УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ
Учебное пособие в помощь студентам - заочникам
Балашов 2002
В пособии изложено краткое содержание учебной дисциплины «Управление образовательными системами», представлены диагностические материалы, позволяющие осуществить самопроверку степени усвоения учебного материала, даны практические задания с описанием методики их выполнения.
Учебное пособие предназначено для студентов педагогических специальностей, обучающихся по заочной форме обучения по ГОС ВПО 2000г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие управления и педагогического менеджмента.
2. Государственно-общественная система управления образованием.
3. Функции педагогического управления: педагогический анализ, целеполагание, планирование, организация, регулирование, контроль.
4. Принципы управления педагогическими системами.
5. Школа как педагогическая система и объект управления.
6. Службы управления.
7. Управленческая культура руководителя.
8. Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами.
9. Повышение квалификации и аттестация работников школы.
10.Система народного образования Российской Федерации.
Требования ГОС ВПО 2005г.
Понятие управление и педагогического менеджмента. Государственно-общественная система управления образованием. Основные функции педагогического управления. Принципы управления педагогическими системами. Школа как педагогическая система и объект управления. Службы управления. Управленческая культура руководителя. Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами. Повышение квалификации и аттестация работников школы.
Введение
Школа, как всякая организация, существует не изолированно, а в определенной социальной среде. Она является сложной целостной системой, активно взаимодействующей с внешней средой. Тем не менее, школа как образовательное учреждение, входит в более широкие образовательные системы, являясь составной частью муниципального, регионального и федерального образовательных комплексов.
В связи с этим, одной из важнейших для обеспечения эффективности работы школы является деятельность по управлению образовательными системами, в которые она включена. Ее жизнедеятельность в значительной степени обусловлена воздействиями, идущими из широкого окружения.
От руководителя современной школы во многом зависит не только четкое и слаженное функционирование ее звеньев внутри, но и то, как будет осуществляться взаимодействие школы с образовательными системами, частью которых она является.
Таким образом, формирование у будущих педагогов представления о важности управленческого труда, о его влиянии на жизнедеятельность школы как части всей образовательной системы, о целостной работе руководителя, обусловливает актуальность курса «Управление образовательными системами».
Целью данного пособия является формирование у студентов понятия о сущности внутришкольного управления и педагогического менеджмента, их структурных компонентов; структуре системы народного образования РФ; рассмотрение внутренних и внешних связей школы, общества и государства, а также формирование представления о целостной системе деятельности руководителя образовательного учреждения, его личностных качествах, управленческой культуре.
Настоящее учебное пособие включает девять тем, которые отражают основные вопросы внутришкольного управления в их единстве, а также вопросы, связанные с взаимодействием школы, как социального института, с внешней средой.