Организационно-правовые формы предпринимательства

Формы предпринимательской деятельности различают в за­висимости от того, как осуществляется деятельность его субъек­тов — самостоятельно, в кооперации с другими субъектами, на основе личного или (и) наемного труда, с использованием своих или (и) привлекаемых капиталов и имущества. В зависимости от этого различают следующие основные формы предпринимательства:

1. Индивидуальное предпринимательство;

2. Частное предпринимательство;

3. Коллективное предпринимательство.

При этом предприятие или фирму ре­гистрируют в соответствии с принятым законодательством, т.е. предприниматели, занимающиеся индивидуальным и частным предпринимательством (не говоря уже о коллективном), высту­пают как юридические лица.

К индивидуальному предпринимательству относятся единоличные владения и малые частные предприятия.

К коллективному предпринимательству относятся акционерные общества, арендные предприятия, кооперативы, совместные предприятия.

Законодательными актами страны регулируются порядок со­здания и функционирования организационных форм предпри­ятий и фирм. В различных странах организационно-правовые формы не одинаковы, но наиболее типичными для всех стран являются:

1) единоличные владения (хозяйства);

2) партнерства (товарищества);

3) корпорации.

Эти формы можно рассматривать как базовые, наряду с ко­торыми и на основе которых могут функционировать и другие. Рассмотрим достоинства и недостатки этих базовых форм.

Единоличное владение – это такое предприятие, владельцем которого является отдельное лицо (или одна семья), получающее весь доход и несущее риск за хозяйственно-финансовую деятельность. Другими словами, единоличные хозяйства – это такая организационная форма, в которой собственник единолично решает все вопросы, связанные с производством и реализацией продукции.

Преимущества единоличного владения:

1. Полная самостоятельность, свобода (независимость), гибкость и оперативность действий. При принятии решений не нужно обращаться в Совет директоров или добиваться согласия партнеров.

2. Адаптация к региональным условиям, местным рынкам.

3. Такое предприятие легко учредить, т. к. практически нет бюрократической волокиты и больших расходов на юридические услуги.

4. Владелец располагает значительной свободой действий при распределении материальных ресурсов в хозяйственно-финансовой сфере.

5. Конфиденциальность деятельности, т. е. возможность сохранить в тайне секреты фирмы. При этом сохраняется максимальный интерес в получении дохода и прибыли.

6. Сохранение предпринимательского духа, а также совмещение профессий и низкие издержки.

Недостатки такой формы предпринимательской деятельности следующие:

1. Недостаточные ресурсы для экономического роста.

2. Трудности привлечения больших капиталов.

3. Слабая специализация из-за недостатка опыта, профессиональных навыков.

4. Неопределенность сроков деятельности. Единоличная фирма юридически заканчивается со смертью владельца, банкротством фирмы, тюремным заключением, психическом заболевании или нежеланием заниматься делами фирмы.

5. Неограниченная ответственность, т. е. предприниматель риску­ет не только активами фирмы, но и личным имуществом).

6. Функциональные недостатки – неудачное местоположение фирмы, неподходящие здания и оборудование, неспособность привлекать наиболее высококвалифицированных и работоспособных специалистов, неспособность закупать сырье большими партиями.

Партнерство это организационно-правовая форма, при которой отдельные лица для ведения дел объединяют свои ресурсы и управляют ими.

К достоинствам партнерства можно отнести:

1. Легкость в организации дела.

2. Риск ведения дела распределяется между партнерами.

3. Более высокая (в сравнении с единоличным хозяйством) степень специализации в управлении.

4. Гибкость и оперативность действий.

Недостатками партнерства являются:

1. Неограниченная ответственность за результаты деятель­ности.

2. Ограниченные финансы тормозят потенциальный рост фирмы.

3. Зависимость партнеров друг от друга.

4. Непредсказуемость продолжительности существования.

Корпорация – это правовая форма предпринимательской деятельности, способная приобретать ресурсы, владеть активами, производить и продавать продукцию, брать в долг, предоставлять кредиты, предъявлять иск и выступать в суде ответчиком. Корпорация – это организационно-правовая форма предпринимательства, отделенная от владеющих ею конкретных лиц; чаще всего акционерное общество.

Преимущества корпорации:

1. Отличается широким масштабом операций и крупными размерами, а также профессиональным управлением делами фирмы.

2. Корпорация является наиболее эффективной формой организации предпринимательской деятельности в вопросах привлечения денежного капитала. Этой форме присущи уникальный способ финансирования путем продажи акций и облигаций, которые позволяют привлекать сбережения многочисленных домашних хозяйств.

3. Корпорации имеют более легкий доступ к банковскому кредиту.

4. Существует ограниченная ответственность владельцев корпорации, т. е. держателей акций. Они рискуют только той суммой, которую заплатили за покупку акций, их личные активы не ставятся под угрозу, если корпорация потерпит банкротство.

5. Материальные и денежные размеры корпорации позволяют осуществить более глубокую специализацию в использовании ресурсов.

6. Крупные размеры корпорации предоставляют возможность использовать эффект масштаба, извлекать преимущества из технологии массового производства.

7. Корпорация обладает устойчивостью конфигурации, а также известным постоянством, позволяющим прогнозировать и планировать хозяйственную деятельность.

Недостатки:

1. Сложность создания корпорации и регистрации уставных документов. Регистрация устава корпорации связана с нелегкими бюрократическими процедурами и большими расходами на юридические услуги.

2. В корпорации заложены возможности для некоторых злоупотреблений, т. е. возможности избежать личной ответственности за сомнительную производственную деятельность, например, выпустить акции, не имеющие номинальной стоимости.

3. Имеются недостатки в налогообложении, выраженные в возможности взимать двойной налог, т.е. двойное налогообложение (прибыли и личного дохода акционеров).

4. Разделение собственности, управления и контроля. Поскольку акции широко распределены среди сотен тысяч владельцев, появляются значительные расхождения между функциями собственности и функциями контроля. Большая часть акционеров не использует право участия в голосовании или использует это право только лишь подписываясь под представлением полномочий действующим должностным лицам корпорации.

5. Средние и мелкие держатели акций очень мало знают или вовсе не имеют никакой информации о том насколько эффективно управляется их корпорация, о получаемых доходах, о физических возможностях предприятия и др.

6. Громоздкость управления и низкая оперативность действий, а также дорогостоящая процедура прекращения деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: