Предпринимательский риск и предпринимательская тайна

Характерным признаком предпринимательства является постоянный предпринимательский риск и ответственность. Эти понятия неразрывно связаны друг с другом. Предпринимательский риск представляет собой неопределенность, непредвиденность хозяйственно-финансовой деятельности. Он не всегда поддается экономической оценке.

В хозяйственной практике с учетом видов предпринимательской деятельности различают следующие основные виды экономического риска:

- производственный, связанный с выпуском товаров и услуг, с осуществлением любых видов производственной деятельности;

- коммерческий, связанный с процессом реализации товаров и услуг;

- финансовый, возникающий в сфере отношений рыночных субъектов с банками и другими финансовыми институтами. Чем выше отношение величины заемных средств к величине собственных средств, тем больше финансовый риск.

Предпринимательский риск складывается под влиянием объективных (внешних) и субъективных (внутренних) факторов. К внешним факторам риска относятся инфляция; изменение банковских %-ных ставок и условий кредитования; налоговых ставок и таможенных пошлин; изменения в отношениях собственности и аренды; в трудовом законодательстве. Внутренние факторы риска – связаны с ошибками и упущениями руководства и персонала предприятия.

Центральное место в оценке предпринимательского риска занимает анализ и прогнозирование потерь материальных и денежных ресурсов при осуществлении предпринимательской деятельности. Случайное развитие событий, оказание влияния на ход и результаты предпринимательства способны приводить не только к потерям в виде повышенных затрат ресурсов, но и снижению конечного результата.

Потери, которые могут быть в предпринимательской деятельности целесообразно разделять на следующие виды:

1. Материальные потери – проявляются в непредусмотренных предпринимательским проектом дополнительных затратах или прямых потерях оборудования, сырья, материалов, электроэнергии и др.

2. Трудовые потери – представляют потери рабочего времени, вызванные случайными непредвиденными обстоятельствами.

3. Финансовые потери – это прямой денежный ущерб, связанный с непредусмотренными платежами, выплатами штрафов, с уплатой дополнительных налогов, с потерей денежных средств и ценных бумаг. Финансовые потери могут быть при недополучении или неполучении денежных средств из предусмотренных источников, при невозврате долгов, неоплате получателем поставленной ему продукции, уменьшении выручки в следствие снижения цен на реализуемую продукцию и услуги. Особые виды денежного ущерба связаны с инфляцией, изменениями валютного курса, замораживанием счетов, несвоевременной выдачей средств, отсрочкой выплаты долгов.

4. Потери времени – существуют тогда, когда процесс предпринимательской деятельности идет медленнее, чем было намечено.

5. Специальные виды потерь – проявляются в виде нанесения ущерба здоровью и жизни людей, окружающей среде, престижу предпринимателя, а также в следствие других неблагоприятных социальных и морально-психологических последствий.

С целью снижения предпринимательского риска используются такие способы, как:

1. Диверсификация – расширение видов деятельности или ассортимента выпускаемых товаров и услуг. Предприятие, неся убытки по одному виду деятельности, может получить прибыль за счет другой деятельности;

2. Страхование – передача определенных рисков страховой компании (имущественное, от несчастных случаев);

3. Лимитирование – установление лимита, т. е. определенных сумм расходов, продажи товаров в кредит, вложения капитала и т. д.

4. Резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов (резервный фонд);

5. способ распределения риска – предполагает разделение риска между участниками проекта (операции факторинга в банке);

6. Получение большей информации о предстоящем выборе и результатах; чем полнее информация при принятии управленческого решения, тем больше предпосылок сделать лучше прогноз и снизить риск.

В большинстве случаев деловым людям для успешной реализации хозяйственной деятельности приходится определять, какие сведения о функционировании фирмы следует хранить в тайне.

Предпринимательская тайна – широкое, комплексное понятие, включающее любые сведения (информацию), разглашение которых (утечка) может нанести экономический и моральный ущерб предпринимательской организации, существенно повлиять на ее деловую репутацию. Предпринимательская тайна по существу представляет собой интегрированную совокупность производственной, технической (технологической) коммерческой и служебной тайны, сохранение которых обеспечивает фирме возможность добиваться планируемых результатов. Таким образом, предпринимательская тайна выступает в следующих формах:

1. Производственная (промышленная, научно-техническая, технологическая) тайна – секретом такой тайны могут быть изобретения, открытия, ноу-хау, секреты производства. Нередко секретом фирмы может являться химическая формула какого-либо вещества, методы и способы управления финансами, маркетингом, производством, персоналом. Например, некоторые консультативные фирмы предоставляя своим клиентам информацию, стараются заручиться гарантией, что эта информация не попадет их конкурентам.

2. Коммерческая тайна – предметом ее могут быть все свойственные данному предприятию особенности, индивидуальные детали коммерческой деятельности, деловые игры, формы торговли, реклама, места закупки сырья и реализации товаров, методики установления цен и др.

3. Финансово - кредитная тайна – касается финансовых и бухгалтерских документов, деловой переписки фирмы, уплаты налогов, получения прибыли и ее распределения и многое другое. Защита этой информации целесообразна в связи с опасностью развития конкуренции.

Каждому отдельному предпринимателю следует установить основной перечень сведений (информации), составляющих предпринимательскую тайну, распределить их по категориям важности в зависимости от их ценности для фирмы, характера и размера ущерба, который может быть нанесен при разглашении этих сведений.

Но, принимая меры по защите информации, следует помнить, что чрезмерная закрытость информации может нанести ущерб фирме. Излишние меры по ограничению доступа к информации могут осложнить взаимоотношения фирмы с хозяйствующими партнерами, приведут к неоправданным потерям. Защита информации должна способствовать росту прибыли от деятельности организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: