Семья – ведущий социокультурный институт

Семья как ячейка общества. Функции семьи

Семья представляет собой сложное социальное образование и потому многозначное: с одной стороны, понятие социального института раскрывает значение семьи в широкой социальной перспективе во взаимосвязи с другими социальными институтами и с социальными процессами изменения, развития, модернизации, а с другой стороны понимание семьи как малой социальной группы сфокусировано на закономерностях становления, функционирования и распада семьи как автономной целостности.

Значимость семьи как субъекта социокультурной деятельности объясняется прежде всего тем, что это непосредственная актуальная причина всего образа жизни общества в целом, ведь в этой деятельности, относительно независимо взаимодействует внутренняя и процессуально-внешняя деятельность.

Совершенно ясно то, что во все времена, в том числе и сегодня, крайне важна стабильность семьи, которая одновременно зависит и от внутренних взаимодействий и от внешних социокультурных влияний.

Новые экономические отношения в России создали многие трудности и проблемы для современной семьи. Это и снижение жизненного уровня большого числа семей, падение морально-нравственных устоев, идеалов и ориентиров семьи. Растет число семей, в которых родители ведут асоциальный образ жизни и в которых дети предоставлены самим себе.

Все это ставит на повестку дня вопросы поиска путей объединения, укрепления семьи, которая в наше непростое время может стать оплотом эмоциональной защищенности человека.

Объединяющим началом семьи может стать совместная досуговая деятельность детей и взрослых. Организация внутрисемейного досуга, а также организация семейного досуга в учреждениях культуры помогут семье увлекательно и творческая проводить свой досуг и решить целый комплекс проблем.

В жизни каждого человека семья занимает особое место. Сегодня в современном цивилизованном мире состояние семьи оценивается как критическое. Разрушительные последствия проводимых реформ в нашей стране болезненно сказались на семье. двадцатый век стал веком распада семьи. Это - увеличение числа разводов, низкий уровень рождаемости, увеличение числа незаконнорожденных детей, рост числа абортов, падение нравов, алкоголизм родителей.

Неустроенность семьи порождает обездоленность детей и подростков, бездомность, алкоголизм, наркоманию и психологические конфликты. Все это говорит об упадке семьи. А если рушится семья, рушиться личность, кризис грозит государству.

Семья - это самая малая ячейка общества, социальный институт, который представляет собой совокупность брачных и родственных отношений, состояние общества.

Семья формирует личность в зависимости от ее культурного, социального и духовного уровня, в свою очередь условия в семье, жилье, гигиена, особенности жизни, увеличение семьи - все зависит от социальной политики государства.

С целью обратить внимание на проблемы современной семьи, осмыслить их в философском, религиозном, психолого-педагогическом, социально-экономическом и других аспектах, был учрежден Международный день семьи, отмечаемый ежегодно 15 мая.

Существует и определенная государственная политика по отношению к семье. Приняты и принимаются различные законы, указы, постановления и прочие документы на различных уровнях, которые регулируют взаимоотношения семьи и государства. Это, прежде всего, «Семейный кодекс», в котором определяется статус семьи и приоритеты государственной политики в отношении нее. Еще одним документом является Указ президента от 5 мая 1992 года «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», Указ «О социальной поддержке одиноких матерей и многодетных семей».

Существует еще целый ряд законодательных актов, в которых регулируются взаимоотношения государства и семьи. Но очень часто не отработаны механизмы реализации того или иного законодательного акта, нет средств на реализацию или отсутствует исполнительная дисциплина, а чаще всего и то, и другое, и третье вместе.

Сегодня семья стала предметом изучения многих наук: философии, права, социологии, психологии, педагогики, медицины, экономики в т.д. Каждая наука имеет свой предмет исследования, свои аспекты изучения семейно-брачных отношений и позиции различных функций семьи, важнейшими из которых являются:

· репродуктивная функция рождение детей);

· воспитательная функция (воспитание детей, передача знаний, умений, навыков, норм, ценностей, духовное воспроизводство);

· производственно-хозяйственная (профессиональная деятельность, организация быта и ведение хозяйства);

· коммуникативная (внутрисемейное общение, общение посредством СМИ, видами искусства, окружающей природой и т.д.);

· организация досуга.

Основные функции современной семьи можно представить в виде следующей таблицы. Таблица 1

Функции современной семьи

Сфера семейной деятельности Общественные функции Индивидуальные функции
Репродуктивная Биологическое воспроизводство общества Удовлетворение потребности в детях
Воспитательная Социализация молодого поколения. Поддержание культурной непрерывности общества Удовлетворение потребности в родительстве, контактах с детьми, их воспитании
Хозяйственно-бытовая Поддержание физического здоровья членов общества Получение хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других членов семьи, уход за детьми
Экономическая Экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества Получение материальных средств одними членами семьи от других (в случае нетрудоспособности или в обмен на услуги)
Первичного социального контроля Моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также ответственное отношение между супругами, родителями и детьми, поколениями Формирование и поддержание правовых и моральных санкций за аморальное поведение и нарушение норм взаимоотношений между членами семьи
Духовного общения Развитие личности членов семьи Духовное взаимообогащение членов семьи. Укрепление дружеских основ брачного союза
Социально-статусная Предоставление определенного социального статуса членам семьи Воспроизводство социальной структуры Удовлетворение потребностей в социальном продвижении
Досуговая Организация рационального досуга. Социальный контроль в сфере досуга Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимообогащение досуговых интересов
Эмоциональная (психотерапевтическая) Эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия Получение индивидами психологической защиты, эмоциональной поддержки в семье. Удовлетворение потребностей в личном счастье и любви
Сексуально-эротическая Сексуальный контроль Удовлетворение сексуальных потребностей
Самосохранитель-ная (интегральная) Баланс всех функций семьи на основе достижения безопасного, здорового, полноценного существования членов семьи в отдельности и вместе как социальной группы. Удовлетворяет потребностям индивидуального и коллективного выживания и составляет основу единства интересов местного сообщества.

На различных этапах развития семьи значимость тех или иных функций изменяется: что-то ставиться определяющим, что-то отходит на второй план. Все зависит от того, какие задачи стоят перед семьей на данном этапе ее развития.

В своем развитии семья проходит ряд этапов. Это:

· вступление в брак;

· рождение первого ребенка;

· окончание деторождения (последний ребенок);

· «пустое гнездо» (выделение из семьи последнего ребенка);

· прекращение семьи со смертью одного из супругов.

Одним из условий существования семьи являются взаимоотношения в семье. Как рождаются и воспитываются дети, как ведется хозяйство, как удовлетворяются интересы всех ее Членов. Взаимопонимание, уважение, поддержка, понимание определяют взаимоотношения.

Взаимоотношения в семье зависят от традиций общения, экономического и социального состояния общества, зависимости семьи от общества, участия супругов в ведении хозяйства, в общественном производстве, от типа семьи: многодетная, бездетная.

Однако, нормальному функционированию и развитию семьи в России мешают многие трудности и проблемы. Некоторые из них порожденных болезненным переходом к рыночным отношениям,что привело к резкомуснижению жизненного уровня большого числа семей.

Несмотря на объективные трудности социально-экономического характера, помочь людям создать более гармоничную Семью, в которой существовали бы условия для развития каждого из ее членов, задача вполне посильна для досуговых учреждений и самой семьи.

Организация внутрисемейного досуга

Как отмечалось ранее, семья - это первое социальное окружение, в котором человек усваивает нравственные ценности, получает первые знания и обретает основные умения и навыки деятельности и общения, с которыми он входит в мир. Поэтому все то, что недополучено в детстве, е большим трудом восполняется, а иногда и не восполняется совсем, в дальнейшей жизни. И потери эти, во многом, являются следствием того, что в семье отсутствует совместная досуговая деятельность.

Организация совместной досуговой деятельности родителей и детей, прежде всего, дело самой семьи. Этот процесс в каждой семье проходит по- разному и зависит от следующих факторов:

· полноты семьи;

· ее материального благополучия;

· количества членов семьи;

· уровня образованности и культуры родителей;

· субкультуры самойсемьи;

· продолжительности времени, уделяемого родителям ребенку в сфере досуга.

Совместное проведение досуга может стать объединяющим началом семьи. Во все времена существовала традиция проведения досуга в семейном кругу. И в давние времена, и сегодня принято ходить всей семьей в театр, кино, совершать лыжные прогулки, кататься на коньках, путешествовать и т.д. Но, опросы общественного мнения свидетельствуют о том, что 2/3 семей вообще не имеют каких-либо влечений и не умеют интересно и содержательно проводить досуг.

Ведущим видом деятельности при организации семейного досуга должна стать игра и театрализация. Через эти виды ребенок с огромной радостью переживает процесс познания и научения. Он научается нормам поведения, получает положительные эмоции, У него формируются зачатки художественного вкуса. В процессе игровой деятельности рождается общение между детьми и родителями. Когда в игровую ситуацию включаются взрослые и дети, то это способствует многостороннему развитию выдумки, фантазии, инициативы. В этом виде деятельности усваиваются элементы творческой деятельности и развиваются художественные способности, Но, к сожалению, часто игровая деятельность детей не пересекается с досуговой деятельностью родителей.

Творчество детей должно развиваться при активном участии взрослых. Многие родители в часы досуга занимаются музицированием, живописью, лепкой, осуществляют разнообразные инсценировки и т.д.

Самые яркие впечатления остаются у детей тогда, когда они вместе с родителями путешествуют и отдыхают, дети с восторгом рассказывают о том, как они вместе с родителями собирали грибы, удачи рыбу, купались. Выездки па природу, ночевки в лесу с костром - все это важнейшее средство воспитания и сплочения семьи. Опыт наблюдения за природой развивает чувство гармонии, цвета, пространства, обогащает воображение и развивает фантазию.

Чрезвычайно плодотворно влияет на формирование мышления и деятельности ребенка рисование, чтение книг и здесь родители не должны оставаться в стороне.

Посещение картинных галерей, спектаклей, музеев, выставок - все это укрепляет семью, формирует у членов семьи художественный вкус и делает досуг семьи содержательным и интересным, а также дает большой материал для совместных дискуссий на различные темы, в том числе и нравственно-этические и эстетические.

Родители должны не только осуществлять совместную досуговую деятельность по потреблению культурных ценностей, но и общаться с детьми по поводу увиденного и услышанного. Это может быть обсуждение со своими детьми прочитанных книг, журналов, просмотренных телепередач, художественных фильмов и др.

Особое место в организации семейного досуга занимают дни рождения и юбилеи членов семьи, домашние утренники, семейные праздники. Совместное творчество детей и взрослых, формирование способности быть организатором дают определенную досуговую квалификацию, умение содержательно организовать досуг всех членов семьи. Все это помогает решить множество воспитательных задач и обогащает семейный досуг.

Таким образом, объединяющим началом семьи может стать совместная досуговая деятельность всех членов семьи. Семья, являясь источником первоначального развития природных свойств человека и основой формирования и развития его возможностей и способностей, будет оказывать существенное воздействие на формирование и развитие подрастающего поколения, если совместная культурно-досуговая деятельность взрослых и детей будет носить активный характер.

Основные направления и формы работы учреждений культуры с семьей

Наряду с семьей проблему организации увлекательного и творческого досуга призваны решать различные социальные институты: дошкольные учреждения и учебные заведения, средства массовой информации, общественные организации и учреждения культуры, в том числе и клубные учреждения.

Всю деятельность клубных учреждений по работе с семьей можно разделить на несколько направлений.

Первое направление - организация пропаганды педагогических знаний среди родителей. Сегодня родители должны обладать определенными знаниями но педагогике и психологии, так как дети в силу определенных причин становятся все более Сложными. И с проблемами, которые возникают у детейчаще всего первыми, Сталкиваются родители. Определенные звания в вопросах психологии и педагогики помогут им разрешить трудные ситуации более грамотно и эффективно.

Формы проведения занятий должны быть разнообразными, с использованием видеоматериалов: лекции, беседы, консультации, ролевые игры, тренинги, дискуссии, тематические программы и т.д.

Пропаганду педагогических знаний среди родителей клубные учреждения могут осуществлять совместно с обществом «Знание», школой, учреждениями дополнительного образования и т.д.

Второе направление работы с семьей - включение в совместную досуговую деятельность всех членов семьи. Это, прежде всего, проведение семейных дней отдыха с использованием таких программ, как «Папа, мама, я – дружная семья», «Папа, мама, я - мастеров семья», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Бабушки и внучки» и т.д. Это привлечение семей к участию в народных праздниках и гуляниях, экскурсиях. Одной из наиболее действенных форм работы в этом направлении являются семейные клубы: игровые, коммуникативные, туристические, спортивные, педагогической, творческой или иной направленности.

Третье направление - развитие творческого потенциала семьи и пропаганда семейного творчества. В рамках этого направления могут проводиться концерты, конкурсы, смотры, фестивали и выставки семейного творчества.

Одним из направлений работы с семьей может стать пропаганда ценностей семейной жизни, формирование семейных традиций, В этой связи уместно проведение семейно-бытовых обрядов: помолвки, свадьбы, чествование золотых и серебряных юбиляров ит.п. Основным поводом для работы с семьей является Международный день семьи, отмечаемый 15 мая и день матери, отмечаемый в последнее воскресенье ноября. В центре внимания досуговых программ, посвященных этим дням, должны быть молодая семья, многодетная семья, солдатские матери, матери детей-инвалидов, одинокие матери.

По форме это могут быть тематические вечера и вечера отдыха, конкурсные и сюжетно-игровые программы, семейные балы, концерты и т.д.
Организация содержательного отдыха семьи должна осуществляться всеми средствами, формами и методами досуговой деятельности. Каждое учреждение, исходя из своих особенностей и интересов своей аудитории, может строить работу разнообразно для дела укрепления семьи.

Таким образом, клубные учреждения решают ряд актуальных задач по организации семейного досуга, распространения среди родителей передового опыта семейного воспитания, включая в досуговое время препровождения всех членов семьи, развивая творческий потенциал семьи, пропагандирует семейное творчество всеми доступными формами, средствами и методами. При этом всегда остается индивидуальный и дифференцированный подход к семьям различного типа.

Общество в целом не может быть здорово, если нездорова такая его ячейка как семья. В этой связи приходит осознание правоты слов Фридриха Адлера о том, что «...семья - это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества».

Как социальный институт, семья выполняет ряд функций, которые вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления. Каждый этап в развитии семьи связан с утратой одних и возникновения других функций.

Семья находится под защитой государства и связана с обществом, государством, государственными и общественными организациями и учреждениями тысячами нитей. Взаимоотношения семьи и государства регулируются целым рядом законодательных законов, указов, актов.

Однако нормальному развитию семьи в нашем обществе способствует не только государственная политика, но и внимание к семье со стороны других социальных институтов, в том числе и культурно-досуговых учреждений. Наряду с семьей, которая самостоятельно организует внутрисемейный досуг, досуговые учреждения решают целый комплекс задач по организация семейного досуга, направленных на укрепление семьи, создания в семье атмосферы терпимости, взаимопонимания, взаимоуважения и любви.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: