Общественные объединения граждан – основа гражданского общества

Социально-культурное творчество – особая форма функционирования культуры

Необходимость переосмысления самодеятельного массива творческой человеческой деятельности в современных условиях определяется следую­щими обстоятельствами:

• творческие личности составляют основной ресурс общества, являются стратегическим потенциалом его развития и конкурентоспособности. Ни стратегический ядерный потенциал, ни природные ресурсы, ни политический строй не в состоянии обеспечить условия сохранения и развития экономики, разработки и внедрения современных технологий. Творческие личности создают новые информационные технологии, осуществляют научные исследования, представляют художественно-творческую среду – культурное пространство функционирования и развития искусства, обеспечивают культурную преемственность;

• важнейшую составляющую содержания культурной жизни различных социальных групп представляет досуг, обеспечивающий компенсационный ресурс самореализации личности в индивидуальной и групповой формах, условия ее социализации, национальной и социально-культурной идентичности. Тенденция к доминированию досуговой квалификации в различных сферах деятельности характерна для многих наиболее развитых в экономическом отношении стран и, очевидно, является следствием информатизации общественной жизни. Иными словами, досуг из чисто человеческого фактора обретает черты информационно-экономической составляющей общественного развития;

• человеческая активность, в том числе и не продиктованная жизненными потребностями, может носить различный характер. Современное общество в силу его структурной сложности вряд ли может позволить себе роскошь бессмысленного социального и иного экспериментаторства, грозящего дезинтеграцией и разрушением системы. Поэтому проблема заключается в создании условий, позволяющих «преобразовать» и использо­вать «хаотичную энергию» в социально-значимых целях;

• современные информационные технологии качественно меняют структуру и содержание творческой деятельности. С детских лет знакомство с электронными играми и развивающими программами создает условия органичного включения личности в новую информационную среду. Компью­тер как инструмент творчества позволяет развивать художественные, на­учно-технические, социально-коммуникативные способности личности. В то же время он нивелирует фактор традиционного противопоставления «профессионального» и «любительского» творчества. Современные про­граммы позволяют «творить» без затраты ресурсов на освоение навыков и технологии значительного числа видов профессиональной деятельности.

Данные позиции позволяют переосмыслить как традиционные, так и уточнить современные представления о природе и сущности самодеятельно­го творчества.

Термин «самодеятельность» возник в немецкой протестантской философии в 16 веке. Selbsttatigkeit (сам + деятельность) – в первичном значении означал «самодеятельность», проявление личной инициативы. Широко ис­пользовался в теософских дискуссиях. В противовес религиозной догме, ут­верждавшей, что все свершается по воле божьей, сторонники новых взглядов отстаивали позицию ответственности человека за свое поведение, за себя и за свои поступки. Человек, по мнению последних, ответственен перед богом и людьми и сам делает сознательный выбор. Естественно, в такой ситуации не­обычайно важен был сам факт определения человеком своего поведения – де­лает ли выбор сам, т.е. самодеятелен или данный выбор продиктован внеш­ними обстоятельствами, в том числе и принуждением.

В исследованиях 70-90-х гг. XX века Л.Г. Брылевой, П.Г. Былевского, В.П. Лаврентьева, А.П. Маркова, Е.И. Смирновой и других авторов самодеятельность рассматривалась как проявление личной инициативы, условие и реаль­ность развития человека, личностная и социально-значимая ценность. Отме­чалось, что самодеятельность может быть и социально- разрушительной в случае низкой культуры или социально-негативных установок субъекта.

Самодеятельность – деятельность, совершаемая человеком по внутрен­ней потребности в реализации себя, своих сил и способностей, потребности познать мир и воплотить себя в деянии. Но это не просто опредмечивание се­бя в продуктах труда, а воплощение в процессе саморазвития. Самодеятель­ность – внутренне детерминированная деятельность, которая не дикту­ется внешними причинами и побуждениями, но определяется внутрен­ними потребностями, свойство и способ бытия наряду с внешне детер­минированным.

На уровне философской методологии самодеятельность традиционно рассматривалась как самодвижение: движение, исходящее из внутренних противоречий, осуществляемое в противовес внешним воздействиям.

Мотивы творческой деятельности могут быть абсолютно различными – от утилитарно-рациональных до высоко духовных, могут быть осознаваемы или неосознаваемы как личностью, так и сообществом.

В культуре исторически сложились различные формы функционирова­ния самодеятельности. Существуют мотивы – рекреационно-развлекательные или коммерческие, есть виды деятельности мотивированные традиционно-этически (например, связанные с религиозными и государственными празд­никами) т.е. те, которые предписаны культурой и есть деятельность, которой людям просто нравится заниматься.

В таком случае определение социально-культурное (самодеятельное) творчество, понятия самодеятельное объединение, самодеятельность, социокультурная инициатива более адекватны сложившейся социокультурной ре­альности, культурно-репрезентативны, т.к. составляющие их элементы (оценки культурных явлений, образы мира, идеологии, схемы интерпретации событий и фактов и т.д.) обладают внутренней связностью.

Категории СКТ отражают составные компоненты единого культурного пространства. Само­деятельное и профессиональное творчество – единая культурная система. Профессионалы останутся без зрителей, читателей, слушателей, потребите­лей художественного продукта, а все мы без гражданского общества, основой которого являются общественные объединения граждан.

Это не означает отказа от категорий «любительство» или «народное художественное творчество». Дело в более четком определении границ данных явлений, отказе от необходимости в их неоправданно широком понятийном толковании и использовании в качестве одних из главных методологических постулатов теории социально-культурной деятельности.

В результате можно констатировать, что социально-культурное творчество – это особая форма функционирования культуры, которая проявляется как самодеятельная активность индивидов и социальных общностей.

Одна из категорий социально-культурного творчества – «самодеятель­ная сверхнормативная активность». Массив социально-культурной, творче­ской деятельности отличается от коммерческой, профессиональной, бытовой и они никогда не сольются. Степень включенности в творческий процесс мо­жет быть различной. Иногда «сверхвключенность» ломает личность, ставит ее на грань психического расстройства («мученики науки и искусства»). У иных досуговое творчество может быть увлечением молодости. Сверхнорма­тивная активность – одно из основных условий творчества.

Несмотря на периодические социально-экономические кризисы этот феномен будет существовать. В кризисные периоды человек дополнительное время и усилия отдает заработку, но все равно до конца от увлечения не уй­дет. Любители – это еще и публика для профессионалов, они востребуют профессионализм – например, аудитория филармонии. Но данная потреб­ность в творчестве редко возникает сама по себе. Ее необходимо формиро­вать. Крупнейшие любители и меценаты России содержали театры, создавали картинные галереи и тем самым формировали вкусы публики, стимулировали художественное творчество. Особое место в этом процессе занимают различные досуговые творческие объединения и, безусловно, семья.

В контексте социализирующих процессов «самодеятельность» предста­ет как фактор активной социализации личности, освоения ею пластов культу­ры. Инновационный характер самодеятельности проявляется в процессе преодоления безнадежно устаревших, консервативных форм, или в творческих по своей природе видах деятельности, основанных на самореализации личности. Самодеятельные объединения являются и своеобразным полигоном, где апробируются модели будущих социальных и культурных форм.

Основными условиями социально-культурного творчества на индивидуально-личностном уровне выступают внутренние противоречия субъекта или факторы, играющие роль таких противоречий. Чаще всего это проявляет­ся как напряженность потребностей, являющаяся основным источником внутренней активности. Следующее условие – свобода – физическая, эконо­мическая, моральная как возможность поступать и действовать по своей воле, в соответствии со своими интересами и склонностями.

Третье условие – наличие внешних возможностей поступать в соответствии с внутренними побуждениями. Различные обстоятельства – отсутствие необходимых ресурсов, влияние и давление социальных структур или авто­ритетов, жизненные проблемы создают серьезные препятствия на пути твор­ческой личности. Иногда энергия, затраченная на их преодоление, лишает смысла поставленную цель.

Внутренние возможности субъекта – определяются его интеллекту­альным и нравственным потенциалом, образованностью, особенностями лич­ности. Нередко творческий человек руководствуется мнимыми ценностями, иногда следует чужой воле, может быть внутренне раскрепощенным или ско­ванным.

Следовательно, самодеятельность обладает рядом сущностных характеристик, признаков, которые обусловливают ее особую роль, определяют ее нишу в культуре. Первым из таких признаков выступает добровольная свободная деятельность. Безусловно, она реализуется по убеждению, по стра­сти. Руководство не исключается, если оно принимается добровольно.

Следующий признак – духовная мотивация. Ее определяет стремление человека быть совершенным, гармоничным, получить общественное признание, оценку. Экономические мотивы либо отсутствуют, либо вторичны. До­бывание денег не является целью. В то же время некоммерческий характер мотивов деятельности не исключает материальное вознаграждение.

Целью не обязательно должен быть видимый результат. Социально-педагогическая цель – сам творческий процесс. Его сущность – развитие личностного потенциала человека, его изменение в сторону всесторонности, целостности, универсальности, раскрытие сил и способностей, приобретение навыков и умений.

В качестве последнего признака следует выделить феномен субъектив­но-значимой самореализационной деятельности. Зачастую продукт самодеятельного творчества не имеет объективной ценности. Стихи получились пло­хие, театральная постановка провалилась, созданный агрегат не работает. Личность, объединение подверглись насмешкам и остракизму.

Вопрос социальной оценки социально-культурного творчества, его прогрессивности или реакционности сложен. Оценка довольна условна. Демократы рубежа 80-90 гг. XX века были прогрессивны и патриотически настро­енных лиц называли реакционной силой. В настоящее время оценки переме­нились. Очевидно, один из возможных критериев такой оценки – решение на­зревших общественных проблем.

Очевидно, не вполне оправданно в силу субъективно-значимой приро­ды дифференцировать самодеятельность как общественно-значимую и малоценную, что практиковалось в советский период. Такой подход противоречит сущности самодеятельного творчества.

Самореализация не идентична воплощению себя в общественно-ценной деятельности. Суть в ее субъективной значимости для личности, в обеспече­нии условий ее роста, в реализации потребности в оценке, признании, уваже­нии. Не секрет, что блокировка путей самореализации личности в социально-значимых видах деятельности и отсутствие необходимых условий побуждает ее искать альтернативные, чаще всего негативные варианты самоутвержде­ния. Пьянство, наркомания, проституция и другие отклонения становятся формой выхода индивидуальной и, в специфических обстоятельствах, соци­альной энергии. В случае противопоставления личных целей социально-значимым возникает негативный характер самоосуществления. Саморазвитие каких-то качеств происходит и у преступника, но здесь налицо отчуждение субъекта от человеческих ценностей и от человеческого в самом себе.

В данном контексте можно сделать вывод о том, что социально-культурное творчество представляет собой деятельность индивидов, общественных объединений по удовлетворению потребностей в творческой самореализации личности. Объектом СКТ выступают самодеятельные объединения граждан, личность их участников. Предметом – содержание и различные формы инициативной деятельности индивидов и социальных общностей по удовлетворению социально-культурных потребностей в творчестве, самореализации, индивидуализации.

Субъектами СКТ выступают инициативные самодеятельные объединения граждан, их участники как коллективные субъекты, отдельные граждане, социальные структуры, обеспечивающие условия СКТ. Субъектом культурной политики в части обеспечения условий СКТ, поддержки особо значимых инициатив – является государство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: