Глава 4. Жанровые и сюжетно-композиционные особенности произведений Достоевского

Карнавальный фольклор. Та литература, которая испытала на себе – прямо или косвенно, через ряд посредствующих звеньев, - влияние тех или иных видов карнавального фольклора, называется карнавализованной литературой.

Карнавализация: отменяется дистанция между людьми, возникает фамильярный контакт между людьми. (Люди, разделённые в жизни непроницаемыми барьерами, вступают в вольный фамильярный контакт на карнавальной площади). Ведущим карнавальным действом является шутовское увенчание и последующее развенчание карнавального короля. В романах эффект карнавализации есть разоблачение, обновление, кризис, создание разоблачающего героя смеха, развенчивающего двойника. Карнавальное мироощущение – ремень между идеей и авантюрным героем.

Примером карнавализации является 2 сон в романе «Преступление и наказание». Смех – символ краха теории Раскольникова, окружающие люди в комнатах символизируют тягу Раскольникова к людям, он не может носить в себе тайну об убийстве.

а) смеющая старуха, созвучная с пушкинской графиней («Пиковая дама») в гробу (подмигивает) и с подмигивающей пиковой дамой. И мотивирока этих снов схожа: у Пушкина – безумие, у Достоевского – бредовый сон;

б) смеющие люди – образ развенчивающегося всенародного карнавального короля – самозванца на площади;

в) верх, вниз, лестница, порог – точки, где совершается кризис главного героя. Например, он стоит на пороге квартиры старухи, когда начинают звонить в дверь.

Глава 5. Слово у Достоевского.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: