Введение


В связи с развитием рыночных отношений изменились подходы к постановке бухгалтерского учета в организациях. От жесткой регламентации учётного процесса со стороны государства в прошлом в настоящее время перешли к разумному сочетанию государственного регулирования и самостоятельности организаций в постановке бухгалтерского учёта. Сущность новых подходов к постановке бухгалтерского учёта заключается в основном в том, что на основе установленных государством общих правил бухгалтерского учёта организации самостоятельно разрабатывают учётную политику для решения поставленных перед учётом задач.

Значение учётной политики недооценивается многими организациями, в которых к разработке учётной политики относятся формально, не изучают последствия применения тех или иных её элементов.

Выбранная организацией учетная политика оказывает существенное влияние на величину показателей себестоимости продукции, прибыли, налога на прибыль, показателей финансового состояния организации. Следовательно, учетная политика организации является важным средством формирования величины основных показателей деятельности организации, налогового планирования ценовой политики. Без ознакомления с учетной политикой нельзя осуществлять сравнительный анализ показателей деятельности организации за различные периоды и тем более сравнительный анализ различных организаций.

При грамотном подходе к ее составлению можно оптимизировать налогообложение, рационально распределить функциональные обязанности между структурными подразделениями и исполнителями организации.

Только принятие во внимание всей совокупности влияющих факторов (организационно-правовая форма предприятия, отраслевая принадлежность или вид деятельности, налоговое поле деятельности организации и др.) поможет правильно подойти к обоснованию учетной политики

С развитием рыночных отношений, появлением принципиально новых видов деятельности, усложнением процессов управления предприятиями и степенью осознания руководителями различного звена субъектов рыночных отношений круга, содержания и значимости решаемых задач объективно возрастает роль учетной политики. В узком смысле, учетная политика согласно действующему законодательству представляет собой совокупность способов бухгалтерского учета.

Если ставить проблему шире, с точки зрения реальной практики и тенденций развития хозяйственной деятельности, то учетную политику организации вполне можно рассматривать в качестве одного из инструментов управления организацией. Именно она, по сути, определяет и направляет дальнейшую работу не только бухгалтерии и финансовых служб, но и всей организации в целом.

Учетная политика организации – уникальное средство, с помощью которого, во-первых, осуществляется процесс реальной либерализации системы бухгалтерского учета; во-вторых, разрешаются противоречия действующего законодательства в реализации мероприятий, предусмотренных Программой реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами.

Поскольку учетная политика является методологической основой деятельности каждого бухгалтера, естественным образом ставятся вопросы об анализе данного явления, раскрытии его сущности и роли в ведении бухгалтерского учета.

Таким образом, вопросы формирования эффективной учетной политики, как основы построения эффективной системы бухгалтерского учета в настоящее время очень актуальны.

Объектом исследования является имущество, обязательства и хозяйственные операции ООО «Белрост».

Предметом исследования является финансово-хозяйственная деятельность ООО «Белрост».

Общество с ограниченной ответственностью «Белрост» является предприятием малого бизнеса, имеет сеть магазинов оптовых и розничных продаж обуви. ООО «Белрост» является торговым предприятием и применяет одновременно два налоговых режима: единый налог на вмененный доход (в части деятельности, попадающей под ЕНВД, а именно реализация товаров (работ, услуг)), который является обязательным, и общий режим налогообложения. Среднесписочная численность работников организации в 2006 году составила 45 человек. Выручка от реализации продукции за 2006 год составили 34 088 тыс. руб.

Цель исследования – совершенствование учетной политики ООО «Белрост».

Для достижения поставленной цели необходимо реализовать ряд задач:

1) обобщить основные правила формирования учетной политики предприятия;

2) дать организационно-техническую и экономическую характеристику исследуемого предприятия;

3) раскрыть основные элементы учетной политики ООО «Белрост», проанализировать их достоинства и недостатки;

4) разработать и обосновать рекомендации по выбору наиболее оптимальных вариантов организационно-технических и методических аспектов учетной политики для ООО «Белрост».

Для решения поставленных задач использованы законодательные и нормативные акты РФ, учебные пособия и научно-практические комментарии современных специалистов: Касьяновой Г.Ю, Кондракова Н.П., Тумасян Р.З. и других авторов, статьи периодической печати справочно-правовые системы «Гарант», «Консультант-Плюс», а также практический материал по организации бухгалтерского и налогового учёта в ООО «Белрост».


ПРИЛОЖЕНИЕ Н


ПРИМЕР ЗАКЛЮЧЕНИЯ ВКР

на тему «Учёт, анализ и аудит вексельных операций

(на примере ПСФ «АКИД»)»


Заключение


Согласно цели и задачам данной выпускной квалификационной работы были проанализированы нормативные акты, регулирующие обращение векселей на территории РФ и методология учета хозяйственных операций, связанных с векселями; рассмотрен учет вексельных операций на примере конкретной организации – ООО ПСФ «АКИД»; проведен анализ оборачиваемости векселей и проведена аудиторская проверка вексельных операций.

Основными видами деятельности ООО ПСФ «АКИД» являются: строительно-монтажные и ремонтно-строительные работы; осуществление функций генерального подрядчика при строительных работах, капитальный ремонт зданий.

ООО ПСФ «АКИД» применяет общий режим налогообложения.

Для ведения бухгалтерского учета и составления отчетности в ПСФ «АКИД» создан отдел бухгалтерии во главе с главным бухгалтером, который подчиняется непосредственно директору. Численность бухгалтерской службы – 14 человек, включая главного бухгалтера. В соответствии с должностными инструкциями распределены обязанности между работниками бухгалтерии. Должностные инструкции разработаны почти на каждую должность административно-управленческого персонала. Однако отсутствуют инструкции на такие значительные должности как главный бухгалтер, его заместитель, специалист по налогам.

Предприятием разработана учетная политика. В рамках Положения по учетной политике разработаны рабочий план счетов, график проведения инвентаризации, график документооборота, порядок хранения документов. В ООО ПСФ «АКИД» автоматизированная форма учета, что существенно уменьшает затраты времени и трудоемкость учета.

ООО ПСФ «АКИД» в своей хозяйственной деятельности широко использует векселя. Объясняется это тем, что с помощью векселя можно осуществлять не только операции займа, но и осуществлять расчёты, передавая его по индоссаменту.

Вексельные отношения достаточно широко используются в хозяйственной деятельности ООО ПСФ «АКИД». Так вексель может поступать в организацию путём покупки его непосредственно у кредитной организации, в качестве финансового вложения, а также путём передачи векселя по индоссаменту в оплату проданной продукции или в качестве аванса в счёт предстоящей отгрузки продукции.

Используются также векселя, непосредственно выдаваемые самой исследуемой организацией, это так называемые собственные товарные векселя ООО ПСФ «АКИД». Данные векселя могут выдаваться по договору займа в качестве обеспечения платежа, а также использоваться в расчётах за приобретенные ценности, работы, услуги.

Анализ оборачиваемости векселей показал, что организация рационально вкладывает средства в векселя, так как период оборота их недлителен (в среднем 14 дней).

По результатам аудита вексельных операций сделан вывод о достоверности бухгалтерской отчетности в части вексельных операций. Однако были обнаружены некоторые нарушения действующего законодательства по отражению в учете данных операций, что в дальнейшем может отразиться на налогообложении, в частности на отнесении сумм НДС по услугам, связанными приобретением векселей на возмещение (см. таблицу 10). Не достаточно полно в бухгалтерском учете раскрыта информация по аналитическому учету векселей.

В связи с этим в данной работе даны рекомендации по отражению вексельных операций в учете:

1) при использовании в расчетах собственных векселей или векселей третьих лиц следует руководствоваться п. 6.2 ПБУ 10/99 [11], в котором указано, что покупатель включает разницу между номиналом векселя и стоимостью оприходованных материальных ценностей в фактическую себестоимость их приобретения. Это положение подтверждается так же п. 4 письма МФ РФ №142 [12], а также п. 6 ПБУ 5/01 [42];

2) для полного раскрытия информации по учету векселей следует рекомендовать составление карточек аналитического учета векселей, которые бы содержали следующие сведения: синтетический счет, субсчет, аналитический счет, по которым учтен вексель; ФИО и должность лица, принявшего или выдавшего вексель от лица организации; причина получения (выдачи) векселя (со ссылкой на реквизиты договоров, товаросопроводительных документов, счетов-фактур и т.п.); тип векселя, векселедатель и плательщик по векселю; сведения об авалистах; дата выписки векселя; сведения об отгрузочных документах по продукции, оплаченной товарными векселями, либо сведения о платежных документах, уплате или получении средств по финансовым векселям; учетная стоимость векселя, в том числе по составляющим – покупная стоимость, проценты за кредит, прочие затраты при приобретении, – для финансовых векселей; величина дебиторской задолженности, обеспеченной векселем, – для товарных векселей; вексельная сумма; условия и сумма начисленных процентов или сведения о дисконте; счет, субсчет, на который отнесены проценты или дисконт; дата передачи векселя в банк на инкассо, в обеспечение ссуды и т.п. (заполняется только по полученным векселям); дата возврата векселя банком, залогодержателем и т.п. (заполняется только по полученным векселям); сведения о протесте векселя (нотариус и дата); сведения о реализации векселя – стоимость продажи, финансовый результат от реализации (заполняется только по полученным векселям); сведения об оплате (погашении) векселя – дата, сумма, номер платежного поручения;

3) учетная политика на предприятии ООО ПСФ «АКИД» составлена с нарушениями. Необходимо привести её в соответствие с требованиями нормативных документов, обосновать выбор методов бухгалтерского и налогового учета, раскрыть статьи по учету и налогообложению финансовых и товарных векселей. По операциям с векселями, согласно п.32 ПБУ 15/01 [18], необходимо разработать порядок перевода долгосрочной задолженности в краткосрочную; порядок списания дополнительных затрат по займам; способ начисления и распределения причитающихся доходов по заемным обязательствам; порядок учета доходов от временного вложения заемных средств;

4) в рабочем плане счетов должны быть предусмотрены необходимые синтетические и аналитические счета и не должны использоваться счета и субсчета не зафиксированные в рабочем плане счетов. В рассматриваемом плане счетов встречается и то и другое. Если рассматривать план счетов ООО ПСФ «АКИД» с точки зрения учета векселей, то для учета таких операций нет необходимых аналитических счетов, например, счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» субсчет 60-4-1 «Товарные векселя выданные» и 60-4-2 «Товарные векселя, выданные и просроченные сроком оплаты»; счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» субсчет 62-17-1 «Товарные векселя, полученные от покупателя», 62-17-2 «Товарные векселя, полученные от покупателя и просроченные сроком оплаты» и 62-17-3 «Векселя, переданные в банк»; счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» субсчет 76-6 «Расчеты по претензиям»;

5) ООО ПСФ «АКИД» неверно отражает в бухгалтерском учете оприходование товарных векселей, выбытие финансовых и товарных векселей, расходы по приобретению финансовых векселей. Не учтены нормы положения по ведению бухгалтерского учета ПБУ 15/01 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» [18] и ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений» [22].


ПРИЛОЖЕНИЕ П

ПРИМЕР ЗАКЛЮЧЕНИЯ ВКР

НА ТЕМУ «ОСОБЕННОСТИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

В СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

(НА ПРИМЕРЕ ЧЕЛЯБИНСКОГО ФИЛИАЛА

ОСАО «РЕСО-ГАРАНТИЯ»)»


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В выпускной квалификационной работе рассмотрены особенности учета в страховых организациях, дана оценка состоянию бухгалтерского учета в Челябинском филиале ОСАО «Ресо-Гарантия» и разработаны рекомендации по совершенствованию учета.

Особенности бухгалерского учета в страховых организациях обусловлены спецификой страховой деятельности.

Так, в Плане счетов страховой организации помимо общепринятых счетов предусмотрены счета, непосредственно относящиеся к страховой деятельности, а именно: счет 22 «Выплаты по договорам страхования, сострахования и перестрахования», счет 77 «Отложенные налоговые обязательства» с соответствующими субсчетами, счет 92 «Страховые премии (взносы)», счет 95 «Страховые резервы» с соответствующими субсчетами.

Формы бухгалтерской отчетности страховой организации также имеют отличия от стандартных форм отчетности. К примеру, форма бухгалтерского баланса в активе имеет только один раздел.

Для документального оформления страховых операций могут использоваться неунифицированные формы документов. Таким документом, в ЧФ «Ресо-Гарантия» является бордеро. Это отчет страхового агента о проделанной им работе, на основании которого страховому агенту начисляется заработная плата. Для оформления взаиморасчетов между филиалом головной организацией используется документ авизо, форма которого также не унифицирована.

В ЧФ «Ресо-Гарантия» используется специальное программное обеспечение, разработанное программистами информационно- вычислительного центра Общества. Это программа «Citrix», которая является универсальной бухгалтерской программой и предназначена для ведения синтетического и аналитического бухгалтерского учета по различным разделам. Эта программа, более чем другие программы, удовлетворяет потребностям страховой организации, так как в ней предусмотрена взаимосвязь страховых и других первичных бухгалтерских документов. Недостатком программы «Citrix» является то, что в ней не предусмотрена возможность учета основных средств. Учет основных средств ведется в программе 1С.

ЧФ ОСАО «Ресо-Гарантия» имеет пять структурных подразделений, находящихся в городах: Златоуст, Миасс, Пласт, Троицк и Сатка. Учет расчетов филиала со структурными подразделениями ведется на счете 79 «Внутрихозяйственные расчеты» в общеустановленном порядке.

В целом организация бухгалтерского учета в ОСАО «Ресо-Гарантия» соответствует нормативным правовым документам, учетной политике, утвержденной в организации, и не имеет каких-либо существенных недостатков, за исключением некоторых небольших недочетов. В связи с этим можно дать следующие рекомендации:

1) при изучении должностных инструкций старшего бухгалтера и кассира было отмечено, что в должностные обязанности старшего бухгалтера входит ведение на основе приходных и расходных ордеров кассовой книги. Это же входит и в обязанности бухгалтера-кассира, что относится непосредственно к его работе согласно Порядку ведения кассовых операций в РФ [10]. Следовательно, этот пункт рекомендуется исключить из должностных обязанностей старшего бухгалтера;

2) в ЧФ ОСАО «Ресо-Гарантия» отсутствует перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, существует только Приказ Генерального директора Страхового Общества. В связи с этим упущением был самостоятельно разработан такой перечень, который был предложен к использованию;

3) в ЧФ ОСАО «Ресо-Гарантия» нет разработанного и утвержденного графика документооборота. В качестве примера была самостоятельно разработана выдержка из графика документооборота для бордеро, авансового отчета, квитанции на получение страховой премии (взноса) формы А-7 и расходного кассового ордера, которая была предложена к использованию (приложение В);

4) в учетной политике Страхового Общества прописано, что филиалы представляют ежеквартально в головную организацию сведения для составления сводного баланса, определяющего финансовый результат деятельности Страхового Общества в целом, однако не указаны сроки представления отчетов филиалов. Была дана рекомендация установить срок для предоставления внутренней отчетности структурными подразделениями в головную организацию до 5 числа месяца, следующего за отчетным;

5) используемая в организации программа не рассчитывает автоматически пособие по временной нетрудоспособности и расчет осуществляется вручную. И еще один недостаток в программе – в ней не предусмотрен учет основных средств. Операции по основным средствам ведутся в другой программе – 1С. В связи с этим рекомендуется программистам Общества усовершенствовать программу;

6) дана рекомендация отдать предпочтение такому современному способу выдачи заработной платы, как выплата зарплаты на пластиковые карты. Это удобное современное средство расчетов с персоналом по оплате труда, избавляющее компанию от ненужных хлопот, расходов и рисков. Расчеты показали, что реализация данного предложения будет выгодна организации (таблицы 18 и 19).

Таким образом, применение вышеуказанных рекомендаций позволит совершенствовать существующую организацию учета в Челябинском филиале ОСАО «Ресо-Гарантия».


ПРИЛОЖЕНИЕ Р

ПРИМЕРЫ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ОПИСАНИЙ



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: