Цель: Проанализировать основные структурные компоненты научного знания и научной деятельности, их сущность, возникновение и историческую динамику. Отметить характерный тип развития любой конкретной науки от эмпирического уровня к теоретическому, от собирания фактов и их систематизации к эксперименту и обнаружению законов.
Вопросы для обсуждения:
1. Наука и её функции. Типология наук.
2. Ненаучное и научное знание. Критерии истинности знания.
3. Специфика научного познания.
4. Структура научного познания.
5. Теория как структурный элемент науки.
6. Научные принципы как средство организации знания.
7. Постулат – научная форма организации знания.
8. Законы как системообразующие элементы науки.
Темы рефератов:
1. Наука как важнейшая форма познания в современном мире.
2. Особенности ненаучного и научного познания.
3. Закономерности и методологические ориентиры развития научного знания.
Литература:
1. *Башляр, Г. Новый рационализм / Г. Башляр. – М.: Прогресс, 1987. – С. 328-346.
|
|
2. *Бондарев, В.П. Основы методологии науки // Бондарев, В.П. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Альфа-М, 2003. – С. 65-94.
3. *Вебер, М Наука как призвание и профессия // Избранные произведения / М. Вебер. – М.: Прогресс, 1990. – С. 707-735.
4. *Гудвин, Дж. Способы познания // Методологичекие основы психологии: хрестоматия; учебно-методический комплекс / С.Ю. Манухина, А.Н. Занковский. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2009. – С. 8-14.
5. *Дюментон, Г.Г. Сети научных коммуникаций и организация фундаментальных исследований / Г.Г. Дюментон; Отв. ред. В.А. Ядов. – М.: Наука, 1987. – 105 с.
6. *Ивин, А.А. Современная философия науки / А.А. Ивин. – М.: Высш. шк., 2005. – 592 с.
7. Карандашев, Ю.Н. Знание: истинность, виды и уровни / Ю.Н. Карандашев // Психологическая служба. – 2004. – № 3. – С. 23-31.
8. Карандашев, Ю.Н. Наука: критерии истины и структура знания / Ю.Н. Карандашев // Психологическая служба. – 2004. – № 4. – С. 22-31.
9. *Карандашев, Ю.Н. Природа научного знания // Возрастная, педагогическая, коррекционная психология: Сб. науч. тр.: Вып. 2. / Под науч. ред. Ю.Н. Карандашева, Т.В. Сенько. – Мн.: Карандашев Ю.Н., 2000. – С. 7-26.
10. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. – М.: Наука, 1984. – 444 с.
11. Маланов, С.В. Методология в науке // Маланов, С.В. Методологические и теоретические основы психологии: Учебное пособие / С.В. Маланов. – М.-Воронеж: МПСИ, 2005. – С. 4-48.
12. *Маслоу, А.Г. Психология бытия / А.Г. Маслоу. – М.: Наука, 1997. – С. 90-99.
13. Наука как система знаний // Лекции по курсу «Методология и методы психологического исследования»: В 2-х ч. Ч.1 / С.В. Голев, О.С. Голева. – Херсон: ОМУРЧ «Украина» ХФ, 2010. – С. 1-6.
|
|
14. Никандров, В.В. Содержание методологии // Никандров, В.В. Методологические основы психологии: Учебное пособие / В.В. Никандров. – СПб.: Речь, 2008. – С. 37-41.
15. Общие проблемы философии науки: учебник для аспирантов нефилософских специальностей / Под ред. В.Д. Бакулова, Т.Б. Фатхи. – Ростов н / Д.: Изд-во ЮФУ, 2008. – 224 с.
16. Пономарёв, Я.А. Методологическое введение в психологию / Я.А. Пономарёв. – М.: Наука, 1983. – 205 с.
17. *Прайс, Д.Дж. Тенденции в развитии коммуникации – прошлое, настоящее, будущее // Коммуникация в современной науке: Сборник переводов (с англ.) / Сост., общ. ред. и вступит. статья Э.М. Мирского, В.Н. Садовского. – М.: Прогресс, 1976. – С. 112-114, 335-336.
18. *Пуанкаре, А. О науке / А. Пуакаре; Пер. с фр.; Под ред. Л.С. Понтрягина. – М.: Наука, 1990. – С. 372-380, 414-436.
19. *Философия и методология науки: учеб. пособие для аспирантов и магистрантов / А.И. Зеленков [и др.]; под ред. А.И. Зеленкова. – Мн.: ГИУСТ БГУ, 2011. – С. 92-98.
20. *Фролов, И.Т. Этика науки: Проблемы и дискуссии / И.Т. Фролов, Б.Г. Юдин. – М.: Политиздат, 1986. – 400 с.
Образовательные технологии: дискуссия, эссе.
Задание для самостоятельной работы:
ü Подготовить эссе по одному из вопросов:
1. Упорство, авторитет, логика и опыт как способы научного познания.
2. Выбор фактов в науке.
3. Исчисление вероятностей в науке.
4. Потребность в знании и страх познания.
5. Научное призвание.
6. Идеалы и ценности науки.
7. Нормы науки.
8. Этические проблемы в науке.
9. Научная критика.
10. Коммуникация в современных научных сообществах.
Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: устный опрос (групповой или индивидуальный), доклад, реферат, эссе.