Дошкольного образовательного учреждения

Приоритетными задачами при реализации базисного компонента педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения выступают:

- содействие формированию личности ребенка;

- определение причин нарушения личностного и познавательного развития ребенка;

- преодоление нарушений в развитии ребенка;

- создание психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования.

Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста и специфику ДОУ, содержание базисного компонента деятельности педагога-психолога конкретизируется в виде реализации диагностической, консультативной, развивающей и коррекционной работы.

Одной из важных составляющих базисного компонента деятельности педагога-психолога ДОУ является проведение скрининговой диагностики, которая позволяет отслеживать динамику развития детей и своевременно выявлять негативные тенденции. Кроме того, результаты скрининговой диагностики могут быть использованы для оценки качества образования в ДОУ.

С вновь поступающими детьми раннего возраста скрининговая диагностика проводится после завершения процесса адаптации, а с детьми дошкольного возраста до вхождения ребенка в группу.

Важной задачей в работе всех сотрудников, в том числе педагога-психолога, является профилактика дезадаптации детей, поступающих в ДОУ. Для этого должна проводиться комплексная работа, частью которой выступает психологическое сопровождение адаптационного процесса. Содержание психологического сопровождения определяется, исходя из возраста и психологических особенностей ребенка. Однако можно выделить инвариантную его часть:

- консультирование администрации и педагогов по общим закономерностям процесса адаптации детей к условиям ДОУ;

- диагностика детей, поступающих в ДОУ, с целью определения факторов риска для прогноза тяжести протекания процесса адаптации и разработки рекомендаций по оптимизации психолого-медико-педагогического сопровождения адаптационного периода.

В случае выявления факторов риска по результатам диагностики проводят консультативную работу с родителями и педагогами и углубленную диагностическую, а при необходимости – индивидуальную коррекционную работу с ребенком.

С целью профилактики появления дезадаптации у детей, уже посещающих ДОУ, и с целью содействия формированию личности ребенка педагог-психолог проводит и работу с воспитателями, включающую изучение особенностей педагогического общения как важного фактора развития детей и обучающие семинары-практикумы психологической проблематики.

В случае выявления психологических трудностей в развитии ребенка по результатам скрининговой диагностики педагог-психолог проводит индивидуальную углубленную диагностику для определения причин нарушения личностного и познавательного развития. По результатам углубленной диагностики обязательно проведение консультирования родителей и педагогов с целью согласования взаимодействия в коррекционном процессе. При необходимости педагог-психолог в работе с родителями может выполнять социально - диспетчерскую функцию (помогать родителям в установлении связей с социумом для решения проблем в развитии ребенка). Педагог-психолог по результатам углубленной диагностики и в соответствии с решением ПМПк ДОУ проводит коррекционную работу в индивидуальной и групповой формах. Консультирование родителей и педагогов проводят по ходу и результатам коррекционной работы с детьми.

Одним из важных направлений в деятельности педагога-психолога является участие в работе ПМПк ДОУ, что предполагает проведение диагностической работы при подготовке к ПМПк и участие в заседаниях ПМПк.

Участие педагога-психолога в создании психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования требует от педагога-психолога:

- консультирования родителей по вопросам дальнейшего обучения детей,

- участия в оформлении документации, передаваемой в другое образовательное учреждение (психологический блок медицинской карты ребенка).

Обязательным условием успешности психологической работы является информирование администрации ДОУ о результатах всех видов психологической деятельности (в виде аналитических отчетов) и консультирование по организационным вопросам психологического сопровождения развития детей в ДОУ.

Данное содержание является базовым и, как было отмечено выше, дополняется в зависимости от объема ставки педагога-психолога, возможностей и потребностей ДОУ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: