Вопросы и задания для самопроверки

1. В каком документе провозглашен государственно-общественный характер управления образованием?

2. Что понимается под государственно-общественным управлением?

3. Кто относится к субъектам управления школой государственной и общественной природы?

4. Дайте характеристику уровней участия учащихся в управлении школой.

5. Проанализируйте организационную структуру государственно-общественного управления в школе.

6. Дайте определение понятия «Совет школы». Проанализируйте деятельность Совета школы.

7. Что является нормативной базой функционирования Совета школы? Когда был принят этот документ?

Литература:

1. Государственно-общественная система управления образованием // Народное образование.-№8.-2000.-с.100-101.

2. Моисеев А.М., Капто А.Е., Лоренсов А.В., Хомерики О.Г. Нововведения во внутришкольном управлении. Научно-практическое пособие для руководителей образовательных учреждений и территориальных образовательных систем / Под общей редакцией А.М.Моисеева. М.: Педагогическое общество России, 1998.

Тема 3. Основные функции педагогического управления: педагогический анализ, целеполагание, планирование, организация, регулирование, контроль.

3.1. Понятие «функция управления». Функция управления – это особый вид управленческих действий (с позиций субъект-субъектных отношений – управленческих воздействий) на объект менеджмента или особые виды действий субъекта менеджмента с информацией.

Понятие «управленческое воздействие» предполагает деятельность субъекта управления, направленную на объект управления с целью перевода его в новое плановое состояние. (Например, управленческое воздействие учителя (субъекта управления) на ученика (объект управления) с целью его обучения и воспитания).

Управленческая деятельность достаточно многообразна. Есть функции, которые осуществляются в каждой системе, на каждом уровне управления и обеспечивают управляемость системы. Среди них называют следующие: педагогический анализ, целеполагание, планирование, организацию, регулирование и контроль.

В комплексе данные функции отражают ход и последовательность определенных управленческих воздействий, их завершенный цикл.

3.2. Педагогический анализ. По определению Ю.А. Конаржевского, педагогический анализ функция управления школой, направленная на изучение состояния и тенденций развития, объективную оценку результата учебно-воспитательного процесса и выработку на этой основе рекомендаций по упорядочению системы или перехода ее в более высокое качественное состояние.

Без педагогического анализа невозможно на научной основе определять задачи, планировать, прогнозировать, организовывать, регулировать и контролировать эффективность деятельности педагогического коллектива.

Педагогический анализ способствует развитию педагогического коллектива и методическому совершенствованию деятельности учителя.

Педагогический анализ является также методом контроля, который в свою очередь осуществляется при помощи целенаправленного изучения, наблюдения и оценивания результатов деятельности ее участников.

В школе используются три основных вида педагогического анализа: оперативный,тематический, итоговый.

Оперативный (ежедневный) анализ направлен на сбор информации о состоянии учебно-воспитательного процесса. Завуч на основе оперативного контроля получает информацию о ходе и состоянии дел за день, неделю, месяц. Его содержание строится на основе посещения уроков, внеучебных занятий и включает:

  • оценку работы школы, учителя и учащихся;
  • выявление причин отклонений в качестве преподавания;

· установление причин отклонения фактического уровня знаний, умений и навыков от требований, сформулированных в учебной программе и т.д.

Выводы и рекомендации оперативного анализа должны сопровождаться быстротой реакции со стороны управленцев, выработкой и принятием мер по качественному улучшению учебно-воспитательного процесса в школе.

Тематический анализ предполагает системный подход к изучению учебно-воспитательного процесса (система уроков и внеучебных занятий, вариативных технологий, система деятельности учителя и совокупность необходимых документов). Цель тематического анализа – диагностика тех или иных наиболее значимых сторон педагогического процесса, установление их взаимосвязей и зависимостей, выработка рекомендаций.

Итоговый анализ проводится по результатам четверти, полугодия, учебного года с целью оценки деятельности школы в целом, выработки на основе выводов рекомендаций по совершенствованию ее дальнейшей работы.

Цель данного вида анализа – подведение итогов деятельности и оценка результатов управляемой системы за истекший период; построение блока целей следующего учебного года; выработка рекомендаций по организации, регулированию, планированию, внутришкольному контролю.

3.3. Целеполагание как основная функция менеджмента ориентирует производственно-хозяйственную систему во времени и пространстве.

В научном управлении планирование признается важнейшей функцией. Многие исследования указывают на сильную положительную связь между планированием и успехом организации.

Планы служат основным средством управления деятельностью педагогического коллектива школы. Первым, наиболее важным шагом планирования является выбор образовательных целей.

Цель – образ того результата, который стремится получить субъект, выполняя те или иные действия:

· с фиксированным временем его получения;

· соответствующего потребностям и возможностям организации;

· мотивирующего субъекта действовать в направлении его достижения;

· операционально определенного (контролируемого).

Четко сформулированные цели выступают в роли эталона, стандарта, с которым можно соотносить промежуточные результаты работы, внося в нее оперативные коррективы. Анализ достижения поставленных целей может способствовать углубленному самоанализу, выявление проблем профессиональной и учебной деятельности, проблем компетентности.

В совместной работе наличие общих, всеми принятых, согласованных целей является необходимым условием организованности, сплоченности, интегрированности общей деятельности, умножения индивидуальных потенциалов ее отдельных участников.

Для современной российской школы актуальность четкой постановки целей усиливается еще и потому, что, получив в начале 90-х годов нашего века широкие автономные права, образовательные учреждения оказались перед проблемой ценностного и целевого самоопределения, выбора таких образовательных устремлений и целей, которые, отражая современные достижения психолого-педагогических наук, в наибольшей мере соответствовали бы реальным и перспективным социальным потребностям, ожиданиям и возможностям школьников, потенциалу педагогического коллектива.

При целостном планировании образовательного процесса в школе необходимо обоснование, доказательство реализуемости выдвигаемых целей с помощью учебного плана и программ обучения и воспитания, «прописывающих» и наиболее важные целевые ориентиры, и реальные пути, методы, средства, формы достижения желаемых результатов с помощью соответствующей подготовки учительских кадров и т.д.

Определение целей функционирования образовательной подсистемы школы строится с учетом:

· социального заказа ближайшего окружения школы;

· государственных образовательных стандартов, задающих общеобязательные минимальные требования к результатам школьного образования и базисных учебных планов, предопределяющих планирование реальных образовательных процессов в школе.

Соотнесение этих внешних требований с представлениями о реальных и потенциальных возможностях школьного сообщества дает основания для принятия решения о миссии образовательного учреждения, которая определяет не конкретные цели образовательного процесса, а общее назначение школы и в этом качестве предполагает ответ на вопросы:

· на какой контингент учащихся она рассчитана;

· какой уровень образовательных услуг берется гарантировать школа;

· какие функции образования будут приоритетными для данной школы;

· что школа может предложить детям, кроме собственно образовательных услуг;

· что школа готова сделать для своих сотрудников;

· что школа собирается сделать для муниципальной образовательной системы, более широкой социальной среды (важно отметить, что выбор миссии школы в обязательном порядке должен быть согласован с субъектами муниципальной системы образования, которые выражают интересы всего населения данной территории).

Представление педагогического коллектива о требуемом уровне качества результатов образования выпускников данной школы, которые являются «внутришкольным стандартом», фиксируется в виде модели (образа) выпускника. Эта модель уже ближе к целям образовательного процесса, чем миссия школы, но также не является конкретной целью, ибо последняя должна ставиться с учетом индивидуальных особенностей, потребностей и возможностей школы.

Модели выпускника могут разрабатываться на двух уровнях:

· программы-минимум, в которой отражаются общеобязательные требования к уровню образованности учащихся данной школы

· и программы-максимум, которая не имеет нормативного характера, но нацеливает учителей и учащихся на достижение максимально возможных результатов с учетом знаний о максимальных образовательных возможностях учащихся определенного возраста.

Наличие модели выпускника школы позволяет моделировать требования к результатам обучения и воспитания по ступеням и годам обучения, что, наряду с хорошо обоснованными общими устремлениями школы и принятыми в школе общими требованиями к программам учебных курсов, создает предпосылки для постановки конкретных образовательных целей.

3.4. В научном управлении планирование признается важнейшей функцией. Многие исследования указывают на сильную положительную связь между планированием и успехом организации.

Планы служат основным средством управления деятельностью педагогического коллектива школы.

Базисный учебный план общеобразовательной школы – это государственный нормативный документ, утверждаемый Правительством РФ и являющийся составной частью государственного стандарта образования. Его основное назначение – сохранение единого образовательного пространства в России.

В структуре базисного учебного плана выделяются федеральный, национально-региональный и школьный компоненты.

В соответствии с Законом «Об образовании», установление федерального компонента государственного образовательного стандарта относится к компетенции РФ, а установление национально-регионального компонента – к компетенции ее субъектов.

Выделение в базисном учебном плане федерального, национально-регионального и школьного компонентов обусловливает существование в его структуре инвариантной и вариативной частей.

Инвариантная и вариативная части не являются полностью независимыми. Они пересекаются. В результате в учебном плане любой школы выделяются три основных типа учебных занятий:

· обязательные занятия, составляющие базовое ядро общего среднего образования;

· обязательные занятия по выбору учащихся;

· факультативные занятия.

На основании Базисного учебного плана разрабатывается учебный план школ, который служит нормативной основой процесса обучения в образовательном учреждении.

Для успешной организации образовательного процесса в школе важнейшее значение имеет еще один этап планирования – составление расписания занятий.

В практике школы существуют различные виды расписаний: расписание учебныхзанятий, занятий ГПД, внеурочных занятий второй половины дня. Они должны быть тесно взаимосвязаны друг с другом и образовывать целостную систему.

Расписание учебных занятий составляется на основе разработанного учебного плана школы и является инструментом для структурирования времени учебного дня и недели, распределения времени учащихся и педагогов.

Перспективный план развития школы (на 3-5 лет) согласуется с планами муниципалитета и составляется на 1 января текущего года.

Этот план предусматривает направления деятельности школы с учетом работы органов власти. В нем отражены:

1. Рост контингента учащихся по годам, количество классов и примерное финансирование.

2. Потребность в учителях разной квалификации.

3. Перспективный график повышения квалификации учителей через курсы институтов усовершенствования учителей и различные семинары, а также основные темы, направления по педагогике, психологии, над которыми следует работать учителям.

4. Строительно-ремонтные работы, оборудование кабинетов, приобретение наглядных пособий, ТСО, книг, спортивного инвентаря, хозяйственных материалов, школьной мебели, оформительскую работу и благоустройство территории.

5. Финансовую, коммерческую деятельность.

Особое внимание следует уделить системе повышения квалификации учителей: создание методических объединений, лекториев, практикумов, проведение конференций и педагогических чтений в помощь самообразованию.

Годовой общешкольный план составляется в мае-июне, утверждается педсоветом в конце августа. О каждом изменении ставится в известность педсовет.

Примерная структура годового общешкольного плана.

Введение (анализ итогов и задачи на новый учебный год)  
         
      à 1. Организационно-педагогические мероприятия.
         
      à 2. Учебно-методическая работа
         
      à 3. Воспитательная работа с учащимися.
         
      à 4. Система внутришкольного контроля.

Во введении анализируется ряд вопросов и, прежде всего, то, в какой степени поставленные задачи были решены, оценивается учебно-воспитательная работа в целом и намечаются основные задачи на новый учебный год.

Задачи на новый учебный год намечаются исходя из общих целей и задач воспитания учащихся с учетом основных направлений работы. Их примерное содержание включает:

1. Организационно-педагогические мероприятия.

1.1. Деятельность Совета учебного заведения (планируется избранным председателем Совета совместно с активом).

1.2. Педсоветы, производственные совещания, профсоюзные собрания (планирует директор, его заместители и представители профкома).

1.3. Совещания при директоре (составляет директор).

1.4. Совещания при заместителе директора (составляет заместитель директора).

1.5. Родительские собрания и педагогический лекторий для родителей (составляет ответственный за работу с родителями).

1.6. Работа родительского комитета (составляет председатель родительского комитета и директор).

1.7. Работа в микрорайоне (составляет ответственный за данное направление).

1.8. Работа по совершенствованию кабинетной системы (составляет заместитель директора совместно с заведующими кабинетами).

1.9. Работа учкома или другого органа самоуправления.

1.10. Финансово-хозяйственная деятельность (тарификация, составление сметы, контроль за распределением сметы – составляет директор).

2. Учебно-методическая работа (работа с кадрами).

2.1 Семинары методобъединений учителей начальных классов.

2.2 Семинары методобъединений классных руководителей 5-8 классов.

2.3 Семинары методобъединений классных руководителей 9-11 классов.

2.4 Деятельность школьных методических объединений.

2.5 Учебная работа. (Предметные вечера, месячники, недели, олимпиады, экскурсии, предметные кружки, научные общества учащихся, деятельность школьной библиотеки по организации внеклассного чтения и т.п.).

2.6 План проведения открытых уроков и внеаудиторных мероприятий.

2.7 Деятельность педколлектива по предупреждению второгодничества. Она включает в себя вопросы, связанные с изучением личности каждого ученика в классных коллективах организацией деятельности педагогических консультаций, контролем за работой с отстающими, с больными детьми на дому, привлечением актива учащихся и родителей к оказанию помощи слабым и неуспевающим учащимся..

3. Воспитательная работа с учащимися.

· деятельность по формированию правосознания и гражданской ответственности;

· интернационализм и патриотическая деятельность;

· трудовая и профориентационная деятельность, экономическое воспитание;

· шефская деятельность;

· спортивно-массовая работа и санитарно-просветительская деятельности;

· культурно-массовая работа;

· деятельности, способствующая экологическому воспитанию;

· школьные традиционные праздники и т.п.

4. Система внутришкольного контроля.

· контроль за выполнением мероприятий по девятилетнему всеобучу (организация питания, материальная помощь, обучение на дому и т.п.);

· контроль за уроками учителей (в каких классах, какие уроки и с какой целью посещаются, где обсуждаются итоги);

· контроль за качеством занятий учащихся (какие контрольные и проверочные работы, в каких классах, по каким предметам, с какой целью подвергаются контролю);

· контроль за санитарно-гигиеническим состоянием школы;

· контроль за документацией (журналы, дневники, тетради и т.п.);

· контроль за работой кружков, факультативов и спортсекций (регулярность занятий, количество занимающихся, тематика занятий и т.п.);

· контроль за работой групп продленного дня и организацией горячего питания учащихся;

· контроль за охраной труда и соблюдением техники безопасности (в кабинетах, лабораториях, мастерских, спортивном зале, на пришкольном участке).

3.5. Организация как функция менеджмента представляет собой вид действий, способов и средств по упорядочению совместной деятельности людей для достижения целей. Организация как функция менеджмента формирует объект, совершенствует его, разрабатывает режимы функционирования, создает механизмы адаптации в изменениях внешних и внутренних связей в системе управления. Поэтому организация управления – это формирование условий устойчивости и гибкости социально-экономической системы на основе комплексного подхода с учетом системных и ситуационных факторов.

Содержание функции организации управления предполагает формирование и обоснование набора видов работ, необходимых для выполнения организуемой деятельности, определение по каждому виду деятельности: компетенции, (возможностей или границ действий и принятия решений); полномочий, (прав на принятие решений); ответственности, (меры и формы ответственности и санкций за последствия принятых решений).

Организация как функция управления в современной школе требует совместной работы многих специалистов и разделения труда между ними.

Под специализацией понимается форма разделения труда соответственно выполняемым видам работ и квалификации работников.

Определение необходимого характера и степени специализации труда – это первая задача организационной деятельности. Она состоит в определении видов работ, которые следует предпринять для достижения целей школы и их рациональном распределении между отдельными сотрудниками и группами соответственно их квалификации.

Разделение труда происходит по двум направлениям:

· горизонтальному – постадийное распределение работ;

· и вертикальному – разделение работ по уровням иерархии.

В школе имеют место оба способа специализации. Учителя работают с учащимися разных классов (постадийное распределение). Труд делится на исполнительский и управленческий, т.е. по уровням иерархии.

Специализация может быть как узкой, так и широкой. Наиболее широка она у учителя начальной школы. Некоторые учителя специализируются на преподавании предмета только в определенных классах, например, «учитель физкультуры начальной школы». Это пример узкой специализации.

Другой задачей организации как функции управления является группировка различных видов работ (департаментализация). Смысл ее состоит в том, чтобы закрепить определенные виды специализированных работ за группами специалистов.

Первым основанием для группировки служит наличие связей между отдельными трудовыми процессами. Например, разработка оптимального для учащихся класса варианта учебного плана или расписания занятий, создание системы внеурочной работы по предмету, разработка методики работы с учащимися с низким (высоким) уровнем обучаемости, создание механизма преемственности в обучении иностранному языку и др.

Подразделением школы является относительно самостоятельная структурная единица, объединяющая специалистов, выполняющих взаимозависимые и сходные по характеру профессиональные задачи. Объединения учителей одного класса, параллели, начальной, средней и старшей школы, классных руководителей, социальных педагогов, психологов, педагогов дополнительного образования, учителей, преподающих предметы одной образовательной области, работающих по программам одного образовательного уровня и т.д. – все это структурные подразделения школы.

Как отмечалось выше, специализация работ позволяет значительно увеличить потенциал организации, а группировка их по сходству и взаимозависимости – сделать школу более управляемой. Однако раскрытие этого потенциала невозможно без осуществления интеграции и координации работы структурных подразделений. Благодаря этой деятельности достигается согласованность действий всех звеньев школы как единого целого. В этом состоит еще одна задача организации.

Обеспечение интеграции осуществляется посредством механизмов координации взаимодействия работников и подразделений. Выделяется пять механизмов координации работ: взаимное согласование, непосредственный контроль, стандартизация результатов, процесса труда и квалификации.

Следующая задача организации – делегирование полномочий, которое непосредственно связано с определением диапазона контроля.

Под диапазоном контроля понимается число лиц, непосредственно подчиненных данному руководителю. Чем больше это число, тем большая нагрузка падает на руководителя. Но, чем оно меньше, тем больше уровней будет в структуре управления. Диапазон контроля зависит от многих факторов: стабильности условий, квалификации подчиненных, интенсивности связей между ними и др.

Делегирование полномочий предполагает такое распределение обязанностей между руководителем, его заместителями, руководителями среднего звена, что исключается неопределенность обязанностей, дублирование функций несколькими руководителями, «западение» звеньев, когда за часть важных задач в школе никто не несет ответственность. Такое распределение обязанностей позволяет оптимизировать деятельность управления, устранить перегрузку руководителя школы.

3.6. Регулирование как функция менеджмента есть вид деятельности по поддержанию режимов функционирования социально-экономической системы в сфере действия объективных законов и принципов; обеспечению условий проявления объективных процессов и тенденций.

Регулирование как основная функция управления имеет самостоятельное содержание, и ее нельзя рассматривать как часть системы государственного регулирования. Как функция менеджмента регулирование деятельности в производственно-хозяйственной системе создает условия реализации государственных регуляторов, кроме того, здесь проявляется их результативность. Другими словами, функция регулирования создает условия для обеспечения функционирования управляемых систем в установленных для них рамках параметров, заданий, планов, программ, регламентов. Таким образом, через функции проявляется непосредственная связь разных видов социального управления.

3.7. Контроль как основная функция менеджмента объединяет виды управленческой деятельности, связанные с формированием информации о состоянии и функционировании объекта управления, изучением информации о процессах и результатах деятельности (анализ), работой по диагностике и оценке процессов развития и достижения целей, эффективности стратегий, успехов и просчетов в использовании средств и методов управления. Другими словами, контроль как функция управления есть наблюдение за процессом изменения в системе, сравнение полученных результатов с заданной программой, определение отклонений от программы, их места, причин, времени, различных затрат.

Знание состояния дел в школе обеспечивается за счет реализации функции контроля. Контроль позволяет выявить необходимость принятия управленческих решений в случаях, когда реальное положение дел не соответствует желаемому. В задачи контроля входит, также, формирование информационной базы для оценки работы персонала и побуждения исполнителей к продуктивной работе. Наконец, контроль позволяет выявить наиболее ценный опыт педагогической и управленческой деятельности.

Субъекты контроля определяются на основании нормативных документов, а также при создании структуры школы. В зависимости от того, кто выполняет контролирующую функцию, в школе различаю: административный контроль, взаимоконтроль, коллективный контроль учителей, а также самоконтроль.

Контроль, осуществляемый руководством школы, называют административным.

Педагоги и руководители школы могут выполнять функцию контроля по отношению друг к другу. В этом случае говорят о взаимоконтроле. Взаимный контроль оказывается наиболее эффективным при передаче опыта и повышении квалификации.

Контроль, осуществляемый учительским коллективом – коллективный контроль. Это контроль равных по положению учителей, он осуществляется в формах профессиональных дискуссий, творческих отчетов о работе.

Самоконтроль означает работу учителя на доверии. Доверие оказывается лучшим сотрудникам в качестве поощрения за высокие результаты педагогической деятельности. Самоконтроль проводится путем самостоятельного сопоставления учителем достигнутых результатов с требуемыми стандартами и нормами деятельности.

Для контроля за различными объектами и участками работы школы используются разнообразные формы и методы. Можно выделить две основные группы формконтроля.

К первой относятся предварительный, текущий и итоговый контроль, используемые для проверки состояния образовательного и других процессов жизнедеятельности школы, а ко второй – специальные формы контроля за состоянием учебно-воспитательного процесса.

Предварительный контроль осуществляется до фактического начала работы. Объектом контроля является материальные и финансовые ресурсы, а также готовность исполнителей.

Текущий контроль проводится в ходе выполнения работ. Объектом контроля являются промежуточные результаты деятельности исполнителей, их отношение к работе, сложившиеся межличностные отношения в совместно работающих группах. Текущий контроль проводится спустя определенное время после начала работ, когда можно подвести определенные итоги сделанного. Смысл текущего контроля состоит в выявлении возможных отклонений промежуточных результатов от запланированных.

Заключительный контроль проводится после того, как работа выполнена, например, в конце года. Объектом заключительного контроля являются результаты деятельности, которые сравниваются с требуемыми (с поставленной целью). Смысл этого контроля в том, чтобы выявить степень достижения целей, собрать информацию для планирования, если подобные работы будут проводиться в будущем.

Выделяется два вида контроля учебно-воспитательного процесса: тематический и фронтальный, каждый из которыхосуществляется в своих формах. Тематический контрольимеет тематически-обобщающую, классно-обобщающую, предметно-обобщающую и персональную формы.

Тематически-обобщающий контроль предназначен для углубленного изучения одного или нескольких аспектов педагогического процесса в разных классах и по разным предметам. Например, может изучаться вопрос формирования общеучебных умений и навыков учащихся, развития познавательных интересов школьников и др.

Классно-обобщающий контроль предполагает изучение состояния учебно-воспитательного процесса в одном классе по конкретному аспекту. В ходе классно-обобщающего контроля может, например, проверяться подготовка учащихся выпускного класса к экзаменам.

Предметно-обобщающий контроль предполагает проверку качества преподавания определенного предмета в разных классах и разными учителями. Эту форму наиболее целесообразно использовать в случаях, когда имеются отклонения от запланированных результатов в успеваемости по определенному предмету.

Персональный контроль – это комплексный контроль работы одного учителя в разных классах. Он проводится в плановом порядке с тем, чтобы оценить качество выполнения учителями своих обязанностей, выявить достижения, способствовать устранению ошибок, оказывать побуждающее влияние.

Фронтальный контроль по форме проведения является комплексно-обобщающим. Он предполагает глубокую всестороннюю проверку деятельности всего или части педагогического коллектива (например, методического объединения) по целому ряду аспектов. Например, может быть проверена деятельность учителей начальной школы по вопросам развития учащихся на уроках и во внеурочной воспитательной деятельности, соблюдения санитарно-гигиенических требований к режиму занятий.

Вопросы для самопроверки:

1. Дайте определение функции управления.

2. Приведите примеры управленческих функций.

3. Чем отличается управляемая система от управляющей системы?

4. Охарактеризуйте педагогический анализ как функцию управления? Назовите виды педагогического анализа.

5. В чем сущность целеполагания как функции управления?

6. Каково назначение планирования учебно-воспитательного процесса как функции управления школой?

7. Что такое «базисный учебный план школы»? Каково его назначение и структура?

8. Чьи и какие интересы должны быть обязательно учтены при составлении расписания учебных занятий?

9. Что понимается под специализацией труда в школе?

10. Какие формы специализации труда существуют в школе?

11. Дайте понятие функции регулирования.

12. В чем состоит необходимость контроля за учебно-воспитательным процессом в школе?

13. Какой контроль называют административным?

14. Какой контроль называют предварительным, текущим и итоговым? Приведите примеры данных видов контроля. Как они дополняют друг друга?

15. Какие существуют специальные виды и формы контроля за учебно-воспитательным процессом? Каким целям служит каждая из этих форм?

Литература:

1. Управление школой: теоретические основы и методы. Учебное пособие /Под ред. В.С.Лазарева.-М.: Центр социальных и экономических исследований, 1997.

2. Педагогика.Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей./Под ред. П.И.Пидкасистого. М.,Российское пед.агенство, 1996.

3. В.П.Симонов Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в управлении педагогическими системами: Уч.пособие-3-е изд., испр. доп.-М.:Педагогическое общество России,1999.

4. Каспржак А.Г., Левит М.В. Базисный учебный план и российское образование в эпоху перемен.- М., 1994.

5. Шубин И.А. Внутришкольный контроль: пособие для руководителей.-М., 1977.

6. Менеджмент (Современный российский менеджмент): Учебник/Под ред. Ф.М.Русинова и М.Л.Разу.-М.:ФБК-ПРЕСС,1999.

7. В.Пятин. Управление педагогическим процессом в современной школе. (Вопросы теории и методологии): учебное пособие. М.: МГПИ имени В.И.Ленина, 1986.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: