Изучение учебных интересов школьников.
Анкета.
Цель: установить характер и особенности учебных интересов и склонностей ученика.
1) Что Вас больше всего привлекает школа?
а) общение с друзьями;
б) общественная работа;
в) получение оценок;
г) узнавание нового;
д) сам процесс учения;
е) самостоятельная работа;
ж) другое ___________________________________________________
2) Какой учебный предмет кажется Вам наиболее трудным? Назовите его и, если можете, объясните, в чём заключаются трудности.
3) Какой учебный предмет наиболее Вам интересен? Назовите его и укажите, что Вас больше всего интересует в этом учебном предмете.
4) Какой из учебных предметов Вы считаете наиболее полезным для своей будущей жизни после окончания школы? Укажите, в чём его польза.
5) Какие учебные предметы, по Вашему мнению, можно было бы и не изучать и почему?
6) Какие учебные предметы, по Вашему мнению, нужно было бы включить в обучение и почему?
Анализ содержания ответов ученика позволяет установить характер его учебно-познавательных мотивов, наличие определённых склонностей и потребностей.
Изучение познавательных потребностей школьников.
Анкета.
Цель: установить интенсивность познавательных потребностей школьников.
1. Как часто Вы подолгу занимаетесь какой-нибудь умственной работой?
§ часто (5 баллов);
§ иногда (3 Балла);
§ редко (1 балл).
2. Что Вы предпочитаете делать, когда задан вопрос на сообразительность?
§ помучиться, но самому найти ответ(5);
§ когда как(3);
§ получить готовый ответ от других (1).
3. Много ли Вы читаете дополнительной литературы?
§ постоянно, много (5);
§ иногда много, иногда ничего не читаю (3);
§ мало или совсем не читаю.
4. Насколько эмоционально Вы относитесь к интересному для Вас делу, связанному с умственным трудом?
§ очень эмоционально (5);
§ когда как (3);
§ спокойно, без эмоций (1).
5. Часто ли Вы задаёте вопросы учителю?
§ часто (5);
§ иногда (3);
§ очень редко (1).
Обработка результатов: подсчитать сумму баллов каждого ученика и разделить её на 5. Полученное в результате число – это показатель интенсивности познавательных потребностей. Интенсивность можно считать сильно выраженной, если показатель больше 3,5; умеренной – если результат от 2,5 до 3,5; слабой – если результат меньше 2,5.
Изучение дружеского окружения школьника.
Анкета.
Цель: установить характер дружеских связей школьника.
1) У Вас есть круг друзей? (да, нет.)
2) Что Вас объединяет?
а) работа с техникой;
б) игра на гитаре;
в) хобби;
г) другое (допишите).
3) Кому из друзей Вы смогли бы доверить свою тайну?
4) К кому из друзей Вы обратились бы за помощью в трудную ситуацию?
5) Какие качества ценят в Вас друзья?
6) Вспомните случаи, когда Вы помогли кому-нибудь из друзей выйти из затруднительного положения или справиться с какой-либо проблемой?
7) Как Вы себя чувствуете со своими друзьями:
а) «и скучно, и грустно, и некому руку подать»;
б) «жизнь прекрасна и удивительна»;
в) «то взлёт, то посадка (падение)».
8) Каких друзей Вам хотелось бы иметь и чего Вы больше всего боитесь в дружбе?
9) Какие качества характера и поступки больше всего приветствуются в кругу Ваших друзей?
10) Как бы Вы определили группу, с которой Вы больше всего общаетесь, где чаще всего проводите свободное время?
а) мои друзья;
б) моя компания;
в) тусовка;
г) мой двор;
д) моя команда;
другой вариант (допишите).
11) Есть ли у Вас взрослые, с которыми Вы общаетесь? Кто это?
12) Возникают ли у Вас конфликты? Если «да», то, как обычно они решаются?
а) миром;
б) дракой;
в) благодаря вмешательству лидера;
г) благодаря вмешательству взрослого;
д) компромиссом части ребят.
13) Как относятся взрослые (родители, соседи) к Вашей группе?
а) доброжелательно;
б) враждебно;
в) нейтрально;
г) равнодушно;
д) запрещают общение.
14) Отметьте, какие утверждения соответствуют истине:
а) даю друзьям советы для их же пользы;
б) со мною часто советуются;
в) не могу принять важное решение без моих друзей;
г) никто не понимает меня по-настоящему;
д) мне легче принять решение самому и поставить всех в известность.
Анализ ответов школьников позволит охарактеризовать дружеское окружение ребёнка, характер дружеских связей и отношений в дружеской компании.