А. Вопросы для самоконтроля
1 Классификация природных источников водоснабжения, условия формирования воды в них и их сравнительная характеристика.
2 Искусственные открытые и закрытые водохранилища, гигиенические условия накопления и хранения воды в них.
3 Основные гигиенические требования к качеству воды источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения.
4 Зоны санитарной охраны источников водоснабжения, цель их организации, особенности режима.
5 Методика выбора источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения.
6 Источники, причины и механизмы загрязнения поверхностных и подземных водоемов. Гигиеническая характеристика хозяйственно-бытовых сточных вод как основного источника загрязнения поверхностных водоемов.
Б. Тесты для самоконтроля с эталонами ответов.
1 Один из основных факторов, определяющих выбор и возможность использования источника водоснабжения:
Гигиена и экология: Учебник / Под редакцией В. Г. Бардова. - Винница: Новая Книга, 2006 - С. 185.
|
|
1). Ландшафтные условия
2). Химический состав атмосферного воздуха
3). Удобство транспортных путей
* 4). Степень подверженности водоисточника к воздействию факторов окружающей среды
5). Близость к морям и океанам
2 Укажите основные виды источников водоснабжения:
Даценко И. И., Габович Р. Д. Профилактическая медицина. Общая гигиена с основами экологии: Учебник. - 2 издание: К.: Здоровье, 2004. - С. 167, 168, 174.
1). Морская вода
* 2). Подземные воды
3). Талая вода
4). Минеральная вода
5). Океаническая вода
3 Виды подземных вод, все кроме:
Даценко И. И., Габович Р. Д. Профилактическая медицина. Общая гигиена с основами экологии: Учебник. - 2 издание: К.: Здоровье, 2004. - С. 168.
* 1). Песчано-гравийные воды
2). Верховодка
3). Г грунтовые воды
4). Межпластовые напорные воды
5). Межпластовые безнапорные воды
4 Назовите зону санитарной охраны источников водоснабжения:
Даценко И. И., Габович Р. Д. Профилактическая медицина. Общая гигиена с основами экологии: Учебник. - 2 издание: К.: Здоровье, 2004. - С. 201.
1). Опытная зона
* 2). Зона усиленного режима
3). Зона контроля
4). Хозяйственная зона
5). Физкультурно-оздоровительная зона
5 Назовите сколько литров воды нужно для полного анализа воды:
Гигиена и экология: Учебник. / Под редакцией В. Г. Бардова. - Винница: Новая Книга, 2006 - С. 187.
1). 1-2 л
* 2). 3-5л
3). 5-7 л
4). 7-8 л
5). 2-4 л
В. Задачи для самоконтроля с ответами.
Дать заключение о возможности использования для питьевых целей воды из шахтного колодца. Проба взята в июле месяце. Почву вокруг колодца загрязнена, так как в 5 м от колодца организован водопой скота. Сруб старый гнилой, крыши у колодца нет.
|
|
Результаты исследований: вкус - без особенностей, запаха нет, цветность - 400, прозрачность - 25 см, азот аммонийный - 0,3 мг / л, азот нитратов - 50 мг / л, окисляемость - 8,8 мг / л, жесткость - 6, 1 мг / л, фтор - 0,8 мг / л, железо - 0,2 мг / л, сульфаты - 128 мг / л, хлориды - 28,6 мг / л, микробное число - 6830, ОКБ-10 в 100 мл.
Решение: Для решения данной задачи необходимо руководствоваться требованиями к устройству и эксплуатации колодцев и нормативами местного водоснабжения. На основании химического анализа (содержание аммиака и нитратов) и бактериологических показателей (микробное число, общие колиформные бактерии) можно сделать вывод о фекального загрязнения воды колодца и необходимости его закрытия. Содержание в воде сульфатов, хлоридов, фтора и железа отвечает требованиям и указывает на возможность использования данного водоисточника после капитального ремонта колодца.
Следовательно, данный колодец подлежит закрытию. Необходимо провести следующие мероприятия:
1 Устранить водопой скота и отнести его на расстояние не ближе 80 - 100 м;
2 Провести ремонт колодца (установить новый сруб или железобетонные кольца);
3 Отремонтировать глиняный замок;
4 Очистить территорию вокруг колодца;
5 Отобрать пробу воды и исследовать ее по трем группам показателей - органолептическим, химическим (токсикологическим) и бактериологическим.
При условии соответствия полученных результатов требованиям, предъявляемым к местному водоснабжению, решить вопрос о водопользовании водой данного колодца положительно.
8.Материалы для аудиторной самостоятельной подготовки:
8 .1. Перечень учебных практических заданий, которые необходимо выполнить во время практического (лабораторного) занятия:
1. Провести санитарное обследование источника водоснабжения.
2. Определять места отбора и осуществлять отбор проб воды для исследования, уметь заполнить сопроводительный бланк.
3. Определить дебит (производительность) источников водоснабжения (матерьял учебной задачи).
9 Инструктивные материалы для овладения профессиональными умениями, навыками:
Виды и периодичность проб воды в местах водозабора, отбираемых для лабораторных исследований
виды показателей | Количество проб в течение одного года, не менее | |
Для подземных источников | Для поверхностных источников | |
микробиологические | 4 (по сезонам года) | 12 (ежемесячно) |
паразитологические | не проводятся | 12 (ежемесячно) |
органолептические | 4 (по сезонам года) | 12 (ежемесячно) |
обобщенные показатели | 4 (по сезонам года) | 12 (ежемесячно) |
Неорганические и органические вещества | 4 (по сезонам года) | |
радиологические |
Производственный контроль качества питьевой воды в распределительной водопроводной сети
Количество обслуживаемого населения, тыс. Чел. | Количество проб в месяц |
до 10 | |
10-20 | |
20-50 | |
50-100 | |
более 100 | 100 + 1 проба на каждые 5 тыс. Чел. более 100 тыс. населения |
Примечание:
В число проб не входят обязательные контрольные пробы после ремонта и Иных технических работ на распределительной сети
9.1.Методика выполнения работы, этапы выполнения.
Занятия лабораторное. При возможности, занятия проводится непосредственно у источника воды (реки, озера), шахтного колодца или каптажа источника. При проведении занятия в учебной лаборатории студенты решают ситуационную задачу. После проверки исходного уровня знаний студентов и обсуждения теоретических вопросов темы каждому студенту (или паре студентов) предлагают решить подготовленную кафедрой ситуационную задачу. Работу оформляют протоколом.