Юридическом образовании

Каждая историческая эпоха вырабатывает свою собственную модель системы образования. В основе нового выбора лежать те задачи, которые государство ставят, а личность воспринимает как перспективные с точки зрения общественного развития. Сегодня актуализировался вопрос о формировании в процессе образования определенного набора специфических субъектных (с позиции направления профессиональной подготовки) качеств, определяемых как «компетенции». Разработка новой парадигмы образования связана с тем, что, во-первых, жизнь в динамично изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; во-вторых, профессиональная деятельность в условиях поликультурного общества, выдвигающая повышенные требования к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности. Существенным ускорителем этих процессов стала информационная революция, открывающая неограниченный доступ к информации, что принципиально меняет возможности коммуникации, порождает иные возможности для принятия решений, требует критического восприятия информации, выработки собственной позиции.

Изменился и характер общественного труда, для которого стали свойственны высокий уровень специализации и кооперации, увеличение наукоемкой составляющей хозяйственной практики, что требует подготовки высокопрофессиональных специалистов, способных к самосовершенствованию в течении всей жизни и развития навыков успешной совместной работы.

Все это приводит к тому, что на смену ведущего при построении и развитии образовательных систем лозунга "Образование для жизни" приходит лозунг "Образование на протяжении всей жизни".

Эти вызовы порождают новые требования к образованию. В отличие от предыдущей «знаниевой», ориентированной на передачу определенной суммы знаний от одних членов общества другим, новая парадигма образования направлена на формирование потребностей в постоянном пополнении и обновлении знаний, совершенствовании навыков и умений, их развитии и реализации в общекультурных и профессиональных компетенциях.

Компетенции, формируемые в процессе образования являются основой компетентности, т.е. - осведомленности, авторитетности в какой-либо области профессиональной деятельности. Показателем профессионального мастерства юриста­специалиста служит его компетентность в той области юридической практики, где он работает.

Можно сказать, что компетентность - это система интеллектуального, психологического, морального и функционально-деятельного состояний специалиста, отражающих уровень приобретенных знаний, навыков, способностей их реализовать в практической деятельности с учетом опыта и информационной насыщенности.

Компетентность имеет свою структуру, элементами которой являются те основные грани или аспекты профессиональной реализации, которые характеризуют способность специалиста работ в соответствии с требованиями определенной должности или конкретного вида деятельности.

Например[23], выделяют такие стороны компетентности юриста:

1) гносеологическая сторона компетентности предполагает наличие определенных знаний, необходимых для выполнения профессионального долга, постоянное их обновление, совершенствование. Так, юрист должен следить за новейшими достижениями отечественной и зарубежной науки и практики, которые относятся к сфере его профессиональной деятельности, с тем, чтобы постоянно обогащать ими свою деятельность;

2) нормативная сторона компетентности представляет собой объем полномочий (прав и обязанностей) юриста-специалиста или должностного лица, установленных законом или уставом органа (организации);

3) функциональная сторона компетентности выражается в способности юриста действовать, выполнять свои профессиональные обязанности на основе правового опыта -личного, коллективного, территориального;

4) личностная сторона компетентности включает в себя осознание юристом своего предназначения, оценку своих профессиональных способностей, самокритичность, способность к самоанализу своих профессиональных качеств с целью преодоления негативных.

Таким образом, компетентность юриста означает наличие правовых и других специальных знаний, навыков и умений, профессионального опыта, которые приобретаются в результате профессиональной подготовки и осуществления профессиональной деятельности. Границы компетентности зависят от сферы деятельности юриста и конкретных задач, которые перед ним поставлены. Они могут изменяться, а соответствие новым компетенциям будет требовать повышения профессиональной квалификации и переподготовки (при переходе на смежный с правовым вид деятельности).

Компетенции являются тем результатом образования, который раньше недооценивали в педагогическом процессе, не доводя усвоение знаний и формирование навыков до их воплощения в практической деятельности. В настоящее время ситуация изменилась и развитие представлений о содержании компетентностного подхода в образовании привело к появлению категории "ключевых компетенций". Во многом отечественные разработки опирались на опыт европейских стран. Так, в 1996 году эксперты Совета Европы предложили в рамках «Европейского проекта образования» формировать компетенции в процессе обучения, закладывая в качестве принципов построения учебной программы, следующие позиции:

1) изучать: учитывать имеющийся опыт и извлекать из него пользу, заниматься самообучением и самообразованием, способность решать проблемы, уметь систематизировать и упорядочивать знания;

2) думать: уметь находить взаимосвязь настоящего с прошлым и будущим, критически осмысливать возникающие проблемы, высказывать аргументированно свою позицию;

3) искать: использовать разные информационные источники, проводить опрос окружающих и консультироваться у экспертов, уметь работать и классифицировать документы;

4) приниматься за дело: уметь адаптироваться в группу, команду, коллектив, подключиться к проекту и внести свой вклад, брать ответственность, уметь планировать свою работу;

5) сотрудничать: уметь работать в большом и малом коллективе, уметь
улаживать возникающие разногласия и конфликты, уметь выполнять договоренности;

6) выстоять и адаптироваться: уметь противостоять и преодолевать трудности,
находить альтернативные решения и использовать современные технологии и каналы
информации.

Достаточно подробно вопрос о ключевых компетенциях рассмотрен многими современными специалистами[24] и они активно дискутировали и по поводу используемой терминологии и по поводу смыла и содержания, отражаемого этими терминами. Например, А.В. Хуторской приводит достаточно внушительный перечень компетенций, группируя их следующим образом: ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникационные, социально-трудовые и компетенции личностного самосовершенствования[25].

Автор при этом отмечает необходимость в детализации конкретного формируемого перечень компетенций в зависимости от возрастной ступени обучения, учебного предмета и образовательный области. В соответствии с этим формирование программ, образовательных стандартов по конкретным предметам должно учитывать комплексность представляемого в них содержания образования. Согласно этому в каждой образовательной области следует точно определить необходимое и достаточное число связанных между собой реальных изучаемых объектов, формируемых при этом знаний, умений, навыков и способов деятельности, составляющих содержание определенных компетенций.

Следствием проводимых изменений в структуре и содержании российского образования стало принятие Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) третьего поколения, которые прямо предусматривают в качестве конечного результата обучения на каждом уровне подготовки и направления - освоение обучающимися общекультурных и профессиональных компетенций.

Задача формирования общекультурных компетенций выпускника вуза решается комплексно и включает в себя как общую систему организации воспитательной и внеучебной работы в вузе, так и содержание программ обучения и методика преподавания дисциплин, заложенных в программу подготовки по данному направлению, в особенности дисциплин гуманитарного социального и экономического цикла. На эти дисциплины ложится задача логического обоснования и осмысления социально культурных ценностей, которыми студент должен овладеть в процессе получения высшего профессионального образования.

Данный подход нашел отражение в «Концепции модернизации российского образования до 2010 года», которая прямо подчеркивает общую идею интегрированности воспитания в общий процесс обучения и развития, а также необходимости усиления преподавания дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию выпускников, наряду с другими мерами. Представляется интересным, что общекультурные компетенции, закрепленные в образовательных стандартах по разным направлениям подготовки, имеют относительно самостоятельных характер по отношению друг к другу. Общекультурные компетенции формулируются по-разному с учетом, как специфики профессионального направления подготовки, и приоритетов, определяемых в конкретной области профессиональной деятельности, так и уровнем высшего профессионального образования (бакалавриат, магистратура и специалитет). Содержание общекультурных компетенций по направлениям подготовки 030900.62 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр», 030900.65 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр» и 011003 Судебная экспертиза представлены в Приложении 3.

Анализ содержания общекультурных компетенций в указанных трех направлениях подготовки показывает, что несмотря на самостоятельность и независимость формулировок, можно утверждать, что общекультурные компетенции отражают нечто общее, в частности - характерное требование к выпускнику высшего учебного заведения, независимо от области профессиональной деятельности. Оно отражает социальное ожидание того, что молодой специалист, вступая в социальную жизнь, разделяет ценности, господствующие в этом обществе: патриотизм и гражданственность, высокие морально-нравственные характеристики и ценности гуманизма, обладает общей, языковой, правовой культурой.

Профессиональные компетенции будущих юристов распространяются на все виды юридической деятельности и представляют собой совокупность знаний, умений, навыков, способностей, необходимых и достаточных для разрешения правовых вопросов с учетом законодательства, сложившейся судебной практики и применения правовых норм в процессе осуществления профессиональной юридической деятельности. Процесс формирования профессиональных компетенций опирается на многообразные знания, получаемые студентами - будущими юристами, при освоении, как общих, так и юридических дисциплин.

Качество подготовки выпускника юридического факультета не может определяться только наличием у него определенного набора теоретических знаний. Он также должен быть готов к практическим действиям, выполняемым точно, быстро и сознательно на основе усвоенных знаний и имеющегося жизненного (практического) опыта, а также обладать необходимыми навыками, которые в совокупности с выработанными и закрепленными элементами функциональной грамотности, позволят ему быть адекватным в любой правовой ситуации.

При обозначении профессиональных компетенций следует представлять, какие требования предъявляет общество к выпускнику юридического вуза, и что он ожидает сам от своей профессиональной деятельности. В этом отношении важны конкретные ценностные параметры дипломированного юриста - квалифицированного специалиста, выпускника бакалавриата или магистратуры, умеющего оценить собственные профессиональные возможности и ориентироваться в нормах и этике правовых взаимоотношений, в области гражданского, уголовного, международного права, способного к самостоятельной познавательной деятельности и самоорганизации.

Ставя во главу угла формирование и развитие профессиональных компетенций будущих юристов, высшее учебное заведение должно базироваться на содержании соответствующего ФГОС. В процессе обучения студенты в соответствии со стандартом нацелены на овладение компетенциями, необходимыми для подготовки квалифицированного юриста.

Содержание профессиональных компетенций по направлениям подготовки 030900.62 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр», 030900.65 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр» и 011003 Судебная экспертиза представлены в Приложении 3.

Выпускники юридических вузов должны обладать широким спектром профессиональных компетенций. В обобщенном виде для будущих юристов их можно представить следующим образом:

в правотворческой деятельности:

- способностью разрабатывать нормативные правовые акты;

в правоприменительной деятельности:

- способностью обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права;

- способностью принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом;

- способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности;

- способностью реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности;

- способностью осуществлять сбор нормативной и фактической информации, имеющей значение для реализации правовых норм в соответствующих сферах профессиональной деятельности;

- владение навыками подготовки юридических документов;

в правоохранительной деятельности:

- готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства; уважение чести и достоинства личности;

- готовностью соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина; способность осуществлять анализ судебной и административной практики; способность выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения;

- способностью осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению;

- способностью выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению;

- способностью правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации;

в экспертно-консультационной деятельности:

- готовностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции;

- способностью толковать различные правовые акты;

- способностью давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности;

в организационно-управленческой деятельности:

- способностью принимать оптимальные управленческие решения; способность воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности;

в научно-исследовательской деятельности:

- способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права;

в педагогической деятельности:

- способностью преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне;

- способностью управлять самостоятельной работой обучающихся;

- способностью эффективно осуществлять правовое воспитание.

Следует заметить, что специфика профессиональных компетенций в специализации будущих экспертов значительно больше. Достаточно сравнить содержание соответствующих стандартов (см. Приложение 3). В современной системе высшего образования существует ряд способов сформировать у студентов компетенции. Это практические занятия, деловые игры и реальное, а не формальное прохождение практики (ознакомительной, производственной, преддипломной). Производственная практика юриста определена в качестве важного интегрирующего этапа профессиональной подготовки компетентного специалиста правовой сферы, когда студент включается в реальную правовую деятельность и участвует в выполнении конкретных юридических заданий. В процессе прохождения практик студент закрепляет и совершенствует профессиональные знания, умения и навыки, полученные в процессе теоретического обучения, а также формирует профессиональную самостоятельность, мобильность, самоконтроль и др.

Каждая из практик способствует достижению конкретных учебных задач, и позволят последовательно формировать и развивать профессиональные компетенции.

На первом этапе, в процессе ознакомительной практики, происходит формирование у студентов мотивов и ценностей профессионально-юридической деятельности, включение их в процесс профессиональной социализации. Известно, что профессиональная подготовка опирается на осознание личностных мотивов с учетом конечной цели обучения, реализации связи учебной и профессиональной деятельности.

На втором этапе, в процессе производственной практики, происходит формирование у студентов навыков организации и осуществления профессиональной юридической деятельности и развития социально-коммуникативной компетентности.

На третьем этапе, в процессе преддипломной практики, происходит углубление, систематизация и применение знаний, полученных при изучении специальных дисциплин в условиях профессиональной деятельности, применение практического опыта и проверка готовности к самостоятельной трудовой деятельности. Анализ показал, что на каждом этапе в той или иной мере формируются все компоненты профессиональной компетентности будущего юриста, и в то же время позволил принять принцип приоритета тех или иных компонентов профессиональной компетентности юриста на отдельных этапах. В качестве основных педагогических средств формирования профессиональной компетентности юриста в ходе практик предложены дневник практики, юридическая клиника, система консультаций для подготовки к практике, научно-исследовательская работа и другие формы практикоориентированной учебной деятельности.

Зачем нужно знать и понимать компетенции студенту-будущему юристу, профессионалу, специалисту? Ответ на поверхности: через индивидуально-личностный SWOT-анализ выявить и понять свои сильные и слабые компетенции (стороны), имеющиеся компетенции (возможности) и отсутствующие компетенции (потенциальные угрозы). По результатам проведенного анализа можно и нужно разработать программу по развитию и совершенствованию своих компетенций. Знание и понимание компетенций позволяет студенту на стадии обучения, а начинающему специалисту на старте своей профессиональной карьеры прежде всего усилить слабые компетенции, разработать отсутствующие компетенции и усовершенствовать имеющиеся компетенции.

Разбираться в компетенциях необходимо и сотруднику, производящему набор и работающему с персоналом компании. Он должен подобрать компетентных специалистов и организовать совершенствование компетенций.

Отсутствие тех или иных компетенций мешает добиться профессионализма. А некоторые личностные свойства и неразвитые в годы обучения профессиональные качества вообще ставят барьеры на пути к любой юридической деятельности. Из таких свойств и качеств можно выделить невнимательность и небрежность, несобранность и отсутствие целеустремленности, чрезмерную застенчивость и преувеличенную скромность, пассивность и легкую внушаемость, импульсивность и агрессивность, беспринципность и цинизм, нечестность и авантюризм, недостаточно развитый интеллект, низкую общую эрудицию, бедный словарный запас и бедную речь, неспособность быстро и грамотно перевести устную речь в письменную, отсутствие организаторских и аналитических способностей, консервативно-стереотипный подход решения профессиональных задач, грубость в общении с людьми и наслаждение властью над людьми, пробелы в профессиональных знаниях и отсутствие желания их устранить, ущербное мировоззрение и правосознание.

1.6.1. Содержание организационно-управленческих компетенций

В структуре профессиональной готовности юриста усиливается значение компетенций, которые раньше не были столь важны для успешной работы юриста, и его способности эффективно решать поставленные передним вопросы. В их число входит организационно-управленческие компетенции. Причем в некоторых видах юридической деятельности значение организационно-управленческих вопросов значительно возрастает и нередко управленческий аспект становится одним из ведущих, оказывающих существенное влияние на деятельность других лиц.

Это привело к включению в число необходимых для оценки качества подготовки выпускников юридических вузов и повышения их конкурентоспособности на рынке труда организационно-управленческих компетенций. В современном образовательном стандарте по подготовке магистров юриспруденции и специалистов по судебной экспертизе в числе видов профессиональной деятельности, к которым готовится выпускник, указана и организационно-управленческая.

Умение работать с людьми — важнейшее качество, которым должен обладать юрист. Особое значение это качество имеет для юриста, являющегося по своему должностному положению руководителем, который помимо установления официальных и межличностных контактов с представителями различных государственных органов, предприятий, учреждений должен эффективно, с учетом индивидуально-психологических особенностей подчиненных, распределять между ними обязанности, координировать и контролировать ход выполнения ими служебных заданий. Ему необходимо поддерживать в коллективе благоприятный психологический микроклимат, своевременно устранять условия, способствующие возникновению конфликтных ситуаций. Важную роль в организационно-управленческой деятельности юриста играет способность в любой конфликтной ситуации, сохраняя самообладание, принимать оп­тимальные решения организационного, тактического, психологического характера, прогнозируя их последствия.

Поэтому многим юристам, особенно управленческого звена, помимо глубоких профессиональных знаний и опыта необходимо иметь организаторские качества. Прежде всего это: умение оказывать управляющее воздействие на коллектив, сплачивать его для решения стоящих задач, мотивировать подчиненных на достижение поставленных целей, должная требовательность к ним и к самому себе; активность, инициативность, находчивость, распорядительность; смелость, решительность, настойчивость; умение выделять главное, прогнозировать последствия принимаемых решений; самостоятельность, ответственность за свои действия и поступки.

Важную роль в структуре организаторских способностей играют и другие отмеченные выше качества: коммуникативная компетентность; эмоционально-волевая устойчивость; высокий интеллект; адекватная самооценка; мотивация достижения успеха.

Напротив, качествами, существенно снижающими организаторские возможности юриста, эффективность его управленческого воздействия, являются: эмоционально-волевая неустойчивость, повышенная агрессивность, пассивность, безответственность, избыточные мнительность, тревожность.

Включение организационно-управленческих компетенция в число базовых, ставит задачу определить их содержание. Отталкиваясь от того, что объектами организационно-управленческой деятельности являются функциональные подсистемы организации, внутри которой протекают хозяйственные процессы планирования и прогнозирования, создания и реализации товарного продукта, взаимодействия с клиентами и партнерами, управления персоналом и др. Использование в работе стратегических, проектных и методических аспектов профессиональной деятельности, в том числе применение инструментария менеджмента и маркетинга, участие в разработке и реализации инновационных решений, требует специальной подготовки, дополнительных теоретических знаний и навыков практической работы.

В настоящее время не существует общепринятого перечня организационно-управленческих компетенций. Однако изучение современных подходов ряда авторов и собственный опыт педагогической деятельности, позволяет предложить следующий их перечень и соответствующее содержание:

Проектно-исследовательская компетенция – способность аналитической, прогнозной и плановой деятельности, осуществлению моделирования, экспериментирования; владение навыками проведения научных исследований (личных, индивидуальных, коллективных; умение использовать на практике результаты научных исследований; навыки определения и оценивания необходимых ресурсов; умение обновлять и актуализировать информация..

Организаторская компетенция – способность к рациональному распределению и контролю выполнения функциональных задач, координации и деловому сопровождению профессиональной деятельности, организации и осуществлению текущего учета и отчетности; способность к системному видению; навыки создания многофункциональных рабочих групп (команд); способность доверять знаниям и умениям членов рабочей группы (команды); способность управлять изменениями.

Социально-коммуникативная компетенция – способность к формированию и развитию деловых отношений внутри организации и с внешней средой; открытость в общении и навыки сотрудничества; способность моделировать деятельность рабочих групп (команд); способность работать в команде; умение выступать посредником в деловых переговорах; способность работать с нормами и традициями других стран; способность взаимодействовать со специалистами из других областей знаний; способность управлять конфликтами.

Конструктивная компетенция – способность к композиционной разработке и оптимальной реализации управленческих решений; способность к принятию решений в условиях неполной информации и неопределенности; способность к делегированию принятых решений на другие уровни управления; умение анализировать риски принимаемых управленческих решений; владение навыками экспертной оценки

Рефлексивная компетенция – способность к самостоятельной работе и обучению; навыки самообразования; способность учиться у других; способность к формализации неявных знаний; способность добиваться результата; способность к самооценке и самокритичности.

Очевидно, что процесс формирования и развития указанных компетенций длится на протяжении всей профессиональной деятельности. Процесс модернизации российского образования направлен на достижение эффективности и результативности обучения с созданием образовательных программ, способствующих формированию всех видов компетенций. Поскольку формирование компетенций возможно только в условиях реализации знаний и умений на практике, т.е. в учебном процессе, то организационно-управленческая компетентность с элементами прогнозирования, планирования, установления коммуникаций, воспитания ответственности и т.д. выступает одним из условий развития профессиональных умений выпускника, раскрывая модельные представления о содержании его предстоящей профессиональной деятельности. Это означает не только комплексное овладение знаниями, умениями и навыками, но и приобретение в процессе учебы способности нахождения для себя дальнейших путей развития, самосовершенствования.

Система учебных технологий, обеспечивающих формирование организационно-управленческой компетентности будущих юристов, основана на логике имитационного моделирования в ходе практических занятий при изучении разных дисциплин ситуаций профессиональной деятельности, которые могут возникать в реальной действительности. Например, ситуация определения миссии и видения проекта; ситуация определения стратегий и необходимых и имеющихся ресурсов для их воплощения; ситуации подбора персонала и его карьерного роста; ситуации распределения функциональных задач в текущей и перспективной практике; ситуация прогнозирования последствий принятых управленческих решений и осуществления контроля.

Критериями для оценки сформированности данного вида компетентности могут выступать: система общих и специальных знаний в области теории и практики управления, создающих основу организационно-управленческой деятельности юриста; опыт (учебный) командообразующего лидерского поведения, самостоятельность в принятии решений, умение аргументировано отстаивать выработанные позиции; способность к рефлексии, оценке результатов деятельности однокурсников и самооценке; система мотивов к самообразованию, проявлению инициативности.

В конечном счете, развитие организационно-управленческой компетентности у выпускника юридического вуза способствует формированию собственного стиля профессиональной деятельности с учетом особенностей внутренней и внешней среды ее реализации и взаимодействия с коллегами, клиентами и партнерами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: