Участники форума Kazenergy обсудили возможности смягчения негативного влияния на экономики низких цен на углеводороды / панорама / 02. 10

На этой неделе в Астане прошел юбилейный Х Евразийский форум Kazenergy. В этом году его тема была сформулирована как “Новые горизонты энергетики: перспективы сотрудничества и инвестиций”. В целом программа форума действительно отражала нынешние ключевые трансформации, происходящие на нефтегазовом и энергетическом рынке, а его участники, анализируя создавшуюся ситуацию, обсуждали пути выхода из кризиса.

Открывая форум, председатель ассоциации Kazenergy Тимур КУЛИБАЕВ напомнил, что сама ассоциация, представляющая интересы энергетического бизнеса в государственных структурах, и форум в качестве дискуссионной площадки для обсуждения крупнейшими игроками мирового энергетического рынка актуальных вопросов развития всех отраслевых сегментов, были образованы десять лет назад, когда требовался новый взгляд на развитие отрасли. Повестка нынешнего форума интересна тем, что, пожалуй, впервые за последнее десятилетие мир столкнулся сразу с несколькими глобальными вызовами и в геополитике, и в экономике, и в гуманитарной сфере, и в научно-техническом мире. “Некоторые из них требуют настолько оперативного решения, что, возможно, какие-то из идей должны родиться в ходе наших с вами дискуссий уже сегодня, потому что завтра может быть поздно”, - сказал глава Kazenergy.

В ходе обсуждения заявленных на форуме проблем в фокусе внимания специального представителя Президента России по взаимодействию с Форумом стран - экспортеров газа (ФСЭГ), председателя Совета директоров ПАО “Газпром” Виктора ЗУБКОВА оказались факторы, существенно влияющие на поведение игроков газовых рынков. “Мы полагаем, что в ближайшие 30 лет разделение мировых центров добычи и центров потребления газа в целом сохранится, и торговля газом сможет оставаться взаимовыгодной только на условиях равного разделения рисков между всеми участниками для поддержания паритета безопасности спроса и безопасности предложения”, - заявил он. - “Уточню, что для нас основа безопасности спроса - это рыночная конкуренция между природным газом и другими видами первичных энергоносителей на основе их потребительских качеств и честных конечных цен, не искажённых дискриминационными или протекционистскими мерами. А основа безопасности поставок в нашем понимании - это обеспечение непрерывности инвестиционных циклов газовой отрасли, начинающихся с гарантий оплаты газа покупателями”. Он добавил, что механизмом решения всех этих взаимозависимых вопросов в России по-прежнему видят долгосрочные поставочные контракты с преобладанием нефтепродуктовой привязки в структуре цены газа. “При всех своих недостатках, даже в периоды низких нефтяных цен такой способ ведения международной торговли газом позволяет планировать долгосрочные инвестиции и поддерживать баланс ответственности сторон в случае существенного изменения рыночных факторов путем адаптации отдельных его условий. Конечно, мы не против других подходов в ведении газового бизнеса, но они должны быть взвешенными и взаимовыгодными, иначе смещение основной тяжести рисков на любую из сторон вызывает необходимость их диверсификации. В частности, именно существенное смещение бремени ответственности на поставщиков газа в странах Евросоюза в течение последних лет ускорило реальную диверсификацию наших внешнеэкономических рисков и усиление восточного вектора экспорта российского газа”, - заметил г-н Зубков.

Он напомнил, что сейчас Россия строит газопровод “Сила Сибири” для реализации уже действующего контракта на поставку из России в Китай свыше 1 трлн кубометров газа (по 38 млрд кубометров в год в течение 30 лет), в основном за счет ресурсной базы Якутского и Иркутского центров газодобычи. Параллельно уточняются условия реализации проекта газопровода “Сила Сибири-2” для будущих ежегодных поставок в Китай 30 млрд кубометров природного газа за счет ресурсной базы Западной Сибири - резервы добычи это позволяют. В целом, отметил г-н Зубков, Россия видит большие перспективы в развитии поставок газа в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), доля которого в мировом потреблении первичной энергии в 2014 году достигла 46%. “Газпром” предполагает, что к 2020 году доля стран АТР в структуре газового экспорта компании увеличится с 7% до 19% с последующим ростом до 41% к 2035 году. При этом, как подчеркнул г-н Зубков, Европейский газовый рынок остается главным экспортным рынком для российского газа, и “Газпром” наращивает надежность поставок газа в западном направлении путем диверсификации экспортных маршрутов за счет реализации проектов “Северный поток-2” и “Турецкий поток”.

“Реализация на территории России всех этих высокотехнологичных проектов могла бы сильнее содействовать укреплению торгово-экономических связей с ведущими мировыми поставщиками технологий, оборудования и материалов. Однако часть наших зарубежных партнеров сейчас не может полноценно участвовать в подобных проектах на нашем рынке из-за санкций. Да и мы оптимизируем наши внутренние ресурсы и реализуем программы импортозамещения. Мы их, конечно, выполним, но я по-прежнему убежден в контрпродуктивности политики санкций и ультиматумов, и полагаю, что нам всем необходимо быстрее преодолевать текущие, сиюминутные с исторической точки зрения разногласия и развивать всестороннее сотрудничество”, - отметил он.

Г-н Зубков напомнил, что в декларациях двух газовых саммитов ФСЭГ - в Дохе в 2011 году и в Москве в 2013 году - была выражена общая приверженность РФ рыночным принципам международной торговли газом на условиях паритетного распределения рисков между всеми ее сторонами. В этой связи он выразил мнение, что предстоящий в ноябре этого года в Тегеране 3-й Газовый саммит подтвердит этот стратегический принцип. “К слову, страны ФСЭГ, обладая двумя третями доказанных мировых запасов и обеспечивая около половины мирового экспорта газа, служат гарантом долгосрочной безопасности предложения газа мировой экономике, и это, несомненно, окажет содействие ее будущему устойчивому росту. Мы в России положительно оцениваем такую перспективу и считаем необходимым продолжать вместе с Казахстаном как страной-наблюдателем ФСЭГ двигаться дальше по пути активного участия в формировании рациональных условий развития мирового энергетического рынка”, - сказал г-н Зубков.

Он заявил, что в Москве ясно понимают неоценимое значение Казахстана как ближайшего, наряду с Беларусью, союзника и экономического партнера России. “При этом у наших стран сейчас есть еще и схожее понимание необходимости смягчить негативное влияние на свои экономики низких цен на углеводороды, весьма контрастно смотрящихся на фоне недавних стабильно высоких нефтегазовых доходов. Одной из возможных мер является использование финансовых резервов, конечно, только если они были накоплены в течение “тучных лет” высоких нефтяных и, как следствие, газовых цен”, - сказал он. На его взгляд, таким примером служит новая экономическая политика “Нурлы жол”, объявленная Президентом РК в ноябре прошлого года и реализуемая с привлечением из Национального фонда страны до $3 млрд ежегодно на период с 2015 по 2017 год, а также провозглашенные в мае этого года президентские “100 конкретных шагов”. Наряду с этим, как считает г-н Зубков, очевидным успехам Казахстана также способствует его конструктивное участие в глобальных и региональных интеграционных процессах, прежде всего вместе с Россией. В частности, напомнил он, около 85% экспорта нефти и 99,5% экспорта газа из Казахстана идет через РФ, и наши исторически тесные отношения теперь развиваются уже на новом уровне в рамках Таможенного союза иЕАЭС. Решению актуальных хозяйственных задач, в том числе реализации “Плана инфраструктурного развития”, способствует, по его словам, и июльское подписание протокола о присоединении Казахстана к ВТО.

“На мой взгляд, главными внешними силами содействия Казахстану в таком его развитии становятся Евразийский экономический союз, неформальным лидером которого выступает Россия, и инициатива Китая - трансконтинентальный проект “Экономического пояса Шелкового пути”, - добавил г-н Зубков. - “На практике данный проект может вылиться не только в создание транспортной сети от Тихого океана до Балтийского моря (Атлантического океана), но и иметь интеграционный эффект в виде сокращения инвестиционных и торговых барьеров и расширения расчетов в национальных валютах. Полагаю, что неотъемлемыми принципами реализации такого проекта является обеспечение энергетической безопасности всех его составляющих, а также его направленность на содействие инновационному развитию экономик стран-участниц и должную реализацию не только их транзитного, но и экспортного потенциала”.

Премьер-министр Франции в 2007-2012 годах Франсуа ФИЙОН в своем выступлении отметил необходимость “делать правильный выбор и учитывать ошибки прошлого”. “Казахстан - это счастливая страна. Потому что здесь есть замечательные природные ископаемые ресурсы. Запасы нефти в стране составляют 3% от общемировых… Однако в связи с падением цены нефти всей стране и отдельным регионам придется адаптироваться в течение определенного времени… Выставка ЭКСПО-2017 - своего рода позиция того, как провести подобную трансформацию энергетики”, - отметил г-н Фийон, добавив, впрочем, что “сейчас не самое лучшее время для этой трансформации”. Говоря о геополитических аспектах энергетики, политик отметил, что Европе “необходимо выработать общие подходы к энергетической политике в области цен, выбросов, транспортировки и других вопросов”. “Пора переходить от некоторой “партизанщины” в этих вопросах к единой политике с опорой на экспертное мнение”, - сказал он. В качестве перспективного в этом смысле института он назвал Евразийский Экономический союз.

Член коллегии (министр) по энергетике и инфраструктуре Евразийской Экономической комиссии (ЕЭК) Таир МАНСУРОВ, говоря о формировании в мире нового энергетического порядка, тоже заметил, что естественным этапом развития мировых энергорынков становится их глобализация, ключевой фактор которой - рост объемов международной торговли энергоресурсами и услугами в этой области. По его словам, сейчас усиливаются тенденции формирования мировых “энергетических полюсов”, активизируется диверсификация маршрутов транспортировки и транзита энергоресурсов. Он отметил, что энергетической тематике в Договоре о ЕАЭС уделяется особое внимание, так как топливно-энергетические отрасли стран-участниц занимают значительную долю в мире и издавна тесно переплетены. Г-н Мансуров при этом напомнил, что, согласно Договору о ЕАЭС, общий электроэнергетический рынок заработает к 1 июля 2019 года, а общий рынок газа и общие рынки нефти и нефтепродуктов - к 1 января 2025 года. Концепция формирования общего электроэнергетического рынка Союза была утверждена президентами государств-членов ЕАЭС8 мая этого года, до 1 июля 2016-го планируется принять соответствующую программу, с 2016 по 2018 год страны Союза будут выполнять ее мероприятия с тем, чтобы заключить соответствующий международный договор, который вступит в силу с 1 июля 2019 года. И этот рынок полноценно заработает. По словам г-на Мансурова, полноформатная работа общего электроэнергетического рынка обеспечит рост объемов взаимной торговли электроэнергией в 2-2,5 раза и повышение загрузки генерирующих мощностей на 7%, а потенциал экспорта электроэнергии за пределы Союза может вырасти до 30 млрд кВт/ч. Он также проинформировал, что в декабре текущего года планируется представить Высшему Евразийскому экономическому совету концепции формирования общего рынка газа и общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза.

Г-н Мансуров подчеркнул, что в этих условиях создание общих рынков энергоресурсов позволит ЕАЭС утвердиться на новой “мировой карте энергорынков” в качестве одного из основных игроков. “Убежден, что энергетический потенциал и опыт Союза будут востребованы международным сообществом”, - добавил он. “С каждым годом топливно-энергетический комплекс требует все более усложняющихся технологий, поэтому одна из главных задач ЕАЭС - переход от опоры на экспорт сырьевых энергоресурсов за пределы Союза к опоре на технологическое лидерство в производстве, преобразовании и накоплении энергии, - сказал г-н Мансуров. - В перспективе долгосрочное сотрудничество государств ЕАЭС будет ориентировано на обеспечение эффективной работы общих рынков энергоресурсов, совместное развитие и использование энергоэффективных технологий, участие в атомных проектах, совместное строительство объектов энергетической инфраструктуры, развитие транзитного потенциала, расширение применения возобновляемых и альтернативных источников энергии”. Между тем, убежден он, альтернативные виды энергии - особенно солнечную и ветровую - нельзя противопоставлять сегодняшней углеводородной энергетике, так же, как и развитие технологий транспортировки сжиженного газа и добычи сланцевого газа не означает, что трубопроводы уступят им место: трубопроводные системы будут строиться и эксплуатироваться еще много десятилетий, уверен г-н Мансуров.

Нуер БАЙКЕЛИ, председатель Государственного управления по энергетике КНР, говоря о казахстанско-китайском сотрудничестве в области энергетики, заявил, что в данный момент оно переживает новый виток развития. В частности, он отметил, что национальные программы Казахстана и Китая “Шелковый путь” и “Нурлы жол”, инициированные главами обеих стран, предполагают существенный рост экономики, включая такие важные для нее сферы, как энергетика и инфраструктура. Китайский гость отметил необходимость совместного развития сразу нескольких направлений. Среди них стимулирование нефтегазовой отрасли, сотрудничество в атомной промышленности, в сфере возобновляемой энергетики, развитии инфраструктуры, производстве оборудования, в том числе для нефтегазовой и энергетической сфер, стимулирование социальной ответственности бизнеса. В целом он отметил колоссальные перспективы сотрудничества двух стран.

В докладе председателя правления АО “Самрук-Энерго” Алмасадама САТКАЛИЕВА говорилось, что Казахстан имеет сильные позиции во всех видах перспективных энергоносителей, важные для энергоперехода. Практическое его осуществление, по его мнению, возможно через механизм углеродного налога. Он сообщил, что социальная стоимость углерода характеризует экономический урон и оценивается в $100 за тонну CO2, причем минимально эффективное налогообложение для энергоперехода оценивается примерно в $30 за тонну. “Налицо выгода углеродного налогообложения, упреждающего значительный урон”, - отмечалось в нем. - “При потенциальном внедрении первичное значение налога должно быть минимальным. С установлением законодательной базы налог затем может оптимально варьироваться”. Очевидным механизмом задействования средств в этот процесс является строительство зеленых энергообъектов и оптимального сетевого хозяйства с привлечением внешних займов.

В продолжение “зеленой” темы было отмечено, что последние исследования в области окружающей среды показали рост доли загрязнений от перевозки судами по сравнению с ситуацией двадцатилетней давности. Интенсивность морских перевозок грузов значительно увеличилась, однако не подвергалась строгим нормам по охране окружающей среды. В числе альтернативных топлив, по его словам, наиболее перспективным на ближайшее будущее представляется природный газ, чьи моторные свойства позволяют использовать его в качестве топлива для двигателей почти без переделок базовых моделей. При этом мощность установки может быть сохранена, экономичность увеличена, а содержание токсичных составляющих отработавших газов уменьшено. По данным АО НМСК “Казмортрансфлот”, тенденция на сегодняшний день такая, что в мире уже более 100 судов имеют двухтопливные двигатели: ряд известных производителей дизельных двигателей разработали газовые версии своих механизмов. Сжиженный природный газ (СПГ) значительно чище даже легкого топлива, фактически не выделяет серы и ниже выброс оксида азота. Его применение, как считают в компании, значительно снизит атмосферные выбросы, что даст толчок к всестороннему внедрению в морскую отрасль новых природоохранных технологий и, соответственно, в целом позитивно отразится на состоянии окружающей среды в акватории Каспийского моря. Впрочем, вместе с преимуществами в качестве основного бункера морских судов, такими, как более низкая стоимость по сравнению с традиционными видами топлив и экологичность, использование СПГ порождает целый ряд проблем. Основной из них является отсутствие доступной и развитой инфраструктуры для производства, хранения, транспортировки СПГ; другой - отсутствие портовых регламентов и процедур по бункеровочным операциям СПГ.

Как бы там ни было, “Казмортрансфлотом” тоже подготовлен новый проект по созданию отечественного паромного флота путем строительства на начальном этапе первых двух универсальных паромов вместимостью 58 железнодорожных вагонов. Они используют в качестве топлива СПГ вместо традиционного дизеля и мазута, что является уникальностью среди судов, работающих на Каспии. В рамках работы над созданием казахстанских ЭКО-паромов с целью их обеспечения топливными ресурсами при поддержке научного института “КазНИПИМунайгаз” проведены исследования по выбору оптимального варианта и технологии получения СПГ. Анализ показал наиболее выгодный вариант - это строительство завода по производству СПГ в Мангистауской области мощностью порядка 50-70 тыс. тонн в год.

Организованная в первый день форума интерактивная дискуссия с лидерами мировой энергетики на тему “Нефть и капитал: решение новых энергетических уравнений” вызвала наибольший интерес всех участников. Ведущие “мейджеры” рынка, в числе которых генеральный секретарь Форума стран - экспортеров газа (GECF) Сайед Мохаммед Хусейн Адели, Генеральный секретарь секретариата Энергетической хартии Урбан Руснак, председатель правления АО НК “КазМунайГаз” Сауат Мынбаев, председатель правления Sinopec Group Ванг Юпу, глава Vitol Group Ян Тейлор, исполнительный председатель по исследованиям мировых энергетических сценариев Всемирного энергетического совета (WEC) Джеральд Дэвис обсудили возможность стабилизации цен на энергоресурсы, способность ОПЕК самостоятельно балансировать мировой рынок, поделились мнением о перспективах финансирования энергопроектов в условиях турбулентности рынка, возможные сценарии развития и будущий энергетический баланс.

Как известно, в условиях низких цен на нефть экспортно-ориентированные страны вынуждены более строго подходить к бюджетам и активно использовать антикризисные инструменты, четко выстраивая приоритеты. В этом году отсутствие единого мнения среди членов картеля по поводу уровня стоимости нефти привело к разобщению между ними и даже поставило под сомнение способность самой ОПЕК контролировать рынок путем выработки общей политики в сфере нефтедобычи. Впрочем, даже эти непростые взаимоотношения между членами ОПЕК, поддерживающими низкие цены и, напротив, противящимися дальнейшему их падению, вряд ли в будущем приведут к какой-либо трансформации этой международной организации. По мнению стран, несогласных с позицией ОПЕК, свою лепту в урегулирование ситуации с ценами, сев за стол переговоров, должны внести крупнейшие поставщики нефти на мировой рынок, не входящие в ОПЕК.

В ходе проведения X Евразийского форума Kazenergy был организован целый ряд подфорумных мероприятий, включая научно-практические конференции, круглые столы, инновационную школу, молодежный форум и заседание женского энергетического клуба. Кроме того, в целях демонстрации применения новейших технологических достижений в энергетике в дни форума проводилась выставка “Energy4us: “Инновационная энергетика”.

Договор между странами-участницами ЕАЭС «О судоходстве»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: