Когда выборы все ближе / вечерний бишкек / 18. 09

Айымбек САДЫБАКАСОВ,публицист.

Летний зной сменился осенней жарой политической, куда более высокоградусной. И как нам всем подготовиться к предстоящим выборам в Жогорку Кенеш?

Осознать аксиомы

И избирателям, и парттоварищам важно осознать следующие аксиомы.

Во–первых, не считая раннего периода функционирования нашего «легендарного парламента», все остальные созывы ЖК в течение более 20 лет проявили себя в основном как аморфные и беззубые образования, не сумевшие противостоять авторитарным замашкам разных VIPов.

Во–вторых, у нас нет оснований воодушевляться выборами–2015, так как только к 2020 году может сформироваться когорта политиков, способных драться за превращение КР из окраины цивилизации в остров демократии и самодостаточности. Но нужны неизвестные пока обществу личности, обладающие хотя бы одним процентом гениальных организаторских способностей, присущих тому самому мало популярному сейчас В.И. Ленину, не говоря уже о его фанатичной верности избранному курсу на социализм в сочетании с умением мыслить стратегически и тактически.

В–третьих, наступила эпоха, когда правильнее многие так называемые политпартии называть временными группировками тех или иных лиц, жаждущих власти, а дальше хоть трава не расти. Но мы просто по инерции и ради краткости произносим “партия”. А партии перестали посредничать между гражданским обществом и государством и уже не трансформируют интересы налогоплательщиков в реальную политику государства. Поэтому весьма спорным оказался принцип формирования ЖК исключительно по партспискам.

Только освоив эти аксиомы, каждый избиратель сможет решить для себя: идти или не идти на выборы и как голосовать.

Вопросы по программам...

Программы партий окажутся мало–мальски привлекательными только в случае выполнения определенных требований.

Во–первых, их платформы не должны превращаться в голословные обещания типа “покончим с коррупцией”, ибо такое мы уже проходили, подобные клятвенные заверения не более убедительны, чем лепет второклассника о том, что, став взрослым, он поймает всех бандитов и воров.

Не нужно и обещаний вроде “улучшим здравоохранение”, ибо это аналогично тому, как если маленькая девочка в свои 5 лет вдруг заявит, что станет доктором и вылечит всех больных.

Не нужны и приводимые правящими партиями не вызывающие доверия среднепотолочные макроэкономические “показатели” о “достигнутых успехах”.

Во–вторых, партиям в своих программах целесообразно провести анализ того, что же мы получили к 24–й годовщине суверенитета. Избиратели вправе получить от метящих в ЖК пояснения по ряду важнейших моментов (действительно, когда, если не сейчас?).

Итак, ждем от партийцев ответов на следующие вопросы.

Как на деле воплотить в жизнь положения Конституции о праве граждан на активное участие в общественно–политической жизни? Как сделать так, чтобы хоть 20–30 процентов разумных законодательных инициатив со стороны гражданского сектора приобретали силу закона?

Как добиться того, чтобы роль народа как “источника власти” не ограничивалась лишь его участием в голосованиях?

Если в 2020 году придется менять Конституцию, то как и что в ней менять? Далее, в случае изменения Основного закона, может, есть смысл поднять и вопрос об упразднении президентской должности по истечении срока правления и нынешнего, и будущего главы государства, полномочия которого по теперешней Конституции должны будут прекратиться в 2023 году?

Объяснят ли партийцы в программах, почему титульная нация за 24 года так и не оказалась готовой взять на себя всю почетную ответственность (не путать со взятием власти) за верный путь развития своей же республики?

...и не только по ним

Как всем нам побороть в себе гены зла? Есть ли способы изменения менталитета в сторону созидания, а не разрушения? И поможет ли в этом деле национальная идеология, которой все еще нет? И нужна ли она? Если да, то кто и когда ее разработает?

Найдется ли такая партия, которая в ходе встреч в регионах убедит тамошнюю молодежь не вредить стране путем блокирования дорог и препятствования работе объектов в рамках инвестпроектов? Кто конкретно должен наказываться за отпугивание инвесторов?

Как сделать так, чтобы не только мы гордились своими предками, но и наши потомки гордились нами?

Согласны ли партийцы с тем, что в одиночку кыргызская нация не справится с многотрудной задачей радикального выправления ситуации? Как способствовать осознанному и добровольному стремлению наиболее подготовленных представителей диаспор более активно вклиниваться в сферу управления республикой на всех уровнях, начиная с МТУ, районных акимиатов и заканчивая минпортфелями и депмандатами? Как повысить роль Ассамблеи народа Кыргызстана в этом многоплановом управленческом процессе?

Найдется ли хоть одна такая партия, которая провозгласит курс не на изживание русского языка, а на его упрочение? Почему бы не провозгласить его вторым госязыком, следуя опыту ряда других стран? В общем, за какой Кыргызстан будет бороться та или иная партия: многонациональный или мононациональный?

Какой линии поведения следует придерживаться нашим политикам и хозяйственникам здесь, дома, а трудовым мигрантам на просторах ЕАЭС, чтобы у миллионов жителей стран участниц альянса не возникало желания отсечь от себя нашу страну как неисправимое слабое звено?

Далее, необходимо, чтобы партийцы объяснили избирателям, куда именно попадут деньги, обещанные западными странами на проведение честных выборов в КР? Смогут ли партии проконтролировать расход этих немалых средств? Будут ли партийцы данных групп бороться против попыток правящих партий превратить руководителей школ и вузов, командиров воинских частей и так далее в адмресурс?

***

Принципиальные отличия между партиями можно выявить, получив от них ответы на следующие вопросы.

Какая форма правления (президентская, парламентская, президентско–парламентская, парламентско–президентская) нам нужна?

Как к 2020 году отменить принцип формирования ЖК исключительно по партспискам и оставить на их долю не более 25–35 процентов от общего числа депмандатов?

Как к 2020 году добиться того, чтобы применялись следующие принципы формирования ЖК: по территориальным округам, по отраслевому (хозяйственному) принципу, по национальному признаку? Как насчет того, чтобы сократить парламент до 60 человек?

Могут ли партии добиться полной отмены депутатской неприкосновенности и некоторых льгот?

Вот такой ворох вопросов избиратели вправе высыпать перед партиями. Еще раз отметим, что нет оснований возлагать особые надежды непосредственно на итоги выборов–2015. Эта выборная кампания нужна лишь постольку, поскольку станет пробой сил и хорошей закалочкой для тех групп людей, которые в течение ближайшего 5–летнего цикла будут отстаивать отвечающую интересам общества линию правды и к 2020 году при поддержке налогоплательщиков будут готовы взять на себя ответственность (а не только власть) за поступательное развитие республики.

МАКРОЭКОНОМИКА И СТАТИСТИКА

Экономическая ситуация в странах ЕАЭС


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: