Экономико-правовое регулирование банкротства кредитных организаций

Особенности банкротства банков и кредитных организаций.

1. Экономико-правовое регулирование банкротства кредитных организаций.

2. Финансовое оздоровление кредитных организаций.

3. Временное управление кредитной организацией.

4. Реорганизация кредитной организации

5. Конкурсное производство кредитной организации

Экономико-правовое регулирование банкротства кредитных организаций.

Неэффективное управление и/или негативные внешние факторы могут привести к кризису кредитной организации, когда существующие резервы и капитальная база не могут покрыть все убытки по статьям активов. В этом случае требуются дополнительное финансирование для покрытия всех убытков кредитно-финансовой структуры, а в целом проблемы несостоятельности может быть решена, как минимум, двумя способами. Первый – ликвидация банка, при которой убытки покрываются после продажи активов и/или за счет фонда гарантирования вкладов. Второй способ – проведение рекапитализации банка. Она может быть осуществлена новыми акционерами в случае их заинтересованности в приобретении банка. Если частные инвесторы не проявляют интереса к покупке банка, государство само проводит его рекапитализацию, перенося существенную часть убытков финансово-кредитной организации на налогоплательщиков. Впоследствии государство может приватизировать реструктурированный банк для возмещения средств, потраченных на его реструктуризацию. Подобная общая схема позволяет выделить три типа банковских кризисов.

Первый тип соответствует кризису, действующему на микроэкономическом уровне, вне зависимости от величины бюджетных расходов. Яркими примерами в этом смысле являются кризисы в США (1984-1991 гг.), Швеции (1990-1993 гг.), Финляндии (1991-1994 гг.) и Франции (1991-1998 гг.). В этих случаях банкротство ограниченного числа банков не распространялось на всю финансовую систему и не вызвало крупномасштабного макроэкономического спада. В частности, открытый кризис ликвидности в Швеции вынудил Центральный банк вложить в банковскую систему значительные средства. Однако за интервенцией Центрального банка вскоре последовала четкая стабилизационная стратегия: обанкротившиеся коммерческие банки были национализированы и реструктурированы, тогда как вложения денег «повышенной эффективности» были нейтрализованы в течение последующих месяцев путем выпуска долгосрочных долговых обязательств. В итоге, несмотря на огромные финансовые ресурсы, мобилизованные для преодоления кризиса, он не оказал дестабилизирующего воздействия ни на инфляцию, ни на бюджетный сектор.

Второй тип банковского кризиса связан с гораздо более разрушительными последствиями, распространяясь на макроэкономический уровень. Опыт Чили (1981-1984 гг.), вероятно, наиболее показателен. Первоначально банковский кризис вызвал спад в 13% ВВП в 1982-1983 гг. Подавляющая часть банковской сферы была национализирована, а расходы государства на ее реструктуризацию до сих пор полностью не компенсированы. Недавний валютно-финансовый кризис в Юго-Восточной Азии (1997 г.) имеет много общих черт с более ранним чилийским опытом, по крайней мере, на государственном уровне. Воздействие кризиса на экономическую активность, доходы и безработицу весьма заметно в таких странах, как Таиланд, Южная Корея и Индонезия. Резкий спад ожидается в краткосрочной перспективе, а расходы на реструктуризацию могут составить 15-20% ВВП. Другой урок чилийского кризиса состоит в том, что политика реструктуризации финансового сектора и смягчение деструктивных последствий ограничения кредитования заметно влияет на развитие любой страны. В противовес кризису «шведского типа», азиатский кризис оказывает воздействие на потенциал экономического роста, финансовую и промышленную структуру, отношения стран Юго-Восточной Азии с внешним миром, на распределение богатства и доходов.

Макроэкономические потрясения при развертывании кризиса «чилийского типа» не вылились в полномасштабную бюджетно-финансовую дестабилизацию, ведущую к высокой инфляции, демонетизации экономики, что характерно для кризисов третьего типа.

Кроме трех основных типов банковских кризисов можно выделить ряд более конкретных форм их проявления.

Латентный кризис представляет собой ситуацию, когда значительная часть банковских институтов несостоятельна, но продолжает функционировать (в западной литературе такая ситуация характеризуется как bank distress).

Открытая форма кризиса - банковские банкротства, которым до Великой Депрессии (1929-1933 гг.) предшествовали банковские паники, выражавшиеся в массовых изъятиях вкладов из банков (bank runs). В кризисах последнего времени, главным образом, благодаря системе страхования вкладов и различным формам явных и неявных гарантий со стороны государства, «набеги» вкладчиков на банки стали редкостью. В нынешних условиях переход кризиса из скрытой в открытую форму в значительной степени предопределяется спецификой институционально-правовой базы страны и мерами со стороны Центрального банка и других регулирующих органов по отношению к проблемным банкам. В западной практике термин банковский кризис часто применяется именно к открытым формам кризиса.

Системный банковский кризис означает несостоятельность большей части банковской системы. Под несостоятельностью понимается неспособность банка выполнять условия контракта, заключенного с вкладчиками вы силу невыполнения обязательства заемщиками банка, контракта с банком, либо в результате обесценения банковских активов. При открытой форме кризиса несостоятельность выражается в прекращении банками выдачи депозитов по требованию вкладчиков. Прекращение платежей по вкладам большим числом банков – наиболее явное проявление открытого системного кризиса.

В случае частичного или локального кризиса кризис охватывает либо отдельные сектора банковской системы, либо отдельные регионы внутри страны.

Согласно закону «О Центральном Банке РФ» (ЦБ РФ) от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ целями деятельности Банка России являются, в частности, развитие и укрепление банковской системы РФ, а также осуществление надзора за деятельностью кредитных организаций. Регулировочной функции ЦБ РФ посвящена глава 10 Закона. Это предполагает, среди прочего, что Банк России обязан отслеживать финансовое состояние кредитных организаций, выявляя среди них такие, которые находятся на грани неплатежеспособности, либо уже являются неплатежеспособными.

Финансовое состояние кредитных организаций ЦБ РФ отслеживает на основании системы показателей-нормативов. В ст. 74 Закона перечисляются меры, которые ЦБ РФ может в рамках надзора применять по отношению к допускающим нарушения кредитным организациям. К данным мерам, в частности, относятся взыскание с кредитной организации штраф в размере до 1% размера оплаченного уставного капитала, но не более 1% минимального размера уставного капитала, а также требование об:

· осуществлении мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, в том числе изменения структуры ее активов;

· замене руководителей кредитной организации, перечень должностей которых указан в федеральном законодательстве;

· осуществлении реорганизации кредитной организации;

· изменении на срок до шести месяцев установленные для кредитной организации обязательные нормативы;

· введении запрета на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной ей лицензией на осуществление банковских операций, на срок до одного года, а также на открытие ею филиалов на срок до одного года;

· назначении временной администрации по управлению кредитной организацией на срок до шести месяцев. Порядок назначения и деятельности временной администрации устанавливается федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России;

· введение запрета на осуществление реорганизации кредитной организации, если в результате ее проведения возникнут основания для применения мер по предупреждению банкротства кредитной организации, предусмотренные Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» и др.

Центральное значение в системе правового регулирования процессов банкротства в российских кредитных организациях имеет Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 25.02.1999 г. № 40-ФЗ. Этот закон не только регулирует процесс признания кредитной организации банкротом и связанные с ним процедуры, но и процессы, связанные с мерами по предупреждению банкротства.

Основные преимущества ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», заключаются, в том, что этот Закон:

· признает необходимость применения ряда мер по предупреждению банкротства кредитной организации в ситуации, когда она еще не находится в состоянии неплатежеспособности (банкротства);

· содержит достаточно объемную и достаточно тщательно урегулированную систему мероприятий, направленных на предупреждение несостоятельности кредитных организаций.

Следует отметить особенности процедуры банкротства кредитной организации связанной с тем, что согласно действующему законодательству при рассмотрении арбитражным судом дел о банкротстве кредитной организации применяется только процедура конкурсного производства. При банкротстве кредитной организации наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление и мировое соглашение, предусмотренное Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» не применяются.

Закон дает определение банкротству кредитной организации как признанную арбитражным судом ее неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Кредитная организация считается неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязанности не исполнены ею в течение четырнадцати дней со дня наступления даты их исполнения и (или) если после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций стоимость ее имущества (активов) недостаточна для исполнения обязательств кредитной организации перед ее кредиторами и (или) обязанности по уплате обязательных платежей.

Особенностью банкротства кредитных организаций является то, что до применения собственно процедуры банкротства (конкурсного производства) закон о банкротстве предусматривает ряд мер, направленных на предупреждение банкротства кредитных организаций. К таким мерам относятся следующие:

1) финансовое оздоровление кредитной организации;

2) назначение временной администрации по управлению кредитной организацией;

3) реорганизация кредитной организации.

Указанные меры осуществляются в случаях, когда кредитная организация:

· не удовлетворяет неоднократно на протяжении последних шести месяцев требования кредиторов (кредитора) по денежным обязательствам (обязательству) и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в срок до трех дней со дня наступления даты их исполнения в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;

· не удовлетворяет требования кредиторов (кредитора) по денежным обязательствам (обязательству) и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие три дня с момента наступления даты их удовлетворения и (или) даты их исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;

· допускает абсолютное снижение величины собственных средств (капитала) по сравнению с их (его) максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 20% при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России;

· нарушает норматив достаточности собственных средств (капитала), установленный Банком России;

· нарушает норматив текущей ликвидности кредитной организации, установленный Банком России, в течение последнего месяца более чем на 10%;

· допускает уменьшение величины собственных средств (капитала) по итогам отчетного месяца ниже размера уставного капитала, определенного учредительными документами кредитной организации, зарегистрированными в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России. В случае возникновения указанного основания в течение первых двух лет со дня выдачи лицензии на осуществление банковских операций к кредитной организации не применяются меры по предупреждению банкротства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: