­неров, представителей власти, средств массовой информа­ции).

По месту проведения:

· на собственной территории (конференц-зал, банкетный зал, актовый зал, кабинет);

· выездные (гостиница, пансионат, дом культуры, теплоход).

По типу организации корпоративные праздники в государственном учреждении можно условно разделить на:

Банкетные мероприятия. Это самый часто встречающийся тип организации праздника. Выбирается по причине своей «традиционности», привычности. Проводится в ресторанах, банкетных залах. Надо сказать, что в специфичных российских условиях организовать его так, чтобы консолидирующим фактором стал фактор корпоративности, а отнюдь не алкоголь, порой непросто. При выборе этого типа праздника особое внимание следует уделить программе банкета, разнообразив её включениями развлекательных мероприятий на корпоративную тематику, как-то: шутливые викторины по истории организации и блеф-туры по специфике занятий, несерьезные награждения «ярких» сотрудников организации забавными призами и тому подобное.

Загородные мероприятия. К праздникам такого типа можно отнести, как выезды «на шашлыки» всем коллективом фирмы, так и развернутые «дни организации», которые могут занимать целый уикенд и обычно проходят в пригородных пансионатах, гостиницах. Как правило, все они проводятся не в банкетных условиях и включают в себя спортивные или околоспортивные состязания. Роль еды и алкоголя в этих мероприятиях не столь довлеющая, как в «банкетных» построениях. Проводятся такие праздники обычно поздней весной и летом.

Семейные мероприятия. Отличительной особенностью таких мероприятий является приглашение членов семей сотрудников организации. Как и «загородные» мероприятия, «семейные», за редким исключением, проводятся на открытом воздухе. Крупные (особенно производственные) предприятия проводят такие праздники на своей территории. Правильно спланированное торжество такого типа включает в себя: короткую экскурсию по производству (офису) – домочадцам сотрудников рассказывают и показывают где и как работают их родственники; развлекательную либо соревновательную программу.

Причем следует упомянуть, что если речь не идет об устройстве семейных стартов (типа «Мама, папа, я - спортивная семья»), необходимо

разделить праздник на два потока: детская программа и взрослая программа. Пересечение и временное слияние этих «потоков» не исключается и даже желательно, но, важно понимать, что, по сути, это разные программы. Попытки построения компромиссной, сводной программы и для взрослых и для детей, особенно при количестве гостей, исчисляющимся сотнями, заранее проигрышны.

Презентации. Данный вид праздника, как правило, посвящается открытию организации, филиала, продвижению нового бренда и пр. Если презентация не направлена на случайную публику, то подобный тип торжеств обычно не имеет развлекательной программы, а имеет четкую линию выступлений и речей, и помимо членов коллектива на мероприятии присутствуют пресса, потенциальные и реальные партнеры или потенциальные клиенты.

Концертная, конкурсная программа. Упор делается на «корпоративные» конкурсы и викторины, эстрадные номера становятся дополнительным «украшением». Стоит добавить, что «концертный» вариант подразумевает необходимость установки сценического

помоста и звуковой аппаратуры достаточной мощности.

Поход в театр всем коллективом. Поход в театр всем коллективом. Из зрителей нет ни одной незнакомой личности. Прогуливаясь в антракте в фойе, все друг другу раскланиваются, приветливо улыбаются. Ощущение возвышенности гарантировано.

Корпоративная спартакиада. Праздник начинается с зажигания «Олимпийского огня». Затем формируются команды, и проводится веселая жеребьевка. Соревнования проходят с соблюдением всех олимпийских ритуалов. Спортивные состязания проходят по различным спортивно-развлекательным конкурсам. После завершения соревнований – церемония награждения.

Победившее подразделение получит «Олимпийский кубок» с памятной надписью и логотипом фирмы. Все остальные участники соревнований будут награждены специальными медалями и кубками с шутливыми титулами и ироничными званиями.

В этом случае возможна организация турнира по одному или нескольким видам спорта. Причем соревнования могут проводиться, как по «олимпийским» (футбол, волейбол, бег), так и по «не-олимпийским» (пейнтбол, гонки на водных мотоциклах, футбол в воде) видам спорта. Возможна организация судейства, проведения «чемпионата фирмы» и т. п.

Есть ряд сюжетов, пользующихся особой симпатией:

· «Оскар» - награждение сотрудников в разных номинациях.

· «Пионерский лагерь», «Пионерская зорька» - возвращение в детство (летняя тема).

· «О спорт! Ты - мир!» - спортивные соревнования, Олимпиада, пейнтбол, боулинг и т.п.

· Национальные вечеринки (украинская, коми, татарская и т.д.).

· ТВ-программы («Поле чудес», «Угадай мелодию», «Слабое звено», «Кто хочет стать миллионером», «Самый умный», «Фабрика звезд», «КВН», «Форт Баярд»).

· Дискотека 80-х.

· Корпоративный мюзикл/капустник.

Любую тему можно интересно и оригинально обыграть. Главное - активизировать коллег, привлечь к игре как можно больше сотрудников. С этой целью следует заранее продумать роли для всех приглашенных; подготовить номера - сольные или исполня­емые всем отделом; идеальный вариант команды - микс из сотрудников разных под­разделений (что как раз и будет представлять собой тимбилдинг).

В успешности корпоративного мероприятия многое решает корректно составлен­ный план подготовки мероприятия, к тому же он позволяет сэкономить и время, и деньги. Важно назначить ответственного за каждый пункт программы. Особо следует продумать ход масштабно отмечаемых праздников. К примеру, наша организация заботится о проведении корпоративного Нового года уже в июле.

Итак, рассмотрим пункты, которые важно учесть, планируя организационное ме­роприятие:

1. Определение следующих факторов:

· повод и цели мероприятия;

· бюджет;

· дата проведения;

· количество гостей.

2. Выбор места проведения:

· осмотр (свет, звук, гримерные, электричество, гардероб и туалетные комнаты);

· бронирование;

· определение координатора по площадке;

· тест-драйв» - посещение площадки во время проведения на ней мероприятия.

3. Развлекательная часть:

· согласование и утверждение сценария;

· определение координатора по развлекательной части;

· выбор ведущего;

· выбор номеров и артистов для развлекательной части;

· репетиция развлекательной программы с участием сотрудников (каждая группа вы­ступающих репетирует отдельно, при этом «включается» соревновательный дух).

4. Стол:

· выбор ресторана/кафе/кейтеринга;

· определение координатора;

· составление и утверждение меню;

· дегустация и согласование сервировки стола;

· решение вопроса с алкоголем.

5. «Детали»: приглашения, телефонные звонки. Разработка дизайна и изготовление приглашений, визиток на стол.

6. Сувениры. Определение количества призов и т.д., если предполагаются конкурсы; закупка или изготовление призов и сувениров.

Накануне праздника – проведение генеральной репетиции всего мероприя­тия. Артисты в ней могут не участвовать - они обязаны знать свои роли отлично (ведь их работа оплачивается).

После определения повода и целей торжества следует решить, кто будет занимать­ся организацией праздника. Возможных вариантов немного: сотрудники компании или внешнего провайдера - event-агентства, либо же задача решается совместными усилиями (таблица 5). Таблица 5

Организация корпоративного мероприятия

Организация мероприятия Преимущества Недостатки
Своими силами · соответствие результата ожи­даниям и целям; · экономия денег; · соответствие корпоративной культуре; · самореализация сотрудников, участвующих в подготовке и проведении праздников · большие затраты сил, времени; · частые конфликты из-за нечетко распи­санного функционала; · отсутствие необходимого опыта и связей  
С помощью event-агентства · креативность; · профессиональный подход; · экономия времени; · престижность; · ответственность провайдера (есть с кого спросить}   · дороговизна услуги (иногда неоправ­данная); · несоответствие корпоративной культуре; · невовлеченность сотрудников компании в процесс; · проблема неправильного выбора под­рядчика; · формализм мероприятия

Место проведения зависит от многих факторов: сезон, статус мероприятия, количество гос­тей, бюджет и др. В теплое время года предпочтительны открытые площадки, в хо­лодное - решающим фактором становится количество приглашенных. Главное - при выборе места обратить внимание на следующие моменты:

· вместимость зала;

· его вид, эстетика;

· наличие удобств;

· если это открытая площадка - возможность перемещения под крышу в случае не­предвиденных погодных условий;

· сцена;

· световое и звуковое сопровождение (требует ли это дополнительных затрат);

· танцпол;

· подсобные помещения для кейтеринга (с подводом электричества на 220 и 380 Вт);

· охрана;

· местонахождение;

· безопасность участников/зашита от несчастных случаев.

Хорошее меню для любого торжества - это половина успеха. Конечно, и перечень блюд, и сервировка зависят от суммы, которой располагают организаторы. Но также в этом вопросе важно учитывать следующее:

· возрастной состав участников;

· продолжительность мероприятия (если программа длительная, а сервировка пред­полагает отсутствие сидячих мест, то будет много недовольных).

Меню обязательно предварительно согласовать с рестораном. Следует помнить, что среди гостей могут быть вегетарианцы, мусульмане, евреи и православные, соб­людающие пост, поэтому следует позаботиться о них.

Вид сервировки выбирается в зависимости от нескольких условий. К примеру, фуршет уместен на пресс-конференциях, презентациях нового товара или услуг. Банкет - самая торжественная и дорогая серви­ровка на статусных мероприятиях, например, юбилее компании или ее руководителя.

Наибольшей популярностью сегодня пользуется шведский стол с посадкой. Эта сервировка, во-первых, дает гостям возможность выбора блюд; во-вторых, вполне подходит для длительных вечеров; в-третьих, экономически выгодна. При этом цель такого мероприятия может быть какой угодно.

Чтобы организация торжества была безупречной, следует тщательно подготовить приглашения. При этом важны следующие моменты:

· внешний вид приглашения должен отражать статус и стилистическую направлен­ность мероприятия;

· приглашения необходимо рассылать, как минимум, за 3 недели до дня проведения праздника. После этого нужно сделать 2 телефонных звонка: за 2 недели - с вопросами о том. было ли получено приглашение и планируют ли гости прийти; и за несколько дней до события - для подтверждения присутствия;

· в приглашении должны быть указаны: дата, время, регламент мероприятия, адрес и схема проезда (в идеале), на сколько персон рассчитано приглашение (одну или две);

· пригласительные билеты должны интриговать и создавать настроение. Важно, что­бы у получателя возникло стойкое ощущение, что если он не придет, то пропустит главный праздник в своей жизни. В некоторых организациях к приглашениям на кор­поративное торжество присоединяют лотерейные купоны.

Если серьезно подойти к подготовке приглашений, то можно считать, что вовремя пришедшие, одетые соответственно статусу мероприятия и с хорошим настроением гости - гарантированы. Они будут особенно довольны, если организация побеспокоит­ся об их доставке до места назначения - от работы, либо от ближайшей остановки (самые распространенные варианты). Некоторые организаторы составляют расписа­ние рейсов автобуса, и каждый отдел приезжает в указанное в пригласительном биле­те время. Таким образом, можно избежать толкотни и суеты.

Следующий пункт, который необходимо продумать, - памятные сувениры. Уди­вить офисными подарками сегодня трудно, поэтому предпочтительнее дарить что-то нестандартное. Главное - сувенир должен вызывать улыбку.

Заканчивать официальную часть мероприятия принято за два часа до оговорен­ного в пригласительных билетах времени. Традиционно последние «аккорды» вече­ра - награждения по результатам лотерей и конкурсов. В приглашении на праздник должно быть указано расписание всех интересных событий вечера, а также время его окончания. Нелишним будет побеспокоиться о дежурстве милиции, скорой помощи, дополнительной охраны.

Чтобы провести следующее торжественное событие на высоком уровне, нужно под­вести итоги предыдущего. Это поможет не только в качественном развитии корпо­ративной «индустрии» проведения праздников, но и в достижении управленческих целей.

Во-первых, результаты должны оценить сами организаторы, ведь только они знают, получилось ли то, что было задумано.

Во-вторых, нужно поинтересоваться мнением участников мероприятия, т.е. гостей. Для этого эффективно использовать анкету, содержащую 8-10 вопросов (не больше). Можно попросить сотрудников оце­нить прошедшее событие по нескольким критериям по 5-балльной шкале. Желательно оставить пустые строки для дополнительных высказываний. Если анкета будет ано­нимной, то возможность получить достоверную, эмоциональную оценку увеличится. В противном случае велика вероятность социально-ожидаемых ответов.

Для укрепления отношений в коллективе и решения кадровых управленческих задач желательно, чтобы организаторы праздничных мероприятий делали акцент на формировании корпора­тивных традиций. При этом важную роль играют желание придумывать праздники и создавать высокий эмоциональный настрой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: