Цель: Рассмотреть основные формы отражения реальности, известные в истории цивилизации. Определить конструктивные аспекты донаучных представлений и наличие взаимосвязи между ними и наукой.
Вопросы для обсуждения:
1. Опыт ненаучных форм осмысления культуры.
2. Оккультные формы действительности.
3. Миф – форма осмысления реальности.
4. Религия как способ понимания мира.
5. Философия как форма осмысления и объяснения реальности.
6. Искусство как способ понимания мира.
7. Наука как форма осмысления и объяснения реальности.
Вопросы для дискуссии:
1. Наука и религия – союзники или соперники?
2. Проблема существования Бога и проблема знания.
3. Наука и философия – союзники или соперники?
4. Наука – прогресс или регресс?
Темы рефератов:
1. Мифология и наука в культуре традиционных и современных обществ.
2. Религия и наука в мире древних цивилизаций.
3. Религия и наука в средние века.
4. Религия и наука: возможности и границы диалога.
5. Философия и наука: формы диалога и опосредования в истории культуры.
6. Искусство и наука: общее и различное в духовном понимании мира.
Литература:
* – литература для углублённого изучения
1. Ахиезер, А.С. Философские основы социокультурной теории и методологии / А.С. Ахиезер // Вопросы философии. – 2000. – № 9. – С. 29-45.
2. Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания / Отв. ред. и сост. И.Т. Касавин. – М.: Политиздат, 1990. – 464 с.
3. Игнатова, В.А. Мифология, религия, искусство, наука как компоненты культуры и способы постижения природы // Игнатова, В.А. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для дистанционного обучения / В.А. Игнатова. – Тюмень: Изд-во ТГУ, 2005. – С. 35-38.
4. Наука как важнейшая форма познания в современном мире // Философия и методология науки: учеб. пособие для аспирантов и магистрантов / А.И. Зеленков [и др.]; под ред. А.И. Зеленкова. – Мн.: ГИУСТ БГУ, 2011. – С. 92-98.
5. *Потупа, А.С. Открытие Вселенной – прошлое, настоящее, будущее / А.С. Потупа. – Мн.: Юнацтва, 1991. – 558 c.
6. Рыжов, Ю.В. Религия, наука и искусство в системе культуры // Балим, Г.М. Проблемы системного анализа культуры / Г.М. Балим, В.П. Рыжов, Ю.В. Рыжов. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. – С. 43-126.
7. *Существование Бога. Проблема знания // Тейчман, Дж. Философия. Руководство для начинающих / Дж. Тейчман, К. Эванс; Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 1998. – С. 21-30, 51-60.
8. *Философия и наука // Философия и методология науки: учеб. пособие для аспирантов и магистрантов / А.И. Зеленков [и др.]; под ред. А.И. Зеленкова. – Мн.: ГИУСТ БГУ, 2011. – С. 22-23.
Образовательные технологии: работа в малых группах, дискуссия.
Задание для самостоятельной работы:
ü Нарисовать схему «Формы осмысления мира в современной культуре».
Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: устный опрос (групповой или индивидуальный), доклад, реферат, участие в дискуссии, контроль самостоятельной работы студентов.