Материалы для самоконтроля качества подготовки

А. Вопросы для самоконтроля

1 Классификация природных источников водоснабжения, условия формирования воды в них и их сравнительная характеристика.

2 Искусственные открытые и закрытые водохранилища, гигиенические условия накопления и хранения воды в них.

3 Основные гигиенические требования к качеству воды источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения.

4 Зоны санитарной охраны источников водоснабжения, цель их организации, особенности режима.

5 Методика выбора источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения.

6 Источники, причины и механизмы загрязнения поверхностных и подземных водоемов. Гигиеническая характеристика хозяйственно-бытовых сточных вод как основного источника загрязнения поверхностных водоемов.

Б. Тесты для самоконтроля с эталонами ответов.

1 Один из основных факторов, определяющих выбор и возможность использования источника водоснабжения:

Гигиена и экология: Учебник / Под редакцией В. Г. Бардова. - Винница: Новая Книга, 2006 - С. 185.

1). Ландшафтные условия

2). Химический состав атмосферного воздуха

3). Удобство транспортных путей

* 4). Степень подверженности водоисточника к воздействию факторов окружающей среды

5). Близость к морям и океанам

2 Укажите основные виды источников водоснабжения:

Даценко И. И., Габович Р. Д. Профилактическая медицина. Общая гигиена с основами экологии: Учебник. - 2 издание: К.: Здоровье, 2004. - С. 167, 168, 174.

1). Морская вода

* 2). Подземные воды

3). Талая вода

4). Минеральная вода

5). Океаническая вода

3 Виды подземных вод, все кроме:

Даценко И. И., Габович Р. Д. Профилактическая медицина. Общая гигиена с основами экологии: Учебник. - 2 издание: К.: Здоровье, 2004. - С. 168.

* 1). Песчано-гравийные воды

2). Верховодка

3). Г грунтовые воды

4). Межпластовые напорные воды

5). Межпластовые безнапорные воды

4 Назовите зону санитарной охраны источников водоснабжения:

Даценко И. И., Габович Р. Д. Профилактическая медицина. Общая гигиена с основами экологии: Учебник. - 2 издание: К.: Здоровье, 2004. - С. 201.

1). Опытная зона

* 2). Зона усиленного режима

3). Зона контроля

4). Хозяйственная зона

5). Физкультурно-оздоровительная зона

5 Назовите сколько литров воды нужно для полного анализа воды:

Гигиена и экология: Учебник. / Под редакцией В. Г. Бардова. - Винница: Новая Книга, 2006 - С. 187.

1). 1-2 л

* 2). 3-5л

3). 5-7 л

4). 7-8 л

5). 2-4 л

В. Задачи для самоконтроля с ответами.

Дать заключение о возможности использования для питьевых целей воды из шахтного колодца. Проба взята в июле месяце. Почву вокруг колодца загрязнена, так как в 5 м от колодца организован водопой скота. Сруб старый гнилой, крыши у колодца нет.

Результаты исследований: вкус - без особенностей, запаха нет, цветность - 400, прозрачность - 25 см, азот аммонийный - 0,3 мг / л, азот нитратов - 50 мг / л, окисляемость - 8,8 мг / л, жесткость - 6, 1 мг / л, фтор - 0,8 мг / л, железо - 0,2 мг / л, сульфаты - 128 мг / л, хлориды - 28,6 мг / л, микробное число - 6830, ОКБ-10 в 100 мл.

Решение: Для решения данной задачи необходимо руководствоваться требованиями к устройству и эксплуатации колодцев и нормативами местного водоснабжения. На основании химического анализа (содержание аммиака и нитратов) и бактериологических показателей (микробное число, общие колиформные бактерии) можно сделать вывод о фекального загрязнения воды колодца и необходимости его закрытия. Содержание в воде сульфатов, хлоридов, фтора и железа отвечает требованиям и указывает на возможность использования данного водоисточника после капитального ремонта колодца.

Следовательно, данный колодец подлежит закрытию. Необходимо провести следующие мероприятия:

1 Устранить водопой скота и отнести его на расстояние не ближе 80 - 100 м;

2 Провести ремонт колодца (установить новый сруб или железобетонные кольца);

3 Отремонтировать глиняный замок;

4 Очистить территорию вокруг колодца;

5 Отобрать пробу воды и исследовать ее по трем группам показателей - органолептическим, химическим (токсикологическим) и бактериологическим.

При условии соответствия полученных результатов требованиям, предъявляемым к местному водоснабжению, решить вопрос о водопользовании водой данного колодца положительно.

8.Материалы для аудиторной самостоятельной подготовки:

8 .1. Перечень учебных практических заданий, которые необходимо выполнить во время практического (лабораторного) занятия:

1. Провести санитарное обследование источника водоснабжения.

2. Определять места отбора и осуществлять отбор проб воды для исследования, уметь заполнить сопроводительный бланк.

3. Определить дебит (производительность) источников водоснабжения (матерьял учебной задачи).

9 Инструктивные материалы для овладения профессиональными умениями, навыками:

Виды и периодичность проб воды в местах водозабора, отбираемых для лабораторных исследований

виды показателей Количество проб в течение одного года, не менее
Для подземных источников Для поверхностных источников
микробиологические 4 (по сезонам года) 12 (ежемесячно)
паразитологические не проводятся 12 (ежемесячно)
органолептические 4 (по сезонам года) 12 (ежемесячно)
обобщенные показатели 4 (по сезонам года) 12 (ежемесячно)
Неорганические и органические вещества   4 (по сезонам года)
радиологические    

Производственный контроль качества питьевой воды в распределительной водопроводной сети

Количество обслуживаемого населения, тыс. Чел. Количество проб в месяц
до 10  
10-20  
20-50  
50-100  
более 100 100 + 1 проба на каждые 5 тыс. Чел. более 100 тыс. населения

Примечание:

В число проб не входят обязательные контрольные пробы после ремонта и Иных технических работ на распределительной сети

9.1.Методика выполнения работы, этапы выполнения.

Занятия лабораторное. При возможности, занятия проводится непосредственно у источника воды (реки, озера), шахтного колодца или каптажа источника. При проведении занятия в учебной лаборатории студенты решают ситуационную задачу. После проверки исходного уровня знаний студентов и обсуждения теоретических вопросов темы каждому студенту (или паре студентов) предлагают решить подготовленную кафедрой ситуационную задачу. Работу оформляют протоколом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: