Особенности Национальной неохоты / коммерсант / 14. 09

Александр Ивлев о том, нужны ли России китайские инвестиции

На фоне макроэкономических и политических событий последних двух лет привлечение инвестиций из азиатских стран, и прежде всего из Китая, объявлено одним из главных приоритетов. Управляющий партнер EY по России АЛЕКСАНДР ИВЛЕВ в статье для “Ъ” отмечает, что пока масштабные планы центральных и региональных властей по этой части не вполне соответствуют настроениям российской общественности на местах, еще не всегда готовой принять инвесторов из Азии.

О сложностях практического инвестирования в восточные регионы России свидетельствует недавний эпизод, связанный с китайской компанией Zoje Resources Investment. В середине июня в СМИ появилась информация о том, что она арендовала 150 тыс. га земли в Забайкальском крае на 49 лет. Причем речь шла о землях, к которым не прикасались со времен Советского Союза. После подтверждения факта переговоров руководства Забайкальского края с китайской компанией в российском обществе моментально развернулась бурная дискуссия. Некоторые горячие головы заговорили о том, что китайцы скоро заселят Россию, местным фермерам будет негде работать, а также о том, что необходимо остановить этот процесс и принять соответствующие решения на законодательном уровне.

Адаптация к стагнации состоялась

Банк России считает маловероятным выход экономики из рецессии в ближайшие три квартала, а при сохранении низких цен на нефть к устойчивому росту она перейдет лишь в 2017 году — следует из опубликованных в сентябре «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики»

Оправданны ли подобные опасения? На мой взгляд, нет. Экспансия китайских крестьян на российские сельскохозяйственные земли происходит сегодня на микроуровне и, если рассматривать связанную с этим процессом статистику, масштабы инвестиций в этот сегмент российской экономики с их стороны незначительны. При этом необходимо разработать систему защиты государственных интересов для подобных ситуаций.

То же самое относится к некоторым инфраструктурным, производственно-добывающим и торговым проектам: появление китайского инвестора в регионах нередко сопровождается активной полемикой, связанной с вопросами обеспечения занятости местного населения, растущей конкуренции с последующим сокращением прибыли и доли российских компаний на рынке, и в итоге — с темой отсутствия поддержки государством российского бизнеса. А Китай тем временем уже активно инвестирует во многие страны и это, безусловно, приветствуется экономиками этих стран.

При том, что некоторая часть этих тезисов в сегодняшних реалиях не имеют практического обоснования, многие эксперты также упускают из виду другой ключевой факт: Россия остро нуждается в инвестициях, поскольку деньги продолжают утекать из отечественной экономики. Только за первую половину 2015 года, по данным ЦБ, отток капитала из страны составил $52,5 млрд.

Отчасти эту тенденцию могли бы нивелировать инвестиции из Китая. А учитывая, что дальнейшее экономико-политическое сотрудничество двух стран является приоритетным и для Китая, особенно в контексте его нового торгово-инфраструктурного проекта «Шелковый путь XXI века» и инициатив президентов двух стран по сотрудничеству в рамках «Шелкового пути» и Евразийского экономического союза, для этого есть все предпосылки. Согласно исследованию EY, проведенному в июне 2015 года, Россия вошла в список десяти приоритетных направлений китайских инвестиций по итогам 2014 года, заняв шестую строку по сумме привлеченных внешних китайских инвестиций — причем с 2009 года их объем стабильно растет. 91% крупных китайских компаний оценивают российский рынок как привлекательный для своего бизнеса. 66% китайских инвесторов привлекают российские природные ресурсы, а 62% — объем внутреннего рынка России. Большинство китайских компаний имеют конкретные планы по инвестиционным проектам в России: 61% участников исследования собираются осуществить их в ближайшие пять лет, а 21% — в течение следующего года.

ЦБ Китая помогает фондовому рынку

25 августа Народный банк Китая снизил на 25 базисных пунктов две процентные ставки. Еще одной мерой поддержки биржевого сектора страны стало сокращение требований к резервам крупных банков. Европейские лидеры заявили о своем доверии действиям властей Китая, а российский рынок отреагировал ростом на изменение китайских ставок. Лидеры других европейских стран успокаивают граждан, убеждая в отсутствии существенного влияния китайского биржевого кризиса на местную экономику

Экономическое сотрудничество России и Китая уже касается многих сфер: сюда входит и строительство нового трубопровода «Сила Сибири», и возможные инвестиции Китая в строительство скоростной железной дороги между Москвой и Казанью и далее до Пекина, и сотрудничество в авиационной и аэрокосмической отраслях. Это сотрудничество также ощущается и на уровне малого и среднего бизнеса, особенно в Дальневосточном регионе России, граничащем с провинцией Хэйлунцзян: согласно китайским СМИ, в 2014 году на долю провинции Хэйлунцзян пришлось более 30% инвестиций Китая в РФ.

Согласно исследованию EY, чаще всего препятствиями на пути к инвестициям в Россию китайские компании называли исполнение правоприменительных практик — 39%. Причем среди представителей крупного бизнеса об этой проблеме говорят 71%. Компании, которые уже присутствуют на рынке, отмечают влияние ухудшающейся макроэкономической ситуации в России (63%) и недостаточные гарантии для китайских инвесторов (59%) для обеспечения которых требуются поддержание правоприменительных практик, обеспечение их прозрачности; последовательная и гибкая позиция налоговых и правовых инстанций в отношении иностранного инвестора; обеспечение ответственного диалога с правительством на разных уровнях; совершенствование законодательства в части налоговых и правовых льгот.

Нельзя не отметить, что для обеспечения вышеуказанных гарантий в последнее время правительство РФ проводит масштабную работу по мониторингу и устранению множественных барьеров для иностранного бизнеса. В частности, в 2015 году 76 российских регионов приняли участие в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах РФ, который был создан совместными усилиями ведущих деловых ассоциаций и Агентства стратегических инициатив. Рейтинг, призванный выявить самые эффективные региональные практики, состоит из 50 показателей, которые в итоге группируются по четырем направлениям: регуляторная среда, институты для бизнеса, инфраструктура и ресурсы, поддержка малого предпринимательства. При этом регионы Сибири и Дальнего Востока, интересные азиатским инвесторам, в том числе китайским, пока не находятся в числе лидеров. Наиболее благоприятная обстановка сложилась в Республике Саха (Якутия), Приморском и Камчатском крае. Эти регионы попали в третью группу из пяти.

Триллион на дефицит

По итогам первого полугодия 2015 года был зафиксирован самый высокий за десятилетие ненефтегазовый (без учета доходов от нефти и газа) дефицит федерального бюджета — 11% ВВП. Об этом министр финансов Антон Силуанов сообщил 3 сентября на заседании правительства

В ближайшем будущем значительно улучшить свой деловой климат регионы Сибири и Дальнего Востока смогут благодаря действию закона «О территориях опережающего социально-экономического развития в РФ» (ТОСЭР), который определяет льготный налоговый и правовой режим, порядок осуществления деятельности и меры господдержки, доступные на данных территориях.

Предполагается, что только в Приморье будет создано 12 таких территорий. В феврале 2015 года утвержден короткий список из трех кандидатов на статус ТОСЭР: площадка промышленного парка «Надеждинская» в Приморском крае; три площадки в Хабаровском крае, где планируется наладить производство теплоизоляционных материалов и трубошпунта, а также развивать металлургию, строить логистические центры, тепличные комплексы и др.; площадка в Комсомольске-на-Амуре, на которой будет осуществляться производство комплектующих для авиационной промышленности.

Также 13 июля 2015 года президент РФ подписал федеральный закон «О свободном порте Владивосток» — масштабном проекте в Приморском крае, занимающем территорию 15 муниципальных образований с общей площадью 28,4 тыс. кв. км и предлагающем существенные льготы инвесторам. По моему мнению, у ТОСЭР и свободного порта есть все шансы стать механизмом, который способен повысить привлекательность регионов России для китайских и азиатских инвесторов в различные отрасли российской экономики. Важно этот шанс сегодня не упустить. Для этого необходимо предложить китайским компаниям и суверенным фондам действительно привлекательные и интересные с точки зрения уровня доходности проекты, понятные правила игры, обеспечить соблюдение правоприменительных практик и льготных режимов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: