Средний уровень

3 – низовой уровень -руководители, не имеющие в подчинении руководителей.

4 – неуправленческий персонал

Рис. 2. Уровни управления в организации

В целом успешное достижение целей и задач педагогического менеджмента руководителями учреждений предопределяется рядом важнейших факторов. Их можно разделить на четыре группы:

· личностный фактор руководителя (степень его подготовленности и профессионализма, его целевые установки, ценностные ориентации и потребности).

· морально-психологический климат в системе субъект-субъектных взаимоотношений (стиль взаимодействия и степень заинтересованности в общении).

· временные характеристики как фактор рационализации и научной организации образовательного процесса.

· пространственные характеристики как фактор эффективной деятельности взаимодействующих субъектов (материально-техническое обеспечение, гигиенические и эстетические условия), в которых протекает деятельность в первую очередь.

Вопросы для самопроверки:

1. Что изучает наука управления школой? Что является ее общим предметом? Какие частные предметы она изучает?

2. Дайте определение понятию «управление школой». Почему оно именно такое? Ответ обоснуйте.

3. Охарактеризуйте основные принципы управления образовательным процессом.

4. В чем сущность функций управления педагогическими системами?

5. Покажите пути и перспективы совершенствования экономических методов управления в средней школе?

6. Охарактеризуйте границы применения административных методов воздействия в коллективе учебного заведения.

7. Раскройте сущность методов психолого-педагогического и методов общественного воздействия в управлении образовательным процессом.

Литература:

1. Бабосов, Е.М. Социология управления: учеб. пособие для студ. вузов – Мн: ТетраСистемс, 2004.

2. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ. – М., 1992.

3. Симонов В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в управлении педагогическими системами: Учеб. пособие. – з-е изд., испр. и доп. – М.: Пед. общ-во России, 1999.

4. Управление развитием школы; под ред. М.М.Поташника и В.С.Лазарева. – М., 1995.

5. Управление школой: теоретические основы и методы: Учеб.пособие./Под ред. В.С.Лазарева. – М.: Центр социальных и экономических исследований, 1997.

Тема 2. Государственно-общественная система управления образованием.

Одной из отличительных особенностей развития современной системы образования является переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием. Основная идея государственно-общественного управления образованием состоит в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования, предоставить учителям, учащимся, родителям больше прав и свобод в выборе различных типов образовательных учреждений. Выбор личностью прав и свобод делает человека не только объектом образования, но и его активным субъектом, самостоятельно определяющим свой выбор из широкого спектра образовательных программ, учебных заведений, типов, отношений.

Основные признаки государственного управления образовательными системами.

Государственный характер системы образования означает, прежде всего, что в стране проводится единая государственная политика в области образования, зафиксированная в Законе об образовании РФ. В соответствии с Законом сфера образования в Российской Федерации провозглашается приоритетной.

Государственный характер управления системой образования закреплен следующей совокупностью принципов государственной политики в области образования, сформулированных в Законе «Об образовании в РФ» 2012 г.:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: