Семинар-круглый стол. Тема 5. Логика исторического развития методологии психологической науки

Цель: Рассмотреть методологию психологической науки в историческом контексте. Проанализировать типы научного знания и методы исследования, соответствующие разным уровням развития психологии.

Вопросы для круглого стола:

1. Факторы, определяющие развитие психологии как науки.

2. Логика развития психологической науки.

3. Доклассический (допарадигмальный) период развития науки и его влияние на методологию психологических исследований.

4. Классический тип рациональности и психологическая методология.

5. Неклассический тип рациональности и новая методология психологических исследований.

6. Постнеклассический тип рациональности и методология психологии.

Темы рефератов:

1. Научные революции как смена парадигм научного знания в психологической науке.

2. Историческая динамика типов психологического знания.

3. Историческая динамика методов психологического исследования.

4. Историческая динамика основных достижений в психологической науке.

Литература:

1. *Ананьев, Б.Г. О методах современной психологии // Психодиагностические методы в комплексном лонгитюдном исследовании студентов. – Л.: ЛГУ, 1976. – С. 13-35.

2. *Асмолов, А.Г. По ту сторону сознания. Методологические проблемы неклассической психологии / А.Г. Асмолов. – М.: Смысл, 2002. – 480 с.

3. *Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека / А.Г. Асмолов. – М.: Смысл. 2007. – 527 с.

4. *Гудвин, Дж. Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 558 с.

5. Гусельцева, М.С. Методологические кризисы и типы рациональности в психологии / М.С. Гусельцева // Вопросы психологии. – 2006. – № 1. – С. 3-15.

6. Гусельцева, М.С. Постнеклассическая рациональность в культурной психологии / М.С. Гусельцева // Психологический журнал. – 2005. – Т. 26. – № 6. – С. 5-15.

7. *Гусельцева, М.С. Культурно-историческая психология: от классической – к постнеклассической картине мира / М.С. Гусельцева // Вопросы психологии. – 2003. – № 1. – С. 99-115.

8. *Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2000. – 320 с.

9. Дьяков, Д.Г. Методология, теория и методы психологических исследований. Учебно-методическое пособие. – Режим доступа: http://psy.bspu.unibel.by/psy_pozn/docs/3-2.htm. – Дата доступа: 25.08.2013.

10. *Ждан, А.Н. История психологии: Учебник / А.Н. Ждан. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 367 с.

11. *Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. – 2-е изд., стер. – М.: Изд. центр «Академия», 2005. – 208 с.

12. Корнилова, Т.В. Методологические основы психологии / Т.В. Корнилова, С.Д. Смирнов. – СПб.: Питер, 2006. – 320 с.

13. *Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун. – М.: Прогресс, 1977. – 300 с.

14. Лубовский, Д.В. Введение в методологические основы психологии: Учеб. пособие / Д.В. Лубовский. – М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2005. – 224 с.

15. *Мамардашвили, М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности / М.К. Мамардашвили. – 2-е, испр. изд. – М.: Лабиринт, 1994. – 92 с.

16. *Марцинковская, Т.Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.Д. Марцинковская. – 4-е изд. – М.: Изд. центр «Академия», 2004. – 544 с.

17. Мясоед, П.А. Психология в аспекте типов научной рациональности / П.А. Мясоед // Вопросы психологии. – 2004. – № 6. – С. 3-18.

18. *Общие проблемы философии науки: учебник для аспирантов нефилософских специальностей / Под ред. В.Д. Бакулова, Т.Б. Фатхи. – Ростов н / Д.: Изд-во ЮФУ, 2008. – 224 с.

19. Петровский, А.В. История и теория психологии: В 2-х т. Т. 1 / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – Ростов н /Д.: Изд-во «Феникс», 1996. – 416 с.

20. *Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. – М.: Школа-Пресс, 1995. – 384 с.

21. *Смит, Н. Современные системы психологии / Н. Смит; Пер с англ.; Под общ. ред. А.А. Алексеева. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. – 384 с.

22. *Стёпин, В.С. Философская антропология и философия науки / В.С. Стёпин. – М.: Высшая школа, 1992. – 191 с.

23. Теория и методология психологии: Постнеклассическая перспектива / Отв. ред. А.Л. Журавлев, А.В. Юревич. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. – 528 с.

24. *Томпсон, М. Философия науки / М. Томпсон; Пер. с англ. А. Гарькавого. – М.: Фаир-Пресс, 2003. – 304 с.

25. *Шульц, Д.П. История современной психологии / Д.П. Шульц, С.Э. Шульц; Пер. с англ. А.В. Говорунов, В.И. Кузин, Л.Л. Царук; Под ред. А.Д. Наследова. – СПб.: Изд-во «Евразия», 2002. – 532 с.

26. *Янчук, В.А. Психология на рубеже третьего тысячелетия: поиски парадигмальных координат, способа теоретизирования и метода исследования / В.А. Янчук // Адукацыя i выхаванне. – 1999. – № 8. – С. 30-49.

Образовательные технологии: презентация, дискуссия.

Задание для самостоятельной работы:

ü Заполнить таблицу «Исторические периоды развития методологии психологической науки» (с указанием философского, общенаучного и конкретнонаучного уровней методологии науки).

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: устный опрос (групповой или индивидуальный), доклад, реферат, дискуссия, контроль самостоятельной работы студентов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: