Бюджетные потери из-за отмены пошлин на коммерческие товары компенсировать за счет соответствующего увеличения ставки налога с оборота

Варианты решения проблемы «1января 2016 года»

Ю.Г. Ганин, вице-президент ТПП ПМР

Среди многих требований, которые предъявляются Приднестровью со стороны Европейской Комиссии в качестве условий для сохранения режима свободной торговли между Приднестровьем и Евросоюзом после 1 января 2016 года, наиболее сложным является обеспечение беспошлинной торговли. Выполнение этого требования сопряжено как с бюджетными потерями, так и с необходимостью внесения изменений в налоговую систему с целью компенсации потерь в результате отмены таможенных пошлин. Наиболее обсуждаемый вариант решения этой проблемы состоит во введении налога на добавленную стоимость и других классических налогов, взамен применяемого сегодня налога на доходы организаций. Такая концепция новой налоговой системы открывает перспективы для позитивных изменений в экономике Приднестровья. Однако, переход к ней требует масштабной предварительной подготовки и, как минимум, нескольких лет для ее имплементации. Существуют ли альтернативные варианты для сохранения беспошлинной торговли с Евросоюзом?

Рассмотрим структуру нашего импорта из стран ЕС. Основными группами товаров, импортируемых на территорию ПМР, являются: группа 24 «Реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства; их части» (13-18%), группа «Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битумные вещества; воски минеральные» (10-15%), группа 39 «Пластмассы и изделия из них» (5-10%), группа 85 «Электрические машины и оборудование, их части; звукозаписывающая аппаратура, аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука, их части и принадлежности (5-10%), группа 41 «Необработанные шкуры и выделенная кожа (5-7%), группа 54 «Химические нити..» 4-6%, группа 02 «Мясо и пищевые мясные субпродукты» (4-6%), а также строительные материалы, металлический лом, автомобили и прочее. Все импортируемые товары можно разделить на товары производственного и коммерческого назначения. Первая группа товаров, в соответствии с действующим в Приднестровье законодательством, освобождается от уплаты таможенных пошлин, и в связи с этим обнуление для них ставок таможенных пошлин не должно отразиться на поступлениях в бюджет. Вторая группа товаров, предназначенных для коммерческих целей, является объектом налогообложения по таможенной пошлине и по налогу на доходы организаций. Сущность альтернативного предложения состоит в следующем:

Бюджетные потери из-за отмены пошлин на коммерческие товары компенсировать за счет соответствующего увеличения ставки налога с оборота.

Для организаций оптовой и розничной торговли сегодня применяется ставка к налогооблагаемой базе в размере 13,2%. Для них налогооблагаемый доход (валовой доход) определяется в виде разницы между выручкой от продажи товаров и стоимостью (ценой) их закупки с учетом уплаченных таможенных платежей и транспортных расходов покупателя по доставке товара до места назначения.

Общая величина налоговых отчислений по действующему законодательству рассчитывается следующим образом:

Н1 = 0,132 * [Цпр – (Цз + П + А+Тр)] + П +А (1)

где Н1 - налоговые отчисления, действующие в текущем году;

0,132 -действующий коэффициент к налогооблагаемой базе (13,2%)

Цпр – цена продажи;

Цз – цена закупки;

П – размер пошлины;

А - акцизы;

Тр – транспортные расходы.

Размер налоговых отчислений на 2016 год Н2 предлагается сохранить на уровне 2015 года, а снижение государственных доходов при обнулении таможенных пошлин компенсировать увеличением ставки налога с оборота. Для безакцизных товаров (А=0) налоговые отчисления определяются следующим выражением:

Н2 = Х * [Цпр – (Цз + Тр)] (2)

где Х - расчетный коэффициент к налогооблагаемой базе. Его можно определить следующим образом. Если предположить, что налоговая нагрузка на торговые предприятие не должна измениться, тогда Н1 должна быть раной Н2, следовательно для безакцизных товаров:

0,132 * [Цпр – (Цз + П + Тр)] + П = х * [Цпр – (Цз + Тр)], отсюда

Ставка налога на доходы торговых организаций зависит от четырех параметров, но три из них Цпр, П и Тр можно выразить как долю отцены закупки з) с помощью соответствующих коэффициентов к12,и к3

Расчетные значения альтернативных ставок налога на доходы от торговой деятельности для безакцизных товаров при разных значениях цены на продажу, ставок пошлин и транспортных расходах на доставку товаров приведены в Приложении 1 и на графиках Рис.1-Рис.3. Из приведенных данных можно сделать следующие заключения:

1. При увеличения соотношения Цпр к Цз от 1.3 до 1.7 и при одинаковой пошлине (7% от Цз) и транспортных расходах (5% от Цз) ставка налога изменяется от 37,5% до 22,55% от налогооблагаемой базы (маржи). Чем выше маржа, тем при более низкой налоговой ставке можно компенсировать объем налоговых поступлений, имевшей место при действующей системе.

2. Рост таможенной пошлины от 0% до 15% от Цз. при соотношении Цп к Цз равной 1,5 и при транспортных расходах 5% от Цз вызывает и рост налоговой ставки Х от 13,2% до 42,13%, чтобы сохранить налоговые отчисления.

3. Изменения транспортных расходов от 5 до 10%, при равенстве других параметров, незначительно влияют на изменения налоговой ставки и они составляют менее двух пунктов.

Наиболее типичными параметрами торговых операций в текущий период являются следующие:

· 75% таможенного тарифа в 2014 году составляли адвалорные пошлины в пределах от 5 до 10%, при этом: средний таможенный тариф для продовольственных товаров составлял 8,48%, для непродовольственных 5,74% и в целом 6,35%. В 2015 году средний тариф составляет около 7% (в связи с текущими изменениями отдельных таможенных тарифов, средняя величина подвержена колебаниям);

· средняя цена продажи товаров в среднем равна 1,5 цены закупки;

· транспортные расходы в среднем составляют 5% от закупочной цены товаров.

Таким образом, ставка налога на доходы организаций от торговой деятельности, при вышеуказанных средних параметрах торговых операций и при отмене на товары таможенных пошлин и отсутствии на них акцизов, должна составлять 26, 7% от маржи.

Этот принцип может быть применен и для товаров производственного назначения, которые не освобождались от таможенной пошлины. В этом случае для отдельных видов производственной деятельности, ставка налога на доходы организаций должна быть скорректирована на величину бюджетных потерь от тарифных платежей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: