Социально-культурное творчество – особая форма функционирования культуры
Необходимость переосмысления самодеятельного массива творческой человеческой деятельности в современных условиях определяется следующими обстоятельствами:
• творческие личности составляют основной ресурс общества, являются стратегическим потенциалом его развития и конкурентоспособности. Ни стратегический ядерный потенциал, ни природные ресурсы, ни политический строй не в состоянии обеспечить условия сохранения и развития экономики, разработки и внедрения современных технологий. Творческие личности создают новые информационные технологии, осуществляют научные исследования, представляют художественно-творческую среду – культурное пространство функционирования и развития искусства, обеспечивают культурную преемственность;
• важнейшую составляющую содержания культурной жизни различных социальных групп представляет досуг, обеспечивающий компенсационный ресурс самореализации личности в индивидуальной и групповой формах, условия ее социализации, национальной и социально-культурной идентичности. Тенденция к доминированию досуговой квалификации в различных сферах деятельности характерна для многих наиболее развитых в экономическом отношении стран и, очевидно, является следствием информатизации общественной жизни. Иными словами, досуг из чисто человеческого фактора обретает черты информационно-экономической составляющей общественного развития;
• человеческая активность, в том числе и не продиктованная жизненными потребностями, может носить различный характер. Современное общество в силу его структурной сложности вряд ли может позволить себе роскошь бессмысленного социального и иного экспериментаторства, грозящего дезинтеграцией и разрушением системы. Поэтому проблема заключается в создании условий, позволяющих «преобразовать» и использовать «хаотичную энергию» в социально-значимых целях;
• современные информационные технологии качественно меняют структуру и содержание творческой деятельности. С детских лет знакомство с электронными играми и развивающими программами создает условия органичного включения личности в новую информационную среду. Компьютер как инструмент творчества позволяет развивать художественные, научно-технические, социально-коммуникативные способности личности. В то же время он нивелирует фактор традиционного противопоставления «профессионального» и «любительского» творчества. Современные программы позволяют «творить» без затраты ресурсов на освоение навыков и технологии значительного числа видов профессиональной деятельности.
Данные позиции позволяют переосмыслить как традиционные, так и уточнить современные представления о природе и сущности самодеятельного творчества.
Термин «самодеятельность» возник в немецкой протестантской философии в 16 веке. Selbsttatigkeit (сам + деятельность) – в первичном значении означал «самодеятельность», проявление личной инициативы. Широко использовался в теософских дискуссиях. В противовес религиозной догме, утверждавшей, что все свершается по воле божьей, сторонники новых взглядов отстаивали позицию ответственности человека за свое поведение, за себя и за свои поступки. Человек, по мнению последних, ответственен перед богом и людьми и сам делает сознательный выбор. Естественно, в такой ситуации необычайно важен был сам факт определения человеком своего поведения – делает ли выбор сам, т.е. самодеятелен или данный выбор продиктован внешними обстоятельствами, в том числе и принуждением.
В исследованиях 70-90-х гг. XX века Л.Г. Брылевой, П.Г. Былевского, В.П. Лаврентьева, А.П. Маркова, Е.И. Смирновой и других авторов самодеятельность рассматривалась как проявление личной инициативы, условие и реальность развития человека, личностная и социально-значимая ценность. Отмечалось, что самодеятельность может быть и социально- разрушительной в случае низкой культуры или социально-негативных установок субъекта.
Самодеятельность – деятельность, совершаемая человеком по внутренней потребности в реализации себя, своих сил и способностей, потребности познать мир и воплотить себя в деянии. Но это не просто опредмечивание себя в продуктах труда, а воплощение в процессе саморазвития. Самодеятельность – внутренне детерминированная деятельность, которая не диктуется внешними причинами и побуждениями, но определяется внутренними потребностями, свойство и способ бытия наряду с внешне детерминированным.
На уровне философской методологии самодеятельность традиционно рассматривалась как самодвижение: движение, исходящее из внутренних противоречий, осуществляемое в противовес внешним воздействиям.
Мотивы творческой деятельности могут быть абсолютно различными – от утилитарно-рациональных до высоко духовных, могут быть осознаваемы или неосознаваемы как личностью, так и сообществом.
В культуре исторически сложились различные формы функционирования самодеятельности. Существуют мотивы – рекреационно-развлекательные или коммерческие, есть виды деятельности мотивированные традиционно-этически (например, связанные с религиозными и государственными праздниками) т.е. те, которые предписаны культурой и есть деятельность, которой людям просто нравится заниматься.
В таком случае определение социально-культурное (самодеятельное) творчество, понятия самодеятельное объединение, самодеятельность, социокультурная инициатива более адекватны сложившейся социокультурной реальности, культурно-репрезентативны, т.к. составляющие их элементы (оценки культурных явлений, образы мира, идеологии, схемы интерпретации событий и фактов и т.д.) обладают внутренней связностью.
Категории СКТ отражают составные компоненты единого культурного пространства. Самодеятельное и профессиональное творчество – единая культурная система. Профессионалы останутся без зрителей, читателей, слушателей, потребителей художественного продукта, а все мы без гражданского общества, основой которого являются общественные объединения граждан.
Это не означает отказа от категорий «любительство» или «народное художественное творчество». Дело в более четком определении границ данных явлений, отказе от необходимости в их неоправданно широком понятийном толковании и использовании в качестве одних из главных методологических постулатов теории социально-культурной деятельности.
В результате можно констатировать, что социально-культурное творчество – это особая форма функционирования культуры, которая проявляется как самодеятельная активность индивидов и социальных общностей.
Одна из категорий социально-культурного творчества – «самодеятельная сверхнормативная активность». Массив социально-культурной, творческой деятельности отличается от коммерческой, профессиональной, бытовой и они никогда не сольются. Степень включенности в творческий процесс может быть различной. Иногда «сверхвключенность» ломает личность, ставит ее на грань психического расстройства («мученики науки и искусства»). У иных досуговое творчество может быть увлечением молодости. Сверхнормативная активность – одно из основных условий творчества.
Несмотря на периодические социально-экономические кризисы этот феномен будет существовать. В кризисные периоды человек дополнительное время и усилия отдает заработку, но все равно до конца от увлечения не уйдет. Любители – это еще и публика для профессионалов, они востребуют профессионализм – например, аудитория филармонии. Но данная потребность в творчестве редко возникает сама по себе. Ее необходимо формировать. Крупнейшие любители и меценаты России содержали театры, создавали картинные галереи и тем самым формировали вкусы публики, стимулировали художественное творчество. Особое место в этом процессе занимают различные досуговые творческие объединения и, безусловно, семья.
В контексте социализирующих процессов «самодеятельность» предстает как фактор активной социализации личности, освоения ею пластов культуры. Инновационный характер самодеятельности проявляется в процессе преодоления безнадежно устаревших, консервативных форм, или в творческих по своей природе видах деятельности, основанных на самореализации личности. Самодеятельные объединения являются и своеобразным полигоном, где апробируются модели будущих социальных и культурных форм.
Основными условиями социально-культурного творчества на индивидуально-личностном уровне выступают внутренние противоречия субъекта или факторы, играющие роль таких противоречий. Чаще всего это проявляется как напряженность потребностей, являющаяся основным источником внутренней активности. Следующее условие – свобода – физическая, экономическая, моральная как возможность поступать и действовать по своей воле, в соответствии со своими интересами и склонностями.
Третье условие – наличие внешних возможностей поступать в соответствии с внутренними побуждениями. Различные обстоятельства – отсутствие необходимых ресурсов, влияние и давление социальных структур или авторитетов, жизненные проблемы создают серьезные препятствия на пути творческой личности. Иногда энергия, затраченная на их преодоление, лишает смысла поставленную цель.
Внутренние возможности субъекта – определяются его интеллектуальным и нравственным потенциалом, образованностью, особенностями личности. Нередко творческий человек руководствуется мнимыми ценностями, иногда следует чужой воле, может быть внутренне раскрепощенным или скованным.
Следовательно, самодеятельность обладает рядом сущностных характеристик, признаков, которые обусловливают ее особую роль, определяют ее нишу в культуре. Первым из таких признаков выступает добровольная свободная деятельность. Безусловно, она реализуется по убеждению, по страсти. Руководство не исключается, если оно принимается добровольно.
Следующий признак – духовная мотивация. Ее определяет стремление человека быть совершенным, гармоничным, получить общественное признание, оценку. Экономические мотивы либо отсутствуют, либо вторичны. Добывание денег не является целью. В то же время некоммерческий характер мотивов деятельности не исключает материальное вознаграждение.
Целью не обязательно должен быть видимый результат. Социально-педагогическая цель – сам творческий процесс. Его сущность – развитие личностного потенциала человека, его изменение в сторону всесторонности, целостности, универсальности, раскрытие сил и способностей, приобретение навыков и умений.
В качестве последнего признака следует выделить феномен субъективно-значимой самореализационной деятельности. Зачастую продукт самодеятельного творчества не имеет объективной ценности. Стихи получились плохие, театральная постановка провалилась, созданный агрегат не работает. Личность, объединение подверглись насмешкам и остракизму.
Вопрос социальной оценки социально-культурного творчества, его прогрессивности или реакционности сложен. Оценка довольна условна. Демократы рубежа 80-90 гг. XX века были прогрессивны и патриотически настроенных лиц называли реакционной силой. В настоящее время оценки переменились. Очевидно, один из возможных критериев такой оценки – решение назревших общественных проблем.
Очевидно, не вполне оправданно в силу субъективно-значимой природы дифференцировать самодеятельность как общественно-значимую и малоценную, что практиковалось в советский период. Такой подход противоречит сущности самодеятельного творчества.
Самореализация не идентична воплощению себя в общественно-ценной деятельности. Суть в ее субъективной значимости для личности, в обеспечении условий ее роста, в реализации потребности в оценке, признании, уважении. Не секрет, что блокировка путей самореализации личности в социально-значимых видах деятельности и отсутствие необходимых условий побуждает ее искать альтернативные, чаще всего негативные варианты самоутверждения. Пьянство, наркомания, проституция и другие отклонения становятся формой выхода индивидуальной и, в специфических обстоятельствах, социальной энергии. В случае противопоставления личных целей социально-значимым возникает негативный характер самоосуществления. Саморазвитие каких-то качеств происходит и у преступника, но здесь налицо отчуждение субъекта от человеческих ценностей и от человеческого в самом себе.
В данном контексте можно сделать вывод о том, что социально-культурное творчество представляет собой деятельность индивидов, общественных объединений по удовлетворению потребностей в творческой самореализации личности. Объектом СКТ выступают самодеятельные объединения граждан, личность их участников. Предметом – содержание и различные формы инициативной деятельности индивидов и социальных общностей по удовлетворению социально-культурных потребностей в творчестве, самореализации, индивидуализации.
Субъектами СКТ выступают инициативные самодеятельные объединения граждан, их участники как коллективные субъекты, отдельные граждане, социальные структуры, обеспечивающие условия СКТ. Субъектом культурной политики в части обеспечения условий СКТ, поддержки особо значимых инициатив – является государство.