Оценка уровня личностного роста учащегося

Цель: Получение целостного представления о различных сторонах развития личности учащегося, определение задач его развития по заданным параметрам, оценка сформированности конкретных качеств на определённом возрастном этапе развития личности.

Характеристика «Уровня личностного роста учащегося» (УЛР) представляет собой перечень показателей (их всего 17) и уровней их проявления, выражающихся в баллах: 5,4, 3, 2, 1. В 9-11-х классах методика может быть использована и для самооценки учащихся старшего звена. При этом предлагаемые ориентиры, соответствующие 5 и 4 баллам, будут служить для воспитанников своеобразным толчком, стимулом для развития отдельных сторон характера, осознанию необходимости приложения определённых волевых усилий для самосовершенствования.

1) Для проведения анализа УЛР используется развёртка, в которой обозначены все показатели в закодированном виде (столбцы от 1 до 17). В строке проставляются «баллы» соответственно уровню проявлений по каждому показателю (в случае пограничного проявления признака возможна оценка с десятичными долями – 3,4; 4,5; 4,8 и т. д.):

Показатели                                  
Уровень проявления                                  

2) Подсчёт баллов по горизонтали даёт возможность судить об уровне личностного роста учащегося в целом (если сумму баллов разделить на количество показателей, в нашем случае – на 17, получим средний уровень личностного роста учащегося).

3) Рекомендуется работать с данной методикой на всех стадиях развития личности развития воспитанника (с момента поступления в основную школу по 11-й класс) для сопоставления оценки по каждому показателю с начальным уровнем. Так появляется возможность определения направленности личностного роста, «западающих» сфер и осуществления своевременной и необходимой коррекции.

№ п/п Содержание показателей Баллы
  Мотивация учебно-познавательной деятельности: · Учится охотно, стремиться получать прочные знания и вне школьной программы, способствует активной познавательной деятельности учащихся в классе, охотно помогает в реализации познавательных возможностей товарищей. · Учится с интересом, участвует в познавательной деятельности, не ограничивается рамками школьной программы, но под контролем педагогов и наставников или только по интересующим его предметам. · Учится под контролем педагогов и наставников, неохотно, познавательная активность крайне низкая, школьную программу знает плохо. · Не проявляет особого интереса к приобретению знаний, познавательная активность крайне низкая, школьную программу знает плохо. · Равнодушен к учению, познавательная активность отсутствует, знания образовательной программы неудовлетворительны.            
  Сформированность интеллектуальных умений (анализа, синтеза, сравнения, установления закономерностей): · Высокая, самостоятельно определяет содержание, смысл (в том числе скрытый) анализируемого, точно и ёмко обобщает, видит и осознаёт тонкие различия при сравнении, легко обнаруживает закономерные связи. · Хорошая, охотно определяет содержание, смысл анализируемого с незначительной помощью взрослых, умеет обобщать, способен найти различия в сравнении, закономерные связи обнаруживает при внешней стимуляции взрослых. · Средняя, задания, требующие анализа, синтеза, сравнения, обобщения и установления закономерных связей выполняет не всегда охотно и при соответствующей стимулирующей помощи взрослых. · Низкая, задания выполняются с организующей и направляющей помощью учителя, не может перенести освоенный способ деятельности на сходное задание, закономерные связи обнаруживает с трудом. · Очень низкая, при выполнении задания необходима обучающая помощь, предлагаемая помощь воспринимается с трудом, самостоятельный перенос освоенных способов деятельности не осуществляется, способность к установлению закономерностей практически отсутствует.                
  Степень обучаемости: · Высокая, усваивает учебный материал на уроке, свободно применяет все виды памяти, обладает высокой способностью к переключению внимания. · Хорошая, учебный материал усваивает, в основном на уроке; при необходимости использует наиболее развитые виды памяти; при желании свободно переключает внимание. · Средняя, для усвоение учебного материала необходима дополнительная домашняя проработка, использует лишь один вид памяти, способность к переключению внимания развита недостаточно. · Низкая, учебный материал усваивает плохо, память развита слабо, способность к переключению внимания практически отсутствует. · Очень низкая, учебный материал не усваивает, память не развита, способность к переключению внимания отсутствует.                
  Навыки учебного труда: · Высокие, умеет планировать и контролировать свою деятельность, организован, темп работы стабильный, высокий. · Хорошие, может планировать и контролировать свою деятельность с помощью учителя, не всегда организован, темп работы не всегда стабильно хороший. · Средние, с трудом планирует и контролирует свою деятельность, не организован, темп работы замедленный. · Низкие, не планирует свою деятельность, способность к самоконтролю развита слабо, темп работы низкий. · Очень низкие, не умеет и не хочет планировать свою деятельность, темп работы крайне низкий.            
  Результативность индивидуальных занятий: · Высокая, наблюдается постоянно возрастающий интерес, проявляется практическая инициатива. · Хорошая, интерес к занятиям стабилен, но инициатива проявляется не всегда. · Удовлетворительная, интерес к занятиям ситуативен, инициатива проявляется только по требованию наставника или учителя. · Низкая, интерес к занятиям практически отсутствует, инициатива практически не проявляется. · Очень низкая, интерес к занятиям отсутствует.          
  Уровень утомляемости: · Очень низкий, хорошо развита способность к необходимой концентрации внимания, постоянно соблюдается режим дня и питания. · Низкий, развита способность к концентрации внимания, режим дня и питания соблюдается не всегда. · Значительный, способность к концентрации внимания развита недостаточно, режим дня и питания нередко нарушается. · Достаточно высокий, способность к концентрации внимания развита очень слабо, режим дня и питания постоянно нарушается. · Высокий, способность к концентрации внимания не развита, режим дня и питания не соблюдается.          
  Целеустремлённость: · Умеет ставить перед собой цель и добиваться её осуществления, осознаёт, кем и каким хочет знать, стремиться к знаниям в сфере выбранного жизненного становления. · Может поставить перед собой цель, но не всегда добивается её осуществления, осознаёт кем и каким хочет стать, но упорства в обогащении знаниями не проявляет. · Не считает нужным ставить перед собой конкретные цели, чётко не представляет, кем и каким хочет стать, полагается на рекомендации взрослых, сверстников и воспринимает это как необходимость. · Не способен ставить перед собой цели, в выборе жизненного пути следует «за всеми», не проявляет активности в личном становлении. · Отсутствует полностью, не задумывается о дальнейшем жизненном становлении, не хочет знать, кем и каким будет.                
  Дисциплина и организованность: · Высокая, самоорганизованность, выполняет Правила внутреннего распорядка, проявляет постоянную готовность в оказании помощи другим (одноклассникам, учителям) в их соблюдении, осознаёт значение этих качеств. · Хорошая, готов оказать содействие в соблюдении Правил внутреннего распорядка по просьбе взрослых, осознаёт значение этих качеств для воспитанника. · Удовлетворительная, проявляет эти качества по указанию учителей и наставников, слабо осознаёт их значение. · Низкая, пассивен в их проявлении, характерная позиция «исполнитель по необходимости», не осознаёт их значение. · Полностью отсутствует, не считает эти качества необходимыми.  
  Коммуникабельность, степень влияния в коллектив: · Явный лидер, легко контактирует с окружающими, умеет создавать и поддерживать благоприятные, положительные отношения в коллективе, пользуется уважением среди воспитанников и взрослых. · Лидер, умеет находить контакт с окружающими, поддерживает доброжелательные отношения в коллективе, но сам редко выступает инициатором их создания, пользуется уважением среди большинства воспитанников. · Неровен в отношениях с окружающими, может стать источником межличностных конфликтов, не способен поддерживать нормальные отношения в коллективе, пользуется уважением среди небольшого количества воспитанников. · Конфликтен, часто безразличен к состоянию взаимоотношений в коллективе, уважением среди сверстников практически не пользуется. · Часто осложняет отношения в коллективе, безразличен к их состоянию, не способен к адекватному анализу ситуаций, уважением в коллективе не пользуется.            
  Соблюдение правил личной гигиены, уровень развития навыков самообслуживания: · Постоянно соблюдает и активизирует товарищей на их освоение, высокие навыки самообслуживания, не требующие контроля со стороны наставников. · Соблюдает выборочно, готов к самообслуживанию по требованию наставника. · Соблюдет неохотно, навыки самообслуживания развиты слабо, к их развитию не стремиться. · Соблюдает только под присмотром наставника, навыки самообслуживания развиты крайне слабо. · Не соблюдает, не хочет заниматься самообслуживанием.              
  Внешний вид и аккуратность: · Соответствует требованиям учебного заведения, способствует развитию этих качеств в товарищах, пропагандирует их значение. · Соответствует требованиям, способствует развитию этих качеств у одноклассников лишь по просьбе наставника. · Не всегда соответствует требованиям, не считает эти качества необходимыми. · Крайне редко соответствует требованиям, не хочет развивать в себе эти качества. · Не соответствует требованиям, высмеивает наличие этих качеств у других.          
  Интересы и увлечения: · Любит читать, проявляет постоянный и живой интерес к музыке, живописи, мировой культуре и её значению, охотно делится своими знаниями с товарищами, привлекает их к культурному просвещению. · Много читает, интересуется музыкой, с удовольствием посещает культурные центры, осознаёт значение культурного наследия, делится своими знаниями с товарищами лишь по просьбе учителя. · Читает, посещает культурные центры по рекомендации взрослых, недостаточно понимает значение культурного наследия. · Интереса к чтению не проявляет, культурные центры посещает редко и неохотно, не проявляет желания к культурному росту и совершенствованию. · Не хочет читать художественную литературу, отказывается посещать культурные центры, не проявляет интереса к своему культурному просвещению.                
  Уровень этической культуры: · Высокий, не допускающий неуважительного отношения к себе и к окружающим, соблюдает обще принятые нравственные нормы поведения, разъясняет необходимость их соблюдения среди одноклассников, обладает устойчивым иммунитетом к безнравственной и некорректной лексике. · Хороший, соблюдает общепринятую этику взаимоотношений, но инициатором её соблюдения среди сверстников не выступает, корректен. · Средний, соблюдает нормы общепринятой этики взаимоотношений под давлением взрослых, неразборчив в выборе лексики, допускает неуважительное отношение к окружающим. · Низкий, использует нецензурную лексику, часто неуважителен к окружающим, редко задумывается над необходимостью работать над собой. · Очень низкий, неуравновешен, часто использует нецензурную лексику, неуважителен и несдержан в выборе средств самовыражения.                
  Работа над вредными привычками: · Активно работает над искоренением вредных привычек, постоянно проявляет инициативу в поиске оптимальных результатов, внимательно прислушивается к взрослым и сверстникам. · Активен в искоренении вредных привычек, но в работу включается по инициативе других. · Особой активности не проявляет, в работу включается по мере необходимости и под контролем старших. · Пассивен в работе над собой, включается в неё лишь под воздействием необходимых стимулов. · Уклоняется от работы над собой, безразличен к мнению окружающих.            
  Отношение к физической культуре и спорту: · Активно участвует в занятиях спортивных секций, посещает бассейн, ежедневно занимается утренней гимнастикой, выполняет водные закаливающие процедуры, ведёт здоровый образ жизни и пропагандирует го среди сверстников, постоянно улучшает свои спортивные достижения. · Занимается в спортивной секции, посещает бассейн, занимается утренней гимнастикой, не всегда проводит закаливающие водные процедуры, пропагандирует ЗОЖ по просьбе старших, спортивные достижения нестабильны. · Активность в занятиях физкультурой ситуативна, не всегда посещает спортивную секцию и бассейн, не проявляет интереса к необходимости ЗОЖ. Безразличен к своим спортивным достижениям, не всегда делает утреннюю гимнастику, старается не выполнять закаливающие процедуры. · Пассивен в занятиях физкультурой и спортом, редко делает утреннюю гимнастику, старается не посещать бассейн, не выполняет закаливающие процедуры, уровень спортивных достижений очень низкий. · Безразличен к физической культуре и спорту, ЗОЖ, не выполняет закаливающие процедуры, не делает утреннюю гимнастику, не посещает спортивную секцию, уровень спортивных достижений очень низкий.              
  Общественная активность: · Постоянно выступает инициатором и организатором внеклассных мероприятий, проявляет активность в решении поставленных задач, стремится к вовлечению большего числа одноклассников в общественно значимые мероприятия. · Ответственно относится к порученным заданиям, но безынициативен, не старается проявлять организаторские способности без особой занятости. · Активность в делах коллектива ситуативна, организаторские способности развиты слабо, не стремится довести дело до конца, старается не участвовать в общественно значимых мероприятиях. · Пассивен. Характерная позиция – «слушатель», «наблюдатель», «зритель». · Безразличен ко всем делам коллектива и отдельных групп, часто мешает выполнению поставленных задач.              
  Исполнение должностных обязанностей: · Работает активно, инициативно, доводит до конца любое порученное дело, аккумулирует активность подчинённых. · Работает хорошо, но особой активности не проявляет. · Не проявляет интереса к порученному делу, безынициативен, не ведёт документацию, для выполнения работы необходимо давление взрослых. · Активность ситуативна, порученное дело не доводит до конца, необходим постоянный контроль со стороны взрослых. · Не выполняет своих обязанностей, к решению поставленных задач безразличен.          

Анкетный опрос родителей на первом
родительском собрании.

Такого рода анкетный опрос поможет педагогу:

v во-первых, поближе познакомиться с семьями своих воспитанников, с особенностями воспитания ребёнка в семье, с отношениями, которые складываются у него с родителями;

v во-вторых, выстроить систему родительских собраний на предстоящий учебный год, определить наиболее актуальные темы собраний, выбрать наиболее приемлемые для родителей формы их проведения;

v в-третьих, определить потенциальную помощь, которую родители могут оказать классу и школе, привлечь их к сотрудничеству с педагогами.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: